Презентация, доклад по литературе Характеристика героев рассказа Л.Н.Толстого Кавказский пленник

Содержание

Цели урока:формировать умения и навыки составления сравнительной характеристики персонажейучиться выявлять авторскую позициюпознакомить с новым литероведческим понятием –антитезой

Слайд 1Ганина Ирина Николаевна
Учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 34
Характеристика

героев рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»
Ганина Ирина НиколаевнаУчитель  русского языка и литературыМБОУ СОШ № 34Характеристика героев рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»

Слайд 2 Цели урока:
формировать умения и навыки составления

сравнительной характеристики персонажей
учиться выявлять авторскую позицию
познакомить с новым литероведческим понятием –антитезой
Цели урока:формировать умения и навыки составления сравнительной характеристики персонажейучиться выявлять авторскую позициюпознакомить

Слайд 3

развивать умение рассуждать, обобщать, анализировать, делать выводы, переходить от частного к

обобщению и наоборот, уметь строить связный ответ, пересказывать, выразительно читать

развивать умение рассуждать, обобщать, анализировать, делать выводы, переходить от частного к обобщению и наоборот, уметь строить связный

Слайд 4Пословицы
Береги платье снову, а честь смолоду.

Сам погибай, а товарища выручай!

ПословицыБереги  платье снову, а честь смолоду.Сам погибай, а товарища выручай!

Слайд 5

Проблемный вопрос

Кто из героев: Жилин или Костылин-может называться кавказским пленником?

Проблемный вопросКто из героев: Жилин или Костылин-может называться  кавказским пленником?

Слайд 6 Красота и величие Кавказа

Красота и величие Кавказа

Слайд 7Задание для 1 группы
Как герой оказался в плену?

Задание для 1 группыКак герой оказался в плену?

Слайд 8Задание для 2 группы
Внешность героя

Задание для 2 группыВнешность героя

Слайд 9Задание для 3 группы
Чем герой занимался в плену?

Задание для 3 группыЧем герой занимался в плену?

Слайд 10Задание для 4 группы
Как герой готовился к побегу?

Задание для 4 группыКак герой готовился к побегу?

Слайд 11Алгоритм сравнительной характеристики героев:
1. Портрет.
2. Поведение героев.
3. Речь. Монолог.
4. Отношение к

окружающим.
5. Взаимоотношения героев.
6. Отношение к природе.
7. Отношение автора к герою.
Авторская позиция
Алгоритм сравнительной характеристики героев:1. Портрет.2. Поведение героев.3. Речь. Монолог.4. Отношение к окружающим.5. Взаимоотношения героев.6. Отношение к природе.7.

Слайд 12 Портрет героев

Костылин: «... мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льёт».

Жилин: «…невелик ростом, а удал был».


Портрет героев Костылин: «... мужчина грузный, толстый,

Слайд 13«….Не доскакал Жилин, выстрелили по нём сзади из ружей и попали

в лошадь. Ударилась лошадь оземь со всего маху -навалилась Жилину на ногу».
«….Не доскакал Жилин, выстрелили по нём сзади из ружей и попали в лошадь. Ударилась лошадь оземь со

Слайд 14

Значение имен героев:

Что такое «жила»? – прочное окончание мышц; отсюда слова «жилистый», «двужильный». Так говорят о выносливом, крепком человеке.
Жилин = действие.


Значение имен героев:Что такое «жила»?

Слайд 15
Что такое «костыль»? – палка для хромых, безногих, то есть, можно

сказать, что фамилия характеризует героя как слабого, нуждающегося в поддержке и опоре.
Костылин = бездействие.


Что такое «костыль»? – палка для хромых, безногих, то есть, можно сказать, что фамилия характеризует героя как

Слайд 16 Словарная работа
Антитеза-противоречие, противоположение, противопоставление.

Словарная работаАнтитеза-противоречие, противоположение, противопоставление.

Слайд 17

Жилин и Костылин в плену
Жилин
-высматривает
-выпытывает
-копает дыру
-лепет кукол
-плетёт корзины
-мастерит игрушечную
карусель
-чинит оружие, часы
-учится понимать
татарский язык
Жилин и Костылин

Слайд 18 Жилин и Костылин во время побега

Жилин 1.Полез под стену, выбрался 2.Снял сапоги, пошел босиком 3.Побежал назад и влево в гору, в лес. 4.Шикнет-шикнет, а сам всё идет 5.Свистнул Жилин потихоньку, смеётся 6.Расседился… обругал его. Так я же один уйду. 7.Стал его Жилин силой поднимать. 8.Посадил на себя Костылина, поволок 9.Нет, не пойду: не годится товарища бросать.
Жилин и Костылин во время побега

Слайд 19

Костылин
1.Полез, да зацепил камень ногой, загремел.
2.Пошел босиком, изрезал все ноги и все отстает.
3.Подожди хоть немножко, дай вздохнуть, у меня ноги все в крови.
4. …все отстает и охает
5.Так и упал со страху
6. Как хочешь, а я не дойду
7.Не могу, ей-Богу, не могу, сил моих нет.
8.Как закричит
9.Иди один, за что тебе из-за меня пропадать

Слайд 21

Викторина

1.События происходят осенью (-)
2.Жилин был невелик ростом, но удал(+)
3.Жилин попал в плен потому, что Костылин бросил его(+)
4.Татары попросили выкуп за Жилина в размере 500 рублей(-)
5. Жилин написал неправильный адрес и решил убежать(+)
6. Жилин в плену тосковал, скучал и ждал выкупа (-)
7.Во время первого Костылин показал себя слабым человеком(+)
8.Второй раз Жилин бежал один(+)
9Во время второго побега ему помогли Дина и русские
солдаты(+)
10.После побега Жилин остался служить на Кавказе, а в отпуск не поехал(+)

Викторина1.События происходят осенью

Слайд 22 Рефлексия
я сегодня научился

мне было интересно…
урок дал мне для жизни…
работать в группе было...
Какие качества характера ценятся?


Рефлексияя сегодня научился мне было интересно…урок дал мне для

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть