Презентация, доклад по литературе Герои Платонова озарены светом истинной человечности

Содержание

Цели урокаОбучающая: Формирование целостного видения проблем рассказов «Песчаная учительница», «Никита», «Еще мама»Знакомство с проблематикой, композиционными и сюжетными особенностями рассказа;Развивающая: развитие логического и образного мышления;Формирование диалогических умений;Воспитательная: на примере образа главной героини формировать активную жизненную позицию, гражданское

Слайд 1«Герои Платонова озарены светом истинной человечности»
«Живи, добро
верши,
и ждать наград

за это не спеши» Исхак Машбаш
«Герои Платонова озарены светом истинной человечности»«Живи, добро верши, и ждать наград за это не спеши»

Слайд 2Цели урока
Обучающая: Формирование целостного видения проблем рассказов «Песчаная учительница», «Никита», «Еще

мама»
Знакомство с проблематикой, композиционными и сюжетными особенностями рассказа;
Развивающая: развитие логического и образного мышления;
Формирование диалогических умений;
Воспитательная: на примере образа главной героини формировать активную жизненную позицию, гражданское мужество.
Региональный компонент – Творчество Исхака Машбаша
Цели урокаОбучающая: Формирование целостного видения проблем рассказов «Песчаная учительница», «Никита», «Еще мама»Знакомство с проблематикой, композиционными и сюжетными

Слайд 3Человечность – морально-психологическое качество личности, выражающееся в гуманном отношении к другим

людям.
Человечность конкретно проявляется в уважении достоинства личности, великодушии, благожелательности, готовности помочь, выручить из беды.
Человечность – морально-психологическое качество личности, выражающееся в гуманном отношении к другим людям.Человечность конкретно проявляется в уважении достоинства

Слайд 4Платонов Андрей Платонович родился 16 (28) августа 1899 г. в рабочем

пригороде Воронежа. Был старшим сыном в семье слесаря железнодорожных мастерских. С 12 лет писал стихи. Учился в церковноприходской школе, в 1914 вынужден был оставить учебу и пойти работать. 
  В 1918г. поступил в Воронежский железнодорожный политехникум. Окончил в 1924 году, поступил на историко-филологический факультет университета. Работал инженером, мелиоратором, журналистом.
В 1920 г. вступил в РКП(б), но уже через год по собственному желанию вышел из партии.  
В 1922 г. Платонов женился на сельской учительнице М.А.Кашинцевой, которая стала прототипом главной героини рассказа «Песчаная учительница» .
Был запрещен к печати роман «Чевенгур»(1929г), он был опубликован в 1972 г. во Франции, а в 1988г. в СССР, а также повесть «Впрок».  

Платонов Андрей Платонович родился 16 (28) августа 1899 г. в рабочем пригороде Воронежа. Был старшим сыном в

Слайд 5Сегодня мы продолжим знакомство с героями А. П. Платонова. Давайте вспомним,

какие вы прочитали рассказы и с какими героями уже знакомы. «Еще мама» – Артем, Учительница, Мама Артема «Песчаная учительница» - Мария Никифоровна Нарышкина
«Никита» - Никита «Неизвестный цветок» - Даша, Цветок
Что объединяет этих всех героев?
Сегодня мы продолжим знакомство с героями А. П. Платонова. Давайте вспомним, какие вы прочитали рассказы и с

Слайд 6- Все эти герои добрые.
- Трудолюбивые.
- У них у всех особый

внутренний мир, и герои живут в этом мире в полную силу.

Похожи ли они на героев других произведений?
Они не похожи, потому что у автора свой стиль, и он создает плеяду «сокровенных людей». Говорит он об этом на своем особом языке, не похожем ни на чей другой.
Какие художественные выразительные средства языка использует автор?

- Все эти герои добрые.- Трудолюбивые.- У них у всех особый внутренний мир, и герои живут в

Слайд 7Эпитеты – «Враг-неприятель», «Тихая изба», «Долгий век»
Сравнение – «Изба смотрела на

него, как прохожая старая тетка из дальней деревни»
Метафора – «Лопаются почки в молодой груди»
Психологический портрет – «Она была лицом белая, добрая, глаза ее весело смотрели на него, будто она играть с ним хотела в игру, как маленькая. И пахло от нее так же, как от матери, теплым хлебом и сухою травой»
Эпитеты – «Враг-неприятель», «Тихая изба», «Долгий век»Сравнение – «Изба смотрела на него, как прохожая старая тетка из

Слайд 8Вечным мальчиком вхожу я во двор
Мама, я без тебя одинок до

сих пор. Как понять моим выросшим детям? – Вечным мальчиком вновь захожу я во двор, Чтобы встретиться с деревом этим.
Разрослась твоя груша, ушли в глубину Ее сильные мудрые корни. Свои руки усталые к ней протяну: Ты мне снова о маме напомни!
Мне с годами она все нужней и нужней, Я не грешен ни в чем перед нею, Только в том, что остался в долгу перед ней – Это сделало время виднее
Вечным мальчиком вхожу я во дворМама, я без тебя одинок до сих пор. Как понять моим выросшим

Слайд 9И сейчас, когда я на вершине стою, Когда многое в жизни

свершилось, Мне бы маму мою, рядом маму мою, Чтоб моя голова не вскружилась.
Исхак Машбаш
И сейчас, когда я на вершине стою,  Когда многое в жизни свершилось, Мне бы маму мою,

Слайд 10«Еще мама»
Какие проблемы освещает автор в рассказе «Еще мама?»
- Отношение детей

и родителей.
- Тесная связь между мамой и сыном.
- В то же время ребенок рано осознает свои обязанности. Надо учиться – идет в школу.
- С любовью создает образ учительницы Аполлинарии Николаевны, которая даже пахнет так, как мама.
«Еще мама»Какие проблемы освещает автор в рассказе «Еще мама?»- Отношение детей и родителей.- Тесная связь между мамой

Слайд 11Песчаная учительница
Викторина – проверка знания текста рассказа.
1). Сколько лет было

Марии Никифоровне,
когда она начала преподавать?
2). Почему дети в селе не ходили в школу?
3). Какой новый предмет пришлось
преподавать учительнице?
4). Смогла ли Мария Никифоровна помочь
жителям пустыни?
5). Осталась ли она в Хошутове навсегда?
6). Почему автор дал своей героине фамилию Нарышкина?

Песчаная учительница Викторина – проверка знания текста рассказа.1). Сколько лет было Марии Никифоровне, когда она начала преподавать?2).

Слайд 12 Какие трудности встретились в жизни молодой девушки?

- Неустроенность быта
- Одиночество
-

Погодные условия
- Другая среда, окружение
- Незнание языка



Какие трудности встретились в жизни молодой девушки?- Неустроенность быта- Одиночество- Погодные условия- Другая среда, окружение-

Слайд 13Шелюга, кустарник или деревце из рода ива; то же, что краснотал.
ве́рба

(лат. Sálix) — деревянистое растение; род семейства Ивовые (Salicaceae). В некоторых областях России в повседневной речи используют слово «тальник». Различные виды ивы называются: ветла, верба, шелюга, ракита (крупные деревья и кустарник

Шелюга, кустарник или деревце из рода ива; то же, что краснотал.ве́рба (лат. Sálix) — деревянистое растение; род

Слайд 14Какие проблемы поднимает в своем рассказе писатель?



- Борьба человека с природой
-

Борьба за выживание
- Становление характера человека
- Столкновение с культурой другого народа
Какие проблемы поднимает в своем рассказе писатель?- Борьба человека с природой- Борьба за выживание- Становление характера человека-

Слайд 15 Главная ценность – служение людям.
Гипотеза: Если человек отдает всего себя служению
людям,

его жизнь имеет смысл.
Мария помогла людям в борьбе с пустыней.
Не растеряла всей своей силы, стойкости и добилась своего. Пожертвовала собой ради спасения своего села.
 Вывод: Смысл жизни в бескорыстном выполнении работы, улучшающей жизнь окружающих.
Такие люди, как Мария нужны всегда и везде.

Главная ценность – служение людям.Гипотеза: Если человек отдает всего себя служениюлюдям, его жизнь имеет смысл.Мария помогла

Слайд 16Природа-мать! Когда б таких людей
Ты иногда не посылала миру -
Заглохла

б нива жизни...

Н.А.Некрасов
Природа-мать! Когда б таких людей Ты иногда не посылала миру -Заглохла б нива жизни...Н.А.Некрасов

Слайд 17«Никита»
- Докажите примерами из текста, что трудолюбие – это главное качество

крестьянской семьи.
- Как ведет себя Никита, оставшись дома один?
- Почему предметы ему кажутся злыми?
- Какими словами отец дает понять, что очень любит свою семью?
- Как отец воспитывает сына?
- Как вы понимаете слово «счастье»?
«Никита»- Докажите примерами из текста, что трудолюбие – это главное качество крестьянской семьи.- Как ведет себя Никита,

Слайд 18Счастье
Как быть счастливым? Я и сам не знаю. Да есть ли мера

счастья и добра? Но счастлива, наверное, дверь входная, Твоим друзьям поющая с утра
И дерево, лицом, а не спиною, Повернутое к ветру. И зерно, Ростком упрямым ставшее весною. И солнце, заглянувшее в окно.
Иной рожден в рубашке, а поныне Все ждет, что счастье постучится в дом, Забыв, что счастьем кажется мужчине Лишь та вершина, что взята с трудом. Как быть счастливым? Не берусь ответить. Но лишь одно я повторю опять: Чужой беды сумевший не заметить – Он и счастливым не сумеет стать.
Исхак Машбаш
СчастьеКак быть счастливым? Я и сам не знаю. Да есть ли мера счастья и добра? Но счастлива,

Слайд 19- Как вы считаете, счастливы ли герои Платонова?
- Что бы попросили

герои Платонова у жизни?
- Как вы считаете, счастливы ли герои Платонова?- Что бы попросили герои Платонова у жизни?

Слайд 20Дай мне, жизнь, и терпение, и силу, Дай мне твердость и мудрость

земную. И потом – чтобы ты ни просила – Все с лихвой, благодарный, верну я.
Исхак Машбаш
Дай мне, жизнь, и терпение, и силу, Дай мне твердость и мудрость земную. И потом – чтобы

Слайд 21Работа с текстами произведений «Никита», «Еще мама», «Песчаная учительница».
Инсценировка эпизода «Мария

Нарышкина уезжает в Хошутово»


Итог урока: герои А. Платонова – счастливые люди, так как каждый из них – Человек.
Работа с текстами произведений «Никита», «Еще мама», «Песчаная учительница».Инсценировка эпизода «Мария Нарышкина уезжает в Хошутово»Итог урока: герои

Слайд 22Домашнее задание
Написать сочинение: «Можно ли совершить чудо своими руками?»

Домашнее заданиеНаписать сочинение: «Можно ли совершить чудо своими руками?»

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть