Слайд 1Блок и революция.
Поэма «Двенадцать».
Сюжет, образы и мотивы, художественное своеобразие
Главное,
что можно сказать о поэме, это то, что она гениально передает грозовую атмосферу Октября.
В.Орлов
Слайд 2Творческая история поэмы «Двенадцать»
Слайд 3«Одно из благодеяний революции заключается в том, что она пробуждает к
жизни всего человека, если он идет к ней навстречу, она напрягает все его силы и открывает те пропасти, которые были крепко закрыты».
А. Блок.
Слайд 4«Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте Революцию!»
А.Блок. «Интеллигенция
и революция»
Слайд 5Черновики А.Блока
Поэма «Двенадцать» написана Александром Блоком в январе 1918 года. Блок,
неоднократно подчеркивающий, что его стихи рождаются из «духа музыки», что писать он может тогда и только тогда , когда слышит «музыку», услышал «звуки» времени, привел их в «гармонию», дал им форму, и на свет появилась поэма.
Слайд 6 Исторические и политические предпосылки создания поэмы
Блок в своих
стихах предчувствовал пробуждение России, приветствовал его очистительный приход, потому что жизнь настоящая была для него невозможна. Когда он завершил эту поэму в январе 1918 года, то достаточно строгий к себе записал в своём дневнике: «Сегодня я гений»
Слайд 7«Сегодня я – гений!».
«Двенадцать» – какие бы они ни были
– это лучшее,
что я написал. Потому что тогда я жил
современностью».
А. Блок (январь 1918 г.)
Слайд 856-я записная книжка поэта
3 января… К вечеру – ураган (неизменный спутник
переворотов)
8 января. Весь день – «Двенадцать».
11 января … Нет уж, не то время, не та музыка. – Музыка какая (если…желтое?).
15 января… - Мои «Двенадцать» не двигаются. Мне холодно.
22 января…толпа кричала по адресу…моему: «изменники». Не подают руки. Господа, вы никогда не знали России и никогда ее не любили! Правда глаза колет.
25 января… Думы, думы – и планы, столько, что мешает приняться за что-либо прочно. А свое бы писать (Иисус).
27 января. Двенадцать.
28 января. Двенадцать.
29 января… Сегодня я – гений.
Слайд 1012 красноармейцев, патрулирующих революционный Петербург;
12 апостолов Христа – разносчики учения Христа.
Викторов. Александр Блок. «Двенадцать».
Слайд 11Стилистика,
жанровое своеобразие поэмы
12
Слайд 12Тема: тема революционной стихии, влияющей на судьбы людей
Идея: два начала
в революции: разрушение старого и созидание нового.
Проблема:
ВРЕМЯ - ЧЕЛОВЕК- ИСТОРИЯ
проблема СВОБОДЫ
БУДУЩЕЕ РОССИИ
«Двенадцать» - поэма.
Поэма – лиро-эпический жанр, крупное стихотворное произведение с повествовательным сюжетом.
Слайд 13Жанровое своеобразие поэмы
«Двенадцать» – эпическая
поэма, как будто составленная
из отдельных
зарисовок,
картинок с натуры, быстро
сменяющих одна другую. Динамичность и хаотичность
сюжета, выразительность
эпизодов, из которых
складывается поэма, передают
неразбериху, которая царила и на
улицах, и в умах.
Слайд 14«Блок создал новую форму
эпической поэмы, и новизна
формы находилась в прямой
зависимости с
новизной
содержания.
Философия революционной эпохи,
как ее понимал Блок, была
воплощена в «Двенадцати в
совершенно новой поэтической
системе, которая нашла свое
отражение в новых ритмах, в
новой стилистике, в лексике».
Л. Дологополов
Слайд 15Близость поэмы к стихии народной поэзии подчеркивается не только ее интонационной
структурой, но и непосредственным включением в текст фольклорных жанров или стилизованных под них фрагментов.
« …Над нами повисла косматая грудь коренника, и готовы опуститься тяжелые копыта».
А. Блок «Народ и
интеллигенция».
Слайд 17Единство замысла и композиции
Внешне поэма построена в соответствии с
названием:
она состоит из двенадцати глав. Но если мы обратимся к
героям поэмы, то снова обнаружим связь с названием: в
центре событий – 12 патрулирующих красноармейцев,
которые в заключении поэмы, следуя за Христом,
ассоциируются с 12-ю апостолами.
Слайд 18Поэма написана в исключительный циклон , производит бурю во всех морях
– природы, жизни и искусства. «Двенадцать» стала произведением поистине новаторским, единственным в своем роде, построенным по принципу монтажа. Помимо голоса автора-повествователя, звучат голоса героев и голоса города, господствует стихия фольклора.
Композиционная особенность: поэма построена по принципу кольца. В первых и последних главах – городской пейзаж: ночь, зима, вьюга, людские фигуры на улицах.
Слайд 19Сходство первой и последней глав еще и в том, что обе
они построены на контрастах. Поэма начинается антитезой – «Черный вечер. Белый снег…» и антитезой завершается: «Позади- голодный пес… Впереди – Иисус Христос.» Поэма, таким образом, движется от одного полюса к другому.
Как и все в поэме, этот образ приобретает символический смысл, который воплощен и в названии, и в композиционном делении произведения на двенадцать глав.
Слайд 20Контрастность произведения
Основа содержания поэмы −
«буря» в море жизни. Строя
ее
сюжет, Блок широко
использует прием контраста:
«Черный вечер./Белый
снег…», – резкое
противопоставление двух
миров – «черного» и «белого»,
старого и нового.
Слайд 21Контрастность произведения
В январе 1918 года с Блоком произошло нечто такое, что
он сумел воплотить весь хаос, который окружал его – хаос революции, из которого, он полагал, должна родиться гармония будущего, и потому он благословил этот хаос и запечатлел его не только в словесном, но и в музыкальных образах своей поэмы..
Слайд 23Система образов
Экспозиция
Старый мир
Катька
Писатель
Поп
Паршивый пёс
Старушка
Барыня в
каракуле
Новый мир
Будущее?
Иисус Христос
12, идущие
«державным шагом»
Слайд 24
Гуляет ветер, порхает снег.
Идут двенадцать человек.
Винтовок чёрные ремни,
Кругом – огни,
огни, огни…
Слайд 25Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнем-ка пулей в святую Русь…
Слайд 26Революционный отряд
« Как пошли наши ребята
В красной гвардии служить –
В красной гвардии служить –
Буйну голову сложить!»
Слайд 28Образ красноармейцев
И опять идут двенадцать,
За плечами – ружьеца.
Слайд 29Красногвардейский патруль в Петрограде.
«…ко всему готовы, ничего не жаль…»
Слайд 30Характеристика двенадцати
2 глава – похожи на каторжников (цигарка, бубновый туз), неприятие
религии; ими движет желание найти врага
3 глава – рваное пальтишко, австрийское ружье. Разрушить все: себя, мир – главная цель.
11 глава – нет имени святого, ничего не жаль, они закалены в борьбе с врагом.
12 глава – «идут державным шагом»
Слайд 31В первой главе мы слышим
многоголосие:
«- Ох, Матушка Заступница!
Ох, большевики загонят
в гроб!..
Предатели!
Погибла Россия…
-Уж мы плакали, плакали…»
Слайд 32Старушка (символизирует обывательское сознание), Буржуй на перекрестке, оставшийся «с носом», Писатель
– вития (красноречивый оратор), говорящий вполголоса «Предатели! Погибла Россия!», Товарищ поп, Барыня в каракуле, со своими спутницами, Бродяга – «Эх, бедняга».
Слайд 33От здания к зданию
Протянут канат.
На канате – плакат:
«Вся власть Учредительному
Собранию!»
Слайд 34
В последней главе тоже раздаются реплики, но они принадлежат только
«двенадцати»:
«- Кто
еще там? Выходи!..
Кто в сугробе – выходи!..
Отвяжись ты, шелудивый, Я штыком пощекочу!..
Последняя реплика обращена к «псу голодному», который появился еще
в первой главе. Интересно, что из всех героев первой главы – старушка,
барыня в каракуле, поэт, поп, буржуй, проститутки, бродяга – только пёс
появляется в заключительной главе. Попробуем разобраться, почему.
После первой главы пес появится в девятой:
«Стоит буржуй на перекрестке
И в воротник упрятал нос.
А рядом жмется шерстью жесткой
Поджавший хвост паршивый пес».
Слайд 35Блок делает пса спутником буржуя, таким образом, можно сказать, что пес
и буржуй – это своеобразные символы старого, немузыкального мира. Однако было бы неверным ограничиться только таким истолкованием. Дело в том, что в финальной главе поэмы возникает диссонансная рифма: пес – Христос. Художественное пространство поэмы размыкается, разыгравшаяся вьюга заставляет пса потерять свои реальные очертания, и он на глазах становится фигурой воистину символической.
Слайд 36И буржуй на перекрестке
в воротник упрятал нос…
Слайд 37
Катька
– Из-за удали бедовой
В огневых её очах,
Из-за родинки пунцовой
Возле
правого плеча…
Слайд 38– А Ванька с Катькой – в кабаке…
– У ей керенки
есть в чулке!
Слайд 39Снег крутит, лихач кричит,
Ванька с Катькою летит –
Елекстрический фонарик
На оглобельках…
Ах,
ах, пади!..
Слайд 40«А Катька где? – Мертва, мертва! Простреленная голова!»
Что, Катька, рада? –
Ни гу-гу…
Лежи ты, падаль, на снегу!..
Слайд 41Образ Христа
Появление Христа, может
быть, залог будущего
света, символ лучшего,
справедливости, любви,
знак веры. Он «и от пули
невредим», и он мертвый
– «в белом венчике из
роз».
«Двенадцать стреляют в
него, пусть «невидимого».
Слайд 42Блок увидел Христа в вихре снега, вьюги, бури, символизирующим стихию жизни,
стихию революции.
Христос является воплощением того нравственного, духовного идеала, чистоты и света, к которому должны прийти в итоге двенадцать – апостолы новой веры.
Слайд 43 «Блок вовсе не «благословлял» революцию этим заимствованным атрибутом народной
веры, а лишь утверждал историческую преемственность. Революция принимала в наследство этическую веру народа!»
(А. Горелов).
«…почему Христос?»
Слайд 44Изобразительно-выразительные средства
12
Слайд 45Изобразительно-выразительные средства
Слайд 46«Мир и братство народов – вот знак, под которым проходит
русская революция. Вот о чем ревет ее поток. Вот музыка, которую имеющий уши должен слышать». А.Блок.
Слайд 47«Музыка революции»
«Слушайте музыку
революции», − призывал Блок.
В поэме и звучит
эта музыка.
Прежде всего, «музыка» у
Блока – метафора, выражение
«духа», звучание стихии
жизни.
Традиционные ямб и хорей
сочетаются с разностопными
размерами, иногда с
нерифмованным стихом.
Слайд 48В поэме звучат интонации марша.
Слышен городской романс.
Есть интонация плача.
Часто встречается частушечный
мотив.
Прямо процитирована революционная песня.
Бросаются в глаза лозунги: «Вся власть Учредительному Собранию!»
«Музыка революции»
Слайд 49Образы - символы
Ветер, вьюга, снег –
постоянные блоковские мотивы.
Символика:
цвет: «Черный вечер. /Белый снег», кровавый флаг;
число – «двенадцать»;
старый мир – «пес безродный»;
новый мир – двенадцать
красногвардейцев, образ Христа.
Слайд 50Герои поэмы
обрисованы лаконично и выразительно.
Образное сравнение: «старушка, как курица,/кой-как перемотнулась
через сугроб».
Речевая характеристика: «Предатели! Погибла Россия!/Должно быть, писатель – /Вития…».
Хлесткий эпитет и оксюморон: «А вот и долгополый – /Сторонкой за сугроб…/Что нынче невеселый,/Товарищ поп?».
Двенадцать героев составляют один отряд: «В зубах – цигарка, примят картуз, /На спину б надо бубновый туз!» – коротко и ясно – «тюрьма по ним плачет».
Подробнее показана Катька. Здесь и внешность:
«зубки блещут жемчугом», «больно ножки хороши», «толстоморденькая»,
и образ жизни: «у ей керенки есть в чулке»
Слайд 51Ветер, снег, вьюга – образы-символы не только разбушевавшейся стихии, но и
грядущих перемен.
Слайд 53Полемика:
«Своей поэму считали и красные и белые…»
«12»
«+» «-»
1. В. Соловьев 1. И. Бунин «вульгарное,
безобразное, больше ничего».
2.М. Горький 2. М. Волошин «12 распяли Христа»
«дневниковая запись
революционных дней».
3.А. Луначарский «Первое произведение о революции».
Слайд 54«Страшная мысль этих дней: не в том дело, что красногвардейцы «недостойны»
Иисуса, который идет с ними сейчас, а в том, что именно Он идет с ними, а надо, чтобы шёл Другой». (А. Блок. 20 февраля 1918г.)
«Хама грядущего победит только Христос».
Д.Мережковский.
«Двенадцать» - поэма-предупреждение.
Красногвардейцы и Христос – воплощение земного и небесного.
Иисус Христос символизирует истину, гармонию.
Христа видит только автор.
Слайд 55 3 марта 1918 года. Газета «Знамя труда» на оберточной бумаге
напечатала поэму «Двенадцать».
«Этой поэме суждено бессмертие». А.В.Луначарский.
«Поэмой зачитывались белые и красные». В.Маяковский.
Спасение мира от разрушения, обращение к общечеловеческим ценностям – одна из главных мыслей поэмы.
«Что же задумано? Перестроить все так, чтобы все стало новым, чтобы лживая, скучная наша жизнь стала справедливой, чистой и прекрасной жизнью…»
(Из статьи А. Блока)
Слайд 56Листовка с текстом поэмы, распространявшаяся в тылу белой армии в Сибири.
1919 год.