Презентация, доклад по литературе для 10 класса

Содержание

Сегодня вновь обращаемся к эпохе Петра и увидим его в момент строительства Петербурга. Соприкоснёмся с этим временем, увидим бессмертие дел Петра и поймём его значение в истории России. Своё мнение об этом человеке высказал А.С. Пушкин

Слайд 1Знакомство с текстом вступления к поэме А.С. Пушкина "Медный всадник". 10-й

класс







Подготовила презентацию- Капустина Галина Александровна, учитель русского языка и литературы.
МБОУ кадетская школа-интернат г.Нижний Новгород

Знакомство с текстом вступления к поэме А.С. Пушкина

Слайд 2


Сегодня вновь обращаемся к эпохе Петра и увидим его в момент

строительства Петербурга. Соприкоснёмся с этим временем, увидим бессмертие дел Петра и поймём его значение в истории России. Своё мнение об этом человеке высказал А.С. Пушкин в поэме “Медный всадник”.

Каким мы увидим Петра?
Сегодня вновь обращаемся к эпохе Петра и увидим его в момент строительства Петербурга. Соприкоснёмся с этим временем,

Слайд 3Выделение смысловых частей произведения.


1. Замысел Петра создать город на берегах

Невы.
2. Результат деятельности Петра через 100 лет – “Петра творенье”
3. Отношение А.С. Пушкина к городу Петербургу.

Выделение смысловых частей произведения. 1. Замысел Петра создать город на берегах Невы.2. Результат деятельности Петра через 100

Слайд 4Вопросы:

-Для чего Пётр I замыслил преобразования?

-Что нужно сделать в интересах государства?

-Зачем?

тема 1. Замысел Петра создать город на берегах Невы.

Вопросы:-Для чего Пётр I замыслил преобразования?-Что нужно сделать в интересах государства?-Зачем? тема 1. Замысел Петра создать город

Слайд 5На берегу пустынных волн Стоял он, дум великих полн, И вдаль глядел…
И думал

он: Отсель грозить мы будем шведу, Здесь будет город заложен На зло надменному соседу.

Для чего Пётр I замыслил преобразования?


На берегу пустынных волн Стоял он, дум великих полн, И вдаль глядел… И думал он: Отсель грозить мы

Слайд 6Берега Невы, местность, где был впоследствии основан Петербурга –  исконные русские

земли – во времена Петра принадлежали Швеции, и за них, за право иметь выход к морю боролся русский народ. Именно здесь, на берегах Невы у моря нужно было, по мысли Петра, основать город и крепость, чтобы обезопасить Россию от нападений шведов, чтобы закрепиться у выхода к морю “назло надменному соседу” – Швеции, которая не желала, чтобы Россия имела его.

(Это историческая необходимость).

Берега Невы, местность, где был впоследствии основан Петербурга –  исконные русские земли – во времена Петра принадлежали

Слайд 7Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,  Ногою твердой стать при море. Сюда

по новым им волнам Все флаги в гости будут к нам, И запируем на просторе.

Что нужно сделать в интересах государства?

(Надо покорить природу, чтобы построить город – всё покорить ради государственных целей).

Природой здесь нам сужденоВ Европу прорубить окно,  Ногою твердой стать при море. Сюда по новым им волнам

Слайд 8“отсель грозить мы будем шведу”,
“здесь будет город заложен”,
“в Европу прорубить окно”,

чтобы вывести Россию из вековой изоляции и возвысить её роль на мировой арене,
“ногою твёрдой стать при море”,
“все флаги в гости будут к нам”.

Зачем?

“отсель грозить мы будем шведу”,“здесь будет город заложен”,“в Европу прорубить окно”, чтобы вывести Россию из вековой изоляции

Слайд 9тема 2. Результат деятельности Петра через 100 лет –

“Петра творенье”
тема 2. Результат деятельности Петра через 100 лет –

Слайд 10Прошло сто лет, и юный град, Полнощных стран краса и диво, Из тьмы

лесов, из топи блат Вознесся пышно, горделиво;
Прошло сто лет, и юный град, Полнощных стран краса и диво, Из тьмы лесов, из топи блат

Слайд 12Где прежде финский рыболов, Печальный пасынок природы, Один у низких берегов Бросал в неведомые

воды Свой ветхой невод, ныне там По оживленным берегам Громады стройные теснятся Дворцов и башен;
Где прежде финский рыболов, Печальный пасынок природы, Один у низких берегов Бросал в неведомые воды Свой ветхой

Слайд 13корабли Толпой со всех концов земли К богатым пристаням стремятся;

корабли Толпой со всех концов земли К богатым пристаням стремятся;

Слайд 14В гранит оделася Нева; Мосты повисли над водами; Темно-зелеными садами Ее покрылись острова, И перед

младшею столицей Померкла старая Москва, Как перед новою царицей Порфироносная вдова.
В гранит оделася Нева; Мосты повисли над водами; Темно-зелеными садами Ее покрылись острова, И перед младшею столицей

Слайд 15

Вывод: Всё преобразилось за 100 лет! Человек решительный, сильный всё может преодолеть. Сила его

творчества беспредельна! Усилиями народа был создан великолепный город в пустынной, болотистой местности

Составим таблицу

Вывод: Всё преобразилось за 100 лет! Человек решительный, сильный всё может преодолеть. Сила его творчества беспредельна! Усилиями народа был создан

Слайд 16Тема 3. Отношение А.С. Пушкина к городу Петербургу.


-Каково отношение А.С. Пушкина

к городу Петербургу?
-За что любит поэт свой город?

Тема 3. Отношение А.С. Пушкина к городу Петербургу.-Каково отношение А.С. Пушкина к городу Петербургу?-За что любит поэт

Слайд 17Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой ее

гранит, Твоих оград узор чугунный,
Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой ее гранит, Твоих оград

Слайд 18Твоих задумчивых ночей Прозрачный сумрак, блеск безлунный,

Твоих задумчивых ночей Прозрачный сумрак, блеск безлунный,

Слайд 19Когда я в комнате моей Пишу, читаю без лампады, И ясны спящие громады Пустынных

улиц, и светла Адмиралтейская игла,
И, не пуская тьму ночную На золотые небеса, Одна заря сменить другую Спешит, дав ночи полчаса. 
Когда я в комнате моей Пишу, читаю без лампады, И ясны спящие громады Пустынных улиц, и светла

Слайд 20Люблю зимы твоей жестокой Недвижный воздух и мороз, Бег санок вдоль Невы широкой, Девичьи

лица ярче роз,
Люблю зимы твоей жестокой Недвижный воздух и мороз, Бег санок вдоль Невы широкой, Девичьи лица ярче роз,

Слайд 21И блеск, и шум, и говор балов, А в час пирушки холостой
Шипенье

пенистых бокалов И пунша пламень голубой.

И блеск, и шум, и говор балов, А в час пирушки холостойШипенье пенистых бокалов И пунша пламень

Слайд 22Люблю воинственную живость Потешных Марсовых полей, Пехотных ратей и коней Однообразную красивость, В их стройно

зыблемом строю Лоскутья сих знамен победных, Сиянье шапок этих медных, На сквозь простреленных в бою.
Люблю воинственную живость Потешных Марсовых полей, Пехотных ратей и коней Однообразную красивость, В их стройно зыблемом строю

Слайд 23Люблю, военная столица, Твоей твердыни дым и гром, Когда полнощная царица Дарует сына в

царской дом, Или победу над врагом Россия снова торжествует, Или, взломав свой синий лед, Нева к морям его несет И, чуя вешни дни, ликует.
Люблю, военная столица, Твоей твердыни дым и гром, Когда полнощная царица Дарует сына в царской дом, Или

Слайд 24Красуйся, град Петров, и стой Неколебимо как Россия, Да умирится же с тобой И

побежденная стихия; Вражду и плен старинный свой Пусть волны финские забудут И тщетной злобою не будут Тревожить вечный сон Петра!
Красуйся, град Петров, и стой Неколебимо как Россия, Да умирится же с тобой И побежденная стихия; Вражду

Слайд 25Поэт любит город за его “строгий, стройный вид”. Петербург строился, как

новый город, по строгому плану: прямые и широкие улицы, расходящиеся лучами или пересекающиеся под прямым углом, прекрасные здания в духе древнегреческой или римской архитектуры.
Поэт любит “Невы державное теченье”, т. е. мощное, сильное, величественное течение могучей реки.
Поэта восхищает “оград узор чугунный”. Город уже в то время славился художественными решётками садов и мостов.
Поэт любит белые ночи, они располагали его к задумчивости: это “прозрачный сумрак”, “блеск безлунный”, когда поэту хочется творить, уйти в свои творческие думы.
Петербург для Пушкина – олицетворение государственности.

Поэт любит город за его “строгий, стройный вид”. Петербург строился, как новый город, по строгому плану: прямые

Слайд 27 «Читайте и перечитывайте классику» (Игорь Волгин)



Приятного чтения!

«Читайте и перечитывайте классику» (Игорь Волгин)    Приятного чтения!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть