Слайд 1
Мистика в произведениях
Н.В. Гоголя
Выполнила:
Липатова Елизавета,
учащаяся 8а класса
МКОУ СОШ №5
Руководитель:
Бояринцева О.В.
Слайд 2 Цель моего исследования :
рассмотрение специфики мистических мотивов в произведениях Н.В.
Гоголя.
Слайд 3Задачи:
Сопоставить литературные мистические образы, созданные Н.В. Гоголем, с их фольклорными прототипами,
выявить сходства;
рассмотреть специфику гоголевских мистических персонажей;
исследовать причины введения мистической линии в изучаемых произведениях, их ценности для сюжета и идейного содержания
изучить тему мистики Гоголя.
Слайд 4Предмет исследования:
место мистических мотивов в трех циклах гоголевских повестей: «Вечера…», «Миргород»,
«Петербургские повести», их соотношение с иными мотивами, цели их введения.
Слайд 5 Николай Васильевич Гоголь – один из самых таинственных, загадочных
русских писателей. Человек глубоко верующий, православный, он был не чужд мистики и верил, что черт водит за собою людей, заставляя их совершать злые поступки.
Николай Васильевич Гоголь
Слайд 6«Вечера на хуторе близ Диканьки»
Весёлые и страшные истории рассказаны пасечником Рудым
Панько
Слайд 7 «Ночь перед рождеством»
Рождество - один из самых значимых и долгожданных
праздников. Прежде всего потому, что оно ассоциируется у нас с волшебством и чудесами. "Ночь перед рождеством", т.е сочельник - самое сказочное и трепетное время, и именно поэтому Гоголь выбрал именно эту пору для своего произведения!
Слайд 8 В рождественскую ночь колядующие носят с собой звезду, символизирующую
Звезду Вифлеема и небольшой вертеп.
Слайд 9 В основу сюжета повести «Ночь перед Рождеством» лег народно-христианский
праздник – Рождество Христово. Поэтому образ Христа Спасителя незримо присутствует на страницах повести, несет свет и добро людям, дарит надежду…
Слайд 10«Майская ночь, или Утопленница»
«Майская ночь или Утопленница» основывается на
многих легендах о неупокоенных душах, безвинно погибших.
Слайд 11 «Вся она была бледная, как полотно; но как чудна,
как прекрасна! <…> Левко посмотрел на берег: в тонком серебряном тумане мелькали легкие, как будто тени, девушки в белых, как луг, убранный ландышами, рубашках; золотые ожерелья, монисты, дукаты блистали на их шеях; но были они бледны; тело их было как будто сваяно из прозрачных облак и будто светилось насквозь при серебряном месяце».
Слайд 13 Это повесть о пропавшей грамоте, которую украл сам дьявол.
На поиски этой грамоты отправляется дед, который чуть ли не в самом пекле выигрывает эту грамоту и живым возвращается обратно.
Слайд 15 В веселой «Сорочинской ярмарке», в своей фантастической части восходившей
к мотивам народной демонологии, нечистая сила в конечном итоге оказывается посрамлена.
Слайд 17 В «Вечере» большое место занимает фольклор, здесь и
легенда о папоротнике, который цветет один раз в год, да и ставшая уже привычной нечисть.
Слайд 18 В повести необыкновенно удачно сплетаются два начала: реалистическое
и мистическое, но мистическое преобладает. «Вий» - это первый настоящий триллер в русской литературе. Гоголь мастерски нагнетает напряжение с каждой ночью, которую Хома Брут должен провести у гроба Панночки-ведьмы. При этом истинно народный юмор только оттеняет весь ужас происходящего.
«Вий»
Слайд 20«Нос»
«Коллежский асессор Ковалев проснулся довольно рано и сделал губами
«брр…» - что всегда он делал, когда просыпался, хотя сам не мог растолковать, по какой причине. Ковалев потянулся, приказал себе подать небольшое стоявшее на столе зеркало. Он хотел взглянуть на прыщик, который вчерашнего вечера вскочил у него на носу, но, к величайшему изумлению, увидел, что у него вместо носа совершенно гладкое место!»
Слайд 21 Оказалось, что нос может спокойно обойтись без человека. Почему
бы носу не быть личностью? Какие только личности не встречаются вокруг! А вот человек без носа не смог жить вообще.
Слайд 22«Портрет»
Портрет – мистическое, с философским подтекстом произведение. Портрет ростовщика
несет всем людям одни несчастья, губит их. Опять же в этом произведении Гоголя замешана нечистая сила, которая характерна для большинства его произведений.
Слайд 24Во всех повестях Гоголь показывает значение Бога для человека и цену
души. Он как бы предоставляет нам в своих повестях результат того, что случится, если сойти с верного пути, оступиться …
В отличие от многих романтиков, у которых фантастическое и реальное резко разделены и существуют сами по себе, у Гоголя фантастика тесно переплетается с реальностью и служит средством комического или сатирического изображения героев, она основана на народной стихии.