Презентация, доклад по литературе на тему

Содержание

«Человечество любит деньги…Ну, легкомысленны… ну, что ж…и милосердие иногда стучится в их сердца…

Слайд 1«Тема совести и чести в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»

«Тема совести и чести в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»

Слайд 2 «Человечество любит деньги…Ну, легкомысленны…

ну, что ж…и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди…»
Воланд
«Человечество любит деньги…Ну, легкомысленны…

Слайд 3Повествование о жизненной судьбе Мастера и о созданном им романе об

одном дне римского прокуратора Понтия Пилата.
Повествование о жизненной судьбе Мастера и о созданном им романе об одном дне римского прокуратора Понтия Пилата.

Слайд 4Среди литераторов нет единого мнения о том, когда происходят московские события.

По ряду деталей можно заключить, что писатель соединил реалии 1929 и 1936 годов.
Среди литераторов нет единого мнения о том, когда происходят московские события. По ряду деталей можно заключить, что

Слайд 5За это время Булгаковский сатана со своими помощниками успевает накуролесить, растревожить

покой московских обывателей, выставить на осмеяние нелепости советских учреждений и пороки отдельных лиц.

Московские события начинаются с встречи председателя МАССОЛИТА Михаила Александровича Берлиоза и поэта Ивана Бездомного с «иностранным специалистом».
А завершаются через 4 дня, когда Воланд и его свита вместе с Мастером и его возлюбленной покидают российскую столицу.

За это время Булгаковский сатана со своими помощниками успевает накуролесить, растревожить покой московских обывателей, выставить на осмеяние

Слайд 6В произведении показана Москва советская. По всему роману рассыпаны приметы нового

времени: «Вечер в доме литераторов», «События в жилтовариществе на садовой», «Сеанс волшебной магии в варьете».
Соловки как реальная угроза наказания («Взять бы этого Канта да за такие доказательства года на три в Соловки»), шпиономания(«Он никакой не интурист, он шпион»), обязательное членство в профсоюзе (И. Бездомного спросили в больнице, член ли он профсоюза), доносы и стукачество по телефону (Коровьев и его проделки), тотальные поверки документов(«А у вас есть документы?»), вранье с эстрады (конферансье), секретные наблюдения за гражданами («наушник и шпион» Барон Майгель), непечатание «опасных» книг, магазины для «богатых» (проделки кота Бегемота и Коровьева), буфеты с несвежими продуктами (Варьете), аресты.
В произведении показана Москва советская. По всему роману рассыпаны приметы нового времени:  «Вечер в доме литераторов»,

Слайд 7 Нравственный портрет тех, кто делал литературу по социальному заказу :зависть,

подсиживание, карьеризм, умение утроиться, ненависть к талантливым, хамелионство. «Страстишки нагадить ближнему» в среде бесталанных, примитивных людей становится нормой».
Булгаков глубоко убежден, что бесовское начало скрыто в самом человеке. Иначе как же понять мотивы взяточничества председателя жилтоварищества Босого? Кто заставлял его прописывать за деньги, вселять в освободившиеся комнаты за взятки? «Квартирный» вопрос одолел всех: и Алоизия Магарыча, позарившегося на подвальчик Мастера, и Поплавского - дядю Берлиоза, срочно выехавшего из Киева, чтобы захватить квартиру в Москве.

Нравственный портрет тех, кто делал литературу по социальному заказу :зависть, подсиживание, карьеризм, умение утроиться, ненависть к

Слайд 8 Массовый гипноз обнаружил в каждом внутреннего человека, весьма несовершенного: алчного, грубого,

с низкопробными вкусами, любителя хлеба и зрелищ.

«Сеанс черной магии» собрал всех наших знакомцев и прочих жителей Москвы.

Массовый гипноз обнаружил в каждом внутреннего человека, весьма несовершенного: алчного, грубого, с низкопробными вкусами, любителя хлеба

Слайд 9В сцене Великого бала заключена главная философская идея романа: человек свободен

в своем нравственном выборе между Богом и Дьяволом, поэтому ни политический строй, ни катаклизмы, переживаемые человеком, не освобождают его от ответственности за добро на земле.
В сцене Великого бала заключена главная философская идея романа: человек свободен в своем нравственном выборе между Богом

Слайд 10В 27 озорных главах романа вклиниваются строгие, заданные ритмизированным началом второй

главы описания истории Понтия Пилата и Иешуа Га-Ноцри. Только один герой романа выбирает не зло, а добро. Это Иешуа Га-Ноцри. Все люди добры, поэтому настанет время, когда «человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть». Иешуа сам является носителем добра. Он догадывается, что его казнят, но все равно не пытается солгать или что-то скрыть, так как для него говорить правду «легко и приятно».
В 27 озорных главах романа вклиниваются строгие, заданные ритмизированным началом второй главы описания истории Понтия Пилата и

Слайд 11В романе можно увидеть «двойников», которые встречаются и в библейском мире

и в земном мире. (Кто они?)
Мастер Иешуа
Берлиоз Каифа
Иван Бездомный Левий Матвей
Алоизий Иуда
Взяточник Никонор Босой, Степа Палачи, корыстолюбцы,
Лиходеев, Аннушка, жулик-буфетчик доносчики, изменники,
Андрей Фомич, прелюбодей Семплияров. явившиеся на бал Сатаны.

Разница между этими людьми лишь в том, что «нынешние» негодяи помельче масштабом.
В романе можно увидеть «двойников», которые встречаются и в библейском мире и в земном мире. (Кто они?)

Слайд 12Художественным доказательством приоритета вечной нравственности над сиюминутными интересами служит и судьба

Понтия Пилата, 12000 лун расплачивающегося за свою слабость, и отречение Ивана Бездомного от графоманской утилитарной поэзии и превращение его в серьезного ученого.
Художественным доказательством приоритета вечной нравственности над сиюминутными интересами служит и судьба Понтия Пилата, 12000 лун расплачивающегося за

Слайд 13Итак, жизнь продолжает свое течение. (Что же происходит с героями романа?)

Одни герои нашли подлинные нравственные ценности (Иван Бездомный обретает дом и - что символично - становится профессором истории), другие совершили первые шаги к нормам человеческого поведения (стал добрым Варенуха, занялся делом Семплияров, поздоровел Лиходеев), а третьи (в том числе доносчик и предатель Алоизий) благоденствуют и ведут прежнюю жизнь.
Таким образом, автор подводит читателя к выводу, что борьба света и тьмы, черных туч и огня завершится победой света. Несмотря на все недостатки человечества, на страдания его лучших сынов, на непосильный груз, который они несут, писатель утверждает, что благополучный исход и есть великая тайна жизни.
Итак, жизнь продолжает свое течение. (Что же происходит с героями романа?) Одни герои нашли подлинные нравственные ценности

Слайд 14Так в роман входит тема любви к людям и милосердия, тема

совести и чести человека. Даже фразы в двух романах перекликаются:
Иешуа:«все люди добры». Бал у Воланда — Коровьев Маргарите: «Если кто-нибудь не понравится, (...) нужно полюбить его, полюбить, королева». По мнению М. Булгакова, человек достоин любви, если в нем проснулось хотя бы малейшее человеческое качество.
Доказательством вечности и незыблемости нравственных законов служат образы Иешуа и Воланда Они не противостоят друг другу. На это указывает эпиграф:
«Я часть той силы, что вечно хочет зла
И вечно совершает благо»,
и висящий на шее дьявола знак золотого жука, символизирующий в Древнем Египте зло, порождающее добро. Без тени не было бы света, поучает Левия Матвея Воланд в одной из заключительных глав. Другими словами Иешуа и Воланд всего лишь «разные ведомства» единого миропорядка.
Так в роман входит тема любви к людям и милосердия, тема совести и чести человека. Даже фразы

Слайд 15На представлении в варьете Воланд испытывает людей, а люди просто кидаются

на деньги и вещи. Люди сами сделали этот выбор. И многие из них оказываются справедливо наказанными, когда у них исчезает одежда, а червонцы превращаются в наклейки от нарзана. Выбор человека - это внутренняя борьба между добром и злом. Свой выбор человек делает сам: кем быть, каким быть и на чьей стороне. В любом случае у человека есть внутренний неумолимый судья - СОВЕСТЬ. Людей, у кого совесть нечиста, кто виноват и не хочет признавать это, карает Воланд со свитой. Но наказывает он не всех, а лишь тех, кто это заслужил. Воланд возвращает Мастеру его роман о Понтии Пилате, который он сжег в приступе страха и малодушия. Атеист и догматик Берлиоз погибает, а верящие в силу любви и слова Кант, Пушкин, Достоевский, Мастер и Маргарита переносятся в высшую реальность, ибо «рукописи не горят», творения человеческого духа нетленны.

Воланд и его свита (Азазелло, Коровьев, Бегимот, Гелла) являются своего рода карающим мечом правосудия, обличающим и называющим разные проявления зла. Воланд прибывает со своеобразной ревизией в страну, которая объявлена страной победившего добра, счастья. И на поверку оказывается, что люди какими были такими и остались.

На представлении в варьете Воланд испытывает людей, а люди просто кидаются на деньги и вещи. Люди сами

Слайд 16Истинное понимание «московских» глав романа невозможно без глубокого проникновения в историю

Иешуа. История Иешуа и Понтия Пилата, воссозданная в книге Мастера, утверждает мысль о том, что противоборство добра со злом - вечно, оно кроется в самих обстоятельствах жизни, в душе человека, способной на возвышенные порывы и порабощенной ложными, преходящими интересами сегодняшнего дня.
Истинное понимание «московских» глав романа невозможно без глубокого проникновения в историю Иешуа. История Иешуа и Понтия Пилата,

Слайд 17Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть