Презентация, доклад по литературе М. Щолохов Судьба человека

Содержание

М. А. Шолохов «Судьба человека»

Слайд 1…Но не забыть войной больную память, Осколками сердец пропитана она… Урок литературы в

8 классе по рассказу М.Шолохова «Судьба человека»

Урок подготовила
учитель русского языка и литературы Покаленко О.В. , учитель высшей категории МАОУ «Гимназия № 16»
г.Кунгур, Пермский край

…Но не забыть войной больную память, Осколками сердец пропитана она…  Урок литературы в 8 классе

Слайд 2М. А. Шолохов «Судьба человека»

М. А. Шолохов «Судьба человека»

Слайд 3 Маленький мальчик прогуливался по парку со своим дедушкой

и услышал, как молодая женщина ругала своего сына: «Ты что сделал? Скормил бродячей собаке целый батон колбасы! Она и без тебя нашла бы пищу! Ты не человек, а чудовище! Всё для тебя делаю, а ты? Теперь будешь наказан за свой поступок!» Дедушка не выдержал и подошёл к женщине: «За что же вы его ругаете? Ведь он хорошее дело сделал, за это не ругать, а хвалить надо. Ведь если за каждый хороший поступок вы будете наказывать ребёнка, то из него вырастет настоящее чудовище, коим вы его только что назвали.» «А это уже не ваше дело»,- сказала женщина и пошла прочь. Маленький мальчик долго смотрел вслед уходящим, а потом спросил: «Дедушка, а я человек?» «Да» «Настоящий?» «Настоящий» «А что значит быть настоящим человеком?» «Надо родиться» «Собака тоже родилась. Она – человек?» «Нет» «Надо родиться человеком» «То есть – родился с внешностью, похожей на человека, значит человек?»... 
А как бы вы ответили на это вопрос?

«Чтобы быть настоящим человеком, надо иметь огромную душу, чистое сердце, совершать добрые поступки во благо другим» 

Маленький мальчик прогуливался по парку со своим дедушкой и услышал, как молодая женщина ругала

Слайд 4Невозможно 
всегда быть героем, 
но можно всегда 
оставаться человеком 

И.В. Гёте

Невозможно всегда быть героем, но можно всегда оставаться человеком 

Слайд 5Судьба человека дана свыше или определяется самим человеком?

Судьба человека дана свыше или определяется самим человеком?

Слайд 6Судьба – что это?
Судьба
1. Стечение обстоятельств, не зависящих от воли

человека, ход жизненных событий. Удары, превратности судьбы.
2. Доля, участь.
3. История существования кого-чего-нибудь
4. Будущее, то, что случится, произойдёт (книжн.). Судьбы человечества. С.И. Ожегов
Судьба – что это? Судьба1. Стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека, ход жизненных событий.  Удары,

Слайд 7Рассказ - эпопея: отражение критического момента в жизни страны, в судьбе

народа.

Рассказ - эпопея: отражение критического момента в жизни страны, в судьбе народа.

Слайд 8В чем особенность его композиции? 

Композиция кольцевая: начинается и заканчивается

разговором автора с попутчиками.
Центральная часть – повествование от имени главного героя, его переживания.
Рассказ Андрея Соколова можно условно разделить на
3 части:
довоенная жизнь,
война,
первые послевоенные годы.

В чем особенность его композиции?   Композиция кольцевая: начинается и заканчивается разговором автора с попутчиками. Центральная часть

Слайд 9Исторический комментарий.

К концу 1941 года в немецкий плен попало

около 4 миллионов красноармейцев. Весной 1942 года в живых из них осталось лишь около 1 миллиона человек. Советских пленных почти не кормили, расстреливали по любому поводу и без повода. Большинство пленных встретило зиму без тёплой одежды в лагерях под открытым небом или в лучшем случае в наспех вырытых землянках.
8 сентября 1941 года германское верховное командование издало распоряжение об обращении с пленными красноармейцами, беспримерное по своей жестокости: "...Большевистский солдат потерял всякое право претендовать на обращение, достойное честного солдата..."
Сталин считал всех пленных изменниками. Подписанный им 16 августа 1941 года приказ № 270 называл пленных дезертирами и предателями. Семьи попавших в плен командиров и политработников подлежали аресту и ссылке, а семьи солдат лишались пособий и помощи, что обрекало их на голод.
Из 6 с половиной миллионов советских военнопленных погибли около 4 миллионов. Многие из 2 миллионов бывших пленных, вернувшихся в СССР, были сосланы в лагеря.
Шолохов ввёл в рассказ описание плена, что было не свойственно советской литературе той поры. Он показал, как героически, достойно вели себя в плену русские люди, сколько преодолели. .
 

Исторический комментарий.  К концу 1941 года в немецкий плен попало около 4 миллионов красноармейцев. Весной 1942

Слайд 10Довоенная жизнь Андрея Соколова

…Хорошая попалась мне девка! Смирная, весёлая. Угодливая

и умница..
…Да разве можно не оправдать такого доверия…
…жили мы не хуже людей.
И дети радовали…

Довоенная жизнь Андрея Соколова …Хорошая попалась мне девка! Смирная, весёлая. Угодливая и умница..…Да разве можно не оправдать

Слайд 11Плен Андрея Соколова
Ох, браток, нелёгкое это дело – понять, что ты

не по своей воле в плену!
…До того мне стало нехорошо после этого, и страшно захотелось руки помыть, будто я не человека, а какого-то гада ползучего душил…. Первый раз в жизни убил, и то своего…Он хуже чужого, предатель
Плен Андрея СоколоваОх, браток, нелёгкое это дело – понять, что ты не по своей воле в плену!…До

Слайд 12Соколов в лагере
Как вспомнишь нечеловеческие муки, какие пришлось вынести там, в

Германии, как вспомнишь друзей товарищей, какие погибли замученные там, в лагерях, -сердце уже не в груди, а в глотке бьётся, и трудно становится дышать.. .

… ты настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат. Я – тоже солдат и уважаю достойных противников…

Соколов в лагереКак вспомнишь нечеловеческие муки, какие пришлось вынести там, в Германии, как вспомнишь друзей товарищей, какие

Слайд 13Встреча с Ванюшкой.
Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его

к себе дети…
Я – твой отец!
Встреча с Ванюшкой.Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе дети…Я – твой отец!

Слайд 14
«На то ты и мужчина, на то ты и солдат,

чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала». Андрей Соколов
Любовь к Родине — это не отвлечённое понятие. У этой
любви есть основа: семья, дом, школа, место, где ты родился. Вот с
чего начинается Родина. И даже если судьба отбирает самое
дорогое, достоинство и любовь к своему народу помогут обрести
всё заново.
Если вы воспитали в себе человеческое достоинство, оно поможет
вам в любых ситуациях сохранить человека. И тогда уже после
мировых катаклизмов по весенней русской земле навстречу
Будущему будут шагать русский человек несгибаемой воли и
маленький мальчик с символичным русским именем Иван. А за
ними вслед пойдёт весь русский народ, вся Россия.

Судьба человека дана свыше или определяется самим человеком?

«На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если

Слайд 16 Мысль писателя (в рассказе) движется от судьбы человека к

судьбе человечества.
Мнение литературоведов
Мысль писателя (в рассказе) движется от судьбы человека к судьбе человечества.

Слайд 17«…и хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли,

выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своём пути, если к этому позовёт его Родина».
Сергей Бондарчук
«…и хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет

Слайд 18 
Возможно скажет кто-то: “Время лечит раны”- Возможно, лечит

раз и навсегда, Но не забыть войной больную память, Осколками сердец пропитана она. Пропитана она и чёрной кровью, И душами, погибших в той войне. Об этом Он, так вспоминает с болью, И нет спокойствия ему нигде. И перенёс с родными Он разлуку, Предателей, и плен, и лагеря. И не поддался он фашистским гадам, Он устоял со смертью в двух шагах. Ведь не отнять у русского солдата- Ни смелости, ни Родины в груди. И вечно будет помнить, что когда-то, Через войну Он с болью смог пройти. Пусть скажет кто-то: всё же позади, Что всё ушло, всё заперто навек. Но будет жить с осколками в груди, С нелёгкою судьбою Русский Человек!
Таша Васильева
Посвящается моему прадеду  Растопчину П.А.    и  всем участникам ВОв.


     Возможно скажет кто-то: “Время лечит раны”- Возможно, лечит раз и навсегда, Но не

Слайд 19Использованная литература.
1. Шолохов в школе: Книга для учителя! Авт.-сост.М. А. Янковский.-

М. :Дрофа, 2001.
2. М. А. Шолохов “Судьба человека”- Москва, 1986.
3.Историческая справка
https://docviewer.yandex.ru/view/0/?*=nNFrQvPlqllBZDkmB9npVhaxDPp7InVybCI6Imh0dHBzOi8vd3d3LnZzbHUucnUvcmVhZC1vZmZsaW5lLzEwNzY4LzQ4MjdmMTdlMmM3Njg0ZTYucGRmIiwidGl0bGUiOiI0ODI3ZjE3ZTJjNzY4NGU2LnBkZiIsInVpZCI6IjAiLCJ5dSI6Ijc1OTUzMjMwOTE0OTU2MzQ1OTUiLCJub2lmcmFtZSI6dHJ1ZSwidHMiOjE0OTczNjMxMDcxNTN9&lang=ru
4. Иллюстрации к рассказу «Судьба человека»
https://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2F900igr.net%2Fdatai%2Fliteratura%2FSHolokhov-urok%2F0005-003-Urok-SHolokhov-Sudba-cheloveka.jpg&text=%D0%B8%D0%BB%D0%BB%D1%8E%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8%20%D0%BA%20%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D1%83%20%D1%81%D1%83%D0%B4%D1%8C%D0%B1%D0%B0%20%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0%20%D1%88%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%B0&noreask=1&pos=0&lr=50&rpt=simage
Использованная литература.1. Шолохов в школе: Книга для учителя! Авт.-сост.М. А. Янковский.- М. :Дрофа, 2001.2. М. А. Шолохов

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть