Слайд 1Учитель русского языка и литературы Филимонова В.В.
Слайд 2Детство
Твардовский Александр Трифонович, Российская Империя, Смоленская губерния — русский советский поэт,
писатель, редактор, журналист.
Твардовский родился в крестьянской семье. Детство Александра проходило в нужде и бедствиях. Тем не менее, его отец изо всех сил стремился выйти из этого положения и заработать для семьи уважение в обществе. В доме Твардовских всегда было много книг. Зимними вечерами семья собиралась вместе и читала вслух. Любили, в основном, Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Некрасова, Никитина, Алексея Толстого. С детства будущий поэт зачитывался «Полтавой», «Дубровским», «Тарасом Бульбой». Отец его, оставшийся навсегда примером для подражания, знал наизусть отрывки из «Князя Курбского», «Бородино», любил декламировать на память «Конька-горбунка» Ершова. В юности Трифон Твардовский пел в церковном хоре, и любовь к пению сохранилась в нем до конца дней. Любил напевать «Коробейников» Некрасова.
Стихи писать Александр Трифонович начал до того, как
овладел первоначальной грамотой. Свое первое невинное
стихотворение, в котором обличались сверстники,
разорители птичьих гнезд, он пытался зафиксировать на
бумаге, еще не зная всех букв алфавита. В стихотворении
не было ни ритма, ни лада, но оно отличалось
Необыкновенной страстностью, желанием творить стихи при
любых обстоятельствах.
Слайд 3Юношеские годы
Учился Твардовский в сельской школе. После того, как поэт овладел
элементарными знаниями в ней, он поступил в Смоленский педагогический институт. Образование после учебы в высшем заведении Твардовский продолжил получать в Московском институте гуманитарной направленности на филологическом факультете. Институт он окончил в 1939 году. Студенческая жизнь увлекала Твардовского, он писал много, в основном, лирические стихотворения.
Летом 1924 года, еще обучаясь в Смоленске, он стал посылать небольшие
публицистические работы в редакции местных газет.
Его работы в то время публиковали мало, изредка, тем не менее,
что-то печатали. Только потом Твардовский решил послать в газету
свое первое стихотворение. В издании «Смоленская деревня»
появилось его лирическое сочинение «Новая изба».
Твардовский решил показать свои работы М. В. Исаковскому.
В то время тот работал в Смоленске в издании "Рабочий путь".
Впоследствии они стали друзьями. Исаковский помогал развиваться
литератору, сводил его с нужными людьми. В стихах своего земляка
Александр Трифонович увидел и осознал, что предметом
поэтического творения должна быть окружающая поэта жизнь,
то есть картины советской деревни, необыкновенная смоленская
природа, мир внутренних впечатлений, естественных чувств.
Слайд 4В период войны
В образе Тёркина, который является главным персонажем «Книги про
бойца», Твардовский стремился воплотить богатство, многообразие мыслей и чувств простого русского солдата, своего соотечественника. Эта книга, как впоследствии писал он в своей автобиографии, была «моей лирикой, моей публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой, разговором по душам и репликой к случаю». Над произведением Александр Трифонович работал в период с 1941 по 1945 год. В 1946 году он получила Государственную премию за свой труд.
О книге высоко отзывался Бунин, отмечая ее свободу, удаль, точность и меткость. Помимо «Книги про бойца» Твардовский в годы войны много писал стихотворений. Эта лирика впоследствии объединилась в цикле «Фронтовая хроника». Писал поэт и всевозможные заметки, очерки, статьи.
Слайд 5Послевоенные годы
После окончания войны Твардовский в своем творчестве стремился во многом
по-новому, глубже и разностороннее раскрывать исторические судьбы русского народа, огромный, большой и трудный мир. В 1946 году он написал поэму «Дом у дороги», которая в 1947 году была удостоена Государственной премии. В произведении с трагической силой изображается судьба Андрея Сивцова, простого солдата, у которого угнали семью во время отступления врага. «Счастье - не в забвеньи!» - утверждает Твардовский главную мысль своего произведения и многих его стихов послевоенных лет.
Поэма Александра Трифоновича «За далью — даль», над которой он работал в 1950-60-х годах, получила Ленинскую премию в 1961 году. Это лирико-публицистическое произведение представляет собой путевой дневник, который перерос в исповедь современника, сына Отечества, которого влекут две дали одновременно. Две дали – это трагическое прошлое и исполненное надежд будущее. Книга поэта многосторонне отобразила общественные настроения в 50-х годах.
Высказанные в данном лиро-эпическом произведении полемические суждения Александра Трифоновича о назначении поэзии, долге художника, задачах искусства перекликаются с его поэмой «Тёркин на том свете», написанной в 1954-1963 годах. В последнем произведении Твардовский изобразил гротескный образ загробного мира. Через этот образ раскрываются черты действительности того времени: бюрократизм, косность, формализм. Именно это тормозит развитие страны, ее восстановление после войны.
Слайд 6Конец деятельности
После того, как был снят Хрущев, издания «Огонёк», «Социалистическая индустрия»
стали размещать разгромные статьи о «Новом мире». Главлит вел с журналом Твардовского ожесточенную борьбу. Тем не менее, формально убрать с должности Александра Тихоновича не решались. В конце концов, вышел приказ снять заместителей главного редактора и назначить на их места недругов Твардовского. В феврале 1970 года поэт ушел из журнала, и некоторые его сотрудники последовали примеру Твардовского.
Твардовский равнодушно воспринимал модернистскую прозу и поэзию. До конца жизни, как поэт и редактор, он остался верным классическому реализму. После разгрома «Нового мира» у Твардовского обнаружили рак легких. Он скончался 18 декабря 1971 года в посёлке Пахра Московской области. Похоронили писателя и поэта в Москве на Новодевичьем кладбище. Во многих городах, включая Смоленск, Воронеж, Москву и Новосибирск, именем Твардовского были назвали улицы.