Презентация, доклад по литературе на тему Анализ художественного произведения (8кл- 9 кл)

Содержание

Выходные данные произведения Автор, название, время появления, история создания, место в творчестве писателя, прототипы.Место произведения в литературном контексте эпохи: направление, метод; как принято было произведение.

Слайд 1План анализа художественного (прозаического) произведения.

План анализа  художественного  (прозаического) произведения.

Слайд 2Выходные данные произведения

Автор, название, время появления, история создания, место в творчестве

писателя, прототипы.
Место произведения в литературном контексте эпохи: направление, метод; как принято было произведение.

Выходные данные произведения Автор, название, время появления, история создания, место в творчестве писателя, прототипы.Место произведения в литературном

Слайд 3Идейно-тематическая оценка произведения.
Структура содержания.
Тема, главная проблема и мысль.
Идея как авторское отношение

к изображаемому.


Идейно-тематическая оценка произведения. Структура содержания.Тема, главная проблема и мысль.Идея как авторское отношение к изображаемому.

Слайд 4Основные герои, их портреты и характеры.
характеры, взаимоотношения между персонажами
типичность (уникальность)

персонажей.
Портрет
Художественные детали
Основные герои, их портреты и характеры. характеры, взаимоотношения между персонажами типичность (уникальность) персонажей. ПортретХудожественные детали

Слайд 5Специфика сюжета
Количество сюжетных линий;
экспозиция - условия и обстоятельства, которые привели

к возникновению конфликта;
завязка - начало или проявление и обострение конфликта;
развитие действия;
кульминация;
развязка;
эпилог.
Не все элементы могут присутствовать

Специфика сюжета Количество сюжетных линий;экспозиция - условия и обстоятельства, которые привели к возникновению конфликта;завязка - начало или

Слайд 6Композиция:

последовательность и взаимосвязанность всех частей произведения (разделов, эпизодов, сцен, вводных

эпизодов, лирических отступлений, картин, образов), разворачивание действий и группирование и расстановка персонажей;
способы компоновки художественного мира: портрет, пейзаж, интерьер, лирическое отступление;
способы изображения: рассказ, повествование, описание, монолог, внутренний монолог, диалог, реплика, ремарка;
точки зрения субъектов художественного произведения: автора, рассказчика, повествователя, персонажей;
придерживается автор или нет причинно-следственной зависимости.

Композиция:  последовательность и взаимосвязанность всех частей произведения (разделов, эпизодов, сцен, вводных эпизодов, лирических отступлений, картин, образов),

Слайд 7Особенности моделирования реального мира.
Время и пространство в произведении (временные периоды, скорость

течения времени, пейзаж, интерьер).
Характер изображения истории и современности.

Особенности моделирования реального мира. Время и пространство в произведении (временные периоды, скорость течения времени, пейзаж, интерьер).Характер изображения

Слайд 81.Авторская позиция в произведении.
2. Жанрово-родовая принадлежность, художественный метод и стиль.

3. Средства

художественной выразительности (тропы и фигуры речи, лексика)
1.Авторская позиция в произведении. 2. Жанрово-родовая принадлежность, художественный метод и стиль.3. Средства художественной выразительности (тропы и фигуры

Слайд 9Пример анализа прозаического текста. Рассказ И.С. Тургенева «Свидание» (из цикла «Записки охотника»

Пример анализа прозаического текста.   Рассказ И.С. Тургенева «Свидание» (из цикла «Записки охотника»

Слайд 10История создания и место рассказа в творчестве Тургенева
Рассказ «Свидание» относится к

циклу рассказов «Записки охотника», написанных в разное время, но объединённых тематикой, идеями, жанром, стилем и персонажем рассказчика. Этот рассказ был впервые издан в 1850 году в журнале «Современник».

История создания и место рассказа в творчестве ТургеневаРассказ «Свидание» относится к циклу рассказов «Записки охотника», написанных в

Слайд 11Фабула
Фабула рассказа состоит в том, что рассказчик, будучи на

охоте, становится свидетелем свидания Виктора и Акулины в лесу. Виктор объявляет о своём скором отъезде с молодым господином из деревни. Девушка чувствует себя ненужной любимому человеку, униженной и одинокой. Жестокий юноша цинично равнодушен к её страданиям. Он уходит не попрощавшись, бросив рыдающую Акулину, ничком лежащую на траве. Появление Охотника спугнуло девушку. Она стремительно скрывается в чаще, оставив на поляне букетик васильков. Охотник бережно подбирает цветы и хранит их.

Фабула  Фабула рассказа состоит в том, что рассказчик, будучи на охоте, становится свидетелем свидания Виктора и

Слайд 12Тематика и проблематика.
объект повествования – развязка любовных взаимоотношений двух внутренне

разных людей, их различное понимание ситуации. Основной мотив – вечные человеческие взаимоотношения, верность и легкомыслие, глубина чувств и поверхностность.
Проблематику определяет отношение автора к описываемому. Один из важных элементов проблематики рассказа – противопоставление крестьян-земледельцев и дворни.
Эта тема звучит и в других рассказах цикла. Общественный конфликт этих двух сословий отразился в этом рассказе на личном конфликте двух героев – крестьянки и дворового.

Тематика и проблематика.  объект повествования – развязка любовных взаимоотношений двух внутренне разных людей, их различное понимание

Слайд 13Сюжет и композиция
Сюжет рассказа «Свидание» построен по классической схеме: экспозиция, завязка,

развитие событий, кульминация, развязка и эпилог.
Экспозиция рассказа предлагает читателю проникнуться великолепными осенними пейзажами средней полосы России. На фоне природы, на лесной поляне происходит завязка основной сюжетной линии – встреча вдух главных героев. По мере развития беседы выясняется история их взаимоотношений, возникает конфликтная ситуация.

Сюжет и композицияСюжет рассказа «Свидание» построен по классической схеме: экспозиция, завязка, развитие событий, кульминация, развязка и эпилог.

Слайд 14 Кульминационный момент – когда два персонажа не могут больше

находиться друг с другом. Эмоциональное напряжение доходит до высшей точки, и герои расстаются. У этой сюжетной линии открытый финал, события прерываются в кульминационной точке. Но этим сюжет рассказа не исчерпывается. 

Кульминационный момент – когда два персонажа не могут больше находиться друг с другом. Эмоциональное напряжение

Слайд 15 Неизбежность расставания из-за отъезда Виктора послужила толчком для обнаружения

глубокого конфликта: один из героев не придаёт, да и не придавал ранее большого значения их взаимоотношениям, в то время как для другого в этом вся жизнь; девушка полностью полагается на своего возлюбленного, посвящает ему всю себя и, вероятно, возлагает надежды. Она не позволяет себе усомниться, что для него это столь же важно. И когда очевидное равнодушие юноши нельзя более скрывать от самой себя, девушка смиренно просит одного – понимания, однако и на это не способен ограниченный и самовлюблённый лакей.

Неизбежность расставания из-за отъезда Виктора послужила толчком для обнаружения глубокого конфликта: один из героев не

Слайд 16Другая, побочная сюжетная линия
взаимоотношения рассказчика и девушки. Строго говоря, эти

взаимоотношения больше воображаемые со стороны автора. Персонажи не знакомы, не разговаривали друг с другом. Их встреча была случайна.
. Однако эта встреча оказала большое впечатление на охотника, он думал о ней и вспоминал девушку спустя несколько лет. Охотник настолько сочувствует героине своего рассказа, что берёт на себя то, чего ожидала Акулина от Виктора – понимание и сострадание.
Другая, побочная сюжетная линия взаимоотношения рассказчика и девушки. Строго говоря, эти взаимоотношения больше воображаемые со стороны автора.

Слайд 17Акулина
Этот образ составляет идейный и композионный центр. Автор обращает внимание не

только на черты внешнего облика, но прибегая к описанию мимики, жестов и поз.
Волосы причесаны по- крестьянски – «расходятся двумя полукругами из-под узкой алой повязки». Кожа тонкая, красиво загорелая. Далее упоминаются высокие брови, длинные ресницы, причем воображение рассказчика рисует глаза девушки прежде, чем он их увидел.
Простой крестьянский костюм выглядит на девушке опрятно и даже элегантно. Это чистая белая рубаха, оттеняющая благородный цвет кожи, и клетчатая юбка. Единственное украшение – крупные желтые бусы. 
«не совсем мужичка»

АкулинаЭтот образ составляет идейный и композионный центр. Автор обращает внимание не только на черты внешнего облика, но

Слайд 18Виктор
приход Виктора описывается в динамике.
этот тип не производит приятного впечатления.


Это «избалованный камердинер молодого, богатого барина»
попытки Виктора придать своему костюму лоск лишь выставляют напоказ неприятные черты: воротнички подпирают уши, накрахмаленные рукавчики и особенно золотые и серебряные кольца привлекают внимание к некрасивым красным кривым пальцам
Глазки крошечные, молочно-серые, вместо усов – отвратительные желтые волосики на толстой верхней губе. Лицо румяное, свежее, нахальное, с очень узким лбом (густые, туго завитые волосы, начинаются «почти у самых бровей»
Персонаж выговаривает слова небрежно, несколько в нос
Викторприход Виктора описывается в динамике. этот тип не производит приятного впечатления. Это «избалованный камердинер молодого, богатого барина»попытки

Слайд 19Охотник
В рассказе он является повествователем, свидетелем событий, а одновременно и судьей

описываемого, давая оценку и частично делая выводы.

наблюдательный, остроумный, критически мыслящий человек, по социальному положению помещик; он не только страстно увлекается охотой, но ценит и знает природу и, что самое главное, интересуется жизнью людей, которых встречает.

Охотник старается обращать внимание на характер каждого, не взирая на сословную принадлежность, но учитывая условия быта своих героев.

ОхотникВ рассказе он является повествователем, свидетелем событий, а одновременно и судьей описываемого, давая оценку и частично делая

Слайд 20Речь героев
Монолог повествователя перемежается диалогами, в отступлениях от фабулы выражается отношение

автора к описываемому.
В прямой речи сохраняются особенности говорящего, определяющие социальную принадлежность и занятие.
Речь Акулины плавная, благозвучная, насыщенная эпитетами, вместе с тем простая и достаточно грамотная. Она соответствует образу «пастушки», несколько идеализированной крестьянки.
Речь Виктора выдаёт принадлежность к дворне. В ней присутствует налёт искусственности: слегка неуклюжий синтаксис («на службу поступить желает» - характерный неуместный обратный порядок слов), отрывистость, избыточные вводные слова («так сказать») присутствие стилистически неуместной лексики (образование), ещё и искажённой («обчество»).
Речь повествователя ведётся от первого лица. По красочности описания природы можно отличить завзятого охотника, а меткие характеристики персонажей и подбор художественных деталей выдаёт наблюдательного и опытного психолога. Речь отличается художественностью и богатством лексики.

Речь героевМонолог повествователя перемежается диалогами, в отступлениях от фабулы выражается отношение автора к описываемому. В прямой речи

Слайд 21Художественные детали
Букет
Это очень важный символ для всего произведения. каждый элемент букета

имеет собственное значение
Если рассматривать цветовую гамму, то пестрые желтые, белые, фиолетовые цветочки служат обрамлением для более крупных темных васильков,  бережно приготовленных заранее для любимого, отвергнутых им и подобранных и сохраненных рассказчиком.
В аллегорическом смысле это все лучшие чувства и мысли, посвященные девушкой своему избраннику, также  поруганные, но поразившие случайного очевидца и зарисованные им на страницах своих записок.
Художественные деталиБукетЭто очень важный символ для всего произведения. каждый элемент букета имеет собственное значениеЕсли рассматривать цветовую гамму,

Слайд 22Лорнет
является атрибутом  Виктора, другого персонажа, несимпатичного рассказчику. В обстановке природного интерьера,

быта простых людей, этот предмет выделяется неуместностью, бесполезностью. Также и его хозяин-лакей диссонирует с обстановкой своим внешним видом, манерами и бесполезной ролью в жизни.

Лорнетявляется атрибутом  Виктора, другого персонажа, несимпатичного рассказчику. В обстановке природного интерьера, быта простых людей, этот предмет выделяется

Слайд 23Пейзаж
Время года – осень – традиционно символизирует в литературе заключительную

фазу. В контексте сюжета это – конец взаимоотношений двух главных персонажей.
настроение осени – упадок, грусть, тревога – соответствуют настроению описываемых в рассказе событий.
Противопоставление осиновой и берёзовой рощи соответствуют противопоставлению характеров главных героев. Симпатия рассказчика к характеру девушки проецируется на предпочтение, отданное берёзке, любование этим деревом. В то же время неприязнь к Виктору отражается на отношении к осине
Пейзаж Время года – осень – традиционно символизирует в литературе заключительную фазу. В контексте сюжета это –

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть