Слайд 190-летию повести Леонида Пантелеева «Республика ШКИД» посвящается
Исследовательская работа учащихся 7 Б
класса
МБОУ Средняя школа №20 г. Петропавловска-Камчатского городского округа
Руководитель: Тазетдинова Валентина Павловна,
учитель русского языка и литературы
«Путь наш длинен и суров,
Много предстоит трудов,
Чтобы выйти в люди».
Слайд 2ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«Путь наш длинен и суров,
Много предстоит трудов,
Чтобы
выйти в люди».
90-летию повести Леонида Пантелеева «Республика ШКИД» посвящается
1927 - 2017
Слайд 3Цель работы: расширить читательский кругозор знакомством с произведением Л.Пантелеева и
григория белых,
прививать любовь и интерес к чтению, развивать критическое мышление, умение работать с текстом, делать выводы.
Задачи работы: изучить биографии писателей, провести исследование общественной и политической ситуации 20-х годов 20 века в России, найти описание прототипов героев повести, узнать их дальнейшие судьбы, собрать материал к характеристике образов главных героев, описать законы и традиции, установленные в школе им Достоевского, проработать над лексикой героев, провести анализ литературной обстановки 20-хгодов 20 века, определить значение повести в развитии детской литературы в целом, провести опрос среди одноклассников на тему: «О чем меня заставила задуматься эта книга?»
Исследовательская работа по повести Леонида Пантелеева «Республика ШКИД» на тему:
«Как «выйти в люди»?»
«Тайна популярности повести «Республика ШКИД» спустя 90 лет».
Слайд 4Григорий Георгиевич Белых (1906-1938) советский писатель. Родился в многодетной семье. Рано
потерял отца, после революции беспризорничал. Был направлен в школу имени Досто-евского, где заработал прозвище Ян-кель. Подружился с Алексеем Ереме-евым ( впоследствии – известный пи-сатель Л.Пантелеев. После окончания школы в 1923 году оба жили в Ленин-граде, стали журналистами.
В конце 1935 года Г.Белых был репрессирован по обвинению в контрре-волюционной деятельности. Умер в тюрьме в возрасте 31 год.
Леонид Пантелеев (Алексей Иванович Еремеев),1908-1987). Советский писатель, родился в Петербурге, в семье казачьего офицера. Во время революции и гражданской войны много скитался, работал где приходилось, воровал, торговал. В 1920 году попадает в ШКИД, которую создал Виктор Сорока-Росинский. В школе подружился с Григорием Белых. В конце 1925 года пишут книгу «Республика ШКИД». Книга стала очень популярна. До 1936 года книга 10 раз переиздавалась только на русском языке, была переведена на многие языки народов СССР и за границей.
Слайд 5В 1920 году была Школа социально-индиви-дуального воспитания имени Достоевского в трехэтажном
здании на Петергофском прос-пекте. Нелегко было обуздать ораву подростков, сызмала привыкших к вольной, кочевой бесшабашной жизни. Многие вос-питатели оказывались наивными младенца-ми против этих ребят. На них не действовали ни окрики, ни наказания. Всего лишь нес-кольким воспитателям удалось найти верный тон общения с питомцами.
Слайд 81882-1960 гг. Педагог, создатель школы-коммуны для трудновоспитуемых под-ростков. Вместе со своей
женой Эллой Андреевной Люминарской, преподавателем немецкого языка. Руководил ШКИД с 1920 по 1925 годы. Принципы воспитания: демократичность, самоуправление, знание превращать в деяние, индивидуальность. Школа формировала интеллигентов из беспризорников, а это не входило в планы формирования пролетариев. Поэтому в 1925 году В. Сорока-Росинский был уволен, назначен директором39-й школы.
Слайд 10Гимн ШКИД
Мы из разных школ пришли,
Чтобы здесь учиться.
Братья, дружною семьей
Будем же
трудиться.
Бросим прежнее житье,
Позабудем, что прошло.
Смело к новой жизни!
Смело к новой жизни!
Школа Достоевского,
Будь нам мать родная,
Научи, как надо жить
Для родного края.
Путь наш длинен и суров,
Много предстоит трудов,
Чтобы выйти в люди,
Чтобы выйти в люди.
Слайд 11Учителя школы имени Достоевского
Элла Андреевна Люминарская – преподаватель немецкого языка
Константин Александрович
Меденников -воспитатель
Александр Николаевич Попов – воспитатель
Мирра Борисовна – воспитатель
Ольга Афанасьевна – учитель анатомии
Павел Иванович Ариков – преподаватель литературы
Спичка – преподаватель гимнастики
Айвазовский -
Амебка – учитель естествознания
Слайд 12Какими качествами должны были обладать воспитатели и преподаватели, чтобы их уважали
шкидцы
Чтобы быть хорошим воспитателем, нужно было, кроме педагогического таланта, иметь железные нервы, выдержку и громадную силу воли.
Много их перевидела ШКИДа.
Медленно, как золото в песке, отсеивались и оставались НАСТОЯЩИЕ, ТАЛАНТЛИВЫЕ, ПРЕДАННЫЕ ДЕЛУ работники. Лишь десяток сумел, не приспосабливаясь, не подделываясь под своего парня, найти путь к сердцам испорченных подростков. Эти люди на своих плечах вынесли на берег тяжелую шкидскую ладью, оснастили и отправили в далекое плавание - в широкое житейское плавание.
«никогда не кричала, никому не угрожала, и через месяц все полюбили ее занятия»…
так постепенно новый воспитатель превратился в дядю Сашу, в старшего товарища шкидцев, оставаясь при этом строгим, взыскательным и справедливым.
- сумели удержаться в школе и оставили добрый след в истории шкидской республики, вложив немало сил в великое дело борьбыс детской преступностью.
Слайд 13Что ценил Виктор Николаевич Сорока- Росинский в своих коллегах.
В книге "Школа
Достоевского" Виктор Николаевич выделяет две группы педагогов: обладающие индивидуальностью, "породой" и безразличные, "беспородные". Он ценил в первую очередь в учителе его личность, определенный склад характера, его неповторимый стиль. Только те педагоги, кто способен тонко чувствовать настроение ребят, умеет вместе с ними, и радоваться, и горевать, и жить интересами каждого из них добивались расположения Сорока- Росинского и его воспитанников.
Нужно быть настоящим, любить своё дело и верить, что семена добра, которые ты посеешь, обязательно принесут свои плоды и помогут беспризорной детской душе "выйти в люди". Настоящий учитель будет относиться к ученикам с материнской нежностью, отцовской любовью и мудростью наставника.
Слайд 15Законы и традиции ШКИДы
- Не обижают новичков
- не выдают своих
учиться
-
после введения самоуправления провозглашают
республику,
пишут гимн,
придумали герб,
издают газеты,
избирают старост по кухне,
гардеробу,
для неисправимых вводится изолятор.
Слайд 16 "День по часам и минутам".
Виктор Николаевич ценил каждую минуту, поэтому
установил строгий распорядок дня. Завтрак, обед и ужин были в определенные часы и только в столовой, а ни в спальных комнатах, как это приноровились делать шкидцы. Тех, кто проказничал, ждало наказание- свой завтрак они получали в ужин. Это помогало организовать порядок в столовой. Также, отдельное внимание заведующий школой уделял чистоте. Своих домочадцев школа привела в опрятный вид. Ведение чистоты и порядка- один из принципов работы Сорока- Росинского.
Слайд 17…С незаметного эпизода начинается история «ростовщика» Слаенова. Никто поначалу не обратил
внимания на то, что этот неизвестно откуда взявшийся новичок одолжил голодному шкидцу свою пайку хлеба. постепенно в страшную аферу втягивается вся Шкида, расколотая властью хлеба и денег на два лагеря: один — голодающий, стонущий под игом все возрастающего хлебного долга; другой — из самых авторитетных, старших купленных Слаеновым, — объедающийся, утопающий в роскоши.
Слайд 18Победа над Слаеновым, лишив Цыгана и все четвертое отделение сытого и
праздного существования, приносит им самое главное: ощущение человеческой полноценности и радостное сознание установившейся теперь справедливости для всех шкидцев.
Конечно, это не означает, что четвертое отделение уже никогда не совершит дурного поступка и кто-то из них или все они вместе не устроят очередной бузы, но какие-то новые, небывалые прежде чувства и понятия вошли в их сознание, какой-то серьезный моральный барьер взят.
Слайд 19Лексика шкидцев
Буза – скандал, бунт, драка
Бузить – хулиганить, драться
Халдеи – воспитатели
Тискать
- воровать
Накатить – пожаловаться
Лепить горбатого - притворяться
Стоять на стреме - сторожить
Шамовка - еда
Фискал – доносчик , ябедник
Сламщики – друзья, должны были делиться между собой, помогать друг другу.
Крохоборствовать – собирать окурки
Слайд 20Прототипы персонажей и их судьбы
Николай Громоносцев (Цыган) — настоящее имя Николай Победоносцев.
По решению Викниксора был переведён в сельскохозяйственный техникум в Петергофском уезде. Впоследствии работал агрономом в совхозе.
Георгий Джапаридзе (Дзе) — настоящее имя Георгий Лагидзе. Работал в одном из ленинградских конструкторских бюро. Умер от голода в блокадную зиму 1941/42 года. В Шкиде также учился его младший брат, носивший среди воспитанников прозвище «Дзёныш», однако из-за недостатка места в повести упомянут не был.
Георгий Еонин (Японец) — настоящее имя Георгий Ионин. По окончании школы поступил в милицию, некоторое время заведовал милицейским клубом, после чего закончил режиссёрское отделение сценического института. По окончании института работал в театре классических миниатюр. Умер, заразившись скарлатиной.
Константин Финкельштейн (Кобчик) — настоящее имя Константин Лихтенштейн. Работал в газете, выпустил книгу «Приключения мистера Флуста в торговом порту». В 1942 году погиб на фронте под Ленинградом.
Офенбах (Купец) — настоящая фамилия Вольфрам. Работал инженером на одном из ленинградских предприятий.
«Якушка, самый крохотный гражданин республики» — настоящая фамилия Яковлев. Работал шофёром на автобазе в городе Калинине
Слаенов (Слаеныч) - спекулянт и ростовщик ШкИДы, дальнейшая судьба неизвестна.
Слайд 21УЗНАЙ ГЕРОЯ
Он добывал где-то билеты, водил воспитанников в театр, делился с
ними школьными новостями, никого не наказывал, а главное - не проводил никаких занятий: устраивал ’’вольное чтение” или попросту объявлял, что сегодня свободный урок и желающие могут заняться чем угодно.
Как звали этого халдея?
__________________________________
Хрупкая и болезненная на вид, она, однако, обладала большим запасом хладнокровия: никогда не кричала, никому не угрожала, и все же через месяц все классы полюбили ее, и везде занятия по ее предмету пошли хорошо. Даже самые ленивые делали успехи.
__________________________________
Он расхаживал на своих длинных, худых ногах по Шкиде, хмуро оглядываясь но сторонам, и беззлобно скрипел:
- Встань к печке.
- В изолятор.
- Без обеда.
- Без прогулки.
- Без отпуска.
Его возненавидели. Началась война, которая закончилась победой шкидцев.
__________________________________
Слайд 22... - мужчина средних лет, некрасиво сложенный, с узким обезьяньим лбом
- был преподавателем естествознания. Свой предмет он любил горячо и всячески старался привить эту любовь и ученикам, однако это удавалось ему с трудом. Ребята ненавидели естествознание, ненавидели и ...
__________________________________
Ребята, - проговорил Викниксор, - вот ваш новый воспитатель... Художник. Очень хороший человек... Надеюсь, что сойдетесь с ним...
Когда Викниксор вышел из класса, ребята обступили нового воспитателя.
Тот, в свою очередь, сжав под мышкой портфель, рассматривал через пенсне своих новых питомцев. В классе он почему-то сразу возбудил смешливое настроение.
- Как имя твое, о пришелец, новый воин из стана халдеев? - притворно торжественным тоном вопросил Японец.
- Меня зовут Сергей Петрович, - ответил воспитатель. - А фамилия моя ... Как фамилия халдея?
__________________________________________
Слайд 23Ответьте на вопросы
Кто такие «Сламщики?»
Что значит "крохоборствовать"?
Что важно для хорошего
зубаря?
Что означает герб ШКИДы подсолнух?
Чем закончилось дело о табаке японском – первое серьезное
дело в истории республики Шкид?
Почему Мамочку прозвали Мамочкой?
Назовите полное имя Купца Оффенбаха.
Как Дзе и Японец мыли Белый зал?
Фамилия Тони, которую предал Янкель?
Слайд 24СИНКВЕЙН
Халдеи
Терпеливые, добрые
Перевоспитывают, верят, поддерживают
Хотят воспитать достойных граждан
Педагоги
Подростки
Беспризорные, трудновоспитуемые
Объединились, учатся, меняются
Школа помогла
«выйти в люди»
Человек
ШКИД
Дефективная, исправительная
Перевоспитывать, учить, дружить
Путь наш длинен и суров
школа
Слайд 25О чем заставила меня задуматься повесть «Республика ШКИД»
В заключение хочется сказать,
что , читая это произведение, попадаешь в неизвестный мир со своими порядками и устоями. Нашему поколению тяжело судить о времени, которое давно миновало. А эти книги позволяют узнать и переосмыслить времена ушедших лет. Хвала тем людям, которые тогда и сейчас вкладывают свою душу в воспитание и перевоспитывание на пользу обществу и самому индивидууму. Да, многое зависит от учителя, и очень непросто быть настоящим педагогом, наставником для детских душ. Это сложная, но благодарная работа, так как ты вкладываешь самое лучшее в детей, а дети- наше будущее. Замечательная школа имени Достоевского вернула шкидцам самое ценное- право чувствовать себя человеком.
Закрывая эту веселую и лирическую книгу, понимаешь, как дорого авторам это их прошлое, дороги и незабываемая, трудная и сложная их юность, и тот дом, та республика Шкид, которая вывела их в люди. Эти книги подтверждают мою веру в человека, самое удивительное, самое великое, что есть на земле нашей.
Слайд 26В работе над исследованиями по повести работали:
Биографии писателей – Белозеров Матвей
, Погосян Самвел
История создания повести – Ишимцева Ольга, Руран Григорий
Прототипы героев и их судьбы – Сергеев Влад, Улыбышев Александр
Характеристика героев - Чаус Екатерина, Дядичева Елизавета, Попов Егор
Законы и традиции ШКИД – Габайдулин Ярослав, Музуров Игорь
Вопросы по тексту для викторины – Белозеров Матвей
Значение произведения в литературе – Жуланова Надежда
Анкетирование и опрос одноклассников – Шматкова Арина