Презентация, доклад по литературе на тему Биография М. Е. Салтыкова-Щедрина

Содержание

15 (27) января 1826 года в семье тверских помещиков Евграфа Васильевича и Ольги Михайловны Салтыковой родился шестой ребенок – сын, названный Михаилом

Слайд 1

Михаил Евграфович Салтыков - Щедрин 1826 - 1889

Михаил  Евграфович  Салтыков - Щедрин  1826 - 1889

Слайд 215 (27) января 1826 года в семье тверских помещиков Евграфа Васильевича

и Ольги Михайловны Салтыковой родился шестой ребенок – сын, названный Михаилом
15 (27) января 1826 года в семье тверских помещиков Евграфа Васильевича и Ольги Михайловны Салтыковой родился шестой

Слайд 3Богатое родовое имение отца – Пошехонье – находилось на границе двух

губерний - Ярославской и Тверской. На всю жизнь запомнились Михаилу безропотность слабохарактерного, набожного отца и крутая властность матери, ее расчетливость, суровый нрав, бесконечные угрозы и наказания, касавшиеся не только крепостных, но даже и собственных детей. Семейные отношения впоследствии нашли свое отражение в романе «Господа Головлевы».
Богатое родовое имение отца – Пошехонье – находилось на границе двух губерний - Ярославской и Тверской. На

Слайд 4Первые десять лет жизни Михаила прошли дома. Уже к шести годам

он бегло разговаривал на немецком и французском языках, умел читать и писать на них и, естественно, на русском. В 1836 году Михаил приехал в Москву и поступил в Дворянский институт. После полутора лет учебы родителям удалось перевести подростка в одно из самых престижных учебных заведений того времени – Царскосельский лицей.
Первые десять лет жизни Михаила прошли дома. Уже к шести годам он бегло разговаривал на немецком и

Слайд 5Учиться Салтыков начал рано. В возрасте семи-восьми лет он обучился русской

грамоте и вскоре пристрастился к чтению. Щедрин успешно выдержал экзамены и поступил в третий класс Московского дворянского института. Как один из лучших воспитанников дворянского института был отправлен в Царскосельский лицей, который когда-то окончил Александр Сергеевич Пушкин. В Лицее на каждом курсе объявлялся очередной продолжатель Пушкина. В своем классе им стал Салтыков.
Учиться Салтыков начал рано. В возрасте семи-восьми лет он обучился русской грамоте и вскоре пристрастился к чтению.

Слайд 6В 1844 году, после окончания Лицея, Салтыков поступает на службу в

Военное министерство. Но служба становится второстепенной по значению – на первый план выходит литература. После знакомства с В.Г. Белинским Салтыков начинает сотрудничать с журналами «Отечественные записки» и «Современник». Его первые публикации – рецензии на различные книжные новинки. Одно время М.Салтыков примыкал к известному кружку М.Петрашевского.
В 1844 году, после окончания Лицея, Салтыков поступает на службу в Военное министерство. Но служба становится второстепенной

Слайд 7После публикации первой повести критического направления Салтыков-Щедрин был сослан в Вятку.

После ссылки, через 15 лет Салтыков-Щедрин служит вице-губернатором в Рязани, а потом в Твери. В Твери он активно содействует продвижению крестьянской реформы. Он возбуждает несколько уголовных дел по фактам жестокого обращения с крестьянами, его бояться местные помещики…


Дом - музей Салтыкова - Щедрина

После публикации первой повести критического направления Салтыков-Щедрин был сослан в Вятку. После ссылки, через 15 лет Салтыков-Щедрин

Слайд 81866 г. стал вдвойне счастливым для Михаила Салтыкова: он женился на

17-летней красавице, дочери вятского губернатора Елизавете Болтиной, и вместе с ней вернулся в Петербург. Теперь его ждала служба в Министерстве внутренних дел и одновременно работа над «Пошехонской стариной». Салтыков хотел, чтобы это произведение было опубликовано в самом популярном тогда среди интеллигенции журнале «Современник». Но Н.А. Некрасов, редактор «Современника», прочитав повесть, отказался ее печатать, опасаясь преследований со стороны цензуры. «Пошехонская старина» вышла в журнале «Русский вестник» под псевдонимом Н. Щедрин. Публикация принесла писателю известность
1866 г. стал вдвойне счастливым для Михаила Салтыкова: он женился на 17-летней красавице, дочери вятского губернатора Елизавете

Слайд 9Салтыкова с повышением отправляют служить в провинцию, вице-губернатором сначала в Рязань,

а потом в Тверь. Неугомонный и справедливый человек, страстно боровшийся против взяточников и воров, отменявший телесные наказания и несправедливые приговоры, М.Салтыков быстро нажил себе врагов. Писателя «по состоянию здоровья» увольняют в отставку.
Салтыкова с повышением отправляют служить в провинцию, вице-губернатором сначала в Рязань, а потом в Тверь. Неугомонный и

Слайд 10В 1862 году он оставляет службу и переезжает в Петербург, чтобы

полностью отдаться литературному и журналистскому делу. Он печатает романы, которые стали классикой русской сатиры.


Дом писателя

В 1862 году он оставляет службу и переезжает в Петербург, чтобы полностью отдаться литературному и журналистскому делу.

Слайд 11Через два года он вновь возвращается на службу и покидает Петербург.

Салтыков получил назначение в Рязань, начальником казенной палаты. «И прекрасно, пусть едет служить да делает так, как пишет…»,- сказал Александр II при назначении. Он нигде не может сработаться с начальством и очень быстро переводится в новый город: за Рязанью последовала Тула, а менее чем через полгода – Пенза. В 1868 г. Салтыкова окончательно увольняют в отставку с повышением, в чине действительного статского советника. Так закончилась служебная карьера одного из самых странных чиновников царской России.
Через два года он вновь возвращается на службу и покидает Петербург. Салтыков получил назначение в Рязань, начальником

Слайд 12Жизнь Салтыкова-Щедрина прервалась 28 апреля 1889 года. По завещанию писателя он

был похоронен на Волковском кладбище в Петербурге, на литературных мостках рядом с могилой И.С. Тургенева. «Я люблю Россию до боли сердечной», - эти слова могли бы быть высечены на его надгробии.


Памятник М.Е. Салтыкову-Щедрину

Жизнь Салтыкова-Щедрина прервалась 28 апреля 1889 года. По завещанию писателя он был похоронен на Волковском кладбище в

Слайд 13В феврале 1869 года в «Отечественных записках» появляются первые произведения будущего

цикла «Сказок для детей изрядного возраста». В жанре сказки писатель нашел для себя возможность говорить на запретные темы. Почему Салтыков-Щедрин выбирает именно этот жанр? Во-первых, для едкой обличительной сатиры хороша аллегорическая форма. Во-вторых, любая сказка заключает в себе или откровенное назидание, или народную мудрость. В-третьих, язык сказок точен, ярок, образен, что позволяет понятно и емко донести до читателя идею произведения. «Сказки» - это своеобразный итог художественной деятельности писателя, так как они создавались на завершающем этапе жизненного и творческого пути. Всего же писатель создал 32 сказки.


"Сказки для детей изрядного возраста"

В феврале 1869 года в «Отечественных записках» появляются первые произведения будущего цикла «Сказок для детей изрядного возраста».

Слайд 14
М.Е. Салтыков-Щедрин "Как один мужик двух генералов прокормил"

М.Е. Салтыков-Щедрин

Слайд 15

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РЕЧЬ, ВЫЯВЛЯЮЩАЯ СКРЫТЫЙ СМЫСЛ ЧЕРЕЗ ИНОСКАЗАНИЕ, ПОДТЕКСТ, НЕДОСКАЗАННОСТЬ, АЛЛЕГОРИЮ.


ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РЕЧЬ,

ВЫЯВЛЯЮЩАЯ СКРЫТЫЙ СМЫСЛ ЧЕРЕЗ ИНОСКАЗАНИЕ, ПОДТЕКСТ, НЕДОСКАЗАННОСТЬ, АЛЛЕГОРИЮ.


чрезмерное преувеличение.


художественный прием, который рождается из смешения смыслового ряда, сочетания живого и неживого, человеческого и звериного, реального и фантастического.


бичевание пороков оружием смеха.

Словарная работа.

Эзопов язык -

Гипербола -

Гротеск -

Сатира -

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РЕЧЬ, ВЫЯВЛЯЮЩАЯ СКРЫТЫЙ СМЫСЛ ЧЕРЕЗ ИНОСКАЗАНИЕ, ПОДТЕКСТ, НЕДОСКАЗАННОСТЬ, АЛЛЕГОРИЮ.ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РЕЧЬ, ВЫЯВЛЯЮЩАЯ СКРЫТЫЙ СМЫСЛ ЧЕРЕЗ ИНОСКАЗАНИЕ, ПОДТЕКСТ,

Слайд 16
1) Генералы ничего не умеют и не хотят делать.
2) Глупые («ничего

не понимали»).
3) Беспомощны.
4) Бюрократы (попав на остров, размышляют: «Ежели теперь доклад написать, какая польза из этого выйдет?»).
5) По сравнению с мужиком цивилизованны (знают, что такое Вавилонская башня).
6) Люди невежественные («Даже слов никаких не знали, кроме: «Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности»).
7) Не способны думать ни о ком, кроме как о себе (когда хотели есть, чуть не съели друг друга).

1) Мужик все время занят работой.
2) Глуп в некоторых ситуациях (сам свил веревку, которой его связали).
3) Мастер на все руки.
4) В отличие от генералов обладает определенным запасом знаний (знает, как добыть огонь, как сделать силок и т.д.)
5) Генералов кормит самым лучшим, а себе почти ничего не берет («Нарвал генералам по десятку самых спелых яблоков, а себе взял одно, самое кислое»).
6) Выполняет все желания генералов, во всем им подчиняется, покорен.

Сравним генералов и мужика.

1) Генералы ничего не умеют и не хотят делать.2) Глупые («ничего не понимали»).3) Беспомощны.4) Бюрократы (попав на

Слайд 19
1) Начинается с зачина, характерного для сказки.
2) Используются словесные формулы, характерные

для сказки.
3) Два плана: реальный и фантастический.
4) Характерна разговорная речь.
5) Ограниченное число действующих лиц.
6) Происходят чудеса.
7) Близка социально-бытовой сказке, так как служит раскрытию жизненной правды, высмеивает людские пороки.


Выделим признаки сказки.

1) Начинается с зачина, характерного для сказки.2) Используются словесные формулы, характерные для сказки.3) Два плана: реальный и

Слайд 20
1) Исходная ситуация (пребывание генералов на необитаемом острове) сама по себе

реальна.
2) Словесные формулы сказки употребляются в несвойственной для них функции.
3) Есть слова, которые в сказке использоваться не могут: «примите уверение», «упразднение», «школа военных кантонистов».
4) Хотя события и происходят на острове, мы знаем, что родом генералы из Петербурга, живут там в «Подьяческой улице»


Выделим элементы реальной жизни.

1) Исходная ситуация (пребывание генералов на необитаемом острове) сама по себе реальна.2) Словесные формулы сказки употребляются в

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть