Презентация, доклад по литературе на тему

Содержание

Цели урока:Анализировать приёмы создания образа, постигать художественный мир писателя;Анализировать, истолковывать и оценивать отдельные эпизоды;Воспитывать чувство сопереживания героям;Воспитывать высокие нравственные качества, интерес к культуре.

Слайд 1

Урок нравственности «Верь в великую силу любви» (по рассказу А.П.Платонова «ЮШКА»)

Слайд 2Цели урока:
Анализировать приёмы создания образа, постигать художественный мир писателя;
Анализировать, истолковывать и

оценивать отдельные эпизоды;
Воспитывать чувство сопереживания героям;
Воспитывать высокие нравственные качества, интерес к культуре.

Цели урока:Анализировать приёмы создания образа, постигать художественный мир писателя;Анализировать, истолковывать и оценивать отдельные эпизоды;Воспитывать чувство сопереживания героям;Воспитывать

Слайд 3Словарь литературоведческих терминов:
Тема рассказа
Идея рассказа
Композиция рассказа
Художественная деталь
Антитеза
Обрамление
Выразительные средства языка

Словарь литературоведческих терминов:Тема рассказаИдея рассказаКомпозиция рассказаХудожественная детальАнтитезаОбрамлениеВыразительные средства языка

Слайд 4.
Нравственность- духовные
качества, которыми
руководствуется
человек, этические нормы.
Толковый словарь С.И.Ожегова

Побеждай зло

добром.
Библия.
. Нравственность- духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы.Толковый словарь С.И.ОжеговаПобеждай зло добром.Библия.

Слайд 5Нагорная проповедь Иисуса Христа.

Нагорная проповедь Иисуса Христа.

Слайд 6
Блаженный – смиренный человек кроткого, тихого нрава, без гордости и

высокомерия, которому дарована благодать, счастье, радость.



Блаженный – смиренный человек кроткого, тихого нрава, без гордости и высокомерия, которому дарована благодать, счастье, радость.

Слайд 7Заповеди Блаженных:
Блаженны милостивые (милосердные, сострадающие)

Блаженны кроткие

Блаженны чистые сердцем





Заповеди Блаженных:Блаженны милостивые (милосердные, сострадающие)Блаженны кроткиеБлаженны чистые сердцем

Слайд 8

Русский народ особо почитает «блаженных». Считается, что это русский тип

святости. История нашей страны подскажет имена «блаженных».
Русский народ особо почитает «блаженных». Считается, что это русский тип святости. История нашей страны подскажет имена

Слайд 9

Покровский собор
в Москве.
В народе его называют
Храм Василия

Блаженного.
Покровский собор в Москве.В народе его называют Храм Василия Блаженного.

Слайд 10Работа в группах.
1 группа. Анализ эпизода « Отношение детей к Юшке».
2

группа. Анализ эпизода «Отношение взрослых к Юшке».
3 группа. Анализ эпизода «Счастливые мгновения в жизни Юшки».
4 группа. Анализ эпизода « Прохожий и Юшка».

Работа в группах.1 группа. Анализ эпизода « Отношение детей к Юшке».2 группа. Анализ эпизода «Отношение взрослых к

Слайд 11Эпизод «Отношение детей к Юшке»
Прочитайте эпизод по ролям.
Сопоставьте поведение Юшки и

детей.
Что влечёт детей к Юшке?
Как Юшка отвечает на жестокость детей, обижается ли на них?
Каковы стилистические особенности эпизода?
Дети и Юшка ведут себя по – разному, а вывод один. Почему?
Каким предстаёт перед нами Юшка? А дети?


Эпизод «Отношение детей к Юшке»Прочитайте эпизод по ролям.Сопоставьте поведение Юшки и детей.Что влечёт детей к Юшке?Как Юшка

Слайд 12Дети

Юшка

…переставали … ничего не отвечал и не
играть, бежали, обижался
кричали
…поднимали …шёл тихо и не закрывал
ветки и бросали лицо
…снова окликали …шёл и молчал
и бросали
…трогали и … не трогал и не отвечал
толкали
…кидали комья …говорил
Земли
…делали слишком …не пугал и не гнался
больно
РАДОВАЛИСЬ РАДОВАЛСЯ

Дети             Юшка

Слайд 13Эпизод «Отношение взрослых к Юшке».
Как взрослые относились к Юшке?
Почему

взрослые обижали Юшку?
«Взрослый человек убеждался, что Юшка во всём виноват». В чём же виноват Юшка?
Почему Юшка терпел издевательства над собой? Почему не обижался на взрослых?
Следует ли Юшка христианским заповедям?
Кем был Юшка для жителей ?
Объясните значение слова «кротость».

Как понять слова Юшки: «Сердце в людях бывает слепое».




Эпизод «Отношение взрослых к Юшке». Как взрослые относились к Юшке? Почему взрослые обижали Юшку? «Взрослый человек убеждался,

Слайд 14Взрослые Юшка
…обижали

… слушал и молчал
…сердце ... не понимал
наполнялось лютой
яростью
…приходил в … глядел с удивлением
ожесточение и бил,
забывая своё горе
… был во всём виноват … МЕНЯ НАРОД ЛЮБИТ
…называли «блажной, …НАРОД МЕНЯ БЕЗ ПОНЯТИЯ
непохожий» ЛЮБИТ
…СЕРДЦЕ В ЛЮДЯХ БЫВАЕТ
слепое
Взрослые       Юшка…обижали

Слайд 15Эпизод « Счастливые мгновения в жизни Юшки».
Бывали ли счастливые мгновения

в жизни Юшки?
Прочитайте этот эпизод.
Как летний пейзаж помогает читателям почувствовать состояние души Юшки?
Что нового мы узнали о Юшке?
Эпизод « Счастливые мгновения в жизни Юшки». Бывали ли счастливые мгновения в жизни Юшки?Прочитайте этот эпизод.Как летний

Слайд 16Эпизод «Счастливые мгновения в жизни Юшки»
Какие выразительные средства языка использует автор,

чтобы открыть нам тайны душевного состояния героя?
Олицетворения –

Эпитеты –

Сравнения -
Эпизод «Счастливые мгновения в жизни Юшки»Какие выразительные средства языка использует автор, чтобы открыть нам тайны душевного состояния

Слайд 17Выразительные средства языка:
Олицетворения – рождающиеся и умирающие облака, голос бормочущих рек,




Эпитеты - светлая воздушная теплота, весёлые звуки, сладкий воздух.


Сравнения – как здоровый человек.

Выразительные средства языка:Олицетворения – рождающиеся и умирающие облака, голос бормочущих рек, Эпитеты - светлая воздушная теплота, весёлые

Слайд 18
Какая тайна была у Юшки и как часто Юшка бывал наедине

с природой?

Как это характеризует Юшку?

Какая тайна была у Юшки и как часто Юшка бывал наедине с природой?Как это характеризует Юшку?

Слайд 19Эпизод « Встреча весёлого прохожего и Юшки».
Что вскоре произошло с

Юшкой?
Каким словом автор характеризует состояние Юшки в этот момент? Случайно ли это слово? Почему автор использует именно его?
Эпизод « Встреча весёлого прохожего и Юшки». Что вскоре произошло с Юшкой? Каким словом автор характеризует состояние

Слайд 20

ОСЕРЧАЛ

Рассердился?
Разозлился ?
Разгневался ?


ОСЕРЧАЛ

Осердился?
Сказал в сердцах?

ОСЕРЧАЛРассердился?Разозлился ?Разгневался ?

Слайд 21
Что же произошло с Юшкой?
Кому же помешал Юшка, никогда и

никого не обидевший, никогда и никому не приносивший зла?
Прочитайте эпизод по ролям.
Чем закончилась эта встреча?
Должен ли весёлый прохожий решать , кто «годный на земле», а кто «негодный».
Каким предстаёт прохожий? А Юшка?
Что имел в виду Юшка, говоря: «А по надобности мы все равны!»
Был ли Юшка «лишний людям»?

Что же произошло с Юшкой?Кому же помешал Юшка, никогда и никого не обидевший, никогда и никому

Слайд 22
Прохожий:

...весёлый прохожий посмеялся;
…чего ты землю нашу топчешь, божье чучело;
…хоть бы

ты помер, веселее бы стало без тебя;
…рассердился;
…как ты смеешь меня с собой равнять, юрод негодный?
…замахнувшись, с силой злобы толкнул в грудь.


Юшка:
…осерчал в ответ;
…чем я вам мешаю?
Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен, как и ты, без меня, значит, тоже нельзя.
…по надобности мы все равны;
Юшка повернулся лицом вниз и более не пошевелился.

Прохожий: ...весёлый прохожий посмеялся;…чего ты землю нашу топчешь, божье чучело;…хоть бы ты помер, веселее бы стало без

Слайд 23Эпизод «Прощание с ЮШКОЙ»

«Прощай, Юшка, и всех нас ПРОСТИ. Забраковали тебя

люди, а кто тебе судья».

Эпизод «Прощание с ЮШКОЙ»«Прощай, Юшка, и всех нас ПРОСТИ. Забраковали тебя люди, а кто тебе судья».

Слайд 24Cхема ассоциативных связей







Сердце Юшки

Любовь
ко всему живому

Любовь
К природе

Любовь
к родным местам

Любовь к людям

Cхема ассоциативных связей

Слайд 25
Какие чувства переполняют сердце Юшки? Что всем сердцем любит Юшка?
Хуже

или лучше стало людям после его гибели?
Стало ли людям грустно? Почему?
Как Юшка обретает полное имя в рассказе?
На какие размышления наводит прозвище Ефима Дмитриевича – Юшка?

Какие чувства переполняют сердце Юшки? Что всем сердцем любит Юшка?Хуже или лучше стало людям после его

Слайд 26
Юшка - кровь животворящая, значительная потеря которой грозит человеку гибелью.


Юшка –

воплощение добра, сердечности, потеря его губительна для людей.
Юшка - кровь животворящая, значительная потеря которой грозит человеку гибелью.Юшка – воплощение добра, сердечности, потеря его губительна

Слайд 27
Доброе дело Юшки перешло в руки сиротки, которая «не утомлялась утолять

страдание и отдалять смерть от ослабевших».
Доброе дело Юшки перешло в руки сиротки, которая «не утомлялась утолять страдание и отдалять смерть от ослабевших».

Слайд 28Словарь понятий-антонимов, важных для раскрытия темы:
Добро

- Зло
Любовь - Жестокость, ненависть
Терпение - Несдержанность
Кротость - Негодование
(смирение,
покорность)
Бескорыстие - Расчётливость
Милосердие, - Равнодушие
сострадание
Уважение - Непочтительность, грубость
Словарь понятий-антонимов, важных для раскрытия темы:Добро      -   ЗлоЛюбовь

Слайд 29
Назовите основной приём построения рассказа ?

Назовите основной приём построения рассказа ?

Слайд 30
Основной приём построения рассказа -

антитеза (противопоставление).
Основной приём построения рассказа -            антитеза

Слайд 31
Какой мысли подчинена композиция рассказа? Вспомните начальную и финальную сцены? Перекликаются

ли они?

Какой мысли подчинена композиция рассказа? Вспомните начальную и финальную сцены? Перекликаются ли они?

Слайд 32
Обрамление –
1) рамка, окружение.

2) композиционная часть литературного произведения, включающая в себя,

как в рамку, другие части повествования.



Обрамление –1) рамка, окружение.2) композиционная часть литературного произведения, включающая в себя, как в рамку, другие части повествования.

Слайд 33


Ч . . . .

. . . . . . . Е
Ч  .  .  .  .  .  .  .

Слайд 34


Ч Е Л О В Е К О Л

Ю Б И Е
Ч Е Л О В Е К О Л Ю Б И Е

Слайд 35
Домашнее задание:
написать мини- сочинение « Нужны ли в жизни сочувствие

и сострадание?»
Домашнее задание: написать мини- сочинение « Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть