Презентация, доклад по литературе на тему Биография Лермонтова М. Ю.

Содержание

Родители М.Ю.ЛермонтоваМ.Ю.Лермонтов родился 3(15) октября 1814 г. в семье армейского капитана Юрия Петровича Лермонтова и Марии Михайловны Лермонтовой ( урожденной Арсеньевой). Юрий Петрович пленил свою богатую невесту внешней красотой и редким добродушием. Мария Михайловна вышла замуж

Слайд 1Лермонтов М.Ю.
1814 - 1841
Учитель Л.Н.Луховцева

Лермонтов М.Ю.1814 - 1841Учитель Л.Н.Луховцева

Слайд 2Родители М.Ю.Лермонтова
М.Ю.Лермонтов родился 3(15) октября 1814 г. в семье армейского капитана

Юрия Петровича Лермонтова и Марии Михайловны Лермонтовой ( урожденной Арсеньевой). Юрий Петрович пленил свою богатую невесту внешней красотой и редким добродушием. Мария Михайловна вышла замуж , несмотря на протесты своей матери.
Родители М.Ю.ЛермонтоваМ.Ю.Лермонтов родился 3(15) октября 1814 г. в семье армейского капитана Юрия Петровича Лермонтова и Марии Михайловны

Слайд 3В 1817 г. Мария Михайловна заболела скоротечной чахоткой и умерла в

возрасте 21 года, оставив своего единственного сына сиротой. «Когда я был трёх лет, то была песня, от которой я плакал…Её певала мне покойная мать»,- записал позднее Лермонтов в своём дневнике.
В 1817 г. Мария Михайловна заболела скоротечной чахоткой и умерла в возрасте 21 года, оставив своего единственного

Слайд 4Бабушка Лермонтова, Елизавета Алексеевна Арсеньева, решительно отказала Юрию Петровичу в желании

оставить сына у него, ссылаясь на бедность армейского капитана. Она увезла внука в своё имение Тарханы в Пензенской губернии.

Семейная драма наложила отпечаток на характер Лермонтова. Сердце мальчика разрывалось между доброй бабушкой и любимым отцом.

Бабушка Лермонтова, Елизавета Алексеевна Арсеньева, решительно отказала Юрию Петровичу в желании оставить сына у него, ссылаясь на

Слайд 5Тарханы

Тарханы

Слайд 6Бабушка окружила внука заботой и лаской, не жалела средств для развития

многообразных талантов мальчика, рано проснувшихся в нём. Она наняла учителей, и Лермонтов на дому получил образование, не хуже столичного. С детских лет он писал стихи, рисовал, увлекался музыкой.

В детстве Лермонтов много болел. Тяжелый ревматизм надолго приковывал мальчика к постели, приучал к задумчивости и одиночеству. Когда Лермонтову исполнилось 10 лет, бабушка увезла мальчика на Кавказ лечить ревматическую болезнь.

Бабушка окружила внука заботой и лаской, не жалела средств для развития многообразных талантов мальчика, рано проснувшихся в

Слайд 7Лермонтов, получив прекрасное домашнее образование, подготовился для поступления в Московский университетский

пансион, куда был зачислен 1 сентября 1828 года в четвёртый класс.
Лермонтов, получив прекрасное домашнее образование, подготовился для поступления в Московский университетский пансион, куда был зачислен 1 сентября

Слайд 8Лермонтов учился прилежно и был не однажды награждён призами, чем очень

годился. Выйдя из пансиона в 1830 г., он сразу же подал прошение о приёме его студентом в Московский университет.
Лермонтов учился прилежно и был не однажды награждён призами, чем очень годился. Выйдя из пансиона в 1830

Слайд 9Через год, в 1832 году, Лермонтов ушёл из университета и выехал

в Петербург. Там он поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, где также отличился, успешно выдержал экзамен при переходе в старший класс и по окончании был произведён в корнеты лейб-гвардии Гусарского полка.

портрет кисти Ф.Будкина

Через год, в 1832 году, Лермонтов ушёл из университета и выехал в Петербург. Там он поступил в

Слайд 10В 1837 году имя Лермонтова стало известно всей образованной России благодаря

стихотворению «Смерть поэта», написанному по поводу кончины А.С.Пушкина. Это стихотворение вызвало неудовольствие царского двора. Лермонтов вскоре был арестован, а потом переведён в Нижегородский драгунский полк, располагавшийся на Кавказе.
Весной 1838 г. , благодаря хлопотам бабушки, Лермонтова возвратили в гвардию, в тот же лейб-гвардейский гусарский полк.
В 1837 году имя Лермонтова стало известно всей образованной России благодаря стихотворению «Смерть поэта», написанному по поводу

Слайд 11В Петербурге Лермонтов сразу вошёл в свет, его видели во многих

аристократических домах. Он входит в пушкинский круг писателей и знакомится с Жуковским, Вяземским, Плетнёвым, Баратынским. Поэта снова отправили на Кавказ, в действующую армию. Он участвовал в боевых действиях, проявил себя исключительно храбрым и блестящим офицером, был награждён золотой саблей с надписью «За храбрость».
В Петербурге Лермонтов сразу вошёл в свет, его видели во многих аристократических домах. Он входит в пушкинский

Слайд 12В апреле 1841 г. Лермонтов пытался выйти в отставку. Не получив

положительного ответа, опять вынужден был уехать на Кавказ. Здесь произошёл конфликт Лермонтова с Мартыновым, переросший в дуэль. Лермонтов считал ссору незначительной, а примирение необходимым, но Мартынов считал по-другому.
15 июля 1841 г. состоялась дуэль. Лермонтов был убит.

«Вид Тифлиса»

«Вид Пятигорска»

В апреле 1841 г. Лермонтов пытался выйти в отставку. Не получив положительного ответа, опять вынужден был уехать

Слайд 13Бабушка обратилась к Николаю І с просьбой перевезти тело Лермонтова из

Пятигорска в Тарханы. Поэт был погребён в фамильном склепе Арсеньевых в Тарханах, где он покоится и сейчас.
Бабушка обратилась к Николаю І с просьбой перевезти тело Лермонтова из Пятигорска в Тарханы. Поэт был погребён

Слайд 14Два поэтических мира
«Нет двух поэтов столь существенно различных, как Пушкин и

Лермонтов. Пушкин – поэт внутреннего чувства души; Лермонтов – поэт беспощадной мысли, истины»
В.Г.Белинский
Два поэтических мира«Нет двух поэтов столь существенно различных, как Пушкин и Лермонтов. Пушкин – поэт внутреннего чувства

Слайд 15
«Герой нашего времени»
М. Ю. Лермонтова

«Герой нашего времени»М. Ю. Лермонтова

Слайд 16Созданием романа "Герой нашего времени" Лермонтов внес огромный вклад в развитие

русской литературы, продолжив пушкинские реалистические традиции. Как и его великий предшественник, Лермонтов обобщил в образе Печорина типичные черты молодого поколения своей эпохи, создав яркий образ человека 30-х годов XIX столетия.
Созданием романа

Слайд 17Главной проблемой романа стала судьба незаурядной человеческой личности в эпоху безвременья,

безысходность положения одаренных, умных, образованных молодых дворян.
Главной проблемой романа стала судьба незаурядной человеческой личности в эпоху безвременья, безысходность положения одаренных, умных, образованных молодых

Слайд 18Основная идея романа связана с центральным его образом — Печориным; все

подчинено задаче всестороннего и глубокого раскрытия характера этого героя. Белинский очень точно подметил своеобразие описания автором Печорина. Лермонтов, по выражению критика, изобразил "внутреннюю проблему человека", выступив глубоким психологом и художником-реалистом. Значит, Лермонтов впервые в русской литературе использовал психологический анализ как средство для раскрытия характера героя, его внутреннего мира.
Основная идея романа связана с центральным его образом — Печориным; все подчинено задаче всестороннего и глубокого раскрытия

Слайд 19Глубокое проникновение в психологию Печорина помогает лучше понять остроту социальных проблем,

поставленных в романе. Это дало основание Белинскому назвать Лермонтова "решателем важных современных вопросов".

Глубокое проникновение в психологию Печорина помогает лучше понять остроту социальных проблем, поставленных в романе. Это дало основание

Слайд 20Обращает внимание необычная композиция романа. Он состоит из отдельных произведений, в

которых нет ни единого сюжета, ни постоянных действующих лиц, ни одного рассказчика. Эти пять повестей объединены только образом главного героя — Григория Александровича Печорина. Они расположены так, что явно нарушается хронология жизни героя.
Обращает внимание необычная композиция романа. Он состоит из отдельных произведений, в которых нет ни единого сюжета, ни

Слайд 21Автору важно было показать Печорина в различной обстановке в общении с

самыми разными людьми, выбрать для описания наиболее важные, значительные эпизоды его жизни. В каждой повести автор помещает своего героя в новую среду, где он сталкивается с людьми иного общественного положения и психического склада: горцами, контрабандистами, офицерами, дворянским "водяным обществом". И каждый раз Печорин открывается читателю с новой стороны, обнаруживая новые грани характера.

Автору важно было показать Печорина в различной обстановке в общении с самыми разными людьми, выбрать для описания

Слайд 22В повести "Бэла" нас знакомит с Печориным человек, который служил с

Григорием Александровичем в крепости и был невольным свидетелем истории похищения Бэлы. Пожилой офицер искренне привязан к Печорину, близко к сердцу принимает его поступки. Он обращает внимание на внешние странности характера "тоненького прапорщика" и не может понять, как человек, легко переносящий и дождь, и холод, ходивший один на один на кабана, может вздрагивать и бледнеть от случайного стука ставни.
В повести

Слайд 23В истории с Бэлой характер Печорина представляется необычным и загадочным. Старый

офицер не может осмыслить мотивов его поведения, так как не в состоянии постичь глубины его переживаний.

В истории с Бэлой характер Печорина представляется необычным и загадочным. Старый офицер не может осмыслить мотивов его

Слайд 24В главе "Максим Максимыч", где мы видим его глазами автора-повествователя, он

уже не выступает героем какой-то истории, произносит несколько ничего не значащих фраз, но мы имеем возможность пристально вглядеться в яркую, оригинальную внешность Печорина. Зоркий, проницательный взгляд автора отмечает противоречия его облика: сочетание светлых волос и черных усов и бровей, широких плеч и бледных худых пальцев.
В главе

Слайд 25Внимание повествователя приковывает его взгляд, странность которого проявляется в том, что

глаза его не смеялись, когда он смеялся. "Это признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти", — замечает автор, приоткрывая сложность и противоречивость характера героя.

Внимание повествователя приковывает его взгляд, странность которого проявляется в том, что глаза его не смеялись, когда он

Слайд 26Понять эту неординарную натуру помогает дневник Печорина, который объединяет три последние

повести романа. Герой пишет о себе искренне и бесстрашно, не боясь выставить наружу свои слабости и пороки. В предисловии к "Журналу Печорина" автор замечает, что история души человеческой едва ли не полезнее и не любопытнее истории целого народа.
Понять эту неординарную натуру помогает дневник Печорина, который объединяет три последние повести романа. Герой пишет о себе

Слайд 27В повести "Тамань", рассказывающей о случайном столкновении героя с "мирными контрабандистами",

сложности и противоречия печоринской натуры как бы отодвигаются на задний план. Мы видим энергичного, смелого, решительного человека, который полон интереса к окружающим людям, жаждет действия, пытается разгадать тайну людей, с которыми случайно сталкивает его судьба. Но финал повести банален. Печоринское любопытство разрушило налаженную жизнь "честных контрабандистов", обрекая слепого мальчика и старуху на нищенское существование.
В повести

Слайд 28Сам Печорин с сожалением пишет в дневнике: "Как камень, брошенный в

гладкий источник, я встревожил их спокойствие". В этих словах слышатся боль и печаль от сознания того, что все действия Печорина мелки и ничтожны, лишены высокой цели, не соответствуют богатым возможностям его натуры.

Сам Печорин с сожалением пишет в дневнике:

Слайд 29Незаурядность, самобытность личности Печорина ярче всего проявляется в повести "Княжна Мери".

Достаточно прочитать его меткие, точные характеристики, данные представителям дворянского "водяного общества" Пятигорска, его оригинальные суждения, изумительные пейзажные зарисовки, чтобы понять, что он выделяется из окружающих его людей силой и независимостью характера, глубоким аналитическим умом, высокой культурой, эрудицией, развитым эстетическим чувством.
Незаурядность, самобытность личности Печорина ярче всего проявляется в повести

Слайд 30Речь Печорина полна афоризмов и парадоксов. Например, он пишет: "Ведь хуже

смерти ничего не случится — а смерти не минуешь".
Но на что же растрачивает свое душевное богатство, свои необъятные силы Печорин? На любовные похождения, интриги, стычки с Грушницким и драгунскими капитанами.

Речь Печорина полна афоризмов и парадоксов. Например, он пишет:

Слайд 31Он всегда выходит победителем, как в истории с Грушницким и Мери.

Но это не приносит ему ни радости, ни удовлетворения. Печорин чувствует и понимает несоответствие своих поступков высоким, благородным стремлениям. Это приводит героя к раздвоению личности. Он замыкается на собственных поступках и переживаниях. Нигде в его дневнике мы не встретим даже упоминания о своей родине, народе, политических проблемах современной действительности. Печорину интересен только свой собственный внутренний мир.
Он всегда выходит победителем, как в истории с Грушницким и Мери. Но это не приносит ему ни

Слайд 32

Печорин в романе совершенно одинок, так как сам отталкивает тех, кто

способен любить и понимать его. Но все-таки некоторые записи его дневника говорят о том, что ему нужен близкий человек, что он устал от одиночества. Роман Лермонтова приводит к выводу о том, что трагический разлад в душе героя вызван тем, что богатые силы его души не нашли достойного применения, что жизнь этой самобытной, неординарной натуры растрачена на пустяки и окончательно опустошена.

Печорин в романе совершенно одинок, так как сам отталкивает тех, кто способен любить и понимать его. Но

Слайд 33Таким образом, история души Печорина помогает глубже понять трагизм судьбы молодого

поколения 30-х годов XIX века, заставляет задуматься о причинах этой "болезни века" и попытаться найти выход из нравственного тупика, в который завела Россию реакция.

Таким образом, история души Печорина помогает глубже понять трагизм судьбы молодого поколения 30-х годов XIX века, заставляет

Слайд 34Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова

Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова

Слайд 35 …я в мире не оставлю брата,

И тьмой и холодом объята Душа усталая моя; Как ранний плод лишенный сока, Она увяла в бурях рока Под знойным солнцем бытия.
…я в мире не оставлю брата,

Слайд 36 Основные периоды творчества и основные мотивы лирики М. Ю.

Лермонтова.
Творчество М. Ю. Лермонтова условно принято делить на два периода:
1. до 1837 г. – ранний период;
2. 1837 – 1841 гг. – зрелый период.
Лирический герой раннего Лермонтова – поэт, сын рока с бременем трагических воспоминаний, с «печалью страстей» на челе, вечный странник, «свободы друг», «природы сын», но притом и разочарованный демон, для которого характерно уединённое самопознание.
Лирический герой раннего Лермонтова сохранил за собой - в форме многозначительных намеков и иносказаний – личную предысторию, тот груз прошлого, который даёт право судить о болезнях века изнутри, из собственного катастрофического опыта.
Его «дух мощный и гордый» (Белинский) звучит уже за чертой пережитого, вне перипитий собственной судьбы.

Основные периоды творчества и основные мотивы лирики М. Ю. Лермонтова.  Творчество М. Ю. Лермонтова

Слайд 37В лирике М.Ю. Лермонтова отчетливо прослеживаются следующие мотивы:

1) свобода и воля – центральный мотив, определяющий мятежный пафос поэзии М.Ю. Лермонтова;
2)действие и подвиг – опорные мотивы. Действие – основа существования человека. Подвиг – тот след, который он должен оставить в жизни;
3)одиночество – мотив и основная тема творчества;
4)странничество. Этот мотив обусловлен бесприютностью героя в мире устоявшихся, но уже дискредитировавших себя ценностей. Странник Лермонтова не знает надежды на возращение, его дорога бесконечна.
И даже смерть – лишь продолжение земного пути. Духовный мир странника – мир прощаний и воспоминаний;
5) изгнанничество. Изгнанник проклят, обречен на скитания. Но в то же время это проклятие – знак избранности по отношению к «толпе», к «другим»;
6)Родина;
7)память и забвение;
8) обман;
9)мщение;
10) покой;
11) земля и небо;
12) сон;
13) путь;
14) время и вечность;
15) любовь;
16) смерть;

В лирике М.Ю. Лермонтова отчетливо прослеживаются следующие мотивы:    1) свобода и воля – центральный

Слайд 38Жизнь, судьба М.Ю. Лермонтова подобны яркой комнате, на миг осветившей небосклон

российской духовной жизни тридцатых годов. Везде, где появлялся этот удивительный человек, раздавались возгласы восхищения и проклятия. Ювелирное совершенство его стихов поражало как грандиозностью замысла, так и непобедимым скепсисом, силой отрицания.
Судьба М.Ю. Лермонтова и его творчество тесно взаимосвязаны, что наложило отпечаток и на образ его лирического героя.
Лирический герой – своего рода художественный двойник автора – поэта, выступающий в качестве лица, наделённого личной судьбой, психологической отчётливостью внутреннего мира, а подчас и чертами пластической определённости ( облик, повадки, осанка).
Лермонтов – одно из удивительных явлений в литературе. Он погиб, не дожив до 27 лет, а создал такие шедевры, которые дали ему право войти в число великих писателей. А как хорошо, что гигант мировой литературы Лев Толстой признавался , что его эпопея «Война и мир» выросла из лермонтовского «Бородина». В чем суть завещания будущему таких поэтом, как Лермонтов? Прежде всего в том, что их творчество служило передовым идеям своего времени, добру, справедливости, свободе и борьбе за счастье людей. А это всегда остается главной миссией поэта. Разве Пушкин завещал не  то же самое поэтам в своем знаменитом «Памятнике»? «Как и всякий настоящий, а тем более, великий поэт, - писал И. Андроников, - Лермонтов исповедовался в своей поэзии, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю его души и понять его как поэта и человека.»
Жизнь, судьба М.Ю. Лермонтова подобны яркой комнате, на миг осветившей небосклон российской духовной жизни тридцатых годов. Везде,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть