Презентация, доклад по литературе Критерии проверки итогового сочинения. Образец работы над сочинением 10- 11 класс

Содержание

Алгоритм работы над сочинениемШаг первый. Я внимательно читаю формулировку темы. Шаг второй. Выделяю в ней «опорное» (ключевое) слово или выражение, в котором мне видится главный смысл. Шаг третий. Пытаюсь своими словами, коротко сформулировать тему.

Слайд 1Готовимся к итоговому сочинению
Алгоритм работы над сочинением. Критерии проверки

Готовимся к итоговому сочинениюАлгоритм работы над сочинением. Критерии проверки

Слайд 2Алгоритм работы над сочинением
Шаг первый. Я внимательно читаю формулировку темы.
Шаг

второй. Выделяю в ней «опорное» (ключевое) слово или выражение, в котором мне видится главный смысл.
Шаг третий. Пытаюсь своими словами, коротко сформулировать тему.

Алгоритм работы над сочинениемШаг первый. Я внимательно читаю формулировку темы. Шаг второй. Выделяю в ней «опорное» (ключевое)

Слайд 3Алгоритм работы над сочинением
Шаг четвёртый. Поворачиваю тему к себе, спрашиваю себя:

«Что я хочу сказать по этому поводу?», «Что я могу сказать по этому поводу?».
Шаг пятый. Я кратко пытаюсь ответить на эти вопросы – одним-двумя предложениями, я записываю их в черновике. Это может быть началом, отправной точкой моих рассуждений и вступительной частью моего сочинения.
Шаг шестой. Я пытаюсь занять другую (противоположную) позицию по отношению к своей мысли, представить себе своего оппонента и начать с ним диалог, пытаясь доказать верность своего рассуждения.

Алгоритм работы над сочинениемШаг четвёртый. Поворачиваю тему к себе, спрашиваю себя: «Что я хочу сказать по этому

Слайд 4Алгоритм работы над сочинением
Шаг седьмой. Вспоминаю примеры из литературных произведений, которые

помогут мне доказать свою правоту.
Шаг восьмой. Выстраиваю логическую последовательность своих доказательств.
Шаг девятый. Записываю их, составляю план.

Алгоритм работы над сочинениемШаг седьмой. Вспоминаю примеры из литературных произведений, которые помогут мне доказать свою правоту. Шаг

Слайд 5Алгоритм работы над сочинением
Шаг десятый. Пишу черновик, пытаясь связно, красноречиво и

убедительно изложить свои мысли.
Шаг одиннадцатый. Возвращаюсь к началу своих рассуждений; сравниваю исходную мысль и мысли, которые пришли во время рассуждения, обращения к художественным текстам; делаю выводы, записываю их; это заключительная часть моего сочинения
Шаг двенадцатый. Я проверяю написанное; проверяю пунктуацию и орфографию; переписываю в чистовик; ещё раз читаю, нахожу ошибки, исправляю их.

Алгоритм работы над сочинениемШаг десятый. Пишу черновик, пытаясь связно, красноречиво и убедительно изложить свои мысли.Шаг одиннадцатый. Возвращаюсь

Слайд 6Требование № 1. «Объем итогового сочинения»
Рекомендуемое количество слов – от 350.
Максимальное

количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения участник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут.
Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по пяти критериям оценивания).

Требование № 1. «Объем итогового сочинения»Рекомендуемое количество слов – от 350.Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается:

Слайд 7Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения»
Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не

допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника (работа другого участника, чужой текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде и др.).
Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.
Если сочинение признано экспертом несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по пяти критериям оценивания).

Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения»Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из

Слайд 8Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям №1 и №2, оценивается по пяти

критериям:
Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям №1 и №2, оценивается по пяти критериям:

Слайд 9 Критерий №1 «Соответствие теме»

Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.
Выпускник должен

рассуждать на предложенную тему. «Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий №1 «Соответствие теме»  Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.Выпускник должен рассуждать на

Слайд 10Критерий №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»
Данный критерий нацеливает на проверку умения

использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.
Выпускник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы.
«Незачет» ставится при том условии, что сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий №2 «Аргументация.  Привлечение литературного материала»Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения

Слайд 11Критерий №3 «Композиция и логика рассуждения»
Данный критерий нацеливает на проверку умения

логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Выпускник должен аргументировать высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий №3  «Композиция и логика рассуждения»Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную

Слайд 12Критерий № 4 «Качество письменной речи»
Данный критерий нацеливает на проверку речевого

оформления текста сочинения.
Выпускник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины, избегать речевых штампов.
«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 4  «Качество письменной речи»Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.Выпускник должен точно

Слайд 13Критерий № 5 «Грамотность»

Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.

«Незачет» ставится, если

грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).
Критерий № 5  «Грамотность»Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.«Незачет» ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки,

Слайд 14Направления итогового сочинения – 2016/17
1. «Разум и чувство». Направление предполагает

раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности.
Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.
Направления итогового сочинения – 2016/17 1. «Разум и чувство». Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как

Слайд 152. «Честь и бесчестие». В основе направления лежат полярные понятия, связанные

с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия.
Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.

Направления итогового сочинения – 2016/17

2. «Честь и бесчестие». В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу

Слайд 163. «Победа и поражение». Направление позволяет размышлять о победе и поражении

в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами.
В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.

Направления итогового сочинения – 2016/17

3. «Победа и поражение». Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом.

Слайд 174. «Опыт и ошибки». В рамках направления возможны рассуждения о ценности

духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта.
Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.

Направления итогового сочинения – 2016/17

4. «Опыт и ошибки». В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности,

Слайд 185. «Дружба и вражда». Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой

дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними.
Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду.

Направления итогового сочинения – 2016/17

5. «Дружба и вражда». Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между

Слайд 19http://sochinenie11.ru

http://sochinenie11.ru

Слайд 20КОМПОЗИЦИЯ СОЧИНЕНИЯ
Вступление
Основная часть
Заключение
Отсутствие в сочинении одного из

элементов композиции рассматривается как ошибка и учитывается при выставлении оценки. Композиция сочинения должна быть продуманной и четкой. Все основные мысли в сочинении необходимо тщательно обосновывать, анализируя текст литературных произведений.

КОМПОЗИЦИЯ СОЧИНЕНИЯ Вступление Основная часть Заключение Отсутствие в сочинении одного из элементов композиции рассматривается как ошибка и

Слайд 21ВСТУПЛЕНИЕ вводит в тему, дает предварительные, общие сведения о той проблеме,

которая стоит за предложенной темой. Во вступлении может
• содержаться ответ на заданный по теме вопрос
• представлено ваше мнение
• содержаться факт из биографии автора или охарактеризован исторический период, если эти сведения имеют важное значение для последующего анализа текста
• сформулировано ваше понимание литературоведческих терминов, если они использованы в названии темы («тема судьбы…», «образ героя…»)

ВСТУПЛЕНИЕ вводит в тему, дает предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой. Во

Слайд 22Аналитическое вступление (или определение главного понятия темы,3—5 предложений).
Беспроигрышный вариант — это

аналитическое вступление, состоящее из 4—5 предложений, не больше. Можно пойти по более легкому пути и написать вступление - определение. Для этого выбрать одно емкое слово, которым можно было бы охарактеризовать суть сочинения. Например, если речь идет о взаимоотношениях между людьми, то дать определение понятиям дружба, вражда, честь, бесчестие и т. д.

Аналитическое вступление (или определение главного понятия темы,3—5 предложений).Беспроигрышный вариант — это аналитическое вступление, состоящее из 4—5 предложений,

Слайд 23Формулирование тезиса или идеи сочинения (ответ на вопрос темы).
Основная часть

— аргументация:
а) название первого произведения + иллюстрация (анализ эпизода)
б) название второго произведения + иллюстрация (анализ эпизода)



Формулирование тезиса или идеи сочинения (ответ на вопрос темы). Основная часть — аргументация: а) название первого произведения

Слайд 24Основная часть — это тезис и аргументы из произведения, по которому

пишется сочинение. Идея сочинения формулируется в виде тезиса — четко и ясно. Этот тезис представляет собой прямой ответ на вопрос темы. В качестве аргумента можно привести хотя бы одно художественное произведение, лучше два. В основной части анализируется литературное произведение в аспекте темы. Главное — нужен не пересказ произведения, а размышления, рассуждения по поводу произведения с элементами его анализа.
Лучше выучить наизусть наиболее важные цитаты из стихотворных отрывков произведений для подтверждения высказанных тезисов. Отрывки из произведений художественной прозы можно передать своими словами.

Основная часть — это тезис и аргументы из произведения, по которому пишется сочинение. Идея сочинения формулируется в

Слайд 25Задача ЗАКЛЮЧЕНИЯ — подвести итог, обобщить сказанное, завершить текст, еще раз

обратив внимание на самое главное. Заключительная часть должна быть
• короткой, но ёмкой
• органично связана с предыдущим изложением, со вступлением
В заключении может быть выражено личное отношение пишущего к проблеме. Оно должно быть изложено корректно, без чрезмерных восторженных оценок, иметь четко выраженный определенный смысл и должно быть подготовлено материалом основной части. Ясный, строго соответствующий теме последний абзац сочинения в состоянии скрасить многие недостатки.
Задача ЗАКЛЮЧЕНИЯ — подвести итог, обобщить сказанное, завершить текст, еще раз обратив внимание на самое главное. Заключительная

Слайд 26Некоторые советы: как написать сочинение и сдать экзамен
• Не пытайтесь зазубрить

наизусть тексты готовых сочинений, если тема окажется несколько иной, это отрицательно скажется на результате.
• Если в первый момент вам показалось, что вы не можете написать сочинение ни по одной из тем, предложенных вам, не впадайте в панику, посидите, успокойтесь. Скорее всего, через некоторое время ситуация уже не будет казаться столь критичной, и вы что-то вспомните.
• Если вы очень сильно волнуетесь и не можете успокоиться, попробуйте сделать следующие дыхательные упражнения: расслабьте руки и ноги, закройте глаза, сделайте глубокий вдох, задержите дыхание на 20-30 секунд, затем медленно выдохните, повторите 5-6 раз, пока не успокоитесь.

Некоторые советы: как написать сочинение и сдать экзамен• Не пытайтесь зазубрить наизусть тексты готовых сочинений, если тема

Слайд 27Некоторые советы: как написать сочинение и сдать экзамен
• Внимательно прочитайте все

темы, постарайтесь определить точное лексическое значение каждого слова темы, и только затем — общее лексическое значение фразы или высказывания. Продумайте направление развития темы, соотнесите тему сочинения со своими знаниями и решите, сможете вы написать сочинение на эту тему, или же от нее лучше отказаться.
• При выборе темы опирайтесь на свои знания и программные произведения. Не старайтесь создать литературный шедевр. Сейчас вам надо доказать, что вы умеете грамотно писать сочинение.
• Запишите основные моменты, о которых бы вы хотели сказать в своем сочинении, выстройте их логически — это и будет ваш первоначальный план. Обращайтесь к нему во время написания текста, он поможет вам сохранить логическую линию и, следовательно, раскрыть тему.

Некоторые советы: как написать сочинение и сдать экзамен• Внимательно прочитайте все темы, постарайтесь определить точное лексическое значение

Слайд 28Некоторые советы: как написать сочинение и сдать экзамен
• Соотнесите объемы вступления,

заключения и основной части. Самым большим по размерам должна быть основная часть, вступление — примерно наполовину меньше, заключение же — самое небольшое по объему. Помните, что любые «перекосы» с размерами сочинения могут также негативно повлиять на конечный результат.
• Не забудьте, что эпиграф — украшение сочинения, но если вы не уверены, подходит ли он, или неточно знаете текст и знаки препинания, лучше не пишите его совсем — за отсутствие эпиграфа оценку никто не снизит.
• И самое главное, когда вы собираетесь на экзамен, скажите себе, что вы все можете, что вам все по плечу!!!

Некоторые советы: как написать сочинение и сдать экзамен• Соотнесите объемы вступления, заключения и основной части. Самым большим

Слайд 29Порядок работы над сочинением
1. Анализ темы. Выделение ключевых слов.
2. Постановка

вопроса к теме, если она не представлена в виде вопроса.
3. Ответ на поставленный вопрос (тезис – основа сочинения)
4. Создание черновика
Структура сочинения
1. Аналитическое вступление или определение главного понятия темы ( 3—5 предложений).
2. Формулирование тезиса или идеи сочинения (ответ на вопрос темы).
3. Основная часть — аргументация (может быть достаточно одного произведения):
а) название первого произведения + иллюстрация - аргумент (анализ эпизода)
б) название второго произведения + иллюстрация- аргумент (анализ эпизода)
4. Заключение (3—4 предложения).

Порядок работы над сочинением1. Анализ темы. Выделение ключевых слов. 2. Постановка вопроса к теме, если она не

Слайд 30ВСТУПЛЕНИЕ
Итак, как начать сочинение? Помним, что во вступлении обязательно должна прозвучать

тема. Не стоит вдаваться в далекие от нее рассуждения.
ВСТУПЛЕНИЕ ТРАДИЦИОННОЕ
состоит из нескольких элементов: ключевых слов темы, общих рассуждений о значимости данных понятий в жизни человека, главного вопроса темы.

ВСТУПЛЕНИЕИтак, как начать сочинение? Помним, что во вступлении обязательно должна прозвучать тема. Не стоит вдаваться в далекие

Слайд 32ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Основная часть, как мы помним, состоит из одного или

нескольких тезисов, подкрепленных аргументами на литературной основе. Каждая пара «тезис + аргумент» выделяется в отдельный абзац.
 


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Основная часть, как мы помним, состоит из одного или нескольких тезисов, подкрепленных аргументами на литературной

Слайд 33ФОРМУЛИРОВКА ТЕЗИСА ТРАДИЦИОННАЯ

ФОРМУЛИРОВКА ТЕЗИСА ТРАДИЦИОННАЯ

Слайд 34АРГУМЕНТ
Аргумент состоит из нескольких элементов и включает обращение к литературному произведению,

его интерпретацию, вывод.

АРГУМЕНТАргумент состоит из нескольких элементов и включает обращение к литературному произведению, его интерпретацию, вывод.

Слайд 36СВЯЗКИ МЕЖДУ АБЗАЦАМИ (МИКРОТЕМАМИ) (если аргумент не один)
Чтобы текст был связным,

необходимо обратить внимание на плавный переход от одной микротемы (тезиса и аргумента) к другой.
СВЯЗКИ МЕЖДУ АБЗАЦАМИ (МИКРОТЕМАМИ) (если аргумент не один)Чтобы текст был связным, необходимо обратить внимание на плавный переход

Слайд 37ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Заключение, как и прочие композиционные части сочинения, должно быть тесно связано

с темой всего сочинения. Существуют различные варианты заключительной части. Можно использовать один из них или сочетать несколько.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ТРАДИЦИОННОЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕЗаключение, как и прочие композиционные части сочинения, должно быть тесно связано с темой всего сочинения. Существуют различные

Слайд 38КАК ДОБИТЬСЯ ОРИГИНАЛЬНОСТИ

ВСТУПЛЕНИЕ ОРИГИНАЛЬНОЕ

КАК ДОБИТЬСЯ ОРИГИНАЛЬНОСТИВСТУПЛЕНИЕ ОРИГИНАЛЬНОЕ

Слайд 39ФОРМУЛИРОВКА ТЕЗИСА ОРИГИНАЛЬНАЯ

ФОРМУЛИРОВКА ТЕЗИСА ОРИГИНАЛЬНАЯ

Слайд 40ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОРИГИНАЛЬНОЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОРИГИНАЛЬНОЕ

Слайд 41Подготовила учитель МБОУ «Рощинская СОШ» Выборгского района Ленинградской области
Федорова Тамара Ивановна
Использованы

материалы сайта
http://sochitog.ru/.html

Подготовила учитель МБОУ «Рощинская СОШ» Выборгского района Ленинградской областиФедорова Тамара ИвановнаИспользованы материалы сайтаhttp://sochitog.ru/.html

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть