Слайд 1«Герои Платонова озарены светом истинной человечности»
«Живи, добро
верши,
и ждать наград
за это не спеши»
Исхак Машбаш
Слайд 2Цели урока
Обучающая: Формирование целостного видения проблем рассказов «Песчаная учительница», «Никита», «Еще
мама»
Знакомство с проблематикой, композиционными и сюжетными особенностями рассказа;
Развивающая: развитие логического и образного мышления;
Формирование диалогических умений;
Воспитательная: на примере образа главной героини формировать активную жизненную позицию, гражданское мужество.
Региональный компонент – Творчество Исхака Машбаша
Слайд 3Человечность – морально-психологическое качество личности, выражающееся в гуманном отношении к другим
людям.
Человечность конкретно проявляется в уважении достоинства личности, великодушии, благожелательности, готовности помочь, выручить из беды.
Слайд 4Платонов Андрей Платонович родился 16 (28) августа 1899 г. в рабочем
пригороде Воронежа. Был старшим сыном в семье слесаря железнодорожных мастерских. С 12 лет писал стихи. Учился в церковноприходской школе, в 1914 вынужден был оставить учебу и пойти работать.
В 1918г. поступил в Воронежский железнодорожный политехникум. Окончил в 1924 году, поступил на историко-филологический факультет университета. Работал инженером, мелиоратором, журналистом.
В 1920 г. вступил в РКП(б), но уже через год по собственному желанию вышел из партии.
В 1922 г. Платонов женился на сельской учительнице М.А.Кашинцевой, которая стала прототипом главной героини рассказа «Песчаная учительница» .
Был запрещен к печати роман «Чевенгур»(1929г), он был опубликован в 1972 г. во Франции, а в 1988г. в СССР, а также повесть «Впрок».
Слайд 5Сегодня мы продолжим знакомство с героями А. П. Платонова. Давайте вспомним,
какие вы прочитали рассказы и с какими героями уже знакомы.
«Еще мама» – Артем, Учительница, Мама Артема
«Песчаная учительница» - Мария Никифоровна Нарышкина
«Никита» - Никита
«Неизвестный цветок» - Даша, Цветок
Что объединяет этих всех героев?
Слайд 6- Все эти герои добрые.
- Трудолюбивые.
- У них у всех особый
внутренний мир, и герои живут в этом мире в полную силу.
Похожи ли они на героев других произведений?
Они не похожи, потому что у автора свой стиль, и он создает плеяду «сокровенных людей». Говорит он об этом на своем особом языке, не похожем ни на чей другой.
Какие художественные выразительные средства языка использует автор?
Слайд 7Эпитеты – «Враг-неприятель», «Тихая изба», «Долгий век»
Сравнение – «Изба смотрела на
него, как прохожая старая тетка из дальней деревни»
Метафора – «Лопаются почки в молодой груди»
Психологический портрет – «Она была лицом белая, добрая, глаза ее весело смотрели на него, будто она играть с ним хотела в игру, как маленькая. И пахло от нее так же, как от матери, теплым хлебом и сухою травой»
Слайд 8Вечным мальчиком вхожу я во двор
Мама, я без тебя одинок до
сих пор.
Как понять моим выросшим детям? –
Вечным мальчиком вновь захожу я во двор,
Чтобы встретиться с деревом этим.
Разрослась твоя груша, ушли в глубину
Ее сильные мудрые корни.
Свои руки усталые к ней протяну:
Ты мне снова о маме напомни!
Мне с годами она все нужней и нужней,
Я не грешен ни в чем перед нею,
Только в том, что остался в долгу перед ней –
Это сделало время виднее
Слайд 9И сейчас, когда я на вершине стою,
Когда многое в жизни
свершилось,
Мне бы маму мою, рядом маму мою,
Чтоб моя голова не вскружилась.
Исхак Машбаш
Слайд 10«Еще мама»
Какие проблемы освещает автор в рассказе «Еще мама?»
- Отношение детей
и родителей.
- Тесная связь между мамой и сыном.
- В то же время ребенок рано осознает свои обязанности. Надо учиться – идет в школу.
- С любовью создает образ учительницы Аполлинарии Николаевны, которая даже пахнет так, как мама.
Слайд 11Песчаная учительница
Викторина – проверка знания текста рассказа.
1). Сколько лет было
Марии Никифоровне,
когда она начала преподавать?
2). Почему дети в селе не ходили в школу?
3). Какой новый предмет пришлось
преподавать учительнице?
4). Смогла ли Мария Никифоровна помочь
жителям пустыни?
5). Осталась ли она в Хошутове навсегда?
6). Почему автор дал своей героине фамилию Нарышкина?
Слайд 12 Какие трудности встретились в жизни
молодой девушки?
- Неустроенность быта
- Одиночество
-
Погодные условия
- Другая среда, окружение
- Незнание языка
Слайд 13Шелюга, кустарник или деревце из рода ива; то же, что краснотал.
ве́рба
(лат. Sálix) — деревянистое растение; род семейства Ивовые (Salicaceae). В некоторых областях России в повседневной речи используют слово «тальник».
Различные виды ивы называются: ветла, верба, шелюга, ракита (крупные деревья и кустарник
Слайд 14Какие проблемы поднимает в своем рассказе писатель?
- Борьба человека с природой
-
Борьба за выживание
- Становление характера человека
- Столкновение с культурой другого народа
Слайд 15
Главная ценность – служение людям.
Гипотеза: Если человек отдает всего себя служению
людям,
его жизнь имеет смысл.
Мария помогла людям в борьбе с пустыней.
Не растеряла всей своей силы, стойкости и добилась своего. Пожертвовала собой ради спасения своего села.
Вывод: Смысл жизни в бескорыстном выполнении работы, улучшающей жизнь окружающих.
Такие люди, как Мария нужны всегда и везде.
Слайд 16Природа-мать! Когда б таких людей
Ты иногда не посылала миру -
Заглохла
б нива жизни...
Н.А.Некрасов
Слайд 17«Никита»
- Докажите примерами из текста, что трудолюбие – это главное качество
крестьянской семьи.
- Как ведет себя Никита, оставшись дома один?
- Почему предметы ему кажутся злыми?
- Какими словами отец дает понять, что очень любит свою семью?
- Как отец воспитывает сына?
- Как вы понимаете слово «счастье»?
Слайд 18Счастье
Как быть счастливым? Я и сам не знаю.
Да есть ли мера
счастья и добра?
Но счастлива, наверное, дверь входная,
Твоим друзьям поющая с утра
И дерево, лицом, а не спиною,
Повернутое к ветру. И зерно,
Ростком упрямым ставшее весною.
И солнце, заглянувшее в окно.
Иной рожден в рубашке, а поныне
Все ждет, что счастье постучится в дом,
Забыв, что счастьем кажется мужчине
Лишь та вершина, что взята с трудом.
Как быть счастливым? Не берусь ответить.
Но лишь одно я повторю опять:
Чужой беды сумевший не заметить –
Он и счастливым не сумеет стать.
Исхак Машбаш
Слайд 19- Как вы считаете, счастливы ли герои Платонова?
- Что бы попросили
герои Платонова у жизни?
Слайд 20Дай мне, жизнь, и терпение, и силу,
Дай мне твердость и мудрость
земную.
И потом – чтобы ты ни просила –
Все с лихвой, благодарный, верну я.
Исхак Машбаш
Слайд 21Работа с текстами произведений «Никита», «Еще мама», «Песчаная учительница».
Инсценировка эпизода «Мария
Нарышкина уезжает в Хошутово»
Итог урока: герои А. Платонова – счастливые люди, так как каждый из них – Человек.
Слайд 22Домашнее задание
Написать сочинение: «Можно ли совершить чудо своими руками?»