Презентация, доклад по литературе на тему Антитеза как основополагающий приём в романе Л.Н.Толстого Анна Каренина (10 класс)

«В общем строе толстовского произведения определяющую роль играет закон «сцепления противоречий». Образный ряд романа выстраивается на контрастах: языческого – христианского, рационального – эмоционального, столицы – провинции, города – деревни, господского – крестьянского…» Подтвердите данное суждение примерами

Слайд 1Урок 5
Антитеза как основополагающий приём в романе Л.Н.Толстого «Анна Каренина »


Урок 5Антитеза как основополагающий приём в романе Л.Н.Толстого «Анна Каренина »

Слайд 2 «В общем строе толстовского произведения определяющую роль играет закон «сцепления противоречий».

Образный ряд романа выстраивается на контрастах: языческого – христианского, рационального – эмоционального, столицы – провинции, города – деревни, господского – крестьянского…» Подтвердите данное суждение примерами из текста.

Образный ряд

«В общем строе толстовского произведения определяющую роль играет закон «сцепления противоречий». Образный ряд романа выстраивается на контрастах:

Слайд 3Композиция. Фабула
«Перед читателями развёртываются два романа, две истории, внешне, казалось бы,

не связанные между собой. Современники упрекали Толстого в композиционной неуравновешенности романа… В ответ на это писатель возражал: «Я горжусь, напротив, архитектурой – своды сведены так, что нельзя и заметить, где замок. И об этом я более всего старался. Связь постройки сделана не на фабуле и не на отношениях (знакомстве) лиц, а на внутренней связи». Толстой разрушает в своём романе традиционный фабульный тип связи, в основе которого единая сюжетная интрига, но сохраняет внутреннюю целостность произведения за счёт особой авторской позиции. Он, Толстой, по-прежнему творец мира, обладающий всеобщим знанием. Однако это знание раздвоилось как жизнь и смерть, «красота духовная» и «красота плотская». «Повествовательные перспективы «двух романов» противоположны по своему направлению и стилевым доминантам. Сюжетная линия Анна – Вронский ориентирована на античную культурную традицию… а линия Кити – Левин разрабатывается в русле христианской культурной традиции». «И возникла необходимость сделать выбор ». Докажите справедливость этих слов.
Композиция. Фабула«Перед читателями развёртываются два романа, две истории, внешне, казалось бы, не связанные между собой. Современники упрекали

Слайд 4Детали
«При разработке сюжетной линии неплатонической любви

для создания представления о её физической стороне Толстому оказываются необходимы… живописные детали. … Преобладающая черта в описании внешнего облика Анны – красота, но красота греховная, соблазняющая от избытка чувственной радости жизни. … Для разрушения иллюзорной притягательности неплатонической любви писатель использует контрастные переходы и противопоставления в изображении внешнего облика персонажа. … Портретная прорисовка образа Левина практически отсутствует…. Автор сосредоточивает внимание на его внешней реакции, которая проявляется в том, что он постоянно краснеет». Для чего автор так подробно описывает внешность Анны (назовите постоянные детали в её облике) и почему в описании Левина большее место занимают психологические детали, характеризующие его внутреннее состояние?
Детали     «При разработке сюжетной линии неплатонической любви для создания представления о её физической

Слайд 5Пейзаж
«Природный мир изображается Толстым как неотъемлемая часть жизни

героев. Включение в этот мир или, наоборот, отчуждение от него помогает автору прояснить внутреннее состояние персонажей. В развитии сюжетной линии Анна – Вронский природа предстаёт как стихийная и неуправляемая сила, разрушающая, но не созидающая душу. … Внешний мир в сюжетной линии Кити – Левин эмоционально созвучен настроениям персонажей». Приведите примеры наиболее значимых природных зарисовок в романе. Каково при этом состояние персонажей, включенных в пейзажное описание?
Пейзаж   «Природный мир изображается Толстым как неотъемлемая часть жизни героев. Включение в этот мир или,

Слайд 6Сравнения.
«Используя сравнения, Толстой психологически и этически обосновывает сближения сопоставляемых явлений или

ситуаций. …Сравнения становятся средством характеристики и самохарактеристики персонажей. Так, Анна во время скачек после падения Вронского сравнивается Толстым с пойманной птицей. По контрасту с этой сценой писатель сравнивает Кити с птицей, которая вьёт своё гнездо. Что хочет сказать автор, сравнивая Анну с сорванным цветком, тонущим человеком, голодным человеком, Алексея Александровича с убившимся ребёнком, прыгающим, чтобы заглушить свою боль, Вронского с голодным животным?
Сравнения.	«Используя сравнения, Толстой психологически и этически обосновывает сближения сопоставляемых явлений или ситуаций. …Сравнения становятся средством характеристики и

Слайд 7Оксюмороны. Эпитеты.
«Сопоставительно – противительные конструкции могут иметь характер оксюморона («Весь

ужас метели показался ей ещё более прекрасен теперь»; « Этот прекрасный ребёнок внушал ему только чувство гадливости и жалости». «Слово Толстого нередко достигает вершин изобразительности благодаря поэтической сгущенности, благодаря такой неожиданной ёмкости определений, какие встречаются только у величайших стихотворцев» (Днепров В. Изобразительная сила толстовской прозы // В мире Толстого. М., 1978. с.80.). Эту мысль наглядно иллюстрируют характерно толстовские эпитеты». В приведённых отрывках найдите «контрастно сопоставленные или парадоксально сближенные ряды однородных эпитетов, которые создают многоаспектный образ и выражают авторскую оценку персонажа или события.

« То, что для Анны было невозможною, ужасною, и тем более обворожительною мечтою счастия, - это желание было удовлетворено». « Светлая и задумчивая, вся исполненная изящной и сложной внутренней, чуждой Левину жизни, она смотрела через него на зарю восхода. <…> Это была Кити». Кити «была испуганная, робкая, пристыжённая и оттого ещё более прелестная». «Но не только холодный, злой взгляд человека, преследуемого и ожесточённого блеснул в его глазах, когда он говорил эти нежные слова».
Оксюмороны. Эпитеты. 	«Сопоставительно – противительные конструкции могут иметь характер оксюморона («Весь ужас метели показался ей ещё более

Слайд 8 Символ.
«Художественное изображение страсти и философское постижение

истины соотнесены Толстым с разработкой мотивов мрака и света. Их соотношение как обозначение света – символа жизни и темноты (мрака) – символа смерти становится сквозным поэтическим образом, организующим повествование в романе «Анна Каренина». Мотив темноты, мрака, разгула стихии становится важнейшим в развитии сюжетной линии Анна – Вронский. … Доминирующий мотив в изображении платонической любви Левина – Кити – обретённый свет, истина.» Каково художественное значение горящей или гаснущей свечи в понимании образов Анны и Левина?
Символ.    «Художественное изображение страсти и философское постижение истины соотнесены Толстым с разработкой

Слайд 9Внутренние монологи
«Толстому не было присуще представление о

целостности человеческого Я. Он показывает сложность сознания, несводимого к непротиворечивому целому. … Наиболее очевидно ощущение раздвоения, утраты целостности Я передают внутренние монологи Анны Карениной», в коих «конструкции противопоставления выражают внутреннюю раздвоенность персонажа». Но «если чувственное познание (сюжетная линия Анна – Вронский) сопряжено с выражением и передачей ощущений героини, то духовное осмысление мира (сюжетная линия Кити – Левин), совершаемое Константином Левиным, ориентированно преимущественно на передачу мыслительной работы. … Внутренние монологи Левина демонстрируют стремление рационализировать чувство. … Алогический, синтаксически не упорядоченный строй внутренних монологов, присущий Анне Карениной, сменяется при разработке образа Константина Левина внутренним монологом логического типа…» Сравните предсмертный монолог Анны Карениной (ч. 7, гл. XXX: «Моя любовь всё делается страстнее… и я выхожу замуж за Вронского») и финальный монолог Левина (ч. 8, гл.XIX: «Это новое чувство не изменило меня… который я властен вложить в неё!»). Как наличие – отсутствие логики в размышлениях героев отражается в синтаксическом строе предложений?
Внутренние монологи    «Толстому не было присуще представление о целостности человеческого Я. Он показывает сложность

Слайд 10Анафоры. Антонимы.
«Для стиля Толстого характерны анафорические конструкции. Они позволяют писателю

на минимальном пространстве текста дать максимально полное представление о состоянии персонажа (например, описание переживаний Левина во время встречи с братом Николаем). … Части текста противополагаются друг другу как абстрактное знание и конкретное видение. … Необъяснимые душевные порывы толстой стремится прояснить с помощью антонимов. Они служат для уточнения мысли, состояния, ощущения, показывая их динамику». Проанализируйте эпизод из главы «Смерть» (ч. 5, гл. XX), найдите в нём анафоры, антонимы, лексические повторы и объясните смысл их включения в текст.
Анафоры. Антонимы. 	«Для стиля Толстого характерны анафорические конструкции. Они позволяют писателю на минимальном пространстве текста дать максимально

Слайд 11Текст для анализа (ч. III, гл. XII)
Перед утренней зарёй всё

затихло. Слышались только ночные звуки неумлокаемых в болоте лягушек и лошадей, фыркавших по лугу в поднявшемся пред утром тумане. Очнувшись, Левин встал с копны и, оглядев звёзды, понял, что прошла ночь.
«Ну, так что же я сделаю? Как я сделаю это?» - сказал он себе, стараясь выразить для самого себя всё то, что он передумал и перечувствовал в эту короткую ночь. Всё, что он передумал и перечувствовал, разделялось на три отдельные хода мысли. Один – это было отречение от своей старой жизни, от своих бесполезных знаний, от своего ни к чему не нужного образования. Это отреченье доставляло ему наслажденье и было для него легко и просто. Другие мысли и представления касались той жизни, которою он желал жить теперь. Простоту, чистоту, законность этой жизни он ясно чувствовал и был убеждён, что он найдёт в ней то удовлетворение, успокоение и достоинство, отсутствие которых он так болезненно чувствовал. Но третий ряд мыслей вертелся на вопрос о том, как сделать этот переход от старой жизни к новой. И тут ничего ясного ему не представлялось. … Впрочем, я не спал всю ночь, и я не могу дать себе ясного отчёта, - сказал он себе. – Я уясню после. Одно верно, что эта ночь решила мою судьбу. Все мои прежние мечты семейной жизни вздор, не то, - сказал он себе. – Всё это гораздо проще и лучше…»
«Как красиво! – подумал он, глядя на странную, точно перламутровую раковину из белых барашков-облачков, остановившуюся над самою головою его на середине неба. – Как всё прелестно в эту прелестную ночь! И когда успела образоваться эта раковина? Недавно я смотрел на небо, и на нём ничего не было – только две белые полосы. Да, вот так-то незаметно изменились и мои взгляды на жизнь!»

Найти в данном тексте разные уровни реализации приёма антитезы, объясни значение использования этих приёмов в тексте.

Текст для анализа (ч. III, гл. XII) 	Перед утренней зарёй всё затихло. Слышались только ночные звуки неумлокаемых

Слайд 12Эпиграф
« В индивидуальном стиле Толстого обнаруживается стремление к обладанию миром в

его целостности и противоречивости, что предопределило использование основного конструктивного закона этого мира – закона сцепления противоречий», который «организует все уровни произведения – от сюжетно-композиционного до лексико-синтаксического».

Лученецкая-Бурдина И.Ю.
Эпиграф	« В индивидуальном стиле Толстого обнаруживается стремление к обладанию миром в его целостности и противоречивости, что предопределило

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть