Слайд 1А счастье было так возможно…..
Иван Сергеевич Тургенев. Повесть «АСЯ»
«Зажглась жажда счастья…
Что осталось от крылатых надежд?»
Слайд 2Любовь, любовь – загадочное слово. Кто мог бы до конца тебя
понять? Всегда во всем старо ты или ново? Томленье духа ты иль благодать?
И.С. Тургенев
Слайд 3Цели:
- обобщение сведений о героях, проблематике и художественных средствах, используемых автором
в повести «Ася»;
- совершенствование навыков выразительного чтения;
- развитие умения давать аргументированный ответ на поставленный вопрос;
- развитие умения анализировать эпизод, лексические средства, сравнивать, обобщать, составлять таблицу.
Слайд 15Любящий человек, по мнению Тургенева, прекрасен, духовно окрылен. Как же это
величайшее испытание преодолеют наши герои? Какой след в их душах оставит это чувство?
- Оба ли героя готовы к тому, чтобы быть счастливым и сделать счастливым другого?
Слайд 16- Как жил господин Н. до встречи с Асей? (гл.1)
Он был
молод, счастлив, деньги у него не переводились, путешествует, чтобы посмотреть мир.
- Что значит «жил без оглядки»?
Не задумывался о последствиях своих поступков, не возлагал на себя ответственности за судьбы ближних.
- Испытывал ли он настоящие чувства?
Даже чувства он себе придумывал (история с «жестокосердной» вдовой).
Слайд 17- Какое впечатление произвела Ася на господина Н. во время первой
встречи? (ключевое слово «что-то особенное»)
- Первая встреча подходит к концу, Ася оставляет неизгладимый след в душе героя. Господин Н. переправляется на лодке через Рейн к себе домой прекрасной летней ночью. Это один из самых поэтических эпизодов повести (гл.2). Выразительное чтение этого отрывка. Послушайте и постарайтесь ответить на вопрос: «Какие темы одновременно звучат и переплетаются в этом эпизоде? Почему?»
Итак, давайте окунёмся с вами в атмосферу этой волшебной ночи. А поможет нам прекрасная музыка – «Лунная соната» Л. Бетховена. Звуки этого произведения передают и плеск рейнской волны, и переливы лунного света, и какую-то печаль…
Слайд 22- Какие же 3 темы очень мощно звучат в данном эпизоде?
Музыка,
природа и любовь, пока ещё не названная.
- Каким чувством эта лунная ночь наполняет душу героя?
- Счастье.
- Это не случайно. Ведь именно искусство, природа и любовь и есть составляющие красоты и счастья, по мнению И.С. Тургенева.
- Но уже в этой прекрасной картине есть элемент тревоги. Кто заметил тревожный мотив?
Река – символ жизни, лунная дорожка – судьба. Когда Ася кричит, что герой разбил лунный столб, то можно сказать, что мы слышим голос судьбы. Но услышал ли его герой? Понял ли?
Слайд 23- Взаимоотношения героев складываются не просто. Ася оказалась девушкой необычной. В
чём же странности её характера?
Она постоянно меняется: то безудержно весёлая, то грустная, то отчаянная и озорная, то чопорная барышня…
- В чём причина этой странности?
История Аси, рассказанная Гагиным.
- У образа есть несколько прототипов, женщин, очень близких Тургеневу. Одна – незаконная дочь писателя и крепостной его матери. Впоследствии И.С. отдал свою дочь на воспитание П. Виардо. Второй прототип – сестра Тургенева, В.П. Житова, незаконная дочь его матери и Берса, семейного врача.
Слайд 24 - Почему страстность девушки, её устремленность в будущее вызывают колебания
в душе Н.Н.?
Асю манят романтические дали, она жаждет деятельности и уверена, что надо «прожить не даром, след за собой оставить». Н.Н. давно разуверился в подобных вещах. И конечно, крылья, о которых упоминает тургеневская героиня, это крылья любви, в первую очередь. Мы вообразим, что мы летаем, что у нас выросли крылья. Характер Аси противоречив, её поступки часто непредсказуемы, как сама жизнь. Н.Н. боится Асиной «странности», боится неожиданностей и беспокойств. В чем заключается трагедия Аси?
Большое чувство заставило героиню повзрослеть. «Крылья у меня выросли – да летать некуда». В них не просто осознание бесперспективности своей любви к молодому аристократу, но предчувствие собственной нелегкой судьбы
Слайд 25-Что привлекло господина Н. в Асе?
В мире искусственных чувств и страстей
он впервые столкнулся с чем-то настоящим.
- Первое свидание. Как раскрываются герои, как ведут себя, о чём говорят, что чувствуют?
Заполнение 1 колонки таблицы
- Кто первый делает шаг навстречу? Как вы оцените поступок Аси?
- Почему господин Н. рассказал Гагину о записке Аси? Прав ли он? Предательство, чужая тайна.
Слайд 27- Проанализируем эпизод 2-го свидания. Тургенев – тайный психолог. Какие детали
помогают представить внутреннее состояние героя? Заполнение 2 колонки таблицы
- Как ведёт себя Н.? Ваша оценка.
Слайд 30 В первом случае есть все составляющие красоты и счастья: природа,
искусство, любовь; во втором – нет. Герой упустил свою птицу счастья.
- Когда же просыпается настоящая любовь в душе господина Н.? (гл. 18)
- Была ли у героя возможность вернуть счастье? Обращение к эпиграфу к уроку.
- «Я нашёл, что судьба хорошо распорядилась, не соединив меня с Асей…» Прав ли герой? Как сложилась его жизнь?
Слайд 31«У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно
не помнит прошедшего, не думает о будущем, у него есть настоящее – и то не день, а мгновение»
Объясните, как эти слова помогают понять драму рассказчика повести И.С.Тургенева
(Н.Н. одинок, он с горечью осознает, что «вся жизнь прошла мимо. Он любил Асю, но не сразу понял это, а когда понял, было уже поздно.
«Когда я встретился с ней в той роковой комнате, во мне еще не было ясного сознания моей любви; оно не проснулось даже тогда, когда я сидел с ее братом в бессмысленном и тягостном молчании…оно вспыхнуло с неудержимой силой лишь несколько мгновений спустя, когда испуганный возможностью несчастья, я стал искать и звать ее…но уже тогда было поздно»)
Слайд 32Найдите описание состояния героя, чувствовавшего раскаяние.
(Я чувствовал раскаяние, сожаление самое
жгучее, любовь – да! Самую нежную любовь. Я ломал руки, я звал Асю посреди надвигавшейся тьмы, сперва вполголоса, потом все громче и громче; я повторял сто раз, что я ее люблю, я клялся никогда с ней не расставаться, я был для нее все на свете, чтобы опять держать ее холодную руку, опять слышать ее тихий голос. Опять видеть ее перед собой»)
Господин Н поступает по правилам, а любовь - это не правило, не закон. Любовь - нарушение всех правил, буря чувств, стихия. Тургенев наказывает своего героя за то, что он засомневался в любви. В любви сомневаться нельзя, любовь нельзя откладывать на завтра.
Слайд 33Почему называет себя безутешным?
(Разве я хотел такой развязки? Разве я
в состоянии с ней расстаться? Разве я могу лишиться ее?)
Осуждает себя за тот поступок, когда в темной комнате она, признаваясь ему в любви, была отвергнута им. У него достало силы, духа отторгнуть ее от себя, даже упрекать в том, что она не дала развиться чувству, которое начинало созревать».
«Я не сказал ей , что я люблю ее». Остановилось признание и при последней встречи с Ганиным, и последняя нить, за которую герой еще мог ухватиться, выскользнула из его рук.
Слайд 34Что говорит рассказчик о своей дальнейшей жизни?
(Чувство, возбужденное во мне Асей,
то жгучее, то нежное, глубокое чувство, уже не повторилось. Нет! Ни одни глаза не заменили мне тех, когда-то с любовью устремленных на меня глаз, ни на чье сердце, припавшее к моей груди, не отвечало мое сердце таким радостным и сладким замиранием! Осужденный на одиночество бессемейного бобыля, доживаю я скучные годы, но я храню, как святыню, ее записочки и высохший цветок гераниума, тот самый цветок, который она некогда бросила мне из окна».)
Слайд 35Настоящая любовь – это великий дар, который даётся человеку один раз
в жизни. Если человек не сумеет этого понять, он обречён на одиночество. Любовь – тайна. С ней пришлось столкнуться рассказчику, до конца осознавшему своё чувство к Асе лишь тогда, когда всё было потеряно, потеряно из-за несказанного вовремя слова. Но чувства не забылись: двадцать лет прошло, а Н.Н. помнит всё до мелочей, свято хранит «священные реликвии» любви.
Слайд 36Первой любви не сотрётся печать.
Будем друг друга всю жизнь вспоминать;
Общие сны
будут сниться обоим;
Разум обманем и сердце закроем -
Но о прошедшем тоска не умрёт,
А уж любовь не придёт, не придёт –
Нет, уж любовь не придёт!