Слайд 1М. Ю. Лермонтов .
Личность поэта .
Стихотворение «Тучи».
Слайд 3Цели:
продолжить знакомство с жизнью и творчеством М.Ю.Лермонтова.
попробовать понять, почему поэт
был гоним.
Слайд 4Что могло случиться с поэтом?
Отчего могла появиться эта неизбывная печаль в
глазах?
Слайд 5Прочитайте статью учебника и ответьте на вопросы:
- Когда родился и умер
М.Ю.Лермонтов?
- Какой год стал переломным в судьбе поэта?
- Как погиб поэт?
Слайд 7Анализ стихотворения
- Какое чувство является доминирующим у поэта?
- Какие слова в
1-ой строфе усиливают ощущения грусти?
- Какая разница между словами «странники» и «изгнанники»?
- Что вы мысленно представляете, когда читаете первые строчки? А какое – небо? А какие – тучки?
- А каким обычно представляется север? А почему поэт называет его «милым»?
Слайд 8Основные понятия:
Эпи́тет — определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту
произношения. Выражается преимущественно именем прилагательным.
Антитеза – стилистический прием, основанный на резком противопоставлении понятий и образов, чаще всего основывается на употреблении антонимов.
Слайд 9Анализ стихотворения
- Какая из причин изгнания вам кажется самой горькой?
Прочитайте
выразительно 3-ью строфу.
- Как меняется отношение поэта к тучам?
- Кто же всё-таки тучи? Странники или изгнанники?
- Почему поэт, страдавший от несвободы, не завидует тучам?
Слайд 10Основные понятия:
Градация – стилистический прием, расположение слов и выражений, а также
средств художественной изобразительности по возрастающей или убывающей значимости.
Слайд 11Творческая основа стихотворения «Тучи».
В 1840 году Лермонтов во второй раз отправлялся
в ссылку на Кавказ. В апреле этого года он прощался с петербургскими друзьями. Современник поэта граф В.А. Соллогуб вспоминал: «Друзья и приятели собрались в квартире Карамзиных проститься с юным другом своим и тут, растроганный вниманием к себе и непритворною любовью избранного кружка, поэт, стоя у окна и глядя на тучи, которые ползли над летним садом и Невою, написал стихотворение «Тучки небесные, вечные странники!...». Софья Карамзина и несколько человек гостей окружали поэта и просили прочесть только что написанное стихотворение. Он… прочел его. Когда он кончил, глаза были влажные от слез…»
Слайд 12Творческое задание.
Выписать из текста слова, связанные с описанием тучек:
Какие языковые средства
использует автор?
Слайд 13Подумаем вместе!
Каково основное настроение стихотворения «Тучи»?
Как построено стихотворение?
Домашнее задание:
Выучите стихотворение наизусть,
подчеркните во время чтения настроение поэта, которое преобладает в произведении.