Урок литературы в 11 классе.
Урок литературы в 11 классе.
Сероглазый король
Слава тебе, безысходная боль!
Умер вчера сероглазый король.
Вечер осенний был душен и ал,
Муж мой, вернувшись, спокойно сказал:
«Знаешь, с охоты его принесли,
Тело у старого дуба нашли.
Жаль королеву. Такой молодой!
За ночь одну она стала седой».
Трубку свою на камине нашел
И на работу ночную ушел.
Дочку мою я сейчас разбужу,
В серые глазки ее погляжу.
А за окном шелестят тополя:
«Нет на земле твоего короля...»
1910 год
М.И. Цветаева.
Е. Эткинд. Даже ранние ее лирические миниатюры постоянно устремлены в сторону эпоса: любовное признание, крик ревности, плач об утрате – всё это хочет стать новеллой, отделиться от субъекта, приобрести самостоятельную сюжетность.
О. Мандельштам. Стихи ее близки к народной песне не только по структуре, но и по существу, являясь всегда, неизменно причитаниями.
В. Виноградов. Большинство стихотворений Ахматовой – выдержки из монологов, в которых развивается драма ее героини…
К.Чуковский. Кроме дара музыкально-лирического, у Ахматовой редкостный дар беллетриста. Ее стихи не только песни, но и повести. Возьмите рассказ Мопассана, сожмите его до предельной сгущенности, и вы получите стихотворение Ахматовой.
Б. Эйхенбаум. К стихам Ахматовой отнеслись как к лирическому дневнику, тем более что формальные особенности ее поэзии как бы оправдывали возможность такого к ней подхода.
Задание: докажите или опровергните на практическом материале утверждения исследователей.
Песня последней встречи
Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
Показалось, что много ступеней,
А я знала – их только три!
Между кленов шепот осенний
Попросил: «Со мною умри!
Я обманут моей унылой,
Переменчивой, злой судьбой».
Я ответила: «Милый, милый!
И я тоже. Умру с тобой...»
Это песня последней встречи.
Я взглянула на темный дом.
Только в спальне горели свечи
Равнодушно-желтым огнем.
1911 год
Любовь у Ахматовой почти никогда не предстает в спокойном пребывании. Чувство, само по себе острое и необычное, получает дополнительную остроту и необычность, проявляясь в предельном кризисном выражении – взлета или падения, первой пробуждающей встречи или совершившегося убивающего разрыва, смертельной опасности или смертной тоски.
Творчеству А.А. Ахматовой
присущи:
особая разговорная манера;
внутренняя музыкальность;
новеллистичность;
сюжетность;
исповедальность.
Детоубийцей на суду
Стою – немилая, несмелая.
Я и в аду тебе скажу:
«Мой милый, что тебе я сделала?»
Спрошу я стул, спрошу кровать:
«За что, за что терплю и бедствую?»
«Отцеловал – колесовать:
Другую целовать», - ответствуют.
Жить приучил в самом огне,
Сам бросил – в степь заледенелую!
Вот что ты, милый, сделал мне!
Мой милый, что тебе – я сделала?
Всё ведаю – не прекословь!
Вновь зрячая – уж не любовница!
Где отступается Любовь,
Там подступает Смерть-садовница.
Само – что дерево трясти! –
В срок яблоко спадает спелое…
За всё, за всё меня прости,
Мой милый, - что тебе я сделала!
1920. М.И. Цветаева.
1. Найдите в стихотворении
образы, восходящие к фольклору. Как они помогают усилить выраженные в этом стихотворении чувства?
2. Сопоставьте это стихотворение М.Цветаевой с «Песней последней встречи»
А. Ахматовой.
В чем различия этих стихотворений, посвященных одной теме – разлуке с любимым?
У Цветаевой
Напор
Порыв
Взрыв
Накал
Вызов
Борьба
Поединок
Удар
Обе – «охвачены огнем страсти».
Для обеих любовь – «только не эти оковы», «любовная пытка», «поединок роковой».
Ее лирическая героиня
принимает самые различные
облики: бунтарки,
страдалицы, цыганки,
странницы, женщины,
стремящейся к уютному
семейному счастью.
Лирическая героиня всегда
абсолютно тождественна
личности поэта.
А.А. Ахматова
М.И. Цветаева
Для поэзии Цветаевой характерен широкий эмоциональный диапазон, неповторимая поэтическая интонация. В ее стихах часто присутствует эллипсис.(Ассонанс, аллитерация, лексический повтор, синтаксический параллелизм.)
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть