Презентация, доклад по литературе к разделам Устное народное творчество. Древнерусская литература(7 класс)

Содержание

Читайте не торопясь.

Слайд 1Литература 7 класс
Презентации к разделам «Устное народное творчество», «Древнерусская литература».
Автор: Денисьева

Ольга Ивановна.
Школа № 1908 г. Москвы.
Литература 7 классПрезентации к разделам «Устное народное творчество», «Древнерусская литература».Автор: Денисьева Ольга Ивановна. Школа № 1908 г.

Слайд 2Читайте не торопясь.

Читайте не торопясь.

Слайд 3Без книг пуста жизнь. (Д.Бедный)
Где есть поветрие на чтенье,
В чести там

грамота, перо;
Где грамота, там просвещенье,
Где просвещенье, там добро!(П.А. Вяземский)
Без книг пуста жизнь. (Д.Бедный)Где есть поветрие на чтенье,В чести там грамота, перо;Где грамота, там просвещенье,Где просвещенье,

Слайд 4Собери пословицы и поговорки о книгах
Начало пословицы
Конец пословицы
1Кто много читает
2. С

книгой жить
3. Слово книжное есть
4. Ум без книги как
5. Не на пользу читать
6. Книга- твой друг,
7.Выбирай книгу так,
8.Умнее книги
9Книга счастье украшает

1. свет дневной
2. птица без крыл
3. тот много знает
4.век не тужить
5. без нее как без рук
6. коли только вершки хватать
7. как выбираешь друга
8. а в несчастье утешает
9. не скажешь.

Собери пословицы и поговорки о книгахНачало пословицыКонец пословицы1Кто много читает2. С книгой жить3. Слово книжное есть4. Ум

Слайд 5Домашнее задание:
Напишите сочинение по любой из предложенных в таблице пословице.

Домашнее задание:Напишите сочинение по любой из предложенных в таблице пословице.

Слайд 6Устное народное творчество

Устное народное творчество

Слайд 7Предания
1. Что такое фольклор?
2.Из какого языка заимствовано слово «Фольклор»?
3.Что такое предания?
4.

Кто является героем преданий?
5. О ком из государственных деятелей повествуют предания?
6.Как передаются предания?
7.Кто был родоначальником первой княжеской династии?
8.Под каким еще именем известен царь Иван Грозный?
9.Каким изображен Иван Грозный в преданиях?
10. Каким навсегда остался в памяти народной царь Петр 1 ?
Предания1. Что такое фольклор?2.Из какого языка заимствовано слово «Фольклор»?3.Что такое предания?4. Кто является героем преданий?5. О ком

Слайд 8Иван Грозный и его эпоха
Какие черты и особенности эпохи правления Ивана

Грозного нашли отражение в преданиях о нем?
Иван Грозный и его эпохаКакие черты и особенности эпохи правления Ивана Грозного нашли отражение в преданиях о

Слайд 9Предания в живописи

Предания в живописи

Слайд 10Каким видит Петра 1 художник?

Каким видит Петра 1 художник?

Слайд 11Домашнее задание: Прочитать статью учебника о былинах.

Домашнее задание: Прочитать статью учебника о былинах.

Слайд 12Былина «Вольга и Микула Селянинович»

Былина «Вольга и Микула Селянинович»

Слайд 13Характеристика героев
Вольга
Микула
1.Социальный статус
2.Портрет героя
3. Возраст
4. Особенности поведения
5. Черты характера
6.Как выражается отношение

автора былины к герою?

1. Социальный статус
2. Портрет героя.
3.Возраст.
4. Особенности поведения
5. Черты характера
6. Как выражается отношение автора былины к герою?

Характеристика героевВольгаМикула1.Социальный статус2.Портрет героя3. Возраст4. Особенности поведения5. Черты характера6.Как выражается отношение автора былины к герою?1. Социальный статус2.

Слайд 14Сравнения в былине
У оратая кудри качаются, что не скачен ли жемчуг

рассыпаются.
У оратая глаза да ясна сокола
А брови у него да черна соболя
У оратая сапожки зелен сафьян

Сравнения в былинеУ оратая кудри качаются, что не скачен ли жемчуг рассыпаются.У оратая глаза да ясна соколаА

Слайд 15Богатыри земли русской

Богатыри земли русской

Слайд 16Домашнее задание:
Прочитать самостоятельно былину «Садко»
Написать ответ на вопрос «Чем былина «Садко»

отличается от былины «Вольга и Микула? В чем сходство героев двух былин?»
Домашнее задание:Прочитать самостоятельно былину «Садко»Написать ответ на вопрос «Чем былина «Садко» отличается от былины «Вольга и Микула?

Слайд 17«Заморские гости» Н.К. Рерих. Описание картины.

«Заморские гости» Н.К. Рерих. Описание картины.

Слайд 18Картина написана в 1901 году
Синяя гладь безмятежного моря
Расписные варяжские суда (ладьи)
Гордо

вздымаются узорчатые паруса
Открывшиеся перед викингами дали
Радостный перезвон ярких цветов
Красные и синие, голубые и золотисто- коричневые краски в украшении кораблей, одежде людей.
Белизна легких облаков и крыльев чаек
Картина написана в 1901 годуСиняя гладь безмятежного моряРасписные варяжские суда (ладьи)Гордо вздымаются узорчатые парусаОткрывшиеся перед викингами далиРадостный

Слайд 19Гости, приехавшие посмотреть на Русь Великую.
Люди минувших времен.
За гранью веков, где

подлинная история сливается с мифом, а сказочное превращается в реальность, живут эти люди.
Гости, приехавшие посмотреть на Русь Великую.Люди минувших времен.За гранью веков, где подлинная история сливается с мифом, а

Слайд 20Новгородский былинный цикл.
Былина «Садко».
Почему былина о купце Садко возникла именно в

Новгороде?
Чем новгородский былинный цикл отличается от киевского?
Новгородский былинный цикл.Былина «Садко».Почему былина о купце Садко возникла именно в Новгороде?Чем новгородский былинный цикл отличается от

Слайд 21Жизнь древнего Новгорода

Жизнь древнего Новгорода

Слайд 22Крупный торговый порт Руси

Крупный торговый порт Руси

Слайд 23Проверка домашнего задания
Назовите черты характера Садко.
Чем Садко напоминает нам героев былин

Киевского цикла?
Проверка домашнего заданияНазовите черты характера Садко.Чем Садко напоминает нам героев былин Киевского цикла?

Слайд 24Какой эпизод из былины «Садко» изображен на иллюстрации?
Перескажите этот эпизод?

Какой эпизод из былины «Садко» изображен на иллюстрации?Перескажите этот эпизод?

Слайд 25Черты характера героя былины
Честь-достойные уважения и гордости моральные качества человека и

этические принципы личности
Черты характера героя былиныЧесть-достойные уважения и гордости моральные качества человека и этические принципы личности

Слайд 26Честный купец- заслуживающий уважения, безупречный, искренний, добросовестный

Честный купец- заслуживающий уважения, безупречный, искренний, добросовестный

Слайд 27Черты характера героя
Благородный-высоконравственный, честный и открытый.
Достоинство-совокупность высоких моральных качеств, а также

уважение этих качеств в себе.
Черты характера герояБлагородный-высоконравственный, честный и открытый.Достоинство-совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в себе.

Слайд 28Черты характера героя
Храбрость- решительность в поступках, отсутствие страха перед опасностью
Укажи эпизоды

былины, в которых герой проявляет это качество.
Черты характера герояХрабрость- решительность в поступках, отсутствие страха перед опасностьюУкажи эпизоды былины, в которых герой проявляет это

Слайд 29Что объединяет героев-богатырей русских былин
Честность, достоинство, благородство, мужество, любовь к ближнему-

черты, присущие защитнику земли Русской
Что объединяет героев-богатырей русских былинЧестность, достоинство, благородство, мужество, любовь к ближнему- черты, присущие защитнику земли Русской

Слайд 30Защита Родной земли- главная тема русского фольклора

Защита Родной земли- главная тема русского фольклора

Слайд 31Карело- финский эпос «Калевала»
1. Что такое эпос?
2. Когда сложился карело- финский

эпос?
3. В среде каких племен сложился карело- финский эпос?
4. Что такое руны?
5. Что такое «Эпопея»?
6. Кто литературно обработал и записал карело- финский эпос?
7. Кем он был по профессии?
8. Сколько всего рун включает в себя «Калевала»?
9. Какой мир предстает перед нами в карело- финском эпосе?
10. Как называются северная и южная точка страны, описанной в эпосе?

Карело- финский эпос «Калевала»1. Что такое эпос?2. Когда сложился карело- финский эпос?3. В среде каких племен сложился

Слайд 32Герои эпоса

Герои эпоса

Слайд 33«Песнь о Роланде»
1. На каком языке написана «Песнь о Роланде»?
2. Что

означает слово «песнь»?
3. В каком веке произошли события, упоминаемые в произведении?
4.Когда появилась сама «Песнь о Роланде»?
5. О чем поется в «Песне о Роланде»?
6. Какой художественный прием лежит в основе композиции и системы образов?
7. С каким средневековым эпосом сходен и какие различия имеет он со средневековым французским эпосом?
«Песнь о Роланде»1. На каком языке написана «Песнь о Роланде»?2. Что означает слово «песнь»?3. В каком веке

Слайд 34Герой песни: «Каким мы его представляем?»- домашнее задание

Герой песни: «Каким мы его представляем?»- домашнее задание

Слайд 35Пословицы и поговорки
1.Пословица представляет собой законченное оценочное суждение
2. Содержит суждение, делает

поучительный вывод. Обобщает сказанное
3. «Она щеголяет неожиданной и богатой рифмой, блещет созвучиями, складом и ладом речи» (М.А. Рыбакова
На примере любых пословиц докажите верность данных суждений.
Поговорка представляет собой часть суждения, нечто недоговоренное. Недосказанное, незаконченное.

Пословицы и поговорки1.Пословица представляет собой законченное оценочное суждение2. Содержит суждение, делает поучительный вывод. Обобщает сказанное3. «Она щеголяет

Слайд 36Объясните смысл пословиц

Объясните смысл пословиц

Слайд 37Объясните смысл пословиц

Объясните смысл пословиц

Слайд 38Высказывания о пословицах
Что за роскошь, что за смысл, какой толк в

каждой пословице нашей! Что за золото! (А.С. Пушкин)
Домашнее задание: напишите рассуждение, согласны ли вы с высказыванием поэта.
Высказывания о пословицахЧто за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой пословице нашей! Что за золото!

Слайд 39Древнерусская литература

Древнерусская литература

Слайд 40Повесть временных лет
1.Когда появилась древнерусская литература?
2. Как называется один из основных

жанров древнерусской литературы, который представляет собой сообщение, описание событий, погодную историческую запись событий?
Повесть временных лет1.Когда появилась древнерусская литература?2. Как называется один из основных жанров древнерусской литературы, который представляет собой

Слайд 41Вопросы
3. Что означало слово «лето» в древнерусском языке?

Вопросы3. Что означало слово «лето» в древнерусском языке?

Слайд 42Повесть временных лет
4.Кто является автором «Повести временных лет»?
5. Когда и в

каком монастыре была составлена «Повесть временных лет»?
Повесть временных лет4.Кто является автором «Повести временных лет»?5. Когда и в каком монастыре была составлена «Повесть временных

Слайд 43«Из похвалы князю Ярославу и книгам»
1. Кто такой князь Ярослав?
2. Что

приносит великую пользу , по мнению автора летописи «Из похвалы…»?
3. На какой путь наставляют нас книги, по мнению Ярослава?
«Из похвалы князю Ярославу и книгам»1. Кто такой князь Ярослав?2. Что приносит великую пользу , по мнению

Слайд 44Вопросы
4. Что обретаем мы от книжных слов, по мнению князя Ярослава?
5.С

чем автор отрывка сравнивает книги?
Вопросы4. Что обретаем мы от книжных слов, по мнению князя Ярослава?5.С чем автор отрывка сравнивает книги?

Слайд 45выводы
6. Что можно получить в результате прилежного поиска в книгах мудрости?

выводы6. Что можно получить в результате прилежного поиска в книгах мудрости?

Слайд 46Из «Поучения Владимира Мономаха»

Из «Поучения Владимира Мономаха»

Слайд 48Особенности «Поучения…»

Особенности «Поучения…»

Слайд 49«В дому своем не ленитесь»

«В дому своем не ленитесь»

Слайд 50«Целыми днями трудитесь»

«Целыми днями трудитесь»

Слайд 51Почитайте родителей своих!

Почитайте родителей своих!

Слайд 52Странника обогрейте

Странника обогрейте

Слайд 53В бою не трусьте!

В бою не трусьте!

Слайд 54Домашнее задание
Выпишите из «Поучения…» выражения, которые можно назвать афоризмами. Как вы

понимаете их смысл? Актуальны ли они в наши дни?
Домашнее заданиеВыпишите из «Поучения…» выражения, которые можно назвать афоризмами. Как вы понимаете их смысл? Актуальны ли они

Слайд 55«Повесть о Петре и Февронии Муромских»

«Повесть о Петре и Февронии Муромских»

Слайд 56Признаки сказки и жития
1.Присутствуют волшебные помощники
2. Прославляются святые, происходит идеализация образа.
3.Есть

традиционный зачин.
4.Герои проявляют любовь к Богу, живут по заповедям.
5. Есть описание детства святого
6. Есть похвальное слово святым.
Признаки сказки и жития1.Присутствуют волшебные помощники2. Прославляются святые, происходит идеализация образа.3.Есть традиционный зачин.4.Герои проявляют любовь к Богу,

Слайд 57Герои творят чудеса

Герои творят чудеса

Слайд 58Продолжение:
7. Герои разгадывают загадки.
8. Герои необычно умирают, происходят посмертные чудеса.
9. Используются

постоянные эпитеты при описании героев и их жизни.
Продолжение:7. Герои разгадывают загадки.8. Герои необычно умирают, происходят посмертные чудеса.9. Используются постоянные эпитеты при описании героев и

Слайд 59Символика жития
Змея- зло (олицетворяет зависть, ярость, ненависть)
Змееборчество- борьба со злом

Символика житияЗмея- зло (олицетворяет зависть, ярость, ненависть)Змееборчество- борьба со злом

Слайд 60Мед-символ
Олицетворение высшей мудрости

Мед-символОлицетворение высшей мудрости

Слайд 61Хлеб
Символ плоти Господней и самой Церкви как тела Христова

ХлебСимвол плоти Господней и самой Церкви как тела Христова

Слайд 62Заяц
Длинные уши зайца символизируют способность христианина внимать голосу небес

ЗаяцДлинные уши зайца символизируют способность христианина внимать голосу небес

Слайд 63собака
Символическое обозначение великого подвига во имя веры

собакаСимволическое обозначение великого подвига во имя веры

Слайд 64Игла
Нитка, обернутая вокруг этого предмета, символизирует согласие с Божьей волей

ИглаНитка, обернутая вокруг этого предмета, символизирует согласие с Божьей волей

Слайд 65Баня
Символ очищения от грехов

БаняСимвол очищения от грехов

Слайд 66Любовь как высшая нравственная ценность

Любовь как высшая нравственная ценность

Слайд 67Любовь к Богу

Любовь к Богу

Слайд 68Любовь между мужчиной и женщиной

Любовь между мужчиной и женщиной

Слайд 69Любовь к Родине

Любовь к Родине

Слайд 70Материнская любовь

Материнская любовь

Слайд 71Роль древнерусской литературы
Произведения древнерусской литературы формировали в сознании читателя христианские морально-

этические ценности: патриотизм ,любовь к Отечеству и родному очагу.
Роль древнерусской литературыПроизведения древнерусской литературы формировали в сознании читателя христианские морально- этические ценности: патриотизм ,любовь к Отечеству

Слайд 72Сочинение- рассуждение
Тема: «Приемлемы ли для современного читателя нравственные идеалы и заветы

Древней Руси?»
Задание: оформить сочинение, четко ответив на поставленный вопрос, используя примеры из изученных произведений.
Сочинение- рассуждениеТема: «Приемлемы ли для современного читателя нравственные идеалы и заветы Древней Руси?»Задание: оформить сочинение, четко ответив

Слайд 73Примерный план сочинения
1. Какое воплощение нашла народная мудрость в произведениях древнерусской

литературы?
2. Что воспевают древние авторы в произведениях?
3.Современное восприятие нравственных идеалов древнерусского человека.
4. Значение древнерусской литературы.
Примерный план сочинения1. Какое воплощение нашла народная мудрость в произведениях древнерусской литературы?2. Что воспевают древние авторы в

Слайд 74«Любите вотчину!» (Ярослав Мудрый»

«Любите вотчину!» (Ярослав Мудрый»

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть