Презентация, доклад по литературе к уроку-игре по повести А.С.Пушкина Капитанская дочка

Содержание

Цель урока: обобщение и систематизация знаний по произведению А. С. Пушкина «Капитанская дочка» в игровой форме; воспитание умения работать в коллективе; развитие интереса к изучению литературы.

Слайд 1«Береги честь
смолоду…»
Урок – игра по повести
А.С. Пушкина
«Капитанская

дочка».

«Береги честь смолоду…»  Урок – игра по повести А.С. Пушкина«Капитанская дочка».

Слайд 2Цель урока:
обобщение и систематизация знаний по произведению А. С. Пушкина «Капитанская

дочка» в игровой форме;
воспитание умения работать в коллективе;
развитие интереса к изучению литературы.

Цель урока: обобщение и систематизация знаний по произведению А. С. Пушкина «Капитанская дочка» в игровой форме; воспитание

Слайд 3«В "Капитанской дочке" все не только самая правда, но еще как

бы лучше ее». (Н.В. Гоголь)



«В

Слайд 4а) Историческая станция
Когда было написано произведение?

а) Историческая станция Когда было написано произведение?

Слайд 5
Какое историческое событие легло в основу повести?

Какое историческое событие легло в основу повести?

Слайд 6б) Текстовая станция
1) «Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду

с дворовыми мальчишками. Между тем минуло мне шестнадцать лет. Тут судьба моя переменилась»

О ком говориться в этом отрывке?
Что можно сказать о жизни героя?
Что изменилось в жизни его?
б) Текстовая станция1) «Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками. Между тем минуло

Слайд 7
2) «Дорожные размышления мои были не очень приятны… Я не мог

не признаться в душе, что поведение моё в Симбирском трактире было глупо, и чувствовал себя виноватым перед Савельичем »

Почему размышления героя были неприятны?
Что его так удручало?
2) «Дорожные размышления мои были не очень приятны… Я не мог не признаться в душе, что поведение

Слайд 8
3) «… Народ повалил на площадь; нас погнали; туда же»; «Нас потащили по улицам; жители выходили из домов

с хлебом и солью»

Какое событие описывается?

О чём нам говорят названия действий, которые совершаются народом и офицерами, защищавшими крепость?
3) «… Народ повалил на площадь; нас погнали; туда же»; «Нас потащили по улицам; жители выходили из домов с хлебом и солью»Какое событие описывается?О

Слайд 9
4) «Я увидел на краю неба белое облачко, которое принял было

за отдалённый холмик. Ямщик изъяснил мне, что облачко предвещало буран…»
- Что подразумевает(олицетворяет) автор под надвигающейся бурей?
Вестником чего является буран?
4) «Я увидел на краю неба белое облачко, которое принял было за отдалённый холмик. Ямщик изъяснил мне,

Слайд 10
5) «Пугачёв был, видно, в припадке великодушия. Он отворотился и отъехал,

не сказав более ни слова. Шайка выступила из крепости в порядке. Народ пошёл провожать Пугачёва »
- Какой момент описан?
Как характеризуют слова отношение героя к Пугачёву и его соратникам?

5) «Пугачёв был, видно, в припадке великодушия. Он отворотился и отъехал, не сказав более ни слова. Шайка

Слайд 11
6) «Рост его небольшой, лицо имеет смуглое и худощавое, нос с

горбом… левый глаз щурит и часто им мигает. Волосы на голове чёрные, борода чёрная же, но с небольшой сединою. Платье имеет: шубу плисовую малиновую, да и шаровары такие же; шапку казачью»
- Чья внешность описана?

6) «Рост его небольшой, лицо имеет смуглое и худощавое, нос с горбом… левый глаз щурит и часто

Слайд 12в) Поразмышляй-ка:
Почему Пугачёв во время разговора в кибитке на совет Гринева,

принести повинную, отвечает калмыцкой сказкой?
В чём её смысл?
в) Поразмышляй-ка:Почему Пугачёв во время разговора в кибитке на совет Гринева, принести повинную, отвечает калмыцкой сказкой?

Слайд 13«Однажды орёл спрашивал у ворона:
- Скажи, ворон-птица, отчего живёшь ты

на белом свете триста лет, а я всего-навсего только тридцать три года?

- Расскажу тебе сказку,
которую в ребячестве мне рассказывала старая калмычка:

«Однажды орёл спрашивал у ворона: - Скажи, ворон-птица, отчего живёшь ты на белом свете триста лет, а

Слайд 14Оттого, батюшка,- отвечал ему ворон,- что ты пьёшь живую кровь,
а

я питаюсь мертвечиной.

Оттого, батюшка,- отвечал ему ворон,- что ты пьёшь живую кровь, а я питаюсь мертвечиной.

Слайд 15Орёл подумал:
давай попробуем и мы питаться тем же.
Хорошо. Полетели

орёл да ворон.
Орёл подумал: давай попробуем и мы питаться тем же. Хорошо. Полетели орёл да ворон.

Слайд 16Вот завидели палую лошадь; спустились и сели.
Ворон стал клевать да

похваливать.

Вот завидели палую лошадь; спустились и сели. Ворон стал клевать да похваливать.

Слайд 17Орёл клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и сказал ворону:
-Нет, брат

ворон; чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью,
а там что Бог даст!

Орёл клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и сказал ворону:-Нет, брат ворон; чем триста лет питаться падалью,

Слайд 18г) Сопоставь
Швабрин
подлость
предательство
жестокость
властолюбие
слабость духа
трусость
хитрость
изворотливость
одиночество
Гринев
впечатлительность
Пугачёв
смелость
храбрость
решительность
преданность
верность
искренность
потребность в любви
прямодушие
жестокость
великодушие
смелость
доброта
вспыльчивость
одиночество
милосердие
благодарность
властность

г) СопоставьШвабринподлостьпредательствожестокостьвластолюбиеслабость духатрусостьхитростьизворотливостьодиночествоГриневвпечатлительностьПугачёвсмелостьхрабростьрешительностьпреданностьверностьискренностьпотребность в любвипрямодушиежестокостьвеликодушиесмелостьдобротавспыльчивостьодиночествомилосердиеблагодарностьвластность

Слайд 19Проверь себя

Проверь себя

Слайд 20д) Подумай и ответь 1.Повествование в «Капитанской дочке» ведется от лица: 
а) автора;  б)

повествователя;  в) Маши Мироновой;  г) Петра Гринева;
д) Пугачева. 
д) Подумай и ответь 1.Повествование в «Капитанской дочке» ведется от лица:  а) автора;  б) повествователя;  в) Маши

Слайд 212. Авторская позиция проявляется в произведении с помощью  а) композиции; б) эпиграфов;  в) вставных

элементов;  г) прямой авторской оценки;  д) выбора героя. 
2. Авторская позиция проявляется в произведении с помощью   а) композиции; б) эпиграфов;  в) вставных элементов;  г)

Слайд 22Какие исторические личности упоминаются в повести? 
а) Фридрих II;  б) граф

Миних;  в) Григорий Орлов; г) Екатерина I;  д) Елизавета I;  е) Екатерина II. 
Какие исторические личности упоминаются в повести?   а) Фридрих II;  б) граф Миних;  в) Григорий Орлов; г)

Слайд 234. Назовите художественные приемы, которые Пушкин использовал для создания образа Пугачева. 
а)

прямая авторская оценка;  б) портрет;  в) эпиграфы;  г) речевая характеристика;  д) отношение других персонажей;  е) вставные элементы. 
4. Назовите художественные приемы, которые Пушкин использовал для создания образа Пугачева.  а) прямая авторская оценка;  б) портрет; 

Слайд 245. В чем заключается смысл названия повести? Маша Миронова -...  а) единственный

женский персонаж повести;  б) стоит в центре сюжета;  в) носительница высокой нравственности и чести; г) дочь погибшего русского офицера. 
5. В чем заключается смысл названия повести? Маша Миронова -...   а) единственный женский персонаж повести;  б)

Слайд 256. Соотнесите элементы композиции и элементы развития лю­бовного сюжета.  а) экспозиция  б) завязка  в)

кульминация  г) развязка 
1. Сцена дуэли со Швабриным, письмо отца 
2.Освобождение Гринева, женитьба на Маше 
3. Детство Петруши в родовом имении 
4.Знакомство Гринева с главной героиней повести. 
6. Соотнесите элементы композиции и элементы развития лю­бовного сюжета.  а) экспозиция  б) завязка  в) кульминация  г) развязка 

Слайд 268. Кому принадлежит высказывание «Не приведи Бог увидеть русский бунт, бессмысленный

и беспощадный... »?  а) автору;  б) Екатерине II;  в) Савельичу; г) Петру Андреевичу Гриневу - автору мемуаров.
8. Кому принадлежит высказывание «Не приведи Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный... »?   а) автору; 

Слайд 279. Соотнесите пары героев, характеристика которых построена по принципу антитезы.  а) Пугачев;

1) оренбургские генералы;  б) Швабрин; 2) Екатерина II;  в) «енералы» Пугачева; 3) Гринев. 
9. Соотнесите пары героев, характеристика которых построена по принципу антитезы.   а) Пугачев; 1) оренбургские генералы; 

Слайд 2810. Какие фольклорные жанры использует А.С.Пушкин для создания образа Пугачева?

а)

былины;  б) загадки;  в) сказки;  г) песни;  д) пословицы, поговорки;  е) мифы. 
10. Какие фольклорные жанры использует А.С.Пушкин для создания образа Пугачева? а) былины;  б) загадки;  в) сказки;  г)

Слайд 2911. Какую главу предваряет собой эпиграф:  «В ту пору лев был сыт,

хоть с роду он свиреп.  "Зачем пожаловать изволил в мой вертеп?"- спросил он ласково». (А. Сумароков) .  а) «Суд»;  б) «Арест»;  в) «Приступ»;  г) «Незваный гость»; д) «Мятежная слобода». 
11. Какую главу предваряет собой эпиграф:  «В ту пору лев был сыт, хоть с роду он свиреп. 

Слайд 30Какова основная проблематика повести «Капитанская дочка»? 
а) проблема любви;  б) проблема чести, долга

и милосердия;  в) проблема роли народа в развитии общества; г) проблема сопоставления родового и служивого дворянства. 
Какова основная проблематика повести «Капитанская дочка»?  а) проблема любви;  б) проблема чести, долга и милосердия;  в) проблема

Слайд 31Каким показан в повести Савельич? 
а) забитым, безгласным крепостным;  б) послушным, рабски преданным

своим господам;  в) глубоким, наделенным чувством собственного достоинства;  г) любящим, верным, самоотверженным, заботливым помощником и советчиком. 
Каким показан в повести Савельич?  а) забитым, безгласным крепостным;  б) послушным, рабски преданным своим господам;  в) глубоким,

Слайд 3214. Отметьте верное суждение. Литературный характер – это…  а) образ конкретного человека,

в котором через индивидуальные качества выражаются типические черты времени;  б) художественное изображение человека;  в) персональные черты, присущие герою. 
14. Отметьте верное суждение. Литературный характер – это…   а) образ конкретного человека, в котором через индивидуальные

Слайд 3315. Какие символические образы используются А.С. Пушкин в повести «Капитанская дочка»?  а)

путь, дорога; б) могила;  в) буря, буран;  г) орел, ворон;  д) кинжал; е) виселица. 
15. Какие символические образы используются А.С. Пушкин в повести «Капитанская дочка»?   а) путь, дорога; б) могила; 

Слайд 3416. Какие черты русского национального характера показаны А.С. Пушкиным в образе

Пугачева?  а) ум, сметливость;  б) лень, бездеятельность;  в) удальство, широта натуры; г) склонность к пьянству;  д) память на добро, благодарность. 
16. Какие черты русского национального характера показаны А.С. Пушкиным в образе Пугачева?   а) ум, сметливость;  б)

Слайд 3517. Чей это портрет? «Она была в белом yтpeннем платье, в

ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую...» а) Марии Мироновой;  б) Василисы Егоровны;
в) Екатерины II;  г) Авдотьи Васильевны. 
17. Чей это портрет? «Она была в белом yтpeннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей

Слайд 3618. На военном совете в Оренбурге решено было действовать: а) наступательно; б) путем

подкупа; в) оборонительно.
18. На военном совете в Оренбурге решено было действовать:  а) наступательно; б) путем подкупа; в) оборонительно.

Слайд 37Вывод:
Загадки повести – это загадки жизни, которую
Александр Сергеевич Пушкин
учит

нас видеть и понимать.
Вывод:Загадки повести – это загадки жизни, которую Александр Сергеевич Пушкин учит нас видеть и понимать.

Слайд 38Спасибо за урок!

Спасибо  за  урок!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть