Слайд 1
Фёдор
Михайлович
Достоевский
(1821 – 1881)
Слайд 2Толстой и Достоевский — два величайших гения, силою своих талантов они
потрясли весь мир, они обратили на Россию изумленное внимание всей Европы, и оба встали как равные в великие ряды людей, чьи имена — Шекспир, Данте, Сервантес, Руссо, Гете. Гениальность Достоевского неоспорима, по силе изобразительности его талант равен, быть может, только Шекспиру.
М. Горький
?
Слайд 3Преступление
наказание
Роман
(1866)
Слайд 4
«Бедные люди» (1845) –
тема бедных людей
«Двойник» (1846) –
тема распада
личности
«Белые ночи» (1848) –
тема мечтателя
«Униженные и оскорбленные» (1861) – тема бунта
⮛
«Преступление и наказание»
⮛
синтез всех прежних тем
Слайд 5Творческая история романа
1859 г. - замысел в форме романа-исповеди
1865
г. – первоначальная версия романа «Пьяненькие» (история семейства Мармеладовых)
январь 1866 г. – публикация I части романа, работа над остальными частями романа продолжается весь год
Слайд 6О замысле романа
«Это - психологический отчет одного преступления. Молодой человек, исключенный
из студентов университета по легкомыслию, поддавшись некоторым странным "недоконченным" идеям, решился разом выйти из скверного своего положения. Он решается убить одну старуху <...> обобрать, чтобы сделать счастливою свою мать... избавить сестру... докончить курс, ехать за границу и потом всю жизнь быть честным, твердым, непреклонным в исполнении "гуманного долга к человечеству"... Божия правда, земной закон берет свое, и он кончает тем, что принужден сам на себя донести. Чувство разомкнутости и разъединенности с человечеством, которое он ощутил тотчас же по совершении преступления, замучило его. Закон правды и человеческая природа взяли свое. Преступник сам решает принять муки, чтобы искупить свое дело...»
( Из письма Достоевского к издателю Каткову)
?
Слайд 7Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать
всю жизнь, то
не говори, что потерял время;
я занимаюсь этой тайной,
ибо хочу быть человеком.
Ф. М. Достоевский
?
Слайд 8Главная мысль романа
«…показать, как в душе человека борется жизнь
и теория, показать эту схватку на том случае, где она доходит до высшей степени силы, и показать, что победа осталась за жизнью».
Н. Страхов
?
Слайд 9Образ Петербурга в романе
«Преступление и наказание»
«Лик мира сего»
Слайд 10«По старой привычке, обыкновенным путем своих прежних прогулок, он направился прямо
на Сенную…»
Сенная площадь в середине XIX века
Слайд 14Ульянов «Весной на окраине Петербурга»
Слайд 15«У питейного дома»
Неизвестный художник
Слайд 17Дом Раскольникова (Гражданская ул., 19/5)
Слайд 18Дом Раскольникова. Каморка Раскольникова
Слайд 19Комната Раскольникова
Каморка его походила более на шкаф, чем на квартиру». «Это
была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стен обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок. Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крашеный стол в углу, на котором лежало несколько тетрадей и книг; уже по тому одному, как они были запылены, видно было, что до них давно уже не касалась ничья рука; и, наконец, неуклюжая большая софа, занимавшая чуть не всю стену и половину ширины всей комнаты, когда-то обитая ситцем, но теперь в лохмотьях и служившая постелью Раскольникову. Перед софой стоял маленький столик».
Слайд 20
«Раскольников вошел в свою каморку и стал посреди ее. Он
оглядел эти желтоватые, обшарканные обои, эту пыль, свою кушетку... Со двора доносился какой-то резкий, беспрерывный стук; что-то где-то как будто вколачивали, гвоздь какой-нибудь... Он подошел к окну, поднялся на цыпочки и долго, с видом чрезвычайного внимания, высматривал во дворе. Но двор был пуст, и не было видно стучавших. Налево, во флигеле, виднелись кой-где отворенные окна; на подоконниках стояли горшочки с жиденькой геранью. За окнами было вывешено белье... Все это он знал наизусть. Он отвернулся и сел на диван. Никогда, никогда еще не чувствовал он себя так ужасно одиноким!»
Слайд 21
«— Какая у тебя дурная квартира, Родя, точно гроб, — сказала
вдруг Пульхерия Александровна, прерывая тягостное молчание; — я уверена, что ты наполовину от квартиры стал такой меланхолик.
— Квартира?.. — отвечал он рассеянно. — Да, квартира много способствовала... я об этом тоже думал. А если б вы знали, однако, какую вы странную мысль сейчас сказали, маменька, — прибавил он вдруг, странно усмехнувшись».
Слайд 23
«...из распивочных, которых в этой части города особенное множество...»
Для жительства Раскольникова Достоевский избрал самую «пьяную» улицу: «В Столярном переулке находится 16 домов
(по 8 с каждой стороны улицы). В этих 16 домах помещается 18 питейных заведений, так что желающие насладиться подкрепляющей и увеселяющей влагой, придя в Столярный переулок, не имеют даже никакой необходимости смотреть на вывески: входи себе в любой дом, даже на любое крыльцо, —везде найдешь вино». Не уступал Столярному переулку соседний с ним Вознесенский проспект: на нем помещалось 6 трактиров, в одном из которых проводил время Свидригайлов, 19 кабаков, 11 пивных, 16 винных погребов и 5 гостиниц.
Слайд 24Трактир. В трактире произошла встреча Раскольникова с Мармеладовым
Слайд 25
"Стало быть, этот немец теперь выезжает, и, стало быть,
в четвертом
этаже, по этой лестнице и на этой площадке, остается, на некоторое время, только одна старухина квартира занятая. Это хорошо... на всякой случай..." - подумал он опять и позвонил в старухину квартиру. Звонок брякнул слабо, как будто был сделан из жести, а не из меди. В подобных мелких квартирах таких домов почти все такие звонки. Он уже забыл звон этого колокольчика, и теперь этот особенный звон как будто вдруг ему что-то напомнил и ясно представил...»
Слайд 26Дом Алены Ивановны
«… подошел он к преогромнейшему дому, выходившему одною стеной
на канаву, а другою в -ю улицу.
Лестница была темная и узкая, "черная", но он все уже это знал и изучил, и ему вся эта обстановка нравилась: в такой темноте даже и любопытный взгляд был неопасен…»
Слайд 27Комната Алены Ивановны
«Небольшая комната, в которую прошел молодой человек, с желтыми
обоями, геранями и кисейными занавесками на окнах, была в эту минуту ярко освещена заходящим солнцем. … в комнате не было ничего особенного. Мебель, вся очень старая и из желтого дерева, состояла из дивана с огромною выгнутою деревянною спинкой, круглого стола овальной формы перед диваном, туалета с зеркальцем в простенке, стульев по стенам да двух-трех грошовых картинок в желтых рамках, изображавших немецких барышень с птицами в руках, - вот и вся мебель. В углу перед небольшим образом горела лампада. Все было очень чисто: и мебель, и полы были оттерты под лоск; все блестело. "Лизаветина работа", - подумал молодой человек. Ни пылинки нельзя было найти во всей квартире. "Это у злых и старых вдовиц бывает такая чистота", - продолжал про себя Раскольников и с любопытством покосился на ситцевую занавеску перед дверью во вторую, крошечную комнатку, где стояли старухины постель и комод и куда он еще ни разу не заглядывал. Вся квартира состояла из этих двух комнат».
Слайд 28Дом Сони
«Раскольников пошел прямо к дому на канаве, где жила Соня.
Дом был трехэтажный, старый и зеленого цвета. Он доискался дворника и получил от него неопределенные указания, где живет Капернаумов портной. Отыскав в углу на дворе вход на узкую и темную лестницу, он поднялся наконец во второй этаж и вышел на галерею, обходившую его со стороны двора».
Слайд 29
«Он зажал двугривенный в руку, прошел шагов десять и оборотился лицом
к Неве, по направлению дворца. Небо было без малейшего облачка, а вода почти голубая, что на Неве так редко бывает. Купол собора, который ни с какой точки не обрисовывается лучше, как смотря на него отсюда, с моста, не доходя шагов двадцать до часовни, так и сиял, и сквозь чистый воздух можно было отчетливо разглядеть даже каждое его украшение».
Слайд 30У Достоевского Петербург — это город контрастов: «униженных и оскорбленных» и «сильных мира сего»; это
город, где нечем дышать, город равнодушия и бесчеловечности; это и город-убийца, и город-призрак, и город-тупик; это ужас и безумие. Безумный город порождает безумные идеи, город-убийца порождает людей-убийц.
Слайд 31Автор работы:
учитель русского языка и литературы Сизова М.А.
МБОУ «Комсомольская средняя
общеобразовательная школа №2»