Презентация, доклад по литературе на тему

Содержание

Ю. П. Анненков. «Анна Ахматова».... «Печальная красавица, казавшаяся скромной отшельницей, наряженной в модное платье светской прелестницы! Я сделал с Ахматовой в 1921-м году два портретных наброска: один — пером, другой — в красках, гуашью. Ахматова позировала

Слайд 1Поэзия женского сердца.
Сопоставительный анализ любовной лирики А.А.Ахматовой и М.И. Цветаевой.


Урок литературы в 11 классе.

Поэзия женского сердца. Сопоставительный анализ любовной лирики А.А.Ахматовой и М.И. Цветаевой. Урок литературы в 11 классе.

Слайд 2Ю. П. Анненков. «Анна Ахматова».... «Печальная красавица, казавшаяся скромной отшельницей, наряженной

в модное платье светской прелестницы! Я сделал с Ахматовой в 1921-м году два портретных наброска: один — пером, другой — в красках, гуашью. Ахматова позировала мне с примерной терпеливостью, положив левую руку на грудь. Во время сеанса мы говорили, вероятнее всего, о чем-нибудь весьма невинном, обывательском, о каком-нибудь ни-о-чем... Об этом рисунке Евг. Замятин писал: «Портрет Ахматовой — или, точней: портрет бровей Ахматовой. От них — как облака — легкие, тяжелые тени по лицу, и в них — столько утрат. Они, как ключ в музыкальной пьесе: поставлен этот ключ — и слышишь, что говорят глаза, траур волос, черные четки на гребне» (Ю. П. Анненков. «Дневник моих встреч»).

Сероглазый король
Слава тебе, безысходная боль!
Умер вчера сероглазый король.
Вечер осенний был душен и ал,
Муж мой, вернувшись, спокойно сказал:
«Знаешь, с охоты его принесли,
Тело у старого дуба нашли.
Жаль королеву. Такой молодой!
За ночь одну она стала седой».
Трубку свою на камине нашел
И на работу ночную ушел.
Дочку мою я сейчас разбужу,
В серые глазки ее погляжу.
А за окном шелестят тополя:
«Нет на земле твоего короля...»
1910 год

Ю. П. Анненков. «Анна Ахматова».... «Печальная красавица, казавшаяся скромной отшельницей, наряженной в модное платье светской прелестницы! Я

Слайд 3«Анна Ахматова». Портрет работы Н.И. Альтмана. 1914. Русский музей.
***
Ты письмо мое,

милый, не комкай.
До конца его, друг, прочти.
Надоело мне быть незнакомкой,
Быть чужой на твоем пути.
Не гляди так, не хмурься гневно,
Я любимая, я твоя.
Не пастушка, не королевна
И уже не монашенка я –
В этом сером, будничном платье,
На стоптанных каблуках…
Но, как прежде, жгуче объятье,
Тот же страх в огромных глазах.
Ты письмо мое, милый, не комкай,
Не плачь о заветной лжи,
Ты его в твоей бедной котомке
На самое дно положи.
1912
«Анна Ахматова». Портрет работы Н.И. Альтмана. 1914. Русский музей.***Ты письмо мое, милый, не комкай.До конца его, друг,

Слайд 4Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я

больна не вами,
Что никогда тяжелый шар земной
Не уплывет под нашими ногами.
Мне нравится, что можно быть смешной –
Распущенной – и не играть словами,
И не краснеть удушливой волной,
Слегка соприкоснувшись рукавами.
Мне нравится еще, что вы при мне
Спокойно обнимаете другую,
Не прочите мне в адовом огне
Гореть за то, что я не вас целую.
Что имя нежное мое, мой нежный, не
Упоминаете ни днем, ни ночью – всуе...
Что никогда в церковной тишине
Не пропоют над нами: аллилуйя!
Спасибо вам и сердцем и рукой
За то, что вы меня – не зная сами! –
Так любите: за мой ночной покой,
За редкость встреч закатными часами,
За наши не-гулянья под луной,
За солнце не у нас над головами,–
За то, что вы больны – увы! – не мной,
За то, что я больна – увы! – не вами!
3 мая 1915 года

М.И. Цветаева.

Мне нравится, что вы больны не мной, Мне нравится, что я больна не вами, Что никогда тяжелый

Слайд 5С. Э.
Я с вызовом ношу его кольцо!
Да, в Вечности – жена,

не на бумаге! –
Чрезмерно узкое его лицо
Подобно шпаге.
Безмолвен рот его, углами вниз,
Мучительно-великолепны брови.
В его лице трагически слились
Две древних крови.
Он тонок первой тонкостью ветвей.
Его глаза – прекрасно-бесполезны! –
Под крыльями раскинутых бровей –
Две бездны.
В его лице я рыцарству верна,
Всем вам, кто жил и умирал без страху!–
Такие – в роковые времена –
Слагают стансы – и идут на плаху.
3 июня 1914.
С. Э.Я с вызовом ношу его кольцо!Да, в Вечности – жена, не на бумаге! – Чрезмерно узкое

Слайд 6Я - голос ваш,
жар вашего дыханья,
Я – отраженье
вашего лица.
А.

А. А х м а т о в а.

Е. Эткинд. Даже ранние ее лирические миниатюры постоянно устремлены в сторону эпоса: любовное признание, крик ревности, плач об утрате – всё это хочет стать новеллой, отделиться от субъекта, приобрести самостоятельную сюжетность.
О. Мандельштам. Стихи ее близки к народной песне не только по структуре, но и по существу, являясь всегда, неизменно причитаниями.
В. Виноградов. Большинство стихотворений Ахматовой – выдержки из монологов, в которых развивается драма ее героини…
К.Чуковский. Кроме дара музыкально-лирического, у Ахматовой редкостный дар беллетриста. Ее стихи не только песни, но и повести. Возьмите рассказ Мопассана, сожмите его до предельной сгущенности, и вы получите стихотворение Ахматовой.
Б. Эйхенбаум. К стихам Ахматовой отнеслись как к лирическому дневнику, тем более что формальные особенности ее поэзии как бы оправдывали возможность такого к ней подхода.
Задание: докажите или опровергните на практическом материале утверждения исследователей.

Я - голос ваш, жар вашего дыханья,Я – отраженье вашего лица.А. А. А х м а т

Слайд 7
План анализа стихотворения
/Близость к одному из литературных жанров (новелле, балладе), к

другим видам искусства (кино, живописи, музыке)./
Время действия. Как оно представлено?
Место действия. Как оно представлено?
Герои. Как они представлены?
Мысли, чувства, вызванные всем строем произведения, особенности его цветовой гаммы, мелодики, ритма.
Художественные детали (конкретные и обобщенные).
Роль и место монолога (диалога).

Песня последней встречи
Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
Показалось, что много ступеней,
А я знала – их только три!
Между кленов шепот осенний
Попросил: «Со мною умри!
Я обманут моей унылой,
Переменчивой, злой судьбой».
Я ответила: «Милый, милый!
И я тоже. Умру с тобой...»
Это песня последней встречи.
Я взглянула на темный дом.
Только в спальне горели свечи
Равнодушно-желтым огнем.
1911 год

План анализа стихотворения/Близость к одному из литературных жанров (новелле, балладе), к другим видам искусства (кино, живописи, музыке)./Время

Слайд 8


Величие Анны Ахматовой заключается и в том, что ее личные переживания,

мысли, чувства, слова перекликаются с нашим настроением. Не случайно ее заявление: «Я – голос ваш, жар вашего дыханья, // Я – отраженье вашего лица».

Любовь у Ахматовой почти никогда не предстает в спокойном пребывании. Чувство, само по себе острое и необычное, получает дополнительную остроту и необычность, проявляясь в предельном кризисном выражении – взлета или падения, первой пробуждающей встречи или совершившегося убивающего разрыва, смертельной опасности или смертной тоски.

Творчеству А.А. Ахматовой
присущи:
особая разговорная манера;
внутренняя музыкальность;
новеллистичность;
сюжетность;
исповедальность.

Величие Анны Ахматовой заключается и в том, что ее личные переживания, мысли, чувства, слова перекликаются с нашим

Слайд 9
Марина
Ивановна
Цветаева
Особенности поэтического языка
Свойственные поэзии Цветаевой исповедальность, эмоциональная напряженность, энергия чувства определили

специфику языка, отмеченного сжатостью мысли, стремительностью развертывания лирического действия. Наиболее яркими чертами самобытной поэтики Цветаевой явились интонационное и ритмическое разнообразие (в т. ч. использование раешного стиха, ритмического рисунка частушки; фольклорные истоки наиболее ощутимы в поэмах-сказках «Царь-девица», 1922, «Молодец», 1924), стилистические и лексические контрасты (от просторечия и заземленных бытовых реалий до приподнятости высокого стиля и библейской образности), необычный синтаксис (уплотненная ткань стиха изобилует знаком «тире», часто заменяющим опускаемые слова), ломка традиционной метрики (смешение классических стоп внутри одной строки), эксперименты над звуком (в т. ч. постоянное обыгрывание паронимических созвучий, превращающее морфологический уровень языка в поэтически значимый) и др.
МаринаИвановнаЦветаеваОсобенности поэтического языкаСвойственные поэзии Цветаевой исповедальность, эмоциональная напряженность, энергия чувства определили специфику языка, отмеченного сжатостью мысли, стремительностью

Слайд 10***
Вчера еще в глаза глядел,
А нынче – всё косится в сторону!
Вчера

еще до птиц сидел, -
Все жаворонки нынче – вороны!
Я глупая, а ты умен,
Живой, а я остолбенелая.
О вопль женщин всех времен:
«Мой милый, что тебе я сделала?!»
И слезы ей – вода, и кровь –
Вода, - в крови, в слезах умылася!
Не мать, а мачеха – Любовь:
Не ждите ни суда, ни милости.
Увозят милых корабли,
Уводит их дорога белая…
И стон стоит вдоль всей земли:
«Мой милый, что тебе я сделала?»
Вчера еще в ногах лежал!
Равнял с Китайскою державою!
Враз обе рученьки разжал, -
Жизнь выпала – копейкой ржавою!

Детоубийцей на суду
Стою – немилая, несмелая.
Я и в аду тебе скажу:
«Мой милый, что тебе я сделала?»
Спрошу я стул, спрошу кровать:
«За что, за что терплю и бедствую?»
«Отцеловал – колесовать:
Другую целовать», - ответствуют.
Жить приучил в самом огне,
Сам бросил – в степь заледенелую!
Вот что ты, милый, сделал мне!
Мой милый, что тебе – я сделала?
Всё ведаю – не прекословь!
Вновь зрячая – уж не любовница!
Где отступается Любовь,
Там подступает Смерть-садовница.
Само – что дерево трясти! –
В срок яблоко спадает спелое…
За всё, за всё меня прости,
Мой милый, - что тебе я сделала!
1920. М.И. Цветаева.

1. Найдите в стихотворении
образы, восходящие к фольклору. Как они помогают усилить выраженные в этом стихотворении чувства?
2. Сопоставьте это стихотворение М.Цветаевой с «Песней последней встречи»
А. Ахматовой.
В чем различия этих стихотворений, посвященных одной теме – разлуке с любимым?

***Вчера еще в глаза глядел,А нынче – всё косится в сторону!Вчера еще до птиц сидел, -Все жаворонки

Слайд 11
Общее впечатление. Энергетика стиха.

У Ахматовой


Плавность
Сдержанность
Приглушённость
Затаённость
Как будто нехотя
Внутренний шепот
Разговор с самой

собой


У Цветаевой

Напор
Порыв
Взрыв
Накал
Вызов
Борьба
Поединок
Удар


Общее впечатление. Энергетика стиха. У АхматовойПлавностьСдержанностьПриглушённостьЗатаённостьКак будто нехотяВнутренний шепотРазговор с самой собойУ ЦветаевойНапорПорывВзрывНакалВызовБорьбаПоединокУдар

Слайд 13
Лирическая героиня
Ахматовой
«смиренница»
-растерянность
-беспомощность
-недоумение
-полубред
-покорность
-приглушенное
отчаяние
ведомая
Цветаевой
«воительница»
--бунтарка
--открытое
противостояние
--одна против
всех и вся,
вплоть до

Бога
--бросает вызов
вожатый

Обе – «охвачены огнем страсти».
Для обеих любовь – «только не эти оковы», «любовная пытка», «поединок роковой».

Лирическая героиня Ахматовой«смиренница»-растерянность-беспомощность-недоумение-полубред-покорность-приглушенное отчаяниеведомаяЦветаевой«воительница»--бунтарка--открытое противостояние--одна против всех и вся, вплоть до Бога--бросает вызоввожатыйОбе – «охвачены огнем страсти».Для

Слайд 14Ее лирическая героиня –
не окруженная бытом и
сиюминутными тревогами,
но бытийная, вечная


женщина. Она предстает в
стихах поэта не отражением
ее персональной судьбы, а
всеми проявлениями
женской доли и женского
голоса.
Лирическая героиня не
совпадает с личностью
автора, она – лишь
своеобразная маска,
представляющая ту или
иную грань женской души,
женской судьбы.

Ее лирическая героиня
принимает самые различные
облики: бунтарки,
страдалицы, цыганки,
странницы, женщины,
стремящейся к уютному
семейному счастью.
Лирическая героиня всегда
абсолютно тождественна
личности поэта.

А.А. Ахматова

М.И. Цветаева


Ее лирическая героиня –не окруженная бытом и сиюминутными тревогами,но бытийная, вечная женщина. Она предстает встихах поэта не

Слайд 15
Авторские индивидуальные средства выражения поэтической мысли
Любовную лирику Ахматовой
отличает глубочайший психологизм.

Ей, как никому, удалось раскрыть самые заветные глубины женского внутреннего мира, переживаний, состояний и настроений.
(«Говорящие детали».
Оксюморон.)

Для поэзии Цветаевой характерен широкий эмоциональный диапазон, неповторимая поэтическая интонация. В ее стихах часто присутствует эллипсис.(Ассонанс, аллитерация, лексический повтор, синтаксический параллелизм.)

Авторские индивидуальные средства выражения поэтической мысли Любовную лирику Ахматовойотличает глубочайший психологизм. Ей, как никому, удалось раскрыть самые

Слайд 16Прочитайте фрагмент из беседы с поэтом Иосифом Бродским.
«Волков. Считаете ли вы,

что женская поэзия есть нечто специфическое?
Бродский. К поэзии неприменимы прилагательные.
Волков. И все-таки – разве женский голос в поэзии ничем не отличается от мужского?
Бродский. Только глагольными окончаниями.
Волков. Ну, а это: «О вопль женщин всех времен: «Мой милый, что тебе я сделала!» Это уж такой женский крик…
Бродский. Знаете – и да, и нет. Конечно, по содержанию – это женщина. Но по сути… По сути – это просто голос трагедии. Голос колоссального неблагополучия».
С.Волков. О Цветаевой: диалог с Иосифом Бродским.
Согласны ли вы с мнением И.Бродского, отвергающего специфические особенности
женской поэзии?
Прочитайте фрагмент из беседы с поэтом Иосифом Бродским.«Волков. Считаете ли вы, что женская поэзия есть нечто специфическое?Бродский.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть