Слайд 1Древнерусская литература
Работа выполнена:
Учителем русского языка и литературы
Соколовой Е.В.
Слайд 2Содержание:
Определение;
Письменность и просвещение;
Литература;
Историческое значение.
Слайд 3Древнерусская литература — литература восточнославянских княжеств с момента создания государственности на Руси вплоть до монголо-татарского
нашествия.
Слайд 5Создание славянской азбуки связывают с именами византийских монахов Кирилла и Мефодия.
Слайд 6Крещение Руси способствовало широкому распространению и быстрому развитию письменности и письменной культуры.
Существенное значение имело то, что христианство было принято в его восточном, православном варианте, допускавшем, в отличие от католичества, богослужение на национальных языках. Это создавало благоприятные условия для развития письменности на родном языке.
Слайд 7Берестяные грамоты в Новгороде
Слайд 8Древнейшими из них являются«Остромирово Евангелие», написанное дьяконом Григорием для новгородского посадника Остромира в
1057 году, и два«Изборника» князя Святослава Ярославовича 1073 и 1076 годов.
Слайд 9Переписка книг велась, в основном, в монастырях. Ситуация изменилась в XII
веке, когда в крупных городах также возникло ремесло «книжных описателей».
Слайд 10Для оригинальной литературы Древней Руси характерны большая идейная насыщенность и высокое
художественное совершенство. Её ярким представителем был митрополит Иларион, автор известного «Слова о законе и благодати», датируемого серединой XI века. В этом произведении чётко проявляется мысль о необходимости единства Руси. Использовав форму церковной проповеди, Иларион создал политический трактат, в котором нашли отражение злободневные проблемы русской действительности. Противопоставляя «благодать» (христианство) «закону» (иудаизм), Иларион отвергает свойственное иудаизму понятие богоизбранничества и утверждает идею перенесения небесного внимания и расположения с одного избранного народа на все человечество, равноправия всех народов.
Слайд 12Выдающимся писателем и историком был монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Сохранились его
«Чтение» о князьях Борисе и Глебе и ценное для истории быта «Житие Феодосия». «Чтение» написано в несколько отвлеченном стиле, в нем усилены назидательные и церковные элементы.
Слайд 13Примерно к 1113 году относится выдающийся памятник древнерусского летописания — «Повесть
временных лет», сохранившаяся в составе более поздних летописных сводов XIV—XV веков. Этот труд составлен на основе более ранних летописных сводов — исторических произведений, посвящённых прошлому Русской земли. Автор «Повести», монах Нестор, сумел живо и образно рассказать о возникновении Руси и связать её историю с историей других стран. Основное внимание в «Повести» уделено событиям политической истории, деяниям князей и других представителей знати. Хозяйственная жизнь и быт народа описаны менее детально.
Слайд 15Выдающимся писателем был Владимир Мономах. Его «Поучение» рисовало идеальный образ князя
— справедливого феодального правителя, затрагивало насущные вопросы современности: необходимость сильной княжеской власти, единство в отражении набегов кочевников и т. д. «Поучение» является произведением светского характера. Оно проникнуто непосредственностью человеческих переживаний, чуждо отвлечённости и наполнено реальными образами и примерами, взятыми из жизни.
Слайд 17Особое место в литературе Древней Руси занимает «Слово о полку Игореве»,
датируемое концом XII века. В нем повествуется о неудачном походе на половцев в 1185 году новгород-северского князя Игоря Святославича. Описание этого похода служит автору только поводом для размышления о судьбах Русской земли. Причины поражений в борьбе с кочевниками, причины бедствий Руси автор видит в княжеских междоусобицах, в эгоистической политике князей, жаждущих личной славы. Центральным в «Слове» является образ Русской земли.
Слайд 19Большое влияние на Русскую культуру оказало Батыево нашествие. Первая работа посвященная нашествию — «Слово
о погибели Русской земли». Данное слово дошло до нас не полностью. Также Батыевому нашествию посвящена «Повесть о разорении Рязани Батыем» — составная часть цикла повестей о «чудотворной» иконе Николы Зарайского.
Слайд 20«Слово о погибели Русской земли»
Слайд 21Таким образом, мы можем сказать о том, что литература начала развиваться
еще в Древней Руси. В основном произведения исторического значения создавались в монастырях. Именно они показывают нам жизнь прошлого.