Слайд 1Нравственные проблемы в рассказе Л. Андреева «Кусака»
Авторы: учащиеся 7б класса
МБОУ гимназии
№3 г. Грязи
Сушкова Олеся
Цуканова Анастасия
Руководитель Солодухина С. В
Слайд 2Тема исследования
Отношение к животным у
Л. Андреева является одним из критериев
нравственности
Слайд 3Эпиграфы:
« Мы в ответе за тех, кого приручили» Антуан де Сент-Экзюпери
«Зорко
одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь...» Антуан де Сент-Экзюпери.
«Сердце в людях бывает слепое».
А. Платонов.
«Глаза без души слепы, уши – глухи» (пословица).
Слайд 4Основополагающий вопрос
Является ли отношение к животным одним из критериев нравственности?
Слайд 5А как вы понимаете слово нравственность? Давайте подберём к этому слову
слова – ассоциации. Составим кластеры. (Результаты исследования).
нравственность
добро
тепло
сердечный
нежность
милосердие
сочувствие
Слайд 6А как вы понимаете слово безнравственность? Давайте подберём к этому слову
слова – ассоциации. Составим кластеры. (Результаты исследования).
безнравственность
зло
бессердечность
лёд
камень
жестокость
Холодное сердце
Слайд 7Является ли отношение к животным одним из критериев нравственности?
Результаты опроса
96
Слайд 8 План
Введение
В рассказе
раскрываются нравственные проблемы.
Основная часть
Описывая тяжёлую жизнь Кусаки, автор пробуждает у людей сочувствие.
Через сюжет рассказа Л. Андреев раскрывает проблему милосердия.
Проблема доверия.
Заключение
Слайд 9 Безнадёжность — так можно определить жизнь беззащитных, слабых существ при
таком отношении со стороны людей.
В рассказе Л.H. Андреева раскрываются различные нравственные проблемы. Главным героем рассказа является собака, которая учится доверять людям, но финал произведения трагический — Кусака одна и вновь никому не нужна. Описывая тяжёлую жизнь Кусаки, те лишения, которые она терпит, автор пробуждает у людей сочувствие. Писатель ставит перед читателем ряд вопросов. Что такое жалость? Когда и как нужно проявлять милосердие? Правильно ли поступили люди по отношению к Кусаке?
На все эти вопросы автор не даёт однозначного ответа. Проблемы заявлены, а дело читателя — понять, насколько герои рассказа и он сам могут разрешить данные вопросы
Слайд 10В образе Кусаки Л.H. Андреев изобразил униженное существо, готовое многое простить
людям. Но люди слепы. Они не понимают своей вины перед Кусакой. Однажды мужик- пропойца от нечего делать приласкал бездомную собаку, а потом ему надоело и он ударил её ногой: «Но, пока собака колебалась, все яростнее размахивая хвостом и маленькими шажками подвигаясь вперед, настроение пьяного человека изменилось. Он вспомнил все обиды, нанесенные ему добрыми людьми, почувствовал скуку и тупую злобу и, когда Жучка легла перед ним на спину, с размаху ткнул ее в бок носком тяжелого сапога». Родители Лели не готовы взять бездомную собаку домой в город. Они даже не задумываются над тем, что будет делать Кусака без них, как она выживет зимой: «А Кусаку придется оставить. Бог с ней!». Люди совершают поступки, совсем не думая о последствиях. Ведь каждое живое существо может оказаться в такой ситуации, в которой оказалась Кусака: одна, никому не нужная, всеми забытая.
Слайд 11Через сюжет рассказа Л. Андреев раскрывает проблему милосердия. Нельзя быть такими
чёрствыми, думать только о себе. Вот как Лелина мать объясняет, почему Кусаку нельзя взять с собой: «Догаевы давно уже предлагали мне щеночка. Говорят, очень породистый и уже служит. Ты слышишь меня? А эта что — дворняжка!» Люди не просто готовы бросить собаку на произвол судьбы, но и забывают элементарно попрощаться с ней: «И только на вокзале она вспомнила, что не простилась с Кусакой».
Слайд 12Ещё одну проблему ставит Л.Н. Андреев в своём рассказе — проблему
доверия. При таком отношении людей Кусака никому никогда не сможет больше доверять: «И когда уже не было сомнений, что она наступила, собака жалобно и громко завыла. Звенящей, острой, как отчаяние, нотой ворвался этот вой в монотонный, угрюмо покорный шум дождя, прорезал тьму и, замирая, понесся над темным и обнаженным полем.
Собака выла — ровно, настойчиво и безнадежно спокойно...». Безнадёжность — вот как можно определить жизнь беззащитных, слабых существ при таком отношении со стороны людей.