Слайд 1Ганина Ирина Николаевна
Учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 34
Характеристика
героев рассказа Л.Н.Толстого
«Кавказский пленник»
Слайд 2 Цели урока:
формировать умения и навыки составления
сравнительной характеристики персонажей
учиться выявлять авторскую позицию
познакомить с новым литероведческим понятием –антитезой
Слайд 3
развивать умение рассуждать, обобщать, анализировать, делать выводы, переходить от частного к
обобщению и наоборот, уметь строить связный ответ, пересказывать, выразительно читать
Слайд 4Пословицы
Береги платье снову, а честь смолоду.
Сам погибай, а товарища выручай!
Слайд 5
Проблемный вопрос
Кто из героев: Жилин или Костылин-может называться кавказским пленником?
Слайд 7Задание для 1 группы
Как герой оказался в плену?
Слайд 8Задание для 2 группы
Внешность героя
Слайд 9Задание для 3 группы
Чем герой занимался в плену?
Слайд 10Задание для 4 группы
Как герой готовился к побегу?
Слайд 11Алгоритм сравнительной характеристики героев:
1. Портрет.
2. Поведение героев.
3. Речь. Монолог.
4. Отношение к
окружающим.
5. Взаимоотношения героев.
6. Отношение к природе.
7. Отношение автора к герою.
Авторская позиция
Костылин: «... мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льёт».
Жилин: «…невелик ростом, а удал был».
Слайд 13«….Не доскакал Жилин, выстрелили по нём сзади из ружей и попали
в лошадь. Ударилась лошадь оземь со всего маху -навалилась Жилину на ногу».
Значение имен героев:
Что такое «жила»? – прочное окончание мышц; отсюда слова «жилистый», «двужильный». Так говорят о выносливом, крепком человеке.
Жилин = действие.
Слайд 15
Что такое «костыль»? – палка для хромых, безногих, то есть, можно
сказать, что фамилия характеризует героя как слабого, нуждающегося в поддержке и опоре.
Костылин = бездействие.
Слайд 16 Словарная работа
Антитеза-противоречие, противоположение, противопоставление.
Жилин и Костылин в плену
Жилин
-высматривает
-выпытывает
-копает дыру
-лепет кукол
-плетёт корзины
-мастерит игрушечную
карусель
-чинит оружие, часы
-учится понимать
татарский язык
Слайд 18 Жилин и Костылин во время побега
Жилин
1.Полез под стену, выбрался
2.Снял сапоги, пошел босиком
3.Побежал назад и влево в гору, в лес.
4.Шикнет-шикнет, а сам всё идет
5.Свистнул Жилин потихоньку, смеётся
6.Расседился… обругал его. Так я же один уйду.
7.Стал его Жилин силой поднимать.
8.Посадил на себя Костылина, поволок
9.Нет, не пойду: не годится товарища бросать.
Костылин
1.Полез, да зацепил камень ногой, загремел.
2.Пошел босиком, изрезал все ноги и все отстает.
3.Подожди хоть немножко, дай вздохнуть, у меня ноги все в крови.
4. …все отстает и охает
5.Так и упал со страху
6. Как хочешь, а я не дойду
7.Не могу, ей-Богу, не могу, сил моих нет.
8.Как закричит
9.Иди один, за что тебе из-за меня пропадать
Викторина
1.События происходят осенью (-)
2.Жилин был невелик ростом, но удал(+)
3.Жилин попал в плен потому, что Костылин бросил его(+)
4.Татары попросили выкуп за Жилина в размере 500 рублей(-)
5. Жилин написал неправильный адрес и решил убежать(+)
6. Жилин в плену тосковал, скучал и ждал выкупа (-)
7.Во время первого Костылин показал себя слабым человеком(+)
8.Второй раз Жилин бежал один(+)
9Во время второго побега ему помогли Дина и русские
солдаты(+)
10.После побега Жилин остался служить на Кавказе, а в отпуск не поехал(+)
Слайд 22 Рефлексия
я сегодня научился
мне было интересно…
урок дал мне для жизни…
работать в группе было...
Какие качества характера ценятся?