Слайд 1 Дети и война
Сценарий мероприятия
в 5 классе
(А.Т.Твардовский
«Рассказ
танкиста»)
Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №17
Тощенко Т.И.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №17
Слайд 2ЦЕЛИ:
1. Развивать патриотические чувства учащихся, гордость и сопричастность к истории страны;
2.
Развитие навыков анализа лирического произведения А.Т.Твардовского;
3. Исследовать тему детства в творчестве А. Твардовского.
Слайд 3"Дети и война - нет более ужасного сближения противоположных вещей на
свете» (А.Т.Твардовский)
"Детство, это огромный край, откуда приходит каждый!... Откуда я родом? Я родом из детства, словно из какой-то страны»
(Антуан де Сент Экзюпери)
Слайд 4Вступление.
Сколько их, детских судеб, исковерканных войной, повстречал он на дорогах войны!
Детей потерявших матерей, матерей, оплакивающих погибших на их глазах детей... В каждой строке о детских судьбах на войне горечь неизбывного страдания. Это и армейский сапожок, чей "Сынишка сидит сиротою", и тот "в пилотке мальчик босоногий с худым заплечным узелком", уставший отвечать на докучливые вопросы взрослых: "Ну, сирота. - И тотчас: - Дядя, ты лучше дал бы докурить", и иные детские судьбы. Самые пронзительные строки в поэме "Возмездие", гневное обращение к захватчикам:
И суд наш праведный суров,
И места нет пощаде.
И не у нас ее проси,
Мы будем мертвых глуше.
Проси у тех, чьи на Руси
Сгубил безвинно души.
Проси у тех, кого ты сжег,
Зарыл в земле живыми.
Проси у тех, кого раздел
В предсмертный час постылый.
Проси у девочки у той,
Что, в дула ружей глядя,
Спросила с детской простотой:
- Чулочки тоже, дядя? -
У той, худое тельце чье
У края рва поставил
Проси пощады у нее,
А мы щадить не вправе.
Слайд 5 Александр Твардовский:
поэзия и личность.
Через всю свою жизнь Твардовский пронес благодарную память о тех днях, которые называл «началом всех начал», - о детстве. А было оно далеко не «золотым». Отец поэта, Трифон Гордеевич, при всех его достоинствах, был строг до суровости, честолюбив до болезненности, в нем были сильно развиты собственнические замашки, и детям - а впечатлительному и чуткому ко всякой несправедливости
Александру в особенности - бывало с ним порой очень нелегко.
Твардовский родился в 1910 году на Смоленщине в семье кузнеца. Стихи начал писать с раннего детства, когда еще не знал букв. С отличием окончил Московский институт истории, философии и литературы. С 1939 года он служит в армии. Великую Отечественную войну прошел с первого до последнего дня. Вот почему, когда читаешь его стихи и поэмы о войне, то особенно ярко представляешь себе картины боев, подвиги людей. Об этом можно прочитать…
Слайд 6Фронтовая хроника.
Разнообразны произведения Твардовского, вошедшие в его «Фронтовую хронику» (1941-1945). Это
и публицистические стихотворные агитационные «листовки» («Бойцу Южного фронта», «Партизанам Смоленщины», «Зима на фронте»), и сюжетные «новеллы» о героях войны и подвигах («Сержант Василий Мысенков», «Рассказ танкиста», «Дом бойца», «Награда»), и картины солдатского быта («Когда пройдёшь путём колонн…», «Армейский сапожник», «Ночлег»). Некоторые из стихов прямо перекликаются с отдельными эпизодами «Василия Тёркина» и «Дома у дороги» («Баллада о товарище», «В пути»).
Слайд 8Был трудный бой. Все нынче, как спросонку,
И только не могу
себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
А как зовут, забыл его спросить.
Слайд 9 Лет десяти – двенадцати. Бедовый, Из
тех, что главарями у детей, Из тех, что в городишках прифронтовых Встречают нас как дорогих гостей.
Слайд 10Машину обступают на стоянках, Таскать им воду вёдрами – не труд,
Приносят мыло с полотенцем к танку И сливы недозрелые суют…
Слайд 11Дети становятся не просто детьми,
а «сынами... отчизны родной»,
во время войны
были порой «опаснее» взрослых.
Шел бой за улицу. Огонь врага был страшен, Мы продвигались к площади вперед. А он гвоздит — не выглянуть из башен, — А черт его поймет, откуда бьет... И вдруг к машине подбежал парнишка: - Товарищ командир, товарищ командир! - Я знаю, где их пушка. Я разведал... Я подползал, они вон там, в саду… Да где же, где?.. – А дайте я поеду На танке с вами. Прямо приведу.
Слайд 12 Что ж, бой не ждет. Влезай сюда, дружище!
И вот мы катим к месту вчетвером. Стоит парнишка — мины, пули свищут, И только рубашонка пузырем.
Слайд 13 Подъехали.- Вот здесь.
- И с разворота Заходим в тыл и полный газ даем. И эту пушку, заодно с расчетом, Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозем.
Слайд 14 Я вытер пот. Душила гарь и копоть:
От дома к дому шел большой пожар. И, помню, я сказал: — Спасибо, хлопец! И руку, как товарищу, пожал...
Слайд 15Был трудный бой. Все нынче, как спросонку,
И только не могу
себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
А как зовут, забыл его спросить.
Слайд 16Словарная работа
все нынче как спросонку – бой вспоминается, как страшный невероятный
сон.
Бедовый, из тех, что главарями у детей – озорной, предводитель в мальчишеской компании.
А он гвоздит – не выглянуть из башен - бьет изо всех сил. расчет – группа солдат, обслуживающих пушку.
катим вчетвером – командир, радист-пулеметчик, механик-водитель, мальчик. (Экипаж – три танкиста)
за каким домишком он примостился – где находится укрытие, из которого бьёт немецкая пушка.
Заходим в тыл и полный газ даём/… вмяли в рыхлый, жирный чернозём – танкисты зашли в тыл к немецкой пушке и на полной скорости раздавили её.
уличный бой – во вторую мировую войну, наши танки были самыми лучшими в мире, но уличный бой самый страшный для всех родов войск, особенно для танков. Они гораздо увереннее ведут бой на открытой местности.
Слайд 17Поэтические страницы.
Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли
с войны,
В то, что они - кто старше, кто моложе -
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь,-
Речь не о том, но все же, все же, все же...
Слайд 18Поэтические страницы.
Сыну погибшего воина
Солдатский сын, что
вырос без отца
И раньше срока возмужал заметно,
Ты -памятью героя и отца
Не отлучен от радостей заветных.
Запрета он тебе не положил
Своим посмертным образом суровым
На то, чем сам живой с отрадой жил.
Что всех живых зовет влекущим зовом...
Но если ты, случится как-нибудь,
По глупости, по молодости ранней
Решишь податься на постыдный путь,
Забыв о чести, долге и призванье:
Товарища в беде не поддержать,
Во чье-то горе обратить забаву,
В труде схитрить. Солгать. Обидеть мать.
С недобрым другом поравняться славой, -
То прежде ты - завет тебе один,
Ты только вспомни, мальчик, чей ты сын.
(1949-1951)
до последнего часа расплаты,
До дня торжества — недалекого дня -
И мне не дожить, как и многим ребятам,
Что были нисколько не хуже меня.
Я долю свою по-солдатски приемлю.
Ведь если бы смерть выбирать нам, друзья,
То лучше, чем смерть за родимую землю,
И выбрать нельзя.
1941
Слайд 20 ДВЕ СТРОЧКИ
Из записной потертой
книжки
Две строчки о бойце-парнишке,
Что был в сороковом году
Убит в Финляндии на льду.
Лежало как-то неумело
По-детски маленькое тело.
Шинель ко льду мороз прижал,
Далёко шапка отлетела,
Казалось, мальчик не лежал,
А все еще бегом бежал,
Да лед за полу придержал...
Среди большой войны жестокой,
С чего — ума не приложу, —
Мне жалко той судьбы далекой,
Как будто мертвый, одинокий,
Как будто это я лежу,
Примерзший, маленький, убитый
На той войне незнаменитой,
Забытый, маленький, лежу.
1943
*
Лежат они, глухие и немые,
Под грузом плотной от годов земли –
И юноши, и люди пожилые,
Что на войну вслед за детьми пошли,
И женщины, и девушки-девчонки,
Подружки, сестры наши, медсестренки,
Что шли на смерть и повстречались с ней
В родных краях иль на чужой сторонке,
И не затем, чтоб той судьбой своей
Убавить доблесть воинов мужскую,
Дочерней славой - славу сыновей,
-Ни те, ни эти, в смертный час тоскуя,
Верней всего, не думали о ней.
Слайд 22Поэтические страницы.
*
* *
Ночью все раны больнее болят,-
Так уж оно полагается, что ли,
Чтобы другим не услышать, солдат,
Как ты в ночи подвываешь от боли.
Словно за тысячи верст от тебя
Все эти спящие добрые люди
Взапуски, всяк по-другому храпя,
Гимны поют табаку и простуде,-
Тот на свистульке, а тот на трубе.
Утром забудется слово упрека:
Не виноваты они, что тебе
Было так больно и так одиноко...
Слайд 23В тот день, когда окончилась война
И все стволы палили в счет
салюта,
В тот час на торжестве была одна
Особая для наших душ минута.
В конце пути, в далекой стороне
Под гром пальбы прощались мы впервые
Со всеми, кто погибли на войне,
Как с мертвыми прощаются живые.
До той поры в душевной глубине
Мы не прощались так бесповоротно.
Мы были с ними как бы наравне,
И разделял нас только лист учетный.
Мы с ними шли дорогами войны
В едином братстве воинском до срока.
Суровой славой их озарены,
От их судьбы всегда неподалеку.
И только здесь в суровый этот миг,
Исполненный величьем и печали,
Мы отделялись навсегда от них,
Нас эти залпы с ними разлучали.
Слайд 24Список используемой литературы:
Македонов А. Творческий путь Твардовского: Дома и дороги. –
М., 1981.
Кондратович А. Александр Твардовский: Поэзия и личность. – М., 1978.
http://www.Litra.ru
http://www.Referat.ru
Литература. 5 класс. Учебник – хрестоматия 2 –я часть / В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. М.: Просвещение. 2007 год