Слайд 1Литература 7 класс
Презентации к разделам «Устное народное творчество», «Древнерусская литература».
Автор: Денисьева
Ольга Ивановна.
Школа № 1908 г. Москвы.
Слайд 3Без книг пуста жизнь. (Д.Бедный)
Где есть поветрие на чтенье,
В чести там
грамота, перо;
Где грамота, там просвещенье,
Где просвещенье, там добро!(П.А. Вяземский)
Слайд 4Собери пословицы и поговорки о книгах
Начало пословицы
Конец пословицы
1Кто много читает
2. С
книгой жить
3. Слово книжное есть
4. Ум без книги как
5. Не на пользу читать
6. Книга- твой друг,
7.Выбирай книгу так,
8.Умнее книги
9Книга счастье украшает
1. свет дневной
2. птица без крыл
3. тот много знает
4.век не тужить
5. без нее как без рук
6. коли только вершки хватать
7. как выбираешь друга
8. а в несчастье утешает
9. не скажешь.
Слайд 5Домашнее задание:
Напишите сочинение по любой из предложенных в таблице пословице.
Слайд 7Предания
1. Что такое фольклор?
2.Из какого языка заимствовано слово «Фольклор»?
3.Что такое предания?
4.
Кто является героем преданий?
5. О ком из государственных деятелей повествуют предания?
6.Как передаются предания?
7.Кто был родоначальником первой княжеской династии?
8.Под каким еще именем известен царь Иван Грозный?
9.Каким изображен Иван Грозный в преданиях?
10. Каким навсегда остался в памяти народной царь Петр 1 ?
Слайд 8Иван Грозный и его эпоха
Какие черты и особенности эпохи правления Ивана
Грозного нашли отражение в преданиях о нем?
Слайд 11Домашнее задание:
Прочитать статью учебника о былинах.
Слайд 12Былина «Вольга и Микула Селянинович»
Слайд 13Характеристика героев
Вольга
Микула
1.Социальный статус
2.Портрет героя
3. Возраст
4. Особенности поведения
5. Черты характера
6.Как выражается отношение
автора былины к герою?
1. Социальный статус
2. Портрет героя.
3.Возраст.
4. Особенности поведения
5. Черты характера
6. Как выражается отношение автора былины к герою?
Слайд 14Сравнения в былине
У оратая кудри качаются, что не скачен ли жемчуг
рассыпаются.
У оратая глаза да ясна сокола
А брови у него да черна соболя
У оратая сапожки зелен сафьян
Слайд 16Домашнее задание:
Прочитать самостоятельно былину «Садко»
Написать ответ на вопрос «Чем былина «Садко»
отличается от былины «Вольга и Микула? В чем сходство героев двух былин?»
Слайд 17«Заморские гости» Н.К. Рерих. Описание картины.
Слайд 18Картина написана в 1901 году
Синяя гладь безмятежного моря
Расписные варяжские суда (ладьи)
Гордо
вздымаются узорчатые паруса
Открывшиеся перед викингами дали
Радостный перезвон ярких цветов
Красные и синие, голубые и золотисто- коричневые краски в украшении кораблей, одежде людей.
Белизна легких облаков и крыльев чаек
Слайд 19Гости, приехавшие посмотреть на Русь Великую.
Люди минувших времен.
За гранью веков, где
подлинная история сливается с мифом, а сказочное превращается в реальность, живут эти люди.
Слайд 20Новгородский былинный цикл.
Былина «Садко».
Почему былина о купце Садко возникла именно в
Новгороде?
Чем новгородский былинный цикл отличается от киевского?
Слайд 23Проверка домашнего задания
Назовите черты характера Садко.
Чем Садко напоминает нам героев былин
Киевского цикла?
Слайд 24Какой эпизод из былины «Садко» изображен на иллюстрации?
Перескажите этот эпизод?
Слайд 25Черты характера героя былины
Честь-достойные уважения и гордости моральные качества человека и
этические принципы личности
Слайд 26Честный купец- заслуживающий уважения, безупречный, искренний, добросовестный
Слайд 27Черты характера героя
Благородный-высоконравственный, честный и открытый.
Достоинство-совокупность высоких моральных качеств, а также
уважение этих качеств в себе.
Слайд 28Черты характера героя
Храбрость- решительность в поступках, отсутствие страха перед опасностью
Укажи эпизоды
былины, в которых герой проявляет это качество.
Слайд 29Что объединяет героев-богатырей русских былин
Честность, достоинство, благородство, мужество, любовь к ближнему-
черты, присущие защитнику земли Русской
Слайд 30Защита Родной земли- главная тема русского фольклора
Слайд 31Карело- финский эпос «Калевала»
1. Что такое эпос?
2. Когда сложился карело- финский
эпос?
3. В среде каких племен сложился карело- финский эпос?
4. Что такое руны?
5. Что такое «Эпопея»?
6. Кто литературно обработал и записал карело- финский эпос?
7. Кем он был по профессии?
8. Сколько всего рун включает в себя «Калевала»?
9. Какой мир предстает перед нами в карело- финском эпосе?
10. Как называются северная и южная точка страны, описанной в эпосе?
Слайд 33«Песнь о Роланде»
1. На каком языке написана «Песнь о Роланде»?
2. Что
означает слово «песнь»?
3. В каком веке произошли события, упоминаемые в произведении?
4.Когда появилась сама «Песнь о Роланде»?
5. О чем поется в «Песне о Роланде»?
6. Какой художественный прием лежит в основе композиции и системы образов?
7. С каким средневековым эпосом сходен и какие различия имеет он со средневековым французским эпосом?
Слайд 34Герой песни: «Каким мы его представляем?»- домашнее задание
Слайд 35Пословицы и поговорки
1.Пословица представляет собой законченное оценочное суждение
2. Содержит суждение, делает
поучительный вывод. Обобщает сказанное
3. «Она щеголяет неожиданной и богатой рифмой, блещет созвучиями, складом и ладом речи» (М.А. Рыбакова
На примере любых пословиц докажите верность данных суждений.
Поговорка представляет собой часть суждения, нечто недоговоренное. Недосказанное, незаконченное.
Слайд 38Высказывания о пословицах
Что за роскошь, что за смысл, какой толк в
каждой пословице нашей! Что за золото! (А.С. Пушкин)
Домашнее задание: напишите рассуждение, согласны ли вы с высказыванием поэта.
Слайд 40Повесть временных лет
1.Когда появилась древнерусская литература?
2. Как называется один из основных
жанров древнерусской литературы, который представляет собой сообщение, описание событий, погодную историческую запись событий?
Слайд 41Вопросы
3. Что означало слово «лето» в древнерусском языке?
Слайд 42Повесть временных лет
4.Кто является автором «Повести временных лет»?
5. Когда и в
каком монастыре была составлена «Повесть временных лет»?
Слайд 43«Из похвалы князю Ярославу и книгам»
1. Кто такой князь Ярослав?
2. Что
приносит великую пользу , по мнению автора летописи «Из похвалы…»?
3. На какой путь наставляют нас книги, по мнению Ярослава?
Слайд 44Вопросы
4. Что обретаем мы от книжных слов, по мнению князя Ярослава?
5.С
чем автор отрывка сравнивает книги?
Слайд 45выводы
6. Что можно получить в результате прилежного поиска в книгах мудрости?
Слайд 46Из «Поучения Владимира Мономаха»
Слайд 54Домашнее задание
Выпишите из «Поучения…» выражения, которые можно назвать афоризмами. Как вы
понимаете их смысл? Актуальны ли они в наши дни?
Слайд 55«Повесть о Петре и Февронии Муромских»
Слайд 56Признаки сказки и жития
1.Присутствуют волшебные помощники
2. Прославляются святые, происходит идеализация образа.
3.Есть
традиционный зачин.
4.Герои проявляют любовь к Богу, живут по заповедям.
5. Есть описание детства святого
6. Есть похвальное слово святым.
Слайд 58Продолжение:
7. Герои разгадывают загадки.
8. Герои необычно умирают, происходят посмертные чудеса.
9. Используются
постоянные эпитеты при описании героев и их жизни.
Слайд 59Символика жития
Змея- зло (олицетворяет зависть, ярость, ненависть)
Змееборчество- борьба со злом
Слайд 60Мед-символ
Олицетворение высшей мудрости
Слайд 61Хлеб
Символ плоти Господней и самой Церкви как тела Христова
Слайд 62Заяц
Длинные уши зайца символизируют способность христианина внимать голосу небес
Слайд 63собака
Символическое обозначение великого подвига во имя веры
Слайд 64Игла
Нитка, обернутая вокруг этого предмета, символизирует согласие с Божьей волей
Слайд 66Любовь как высшая нравственная ценность
Слайд 68Любовь между мужчиной и женщиной
Слайд 71Роль древнерусской литературы
Произведения древнерусской литературы формировали в сознании читателя христианские морально-
этические ценности: патриотизм ,любовь к Отечеству и родному очагу.
Слайд 72Сочинение- рассуждение
Тема: «Приемлемы ли для современного читателя нравственные идеалы и заветы
Древней Руси?»
Задание: оформить сочинение, четко ответив на поставленный вопрос, используя примеры из изученных произведений.
Слайд 73Примерный план сочинения
1. Какое воплощение нашла народная мудрость в произведениях древнерусской
литературы?
2. Что воспевают древние авторы в произведениях?
3.Современное восприятие нравственных идеалов древнерусского человека.
4. Значение древнерусской литературы.
Слайд 74«Любите вотчину!» (Ярослав Мудрый»