Слайд 1«Береги честь
смолоду…»
Урок – игра по повести
А.С. Пушкина
«Капитанская
дочка».
Слайд 2Цель урока:
обобщение и систематизация знаний по произведению А. С. Пушкина «Капитанская
дочка» в игровой форме;
воспитание умения работать в коллективе;
развитие интереса к изучению литературы.
Слайд 3«В "Капитанской дочке" все не только самая правда, но еще как
бы лучше ее».
(Н.В. Гоголь)
Слайд 4а) Историческая станция
Когда было написано произведение?
Слайд 5
Какое историческое событие легло в основу повести?
Слайд 6б) Текстовая станция
1) «Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду
с дворовыми мальчишками. Между тем минуло мне шестнадцать лет. Тут судьба моя переменилась»
О ком говориться в этом отрывке?
Что можно сказать о жизни героя?
Что изменилось в жизни его?
Слайд 7
2) «Дорожные размышления мои были не очень приятны… Я не мог
не признаться в душе, что поведение моё в Симбирском трактире было глупо, и чувствовал себя виноватым перед Савельичем »
Почему размышления героя были неприятны?
Что его так удручало?
Слайд 8
3) «… Народ повалил на площадь; нас погнали; туда же»; «Нас потащили по улицам; жители выходили из домов
с хлебом и солью»
Какое событие описывается?
О чём нам говорят названия действий, которые совершаются народом и офицерами, защищавшими крепость?
Слайд 9
4) «Я увидел на краю неба белое облачко, которое принял было
за отдалённый холмик. Ямщик изъяснил мне, что облачко предвещало буран…»
- Что подразумевает(олицетворяет) автор под надвигающейся бурей?
Вестником чего является буран?
Слайд 10
5) «Пугачёв был, видно, в припадке великодушия. Он отворотился и отъехал,
не сказав более ни слова. Шайка выступила из крепости в порядке. Народ пошёл провожать Пугачёва »
- Какой момент описан?
Как характеризуют слова отношение героя к Пугачёву и его соратникам?
Слайд 11
6) «Рост его небольшой, лицо имеет смуглое и худощавое, нос с
горбом… левый глаз щурит и часто им мигает. Волосы на голове чёрные, борода чёрная же, но с небольшой сединою. Платье имеет: шубу плисовую малиновую, да и шаровары такие же; шапку казачью»
- Чья внешность описана?
Слайд 12в) Поразмышляй-ка:
Почему Пугачёв во время разговора в кибитке на совет Гринева,
принести повинную, отвечает калмыцкой сказкой?
В чём её смысл?
Слайд 13«Однажды орёл спрашивал у ворона:
- Скажи, ворон-птица, отчего живёшь ты
на белом свете триста лет, а я всего-навсего только тридцать три года?
- Расскажу тебе сказку,
которую в ребячестве мне рассказывала старая калмычка:
Слайд 14Оттого, батюшка,- отвечал ему ворон,- что ты пьёшь живую кровь,
а
я питаюсь мертвечиной.
Слайд 15Орёл подумал:
давай попробуем и мы питаться тем же.
Хорошо. Полетели
орёл да ворон.
Слайд 16Вот завидели палую лошадь; спустились и сели.
Ворон стал клевать да
похваливать.
Слайд 17Орёл клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и сказал ворону:
-Нет, брат
ворон; чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью,
а там что Бог даст!
Слайд 18г) Сопоставь
Швабрин
подлость
предательство
жестокость
властолюбие
слабость духа
трусость
хитрость
изворотливость
одиночество
Гринев
впечатлительность
Пугачёв
смелость
храбрость
решительность
преданность
верность
искренность
потребность в любви
прямодушие
жестокость
великодушие
смелость
доброта
вспыльчивость
одиночество
милосердие
благодарность
властность
Слайд 20д) Подумай и ответь
1.Повествование в «Капитанской дочке» ведется от лица:
а) автора;
б)
повествователя;
в) Маши Мироновой;
г) Петра Гринева;
д) Пугачева.
Слайд 212. Авторская позиция проявляется в произведении с помощью
а) композиции;
б) эпиграфов;
в) вставных
элементов;
г) прямой авторской оценки;
д) выбора героя.
Слайд 22Какие исторические личности упоминаются в повести?
а) Фридрих II;
б) граф
Миних;
в) Григорий Орлов;
г) Екатерина I;
д) Елизавета I;
е) Екатерина II.
Слайд 234. Назовите художественные приемы, которые Пушкин использовал для создания образа Пугачева.
а)
прямая авторская оценка;
б) портрет;
в) эпиграфы;
г) речевая характеристика;
д) отношение других персонажей;
е) вставные элементы.
Слайд 245. В чем заключается смысл названия повести? Маша Миронова -...
а) единственный
женский персонаж повести;
б) стоит в центре сюжета;
в) носительница высокой нравственности и чести;
г) дочь погибшего русского офицера.
Слайд 256. Соотнесите элементы композиции и элементы развития любовного сюжета.
а) экспозиция
б) завязка
в)
кульминация
г) развязка
1. Сцена дуэли со Швабриным, письмо отца
2.Освобождение Гринева, женитьба на Маше
3. Детство Петруши в родовом имении
4.Знакомство Гринева с главной героиней повести.
Слайд 268. Кому принадлежит высказывание «Не приведи Бог увидеть русский бунт, бессмысленный
и беспощадный... »?
а) автору;
б) Екатерине II;
в) Савельичу;
г) Петру Андреевичу Гриневу - автору мемуаров.
Слайд 279. Соотнесите пары героев, характеристика которых построена по принципу антитезы.
а) Пугачев;
1) оренбургские генералы;
б) Швабрин; 2) Екатерина II;
в) «енералы» Пугачева; 3) Гринев.
Слайд 2810. Какие фольклорные жанры использует А.С.Пушкин для создания образа Пугачева?
а)
былины;
б) загадки;
в) сказки;
г) песни;
д) пословицы, поговорки;
е) мифы.
Слайд 2911. Какую главу предваряет собой эпиграф:
«В ту пору лев был сыт,
хоть с роду он свиреп.
"Зачем пожаловать изволил в мой вертеп?"- спросил он ласково». (А. Сумароков) .
а) «Суд»;
б) «Арест»;
в) «Приступ»;
г) «Незваный гость»;
д) «Мятежная слобода».
Слайд 30Какова основная проблематика повести «Капитанская дочка»?
а) проблема любви;
б) проблема чести, долга
и милосердия;
в) проблема роли народа в развитии общества;
г) проблема сопоставления родового и служивого дворянства.
Слайд 31Каким показан в повести Савельич?
а) забитым, безгласным крепостным;
б) послушным, рабски преданным
своим господам;
в) глубоким, наделенным чувством собственного достоинства;
г) любящим, верным, самоотверженным, заботливым помощником и советчиком.
Слайд 3214. Отметьте верное суждение. Литературный характер – это…
а) образ конкретного человека,
в котором через индивидуальные качества выражаются типические черты времени;
б) художественное изображение человека;
в) персональные черты, присущие герою.
Слайд 3315. Какие символические образы используются А.С. Пушкин в повести «Капитанская дочка»?
а)
путь, дорога;
б) могила;
в) буря, буран;
г) орел, ворон;
д) кинжал;
е) виселица.
Слайд 3416. Какие черты русского национального характера показаны А.С. Пушкиным в образе
Пугачева?
а) ум, сметливость;
б) лень, бездеятельность;
в) удальство, широта натуры;
г) склонность к пьянству;
д) память на добро, благодарность.
Слайд 3517. Чей это портрет? «Она была в белом yтpeннем платье, в
ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую...»
а) Марии Мироновой;
б) Василисы Егоровны;
в) Екатерины II;
г) Авдотьи Васильевны.
Слайд 3618. На военном совете в Оренбурге решено было действовать:
а) наступательно;
б) путем
подкупа;
в) оборонительно.
Слайд 37Вывод:
Загадки повести – это загадки жизни, которую
Александр Сергеевич Пушкин
учит
нас видеть и понимать.