Презентация, доклад по литературе на тему: Ах, война, война…болеть нам ею – не переболеть… ( Человек и война) Рассказ В.Маканина Кавказский пленный

Содержание

Сегодня, когда размываются и теряют очертания прежде ясные характеристики русского народа, возможно, именно великая русская литература, одна только она, и является действительным паспортом нации.

Слайд 1«Ах, война, война…болеть нам ею – не переболеть…» ( Человек и

война) Рассказ В.Маканина «Кавказский пленный»


Подготовила презентацию: учитель МБОУ « СОШ № 40» Ломакина Н.В.


«Ах, война, война…болеть нам ею – не переболеть…» ( Человек и война) Рассказ В.Маканина «Кавказский пленный»Подготовила презентацию:

Слайд 2Сегодня, когда размываются и теряют очертания прежде ясные характеристики русского народа,

возможно, именно великая русская литература, одна только она, и является действительным паспортом нации.
Л.И.Бородин
Сегодня, когда размываются и теряют очертания прежде ясные характеристики русского народа, возможно, именно великая русская литература, одна

Слайд 3Цель занятия : познакомить обучающихся с творчеством В.С.Маканина, его рассказом «Кавказский

пленный».
Задачи:
образовательные
знакомство с творческой судьбой писателя В. Маканина;
многоаспектный анализ рассказа В. Маканина «Кавказский пленный»;
развивающие
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации (при подготовке домашнего задания, сообщений);
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
умение работать с текстом;
постановка и решение проблем;
навыки само- и взаимооценки;
воспитательные
жизненное, личностное самоопределение; нравственно-этическое оценивание поступков героев, ситуаций, в которые они попадают;
воспитание гражданина, человека мира, а не войны;
воспитание внимательного читателя.

Цель занятия : познакомить обучающихся с творчеством В.С.Маканина, его рассказом «Кавказский пленный».Задачи:    образовательные

Слайд 4Тема Великой Отечественной войны традиционно входит в школьную программу по литературе.

Однако о других войнах «школьная литература» будто бы нарочно умалчивает. А между тем наши современники, наши соотечественники практически до конца 20 века продолжали воевать. Сначала- Афганистан, потом- Чечня…Локальные войны не так заметны в общем потоке жизни, но оказывают не менее страшное влияние на человеческую личность. Предложим школьникам поразмышлять об этом, читая рассказ В.Маканина «Кавказский пленный».
Тема Великой Отечественной войны традиционно входит в школьную программу по литературе. Однако о других войнах «школьная литература»

Слайд 5 Тропа войны

Тропа войны

Слайд 6 Владимир Семёнович Маканин
-лауреат Букеровской премии
-награждён орденом «Знака

Почёта»

13 марта 1937г. г. Орск Оренбургской области
1954-1960- механико-математический факультет МГУ
1965- первая повесть «Прямая линия»
1967- Высшие курсы сценаристов и режиссёров
Конец 70-х г.- «Голоса», «Отдушина», «Гражданин убегающий», «Человек свиты», «Антилидер»
1982- «Предтеча»
1984- повесть «Отставший»
1985 г. член правления Союза писателей СССР, вошёл в редколлегию журнала «Знамя» (1987)
1991- повесть «Лаз»
1993- повесть «Стол, накрытый сукном и с графином посередине»
1994- «Кавказский пленный»

Чрезвычайно взвешенный,
Сдержанно-осторожный,
Маканин не высказывается
На газетной полосе, почти никогда не даёт интервью,
Избегает публичности.
Критик Наталья Иванова

Владимир Семёнович Маканин-лауреат Букеровской премии-награждён орденом «Знака Почёта»13 марта 1937г. г. Орск Оренбургской

Слайд 7Задания, которые предлагаются учащимся после чтения произведения, ориентированы, в частности, на

подготовку к написанию рецензии на рассказ и потому охватывают довольно широкий круг вопросов, нацелены на осмысление не только содержания, но и художественных особенностей текста Маканина. Хотя занятие предполагает реализацию групповых заданий, просим каждого учащегося принять участие в обсуждении.
Задания, которые предлагаются учащимся после чтения произведения, ориентированы, в частности, на подготовку к написанию рецензии на рассказ

Слайд 8
Почему рассказ назван «Кавказский пленный»? Какие литературные ассоциации у вас вызывает

название произведения? Почему автор, в нарушение традиции, использует слово «пленный»? Кто здесь «пленный»? (Аргументируйте свой ответ текстом)

Почему рассказ назван «Кавказский пленный»? Какие литературные ассоциации у вас

Слайд 9А. Приставкин
«Ночевала тучка золотая»
М. Лермонтов
«Валерик»

А. Приставкин«Ночевала тучка золотая»М. Лермонтов     «Валерик»

Слайд 10 1851 г.

1851 г.

Слайд 11
Найдите и перескажите главные, с вашей точки зрения, эпизоды рассказа. Выпишите

ключевые слова. Прокомментируйте их: что вам открылось за данным эпизодом? словом? Как в нем выявляется авторская позиция?
Найдите и перескажите главные, с вашей точки зрения, эпизоды рассказа. Выпишите ключевые слова. Прокомментируйте их: что вам

Слайд 12Рассказ открывается цитатой из Достоевского: «Красота спасет мир» – и завершается

этим же мотивом. Как развивается, какую эволюцию претерпевает мотив «красоты» на страницах рассказа? Роль пейзажа в «Кавказском пленном». Особенности композиции текста.
Рассказ открывается цитатой из Достоевского: «Красота спасет мир» – и завершается этим же мотивом. Как развивается, какую

Слайд 13 Проблемный вопрос: « Что такое красота?» Беседа по тексту.

Проблемный вопрос: « Что такое красота?» Беседа по тексту.

Слайд 14Какие особенности языка писателя можно отметить в этом рассказе? Какова роль

скобок, что заключено в них? Говорят: «Стиль-это человек». Но стиль-это и время, эпоха. Какие приметы эпохи, времени отразились в языке и стиле рассказа? Какое значение имеет курсив?
Какие особенности языка писателя можно отметить в этом рассказе? Какова роль скобок, что заключено в них? Говорят:

Слайд 15Образы Рубахина и Вовки-стрелка. Проследите поведение этих героев в рассказе, роль

приема умолчания в создании образов, роль портрета в рассказе.
Образы Рубахина и Вовки-стрелка. Проследите поведение этих героев в рассказе, роль приема умолчания в создании образов, роль

Слайд 16 Говорящие фамилии и имена героев. Проблемный вопрос: «Какие возникают ассоциации

имён и фамилий героев ?»
Говорящие фамилии и имена героев. Проблемный вопрос: «Какие возникают ассоциации имён и

Слайд 17 Рубахин – рубаха парень, простец или отрубить, не задумываясь, сплеча. Чисто

русское отмечает автор . Душа нараспашку, свой парень, добрый. Человек, простодушный, открытый, непритязательный, поставлен автором в сложнейшую психологическую ситуацию, связанную с его восприятием пленного. Отдает врагу носки. Но и отрицательные черты показывает Маканин: с готовностью идет охотиться на человека, задушил пленного, опасаясь разоблачения перед близким отрядом чеченцев.
Рубахин – рубаха парень, простец или отрубить, не задумываясь, сплеча. Чисто русское отмечает автор .

Слайд 18Вовка- стрелок - приспосабливается к жизни; пока работал Рубахин, нашел себе

развлечение… Вовка-стрелок только имя с приложением “стрелок”, не случайно. Вовка – имя с уменьшительным суффиксом –к- придает личности его тривиальность, необременительность мыслями, Вовка практичен, умеет адаптироваться к непростой действительности, неспособен ощутить и правильно понять внутренний мир, переживания другого человека.
Вовка- стрелок - приспосабливается к жизни; пока работал Рубахин, нашел себе развлечение… Вовка-стрелок только имя с приложением

Слайд 19Гуров. Ничего не говорящая фамилия, обезличенная. Но именно такие, как Гуров,

руководили, вершили судьбы простых солдат. Продает оружие Алибеку . Уничтожает «себя» своим же оружием.

Пленный юноша. Без имени, олицетворяет целый народ – гордый, красивый, независимый. Отстаивает свободу, независим.
Гуров. Ничего не говорящая фамилия, обезличенная. Но именно такие, как Гуров, руководили, вершили судьбы простых солдат. Продает

Слайд 20Индивидуальные задания.
«Кавказские пленники» Пушкина, Лермонтова, Льва Толстого и полемика с этими

произведениями в рассказе В. Маканина. Отчего писатель не верит в спасение современного человека?
Индивидуальные задания.«Кавказские пленники» Пушкина, Лермонтова, Льва Толстого и полемика с этими произведениями в рассказе В. Маканина. Отчего

Слайд 21Значение слов пленник и пленный и сфера их употребления.

Значение слов пленник и пленный и сфера их употребления.

Слайд 22Пленник (уст.) – находящийся во
власти чего-либо
Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я

Кавказ.

М.Лермонтов

Пленник (уст.) – находящийся вовласти чего-либоКак сладкую песню отчизны моей,Люблю я Кавказ.М.Лермонтов

Слайд 23 Смысл названия рассказа. Самостоятельное исследование. Работа с толковым

словарем.

Пленник
Пленник - это тот, кто взят в плен противником. И все же В. Маканин выбрал слово “пленный”. Попытаемся разобраться в данном факте.

Пленный
Если обратиться к толковым словарям, в словах “пленный” и “пленник” нет разницы ни в лексическом значении, ни в стилистическом. “Пленный” - это то же, что “плененный”.

Смысл названия рассказа.  Самостоятельное исследование. Работа с толковым словарем.Пленник  Пленник - это

Слайд 24Пленный – пленник ?
Находящийся в плену
«Лучше ведь убитым быть,

чем пленным быть». «Слово о полку Игореве».

Сашка «плена себе не представлял. Лучше руки на себя наложить».
В.Кондратьев «Сашка».

Пленный – пленник ?Находящийся в плену  «Лучше ведь убитым быть, чем пленным быть».

Слайд 25Прокомментируйте известные слова «Красота спасет мир», принадлежащее князю Мышкину, герою романа

Ф.М.Достоевского «Идиот». Как вы поняли мысль писателя?
Прокомментируйте известные слова «Красота спасет мир», принадлежащее князю Мышкину, герою романа Ф.М.Достоевского «Идиот». Как вы поняли мысль

Слайд 26 Ф. М. Достоевский «Красота спасёт мир»
«Возможно, в этом смысле красота

и спасает мир»

«Красота постоянна в своей попытке спасти… Она напомнит».

Она «ещё один опыт выживания».

- Бывает бессильной : «Сдавил;красота не успела спасти».

Во сне Рубахина лицо юноши «размывалось, утрачивая себя и оставив лишь невнятную и неинтересную красивость».

Реминисценция - смутное напоминание, отголосок, отражение влияния чьего-либо творчества в художественном произведении

Ф. М. Достоевский «Красота спасёт мир»«Возможно, в этом смысле красота и спасает мир»«Красота постоянна в своей

Слайд 27Спасает красота
Любовь
Доброта
В.Маканин
«Кавказский пленный»
Будни войны, её быт

Спасает красотаЛюбовьДобротаВ.Маканин «Кавказский пленный»Будни войны, её быт

Слайд 28ИТОГ ЗАНЯТИЯ.
Тема « Человек и война» раскрывается:

1. В названии произведения. 
2. Через

образы и поведение героев рассказа. Маканин ставит их в различные ситуации, где раскрывается характер. Часто это нравственный выбор героев. 
3. Авторские размышления в начале и в конце произведения о красоте. Маканин как бы ведет диалог с читателем.
ИТОГ ЗАНЯТИЯ.Тема « Человек и война» раскрывается:1. В названии произведения. 2. Через образы и поведение героев рассказа. Маканин

Слайд 29Выводы

Мы выбрали для интерпретации такой рассказ В. Маканина, который вбирает все:

и черты развлекательной литературы (интересный сюжет, полузапретные темы, еще недавно бывшие под нравственным запретом, и яркие характеры героев). Вместе с тем рассказ Маканина никак нельзя отнести к развлекательному чтению, которое существует, чтобы успокоить читающему нервы, отвлечь его от насущных жизненных проблем. Наоборот, рассказ после его прочтения тревожит, будоражит, потрясает. Хочется немедленно что-то изменить в этой непростой жизни, чтобы люди не страдали, чтобы не ломались их судьбы, чтобы не калечились души. В данном произведении все эти явления происходят во время военного конфликта, в экстремальных обстоятельствах. Но, если вдуматься, наша повседневная жизнь без войны тоже наполнена проблемами, драматическими ситуациями. В. Маканин в своем творчестве умеет показать драматизм и нашей повседневной жизни. Не даром несколько его произведений стало лауреатами престижных российских и международных премий.

ВыводыМы выбрали для интерпретации такой рассказ В. Маканина, который вбирает все: и черты развлекательной литературы (интересный сюжет,

Слайд 30ЛИТЕРАТУРА
Белокурова С.П. Нравственный потенциал русской прозы. 1990-2010 – е годы: пособие

для учителей общеобразовательных организаций.- М.: Просвещение, 2014
Бондаренко В. Реальная литература: 20 лучших писателей России. — М., 1996.
Вуколов Л.И. Современная проза в выпускном классе. — М., 2002.
Минералов Ю.И. История русской литературы: 90-е годы XX века. — М., 2002.

ЛИТЕРАТУРАБелокурова С.П. Нравственный потенциал русской прозы. 1990-2010 – е годы: пособие для учителей общеобразовательных организаций.- М.: Просвещение,

Слайд 31 Интернет- ресурсы
Электронный ресурс «ГРАМОТА.РУ». Форма доступа:www.gramota.ru
Электронный ресурс «Электронная версия

газеты « Литература». Форма доступа: rus.1september.ru
Электронный ресурс «Литература». Форма доступа: www.alleng.ru
Электронный ресурс «Кабинет литературы». Форма доступа: ruslit.ioso.ru
Электронный ресурс «Литература». Форма доступа: www.gramma.ru
Электронный ресурс «Литературоведческие словари». Форма доступа: www.slovari.ru

Интернет- ресурсыЭлектронный ресурс «ГРАМОТА.РУ». Форма доступа:www.gramota.ru Электронный ресурс «Электронная версия газеты « Литература». Форма доступа: rus.1september.ru

Слайд 32СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО  ЗА  ВНИМАНИЕ!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть