Презентация, доклад по литературе на тему: Анализ лирического произведения

План анализа лирического произведения1. Обратите внимание на дату написания стихотворения, вспомните события, которые происходили в жизни автора в это время.2. Определите, в каком жанре написано стихотворение: монолог, исповедь, послание, завещание, элегия, сонет, баллада и др.Рассмотрите идейное

Слайд 1Анализ лирического произведения
Подготовила:
Понеделко Н.И., учитель русского языка и литературы
Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение
Скородумовская средняя общеобразовательная школа Каменского района Ростовской области
Анализ лирического произведенияПодготовила: Понеделко Н.И., учитель русского языка и литературыМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Скородумовская средняя общеобразовательная школа

Слайд 2План анализа лирического произведения
1. Обратите внимание на дату написания стихотворения, вспомните

события, которые происходили в жизни автора в это время.
2. Определите, в каком жанре написано стихотворение: монолог, исповедь, послание, завещание, элегия, сонет, баллада и др.
Рассмотрите идейное содержание произведения:
ведущая тема
основная мысль
эмоциональная окраска чувства
внешние впечатления и внутренняя реакция на него
средства и способы выражения авторского чувства
План анализа лирического произведения1. Обратите внимание на дату написания стихотворения, вспомните события, которые происходили в жизни автора

Слайд 3Структура стихотворения
Основные образы
Изобразительные средства: эпитеты, метафоры, сравнения, гиперболы, олицетворения (привести примеры,

определить их роль)
Речевые особенности с точки зрения интонационно – синтаксических фигур: повтор, антитеза, инверсия, анафора, эпифора, (привести примеры, определить их роль в тексте)
Стихотворный размер, рифма
Звукопись: аллитерация, ассонанс
Строфика: двустишие, трёхстишие, пятистишие,
катрен, октава, сонет
7. Синтаксическая структура стихотворения
Структура стихотворенияОсновные образыИзобразительные средства: эпитеты, метафоры, сравнения, гиперболы, олицетворения (привести примеры, определить их роль)Речевые особенности с точки

Слайд 4 Внимание!
Излагая содержание каждой части, покажи чувства, мысли лирического героя,

выдели ключевые слова.
Расскажи, какое впечатление произвело на тебя это стихотворение, какие мысли и чувства оно вызвало.
Внимание!Излагая содержание каждой части, покажи чувства, мысли лирического героя, выдели ключевые слова.Расскажи, какое впечатление произвело

Слайд 5Тема – объект художественного изображения, круг событий, явлений, предметов действительности, отображаемых

в произведении и скреплённых авторским замыслом

Часто тема заявлена в названии: «Буря», «Зимний вечер».
Иногда название имеет символическое звучание («Парус»). В этих случаях тема шире заголовка. Если названия нет, выделите ключевые слова (слова, максимально насыщенные информацией)

Тема – объект художественного изображения, круг событий, явлений, предметов действительности, отображаемых в произведении и скреплённых авторским замысломЧасто

Слайд 6Идея – главная мысль художественного произведения, выражающая отношение автора к действительности.

Передаётся всей художественной структурой произведения, единством и взаимодействием всех его содержательных и формальных компонентов.

В идее отражается авторское восприятие: мысли, эмоциональный порыв. Чтобы определить идею задайте себе вопросы: зачем поэту понадобилось обратиться к этой теме, что он хочет сказать читателям, что нового открыли вы для себя?

Идея – главная мысль художественного произведения, выражающая отношение автора к действительности. Передаётся всей художественной структурой произведения, единством

Слайд 7Конфликт –противоборство, противоречие между изображёнными в художественном произведении действующими силами: характерами,

характерами и обстоятельствами. Составляет ядро темы, раскрывается в сюжете и композиции.

Если в лирическом произведении присутствует конфликт, то отдельные образы противопоставлены друг другу.

Тема, идея, конфликт, сюжет существуют в его словесной ткани, в его образной системе, которая всегда индивидуальна, поэтому одна и та же тема или идея могут находить совершенно непохожее художественное решение

Конфликт –противоборство, противоречие между изображёнными в художественном произведении действующими силами: характерами, характерами и обстоятельствами. Составляет ядро темы,

Слайд 8Жанр - исторически складывающийся и развивающийся тип художественного произведения, который определяется

на основе принадлежности произведения к тому или иному литературному роду.

Элегия – лирический жанр, в котором выражаются преимущественно философские размышления, грустные раздумья, тоска

Послание –лирическое произведение в форме письма к реальному или фиктивному лицу или группе лиц

Сонет – стихотворение из 14 стихов, построенное по строгой строфической схеме: два четверостишия и два трёхстишия, чередование рифм абба - абба-ввг-дгд

Жанр - исторически складывающийся и развивающийся тип художественного произведения, который определяется на основе принадлежности произведения к тому

Слайд 9Стихотворный размер – способ организации стиха. Определяется числом слогов, ударений, а

также метром и числом стоп.

Хорей – 1- 3 – 5 - 7
Ямб - 2- 4 - 6 - 8
Дактиль - 1- 4 – 7 - 10
Амфибрахий – 2 – 5 – 8 - 11
Анапест – 3 – 6 – 9 - 12

Стихотворный размер – способ организации стиха. Определяется числом слогов, ударений, а также метром и числом стоп.Хорей –

Слайд 10Тропы – обороты речи, в которых слова и выражения употребляются в

переносном значении

Метафора – перенос наименования, основанный на сходстве вещей по форме, цвету, характеру

Эпитет –образное определение

Метонимия - перенос названия, при котором само понятие заменяется другим

Синекдоха –перенос, при котором, называя часть, имеют в виду целое

Товарищ, верь: взойдёт она,
Звезда пленительного счастья…

Янтарь на трубках Цареграда,
Фарфор и бронза на столе …

И гордый сын славян, и финн…

Мне грустно и легко; печаль моя светла, Печаль моя полна тобой

Тропы – обороты речи, в которых слова и выражения употребляются в переносном значенииМетафора – перенос наименования, основанный

Слайд 11Стилистические фигуры - особое построение речи, усиливающее выразительность художественного слова
Антитеза -

резкое противопоставле
ние предметов, явлений

Градация –расположение близких по значению слов в порядке повышения их смысловой значимости

Параллелизм –сопоставление двух явлений путём параллельного их изображения

Инверсия –своеобразная расстановка слов, нарушающая порядок в предложении

Стилистические фигуры - особое построение речи, усиливающее выразительность художественного словаАнтитеза - резкое противопоставление предметов, явленийГрадация –расположение близких

Слайд 12Литература
Справочные материалы: Книга для учащихся/С.В. Тураев, Л.И. Тимофеев и др.

– М.: Просвещение, 1998
Скоркина Н.М. Анализ лирического произведения в старших класса. – Волгоград: Издательство «Учитель - АСТ», 2002
Литература Справочные материалы: Книга для учащихся/С.В. Тураев, Л.И. Тимофеев и др. – М.: Просвещение, 1998Скоркина Н.М. Анализ

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть