Слайд 1Денис Иванович Фонвизин
Литература, 8 класс, 1 четверть
Слайд 2Фонвизин родился в Москве 14 апреля (3 апреля по ст. ст.)
1745 г., являлся продолжателем рыцарского рода, имевшего ливонское происхождение и окончательно обрусевшего.
Фамилия Фон-Визен (нем. von Wiesen) или, с русифицированным окончанием Фон-Визин, писалась в XVIII веке в два слова или через дефис; это же правописание сохранялось до середины XIX века. Написание «Фон-Визин» использовал автор первой крупной биографии Фонвизина. Слитное написание установлено литературоведом второй половины XIX века Н. С. Тихонравовым, хотя уже А.С. Пушкин находил это начертание правильным, как придающее более русский характер фамилии писателя, который был, по выражению Пушкина, «из перерусских русским»…
Слайд 3Изначально Фонвизин получил прекрасное домашнее образование, а затем уже учился в
дворянской гимназии при Московском университете (1755-1760).
Он играл в любительском театре М. М. Хераскова при университете.
После гимназии год посещал философский факультет университета, а в 1760 году даже был отправлен в числе лучших гимназистов вместе с братом Павлом в Петербург. Именно в студенческие годы Фонвизин начинает печататься в московских журналах, и даже делает свой первый перевод.
Слайд 4Фонвизина всегда привлекал театр. Если сначала он сам только переводил иностранные
комедии на русский язык, то позже уже и сам стал пробовать создавать пьесы.
С 1766 по 1769 год он работал над комедией "Бригадир", о которой Н. Новиков сказал, что "...сочинена она точно в наших нравах". На театральных подмостках пьеса была поставлена в 1770 году, а допущена к печати только в 1792, уже после смерти писателя.
Слайд 5В 1769 Фонвизин занял новый пост, взяв на себя обязанности секретаря
руководителя Коллегии иностранных дел – Н. Панина, который на тот момент времени был воспитателем наследника престола (будущего императора Павла I). Оба были оппозиционно настроены к правительству Екатерины II и были убеждены, что Россия нуждается прежде всего в "фундаментальных законах".
Перед смертью Никиты Панина Д.И.Фонвизин, по его непосредственным указаниям, составил «Рассуждение о истребившейся в России совсем всякой форме государственного правления и от того о зыблемом состоянии как империи, так и самых государей». Это произведение содержит исключительно резкую картину деспотического режима Екатерины и её фаворитов, требует конституционных преобразований и прямо угрожает в противном случае насильственным переворотом.
Слайд 6Говоря о крепостном праве, Фонвизин считает необходимым не уничтожение его, а введение
в «пределы умеренности». Его пугала возможность новой пугачёвщины, необходимо пойти на уступки, чтобы избегнуть дальнейших потрясений.
Выйдя в отставку, Фонвизин, несмотря на тяжёлую болезнь (паралич), до конца жизни занимался литературным трудом, но встретил непонимание и резкое неодобрение в лице императрицы Екатерины II, запретившей Фонвизину издавать своё пятитомное собрание сочинений.
Умер Фонвизин в декабре 1792 года и похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.
Слайд 7Фонвизин упоминается, без обозначения имени, в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»:
— … Право,
мне очень нравится это простодушие! Вот вам, — продолжала государыня, устремив глаза на стоявшего подалее от других средних лет человека с полным, но несколько бледным лицом, которого скромный кафтан с большими перламутровыми пуговицами показывал, что он не принадлежал к числу придворных, — предмет, достойный остроумного пера вашего!— Вы, ваше императорское величество, слишком милостивы. Сюда нужно, по крайней мере, Лафонтена! — отвечал, поклонясь, человек с перламутровыми пуговицами.
Фонвизин упоминается в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» в строфе о русском театре:
Там в стары годы,
Сатиры смелой властелин,
Блистал Фонвизин, друг свободы,
и переимчивый Княжнин…
Слайд 8Фонвизин по праву считается основоположником русской бытовой комедии.
В комедии "Бригадир" сатирически
и дерзко изобразил нравы дворянства, его пристрастие ко всему французскому.
В комедии "Недоросль", видя корень основных бед России в крепостном праве, высмеивал всю систему дворянского образования и воспитания.
"Записки первого путешествия" сыграли огромную роль в становлении русской прозы.
Слайд 9Классицизм
Классицизм – художественное направление, сложившееся в европейской культуре
(в том числе и в литературе) 17 века, в основе которого – признание античного искусства высшим образцом, идеалом, а произведений античности – художественной нормой.
Д. Г. Левицкий. «Портрет Екатерины II в виде законодательницы в храме богини Правосудия». 1783 г.
В. П. Стасов. Московские триумфальные ворота в Санкт-Петербурге. 1834 - 1838.
Слайд 10В России классицизм был известен с начала XVIII до начала XIX века и всё это время был господствующим направлением и методом в литературе.
Основные признаки русского классицизма
Обращение к образам и формам античного искусства.
Герои чётко делятся на положительных и отрицательных, имеют
говорящие имена.
Ярко выражена воспитательная функция. В конце классического произведения порок всегда наказан, а добро
торжествует.
Принцип трёх единств:
времени (действие длится не более суток),
места (действие происходит в одном
месте),
действия (1 сюжетная линия).
Первым классицистическим писателем в России был Антиох Кантемир.
Слайд 11Подробней…
«Говорящие» фамилии
В XVIII веке театральный зритель еще
до начала представления знал, каких героев он увидит на сцене. Драматургу предписывалось давать персонажам "говорящие" фамилии. Прочитав в списке действующих лиц "Скотинин, Простаков и Вральман" или "Милон и Правдин", несложно было догадаться, что за характеры автор вывел в пьесе.
Слайд 12Писатели и поэты классицизма
Г.Р.Державин
А.П.Сумароков
В.К.Тредиаковский
М.В.Ломоносов