Презентация, доклад по литературе на тему

Содержание

ЦЕЛИ: 1. Развивать патриотические чувства учащихся, гордость и сопричастность к истории страны;2. Развитие навыков анализа лирического произведения А.Т.Твардовского;3. Исследовать тему детства в творчестве А. Твардовского.

Слайд 1 Дети и война Сценарий мероприятия в 5 классе (А.Т.Твардовский «Рассказ

танкиста»)

Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №17
Тощенко Т.И.

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №17

Дети и война  Сценарий мероприятия  в 5 классе (А.Т.Твардовский  «Рассказ танкиста»)Учитель

Слайд 2ЦЕЛИ:
1. Развивать патриотические чувства учащихся, гордость и сопричастность к истории страны;
2.

Развитие навыков анализа лирического произведения А.Т.Твардовского;
3. Исследовать тему детства в творчестве А. Твардовского.
ЦЕЛИ: 1. Развивать патриотические чувства учащихся, гордость и сопричастность к истории страны;2. Развитие навыков анализа лирического произведения

Слайд 3"Дети и война - нет более ужасного сближения противоположных вещей на

свете» (А.Т.Твардовский)

"Детство, это огромный край, откуда приходит каждый!... Откуда я родом? Я родом из детства, словно из какой-то страны»
(Антуан де Сент Экзюпери)


Слайд 4Вступление.
Сколько их, детских судеб, исковерканных войной, повстречал он на дорогах войны!

Детей потерявших матерей, матерей, оплакивающих погибших на их глазах детей... В каждой строке о детских судьбах на войне горечь неизбывного страдания. Это и армейский сапожок, чей "Сынишка сидит сиротою", и тот "в пилотке мальчик босоногий с худым заплечным узелком", уставший отвечать на докучливые вопросы взрослых: "Ну, сирота. - И тотчас: - Дядя, ты лучше дал бы докурить", и иные детские судьбы. Самые пронзительные строки в поэме "Возмездие", гневное обращение к захватчикам:

И суд наш праведный суров,
И места нет пощаде.
И не у нас ее проси,
Мы будем мертвых глуше.
Проси у тех, чьи на Руси
Сгубил безвинно души.
Проси у тех, кого ты сжег,
Зарыл в земле живыми.
Проси у тех, кого раздел
В предсмертный час постылый.
Проси у девочки у той,
Что, в дула ружей глядя,
Спросила с детской простотой:
- Чулочки тоже, дядя? -
У той, худое тельце чье
У края рва поставил
Проси пощады у нее,
А мы щадить не вправе.

Вступление.Сколько их, детских судеб, исковерканных войной, повстречал он на дорогах войны! Детей потерявших матерей, матерей, оплакивающих погибших

Слайд 5 Александр Твардовский: поэзия и личность.


Через всю свою жизнь Твардовский пронес благодарную память о тех днях, которые называл «началом всех начал», - о детстве. А было оно далеко не «золотым». Отец поэта, Трифон Гордеевич, при всех его достоинствах, был строг до суровости, честолюбив до болезненности, в нем были сильно развиты собственнические замашки, и детям - а впечатлительному и чуткому ко всякой несправедливости
Александру в особенности - бывало с ним порой очень нелегко.
Твардовский родился в 1910 году на Смоленщине в семье кузнеца. Стихи начал писать с раннего детства, когда еще не знал букв. С отличием окончил Московский институт истории, философии и литературы. С 1939 года он служит в армии. Великую Отечественную войну прошел с первого до последнего дня. Вот почему, когда читаешь его стихи и поэмы о войне, то особенно ярко представляешь себе картины боев, подвиги людей. Об этом можно прочитать…

Александр Твардовский:     поэзия и личность.

Слайд 6Фронтовая хроника.
Разнообразны произведения Твардовского, вошедшие в его «Фронтовую хронику» (1941-1945). Это

и публицистические стихотворные агитационные «листовки» («Бойцу Южного фронта», «Партизанам Смоленщины», «Зима на фронте»), и сюжетные «новеллы» о героях войны и подвигах («Сержант Василий Мысенков», «Рассказ танкиста», «Дом бойца», «Награда»), и картины солдатского быта («Когда пройдёшь путём колонн…», «Армейский сапожник», «Ночлег»). Некоторые из стихов прямо перекликаются с отдельными эпизодами «Василия Тёркина» и «Дома у дороги» («Баллада о товарище», «В пути»).
Фронтовая хроника.Разнообразны произведения Твардовского, вошедшие в его «Фронтовую хронику» (1941-1945). Это и публицистические стихотворные агитационные «листовки» («Бойцу

Слайд 8Был трудный бой. Все нынче, как спросонку, И только не могу

себе простить: Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку, А как зовут, забыл его спросить.
Был трудный бой. Все нынче, как спросонку,  И только не могу себе простить:  Из тысяч

Слайд 9 Лет десяти – двенадцати. Бедовый, Из

тех, что главарями у детей, Из тех, что в городишках прифронтовых Встречают нас как дорогих гостей.
Лет десяти – двенадцати. Бедовый,   Из тех, что главарями у детей,

Слайд 10Машину обступают на стоянках, Таскать им воду вёдрами – не труд,

Приносят мыло с полотенцем к танку И сливы недозрелые суют…
Машину обступают на стоянках, Таскать им воду вёдрами – не труд,  Приносят мыло с полотенцем к

Слайд 11Дети становятся не просто детьми, а «сынами... отчизны родной», во время войны

были порой «опаснее» взрослых.

Шел бой за улицу. Огонь врага был страшен, Мы продвигались к площади вперед. А он гвоздит — не выглянуть из башен, — А черт его поймет, откуда бьет... И вдруг к машине подбежал парнишка: - Товарищ командир, товарищ командир! - Я знаю, где их пушка. Я разведал... Я подползал, они вон там, в саду… Да где же, где?.. – А дайте я поеду На танке с вами. Прямо приведу.

Дети становятся не просто детьми,  а «сынами... отчизны родной», во время войны были порой «опаснее» взрослых.

Слайд 12 Что ж, бой не ждет. Влезай сюда, дружище!

И вот мы катим к месту вчетвером. Стоит парнишка — мины, пули свищут, И только рубашонка пузырем.
Что ж, бой не ждет.  Влезай сюда, дружище!

Слайд 13 Подъехали.- Вот здесь.

- И с разворота Заходим в тыл и полный газ даем. И эту пушку, заодно с расчетом, Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозем.
Подъехали.- Вот здесь.

Слайд 14 Я вытер пот. Душила гарь и копоть:

От дома к дому шел большой пожар. И, помню, я сказал: — Спасибо, хлопец! И руку, как товарищу, пожал...
Я вытер пот. Душила гарь и копоть:

Слайд 15Был трудный бой. Все нынче, как спросонку, И только не могу

себе простить: Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку, А как зовут, забыл его спросить.
Был трудный бой. Все нынче, как спросонку,  И только не могу себе простить:  Из тысяч

Слайд 16Словарная работа
все нынче как спросонку – бой вспоминается, как страшный невероятный

сон.
Бедовый, из тех, что главарями у детей – озорной, предводитель в мальчишеской компании.
А он гвоздит – не выглянуть из башен - бьет изо всех сил. расчет – группа солдат, обслуживающих пушку.
катим вчетвером – командир, радист-пулеметчик, механик-водитель, мальчик. (Экипаж – три танкиста)
за каким домишком он примостился – где находится укрытие, из которого бьёт немецкая пушка.
Заходим в тыл и полный газ даём/… вмяли в рыхлый, жирный чернозём – танкисты зашли в тыл к немецкой пушке и на полной скорости раздавили её.
уличный бой – во вторую мировую войну, наши танки были самыми лучшими в мире, но уличный бой самый страшный для всех родов войск, особенно для танков. Они гораздо увереннее ведут бой на открытой местности.
Словарная работа все нынче как спросонку – бой вспоминается, как страшный невероятный сон.Бедовый, из тех, что главарями

Слайд 17Поэтические страницы.
Я знаю, никакой моей вины В том, что другие не пришли

с войны, В то, что они - кто старше, кто моложе - Остались там, и не о том же речь, Что я их мог, но не сумел сберечь,- Речь не о том, но все же, все же, все же...

Поэтические страницы.Я знаю, никакой моей вины В том, что другие не пришли с войны, В то, что

Слайд 18Поэтические страницы.
Сыну погибшего воина
Солдатский сын, что

вырос без отца
И раньше срока возмужал заметно,
Ты -памятью героя и отца
Не отлучен от радостей заветных.

Запрета он тебе не положил
Своим посмертным образом суровым
На то, чем сам живой с отрадой жил.
Что всех живых зовет влекущим зовом...

Но если ты, случится как-нибудь,
По глупости, по молодости ранней
Решишь податься на постыдный путь,
Забыв о чести, долге и призванье:

Товарища в беде не поддержать,
Во чье-то горе обратить забаву,
В труде схитрить. Солгать. Обидеть мать.
С недобрым другом поравняться славой, -

То прежде ты - завет тебе один,
Ты только вспомни, мальчик, чей ты сын.
(1949-1951)

Поэтические страницы. Сыну погибшего воина    Солдатский сын, что вырос без отца

Слайд 19 * * *
Пускай

до последнего часа расплаты,
До дня торжества — недалекого дня -
И мне не дожить, как и многим ребятам,
Что были нисколько не хуже меня.
Я долю свою по-солдатски приемлю.
Ведь если бы смерть выбирать нам, друзья,
То лучше, чем смерть за родимую землю,
И выбрать нельзя.
1941
* * *Пускай до последнего часа расплаты,До дня торжества

Слайд 20 ДВЕ СТРОЧКИ
Из записной потертой

книжки
Две строчки о бойце-парнишке,
Что был в сороковом году
Убит в Финляндии на льду.
Лежало как-то неумело
По-детски маленькое тело.
Шинель ко льду мороз прижал,
Далёко шапка отлетела,
Казалось, мальчик не лежал,
А все еще бегом бежал,
Да лед за полу придержал...
Среди большой войны жестокой,
С чего — ума не приложу, —
Мне жалко той судьбы далекой,
Как будто мертвый, одинокий,
Как будто это я лежу,
Примерзший, маленький, убитый
На той войне незнаменитой,
Забытый, маленький, лежу.
1943
ДВЕ СТРОЧКИ Из записной потертой книжкиДве строчки о бойце-парнишке,Что был в

Слайд 21
* *

*
Лежат они, глухие и немые,
Под грузом плотной от годов земли –
И юноши, и люди пожилые,
Что на войну вслед за детьми пошли,

И женщины, и девушки-девчонки,
Подружки, сестры наши, медсестренки,
Что шли на смерть и повстречались с ней
В родных краях иль на чужой сторонке,

И не затем, чтоб той судьбой своей
Убавить доблесть воинов мужскую,
Дочерней славой - славу сыновей,
-Ни те, ни эти, в смертный час тоскуя,
Верней всего, не думали о ней.


*   *   *    Лежат

Слайд 22Поэтические страницы.
*

* *
Ночью все раны больнее болят,-
Так уж оно полагается, что ли,
Чтобы другим не услышать, солдат,
Как ты в ночи подвываешь от боли.

Словно за тысячи верст от тебя
Все эти спящие добрые люди
Взапуски, всяк по-другому храпя,
Гимны поют табаку и простуде,-

Тот на свистульке, а тот на трубе.
Утром забудется слово упрека:
Не виноваты они, что тебе
Было так больно и так одиноко...

Поэтические страницы.        *     *

Слайд 23В тот день, когда окончилась война
И все стволы палили в счет

салюта,
В тот час на торжестве была одна
Особая для наших душ минута.

В конце пути, в далекой стороне
Под гром пальбы прощались мы впервые
Со всеми, кто погибли на войне,
Как с мертвыми прощаются живые.

До той поры в душевной глубине
Мы не прощались так бесповоротно.
Мы были с ними как бы наравне,
И разделял нас только лист учетный.




Мы с ними шли дорогами войны
В едином братстве воинском до срока.
Суровой славой их озарены,
От их судьбы всегда неподалеку.

И только здесь в суровый этот миг,
Исполненный величьем и печали,
Мы отделялись навсегда от них,
Нас эти залпы с ними разлучали.

В тот день, когда окончилась войнаИ все стволы палили в счет салюта,В тот час на торжестве была

Слайд 24Список используемой литературы:
Македонов А. Творческий путь Твардовского: Дома и дороги. –

М., 1981.
Кондратович А. Александр Твардовский: Поэзия и личность. – М., 1978.
http://www.Litra.ru
http://www.Referat.ru
Литература. 5 класс. Учебник – хрестоматия 2 –я часть / В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. М.: Просвещение. 2007 год
Список используемой литературы:Македонов А. Творческий путь Твардовского: Дома и дороги. – М., 1981.Кондратович А. Александр Твардовский: Поэзия

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть