«Мастер и Маргарита»
Автор: Бызова В. Н., учитель русского языка и литературы МКОУ Козловская СОШ
Слайд 2В произведении — две сюжетные линии, каждая из которых развивается самостоятельно. Действие первой разворачивается
в Москве в течение нескольких майских дней (дней весеннего полнолуния) в 30-х гг. XX века, действие же второй происходит тоже в мае, но в городе Ершалаиме (Иерусалиме) почти две тысячи лет тому назад — в самом начале новой эры. Роман построен таким образом, что главы основной сюжетной линии перемежаются главами, составляющими вторую сюжетную линию, причём эти вставные главы являются то главами из романа мастера, то рассказом очевидца событий Воланда.
Слайд 3Первая Встреча…
. В один из жарких майских дней в Москве появляется некто Воланд, выдающий
себя за специалиста по чёрной магии, а на самом деле являющийся сатаной
Слайд 4Первыми встречаются с Воландом на Патриарших прудах редактор толстого художественного журнала Михаил Александрович
Берлиоз и поэт Иван Бездомный, написавший антирелигиозную поэму об Иисусе Христе. Воланд вмешивается в их разговор, утверждая, что Христос существовал в действительности.
Слайд 5Предсказание…
В качестве доказательства того, что есть нечто, неподвластное человеку, Воланд предсказывает, что
Берлиозу отрежет голову русская девушка-комсомолка. На глазах потрясённого Ивана Берлиоз тут же попадает под трамвай, которым управляет девушка-комсомолка, и ему отрезает голову.
Слайд 6На глазах потрясённого Ивана Берлиоз тут же попадает под трамвай, которым управляет девушка-комсомолка,
и ему отрезает голову. Иван безуспешно пытается преследовать Воланда, а затем, явившись в Массолит (Московская Литературная Ассоциация), так запутанно излагает последовательность событий, что его отвозят в загородную психиатрическую клинику профессора Стравинского, где он и встречает главного героя романа — мастера.
Слайд 7Понтий Пилат
Обратимся теперь ко второй сюжетной линии романа. Во дворце Ирода Великого прокуратор
Иудеи Понтий Пилат допрашивает арестованного Иешуа Га-Ноцри, которому Синедрион вынес смертный приговор за оскорбление власти кесаря, и приговор этот направлен на утверждение к Пилату.
Слайд 8Допрашивая арестованного, Пилат понимает, что перед ним не разбойник, подстрекавший народ к неповиновению,
а бродячий философ, проповедующий царство истины и справедливости.
Слайд 9Воланд, явившись в квартиру № 50 дома 302-бис по Садовой улице, которую покойный Берлиоз занимал
вместе с директором театра Варьете Степаном Лиходеевым, и найдя последнего в состоянии тяжкого похмелья, предъявляет ему подписанный им же, Лиходеевым, контракт на выступление Воланда в театре, а затем выпроваживает его прочь из квартиры, и Стёпа непонятным образом оказывается в Ялте.
Слайд 10Вечером на сцене театра Варьете начинается представление с участием великого мага Воланда и его
свиты.
Слайд 11Мастер…
Тем временем Иван Бездомный, познакомившись с Мастером, рассказывает ему о том, как он встретился
со странным иностранцем, погубившим Мишу Берлиоза. Мастер объясняет Ивану, что встретился он на Патриарших с сатаной, и рассказывает Ивану о себе.
Слайд 12Мастер и Маргарита
Мастером его называла его возлюбленная Маргарита. Каждый день она приходила
к мастеру, который работал над своим романом.. Наконец роман был дописан, и мастер отнёс его в журнал, но напечатать его там отказались.
Слайд 13 И тут мастер почувствовал, что заболевает. Однажды ночью он бросил роман в печь
Слайд 14 Она ушла, унося рукопись с собой, чтобы достойно проститься с мужем и утром вернуться
к возлюбленному навсегда, однако через четверть часа после её ухода к нему в окно постучали — рассказывая Ивану свою историю, в этом месте Мастер понижает голос до шёпота, — и вот через несколько месяцев, зимней ночью, придя к себе домой, он обнаружил свои комнаты занятыми и отправился в новую загородную клинику, где и живёт уже четвёртый месяц, без имени и фамилии, просто — больной из комнаты № 118.
Слайд 15Она отправляется на прогулку в Александровский сад. К ней подсаживается Азазелло и сообщает ей, что некий
знатный иностранец приглашает её в гости. Маргарита принимает приглашение, потому что надеется узнать хоть что-то о Мастере. Вечером того же дня Маргарита, раздевшись донага, натирает тело кремом, который дал ей Азазелло, становится невидимой и вылетает в окно.
Слайд 16Маргарита и Воланд…
Маргариту встречает Азазелло и приводит её в квартиру № 50, где она знакомится
с Воландом и остальными членами его свиты. Воланд просит Маргариту быть королевой на его балу. В награду он обещает исполнить её желание.
Слайд 17Бал…
В полночь начинается весенний бал полнолуния — великий бал у сатаны
Слайд 18Исполнение желания
Маргарита просит немедленно вернуть ей мастера. Тут же появляется мастер в больничном одеянии,
и Маргарита, посовещавшись с ним, просит Воланда вернуть их в маленький домик на Арбате, где они были счастливы.
Слайд 19Однако римский прокуратор не может отпустить человека, которого обвиняют в преступлении против кесаря,
и утверждает смертный приговор…
Слайд 20 Через некоторое время, в домик к Маргарите и мастеру является Азазелло и приносит бутылку вина —
подарок Воланда. Выпив вина, мастер и Маргарита падают без чувств; в то же мгновение начинается суматоха в доме скорби: скончался пациент из комнаты № 118; и в ту же минуту в особняке на Арбате молодая женщина внезапно бледнеет, схватившись за сердце, и падает на пол.
Слайд 21Волшебные чёрные кони уносят Воланда, его свиту, Маргариту и Мастера. «Ваш роман
прочитали, — говорит Воланд Мастеру, — и я хотел бы показать вам вашего героя. Около двух тысяч лет сидит он на этой площадке и видит во сне лунную дорогу и хочет идти по ней и разговаривать с бродячим философом. Вы можете теперь кончить роман одной фразой». «Свободен! Он ждёт тебя!» — кричит мастер, и над чёрной бездной загорается необъятный город с садом, к которому протянулась лунная дорога, и по дороге этой стремительно бежит прокуратор.
Слайд 22«Прощайте!» — кричит Воланд; Маргарита и мастер идут по мосту через ручей, и Маргарита говорит:
«Вот твой вечный дом, вечером к тебе придут те, кого ты любишь, а ночью я буду беречь твой сон».
Слайд 23(В презентации были использованы музыка и фрагменты из к/ф «Мастер и
Маргарита»)
Спасибо за внимание