Презентация, доклад по литературе А.А. Фет и импрессионисты (10 класс)

Содержание

В музей со шпаргалкой:ПОНЯТЬ эти картины поможет ХУДОЖНИК СЛОВА10 шедевров ИМПРЕССИОНИЗМА, которые нужно показать детям в Пушкинском музееЭта коллекция вполне справедливо считается одной из лучших в мире. Москва. Государственный музей изобразительного искусства им. А.С. Пушкина

Слайд 1
Русский ПОЭТ-лирик
Афанасий ФЕТ



Художники – ИМПРЕССИОНИСТЫ
Франция. 70-е годы XIX века
И

Русский ПОЭТ-лирикАфанасий ФЕТХудожники – ИМПРЕССИОНИСТЫФранция. 70-е годы XIX векаИ

Слайд 2В музей со шпаргалкой:
ПОНЯТЬ эти картины поможет ХУДОЖНИК СЛОВА

10 шедевров ИМПРЕССИОНИЗМА,


которые нужно показать детям в Пушкинском музее
Эта коллекция вполне справедливо считается одной из лучших в мире.
Москва. Государственный музей изобразительного искусства им. А.С. Пушкина
В музей со шпаргалкой:ПОНЯТЬ эти картины поможет ХУДОЖНИК СЛОВА10 шедевров ИМПРЕССИОНИЗМА, которые нужно показать детям в Пушкинском

Слайд 3Афанасий Фет

Стиль пера: ЧИСТАЯ ПОЭЗИЯ, ни капельки прозы.
Умение наполнить слово ЖИВОЙ

КОНКРЕТНОСТЬЮ. 
Родился: 5 декабря 1820 г., усадьба Новосёлки, Мценский уезд, Орловская губерния.
Умер: 3 декабря 1892 г. (71 год), Москва.

Афанасий ФетСтиль пера: ЧИСТАЯ ПОЭЗИЯ, ни капельки прозы.Умение наполнить слово ЖИВОЙ КОНКРЕТНОСТЬЮ. Родился: 5 декабря 1820 г., усадьба

Слайд 4В 70-е годы XIX века во Франции появились молодые художники, которые предложили

совершенно новый взгляд на ЖИВОПИСЬ: писать не то, что считалось «правильным», а то и так, как они видят.

Художники говорили о том, что они пытаются изобразить свои впечатления, а «впечатление» по-французски — impression. И их стали называть «импрессионистами».
Им приходилось сталкиваться с непониманием: настолько их картины — энергичные, с густыми мазками краски, которые создавали дополнительный рельеф, — были не похожи на гладкие, выписанные работы художников-академиков.

В 70-е годы XIX века во Франции появились молодые художники, которые предложили совершенно новый взгляд на ЖИВОПИСЬ:

Слайд 5Клод Моне. «Завтрак на траве», 1866 г.
Как беден наш язык! Хочу и

не могу. Не передать того ни другу, ни врагу, Что буйствует в груди прозрачною волною… Лишь у тебя, ПОЭТ, крылатый слова звук Хватает на лету и закрепляет вдруг И тёмный бред души и трав неясный запах…

ПОНЯТЬ художников-импрессионистов нам поможет
ХУДОЖНИК СЛОВА
Афанасий Фет

Клод Моне. «Завтрак на траве», 1866 г.Как беден наш язык! Хочу и не могу. Не передать того

Слайд 6Фет вошёл в историю РУССКОЙ ПОЭЗИИ как представитель так называемого «ЧИСТОГО ИСКУССТВА»
Он

утверждал, что КРАСОТА – единственная цель художника.
ПРИРОДА и ЛЮБОВЬ были главными темами произведений Фета.
Но в этой сравнительно узкой сфере ТАЛАНТ его проявился с огромным блеском.
Фет обогатил русскую лирику новыми ритмами, интонациями, приёмами строфики.
Он расширил возможности поэтического изображения действительности.
Фет вошёл в историю РУССКОЙ ПОЭЗИИ как представитель так называемого «ЧИСТОГО  ИСКУССТВА»Он утверждал, что КРАСОТА –

Слайд 7Клод Моне. «Бульвар Капуцинок в Париже», 1873 г. 
ЭКСКУРСИЮ в художественный мир импрессионистов имеет

смысл начать еще по дороге в музей — разглядывая различные предметы и обсуждая, какого они цвета…

Казалось бы, странная ИДЕЯ — спрашивать у вполне взрослого человека, какого цвета, например, вода в лужах, земля, деревья или проезжающие мимо машины…
Но помочь увидеть, что при различном освещении одни и те же вещи выглядят совершенно по-разному, — очень важно для того, чтобы рассказывать о художниках, которые и ПИСАЛИ СВЕТ, пытаясь с помощью живописи передать СИЮМИНУТНЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ от окружающего мира.

Клод Моне. «Бульвар Капуцинок в Париже», 1873 г. ЭКСКУРСИЮ в художественный мир импрессионистов имеет смысл начать еще по

Слайд 8Камиль Писсарро. «Осеннее утро в Эраньи», 1897 г. 
Любопытный ЭКСПЕРИМЕНТ: посмотрите на картину

Писсарро или Сислея с близкого расстояния, а затем постепенно отходите, наблюдая, как россыпь мелких мазков, фактически цветных точек, превращается в ПЕЙЗАЖ удивительной красоты.
Камиль Писсарро. «Осеннее утро в Эраньи», 1897 г. Любопытный ЭКСПЕРИМЕНТ: посмотрите на картину Писсарро или Сислея с близкого

Слайд 9Многим зрителям было НЕПОНЯТНО, зачем художники-экспериментаторы отказываются от чёткого рисунка, заменяя

его мелкими мазками.

Критики говорили, что работы Писсарро напоминают им «остатки краски, счищенные с палитры и ровными рядами положенные на грязный холст. Непонятно — где верх, где низ, где передний план, где задний».
Предшественники импрессионистов в поисках нужного цвета смешивали краски на палитре, а художники-новаторы накладывали мазки разных цветов прямо на холст, считая, что две положенные рядом краски усиливают друг друга, создавая удивительный живописный эффект.
Более того, импрессионисты впервые в истории отказались от черного цвета, и даже тени, падающие на землю, на их картинах были цветными.

Многим зрителям было НЕПОНЯТНО, зачем художники-экспериментаторы отказываются от чёткого рисунка, заменяя его мелкими мазками.Критики говорили, что работы

Слайд 10Альфред Сислей. «Сад Ошеде. Монжерон», 1881 г.
Это утро, радость эта,
Эта мощь

и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,
Эти ивы и березы,
Эти капли - эти слезы,
Этот пух - не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
Этот зык и свист,
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это всё - весна.
1881
Альфред Сислей. «Сад Ошеде. Монжерон», 1881 г.Это утро, радость эта,Эта мощь и дня и света,Этот синий свод,Этот

Слайд 11Пьер Огюст Ренуар.
«Купание на Сене» («Лягушатник»), 1869 г.
Всё вокруг и

пестро так и шумно,
Но напрасно толпа весела:
Без тебя я тоскую безумно,
Ты улыбку мою унесла.
Только изредка, поздней порою,
После скучного, тяжкого дня,
Нежный лик твой встает предо мною,
И ему улыбаюся я.
1856
Пьер Огюст Ренуар. «Купание на Сене» («Лягушатник»), 1869 г.Всё вокруг и пестро так и шумно,Но напрасно толпа

Слайд 12«На пленэре»
Важно рассказать детям, что на протяжении многих столетий художники работали

в мастерских. Импрессионисты одними из первых стали писать картины на улице (правильно говорить — «на пленэре»), чтобы наилучшим образом поймать впечатление от увиденного (вот оно — impression!). Это стало возможно во многом благодаря изобретению металлических тюбиков для красок, которые можно было носить с собой и закрывать, чтобы краска не высыхала.
Выходя на улицу, художники писали не только виды природы, их интересовали и сценки из повседневной жизни обычных людей. К таким картинам относится и работа Пьера Огюста Ренуара «Купание на Сене» («Лягушатник»).
«Лягушатником» называлось известное кафе, где любили собираться художники, устроенное на воде на пришвартованном к берегу Сены понтоне. Прелестный уголок, с атмосферой беззаботности и счастья, подробно описанный выдающимися литераторами того времени — братьями Гонкур, Золя, Мопассаном. Часто туда приходил и Пьер Огюст Ренуар вместе со своим другом Клодом Моне. Конечно же, они там не только отдыхали, но и писали картины. Известно несколько работ Ренуара на эту тему, одна из них находится в Пушкинском музее.
Вот что интересно: хотя и Моне, и Ренуар писали это кафе практически с одной и той же точки, Моне больше интересовался пейзажем и природой, а Ренуар — изображением людей: его герои, их наряды написаны более тщательно.


«На пленэре»Важно рассказать детям, что на протяжении многих столетий художники работали в мастерских. Импрессионисты одними из первых

Слайд 13Пьер Огюст Ренуар.
«Портрет Жанны Самари», 1877 г.

Только встречу улыбку твою
Или взгляд

уловлю твой отрадный, -
Не тебе песнь любви я пою,
А твоей красоте ненаглядной.
Про певца по зарям говорят,
Будто розу влюбленною трелью Восхвалять неумолчно он рад
Над душистой ее колыбелью.
Но безмолвствует, пышно чиста, Молодая владычица сада:
Только песне нужна красота,
Красоте же и песен не надо.

1873
Пьер Огюст Ренуар.«Портрет Жанны Самари», 1877 г.Только встречу улыбку твоюИли взгляд уловлю твой отрадный, - Не тебе

Слайд 14Портрет Жанны Самари из собрания ГМИИ по праву считается одним из

лучших портретов, когда-либо написанных Ренуаром.

Но, показывая его детям, можно столкнуться с некоторыми трудностями: с одной стороны, это действительно одна из наиболее значимых и известных картин коллекции, с другой — непросто объяснить ребятам (особенно мальчикам), почему именно эта небольшая работа ценна и интересна.
В то же время портрет настолько нежный и теплый, что завоевывает расположение зрителей любого возраста.
Любопытно вместе с детьми внимательно рассмотреть цвета этой картины и попытаться понять, какими красками пользовался художник.
Эта задача не так уж проста: например, постарайтесь разгадать, сколько оттенков зеленого использует Ренуар, изображая платье, из каких цветов складывается, казалось бы, обычный розовый фон, посмотрите, как мелкие мазки совершенно поразительным образом сплетаются в рисунок.

Портрет Жанны Самари из собрания ГМИИ по праву считается одним из лучших портретов, когда-либо написанных Ренуаром.Но, показывая

Слайд 15Клод Моне. «Белые кувшинки», 1899 г. 

ИВА
Сядем здесь, у этой ивы,
Что за

чудные извивы
На коре вокруг дупла!
А под ивой как красивы
Золотые переливы
Струй дрожащего стекла!
Ветви сочные дугою
Перегнулись над водою,
Как зеленый водопад;
Как живые, как иглою,
Будто споря меж собою,
Листья воду бороздят.
В этом зеркале под ивой
Уловил мой глаз ревнивый
Сердцу милые черты...
Мягче взор твой горделивый...
Я дрожу, глядя, счастливый,
Как в воде дрожишь и ты.
1854
Клод Моне. «Белые кувшинки», 1899 г. ИВАСядем здесь, у этой ивы,Что за чудные извивыНа коре вокруг дупла!А под

Слайд 16ФЕТ одушевляет ПРИРОДУ:
лирическое чувство поэта словно бы проникает в окружающий мир,

разливается в нём.
ПЕЙЗАЖ в стихах Фета необычайно тонок, он сияет чистыми и свежими красками.
По выражению С. Маршака, стихи Фета как бы «вошли в русскую природу, стали её неотъемлемой частью».

ФЕТ одушевляет ПРИРОДУ:лирическое чувство поэта словно бы проникает в окружающий мир, разливается в нём.ПЕЙЗАЖ в стихах Фета

Слайд 17Один из самых известных художников-импрессионистов — Эдгар Дега. Его любимыми моделями

были балерины, а самая узнаваемая его картина — «Голубые танцовщицы», 1898.

КУПАЛЬЩИЦА
Игривый плеск в реке меня остановил.
Сквозь ветви темные узнал я над водою
Ее веселый лик - он двигался, он плыл,-
Я голову признал с тяжелою косою.
Узнал я и наряд, взглянул на белый хрящ,
И превратился весь в смущенье и тревогу,
Когда красавица, прорвав кристальный плащ,
Вдавила в гладь песка младенческую ногу.
Она предстала мне на миг во всей красе,
Вся дрожью легкою объята и пугливой.
Так пышут холодом на утренней росе
Упругие листы у лилии стыдливой.
<1865>

Один из самых известных художников-импрессионистов — Эдгар Дега. Его любимыми моделями были балерины, а самая узнаваемая его

Слайд 18Художнику каким-то чудом удается передать магию театра…
Несмотря на то что она

называется именно «Танцовщицы», у зрителя может сложиться впечатление, что на картине не несколько девушек, готовящихся за кулисами к исполнению своей партии, а одна и та же балерина, изображенная в разных ракурсах: вот она завязывает пуант, потом поправляет платье, осматривает свой костюм, держась за край декораций. Обратите внимание детей, что самые простые и естественные движения на картине превращаются в прекрасный танец, художнику каким-то чудом удается передать магию театра.
В отличие от остальных картин, которые вы увидите во время этой музейной прогулки, «Голубые танцовщицы» написаны не красками, это — пастель (масляные или восковые мелки). Такой материал позволяет художнику работать очень быстро, нанося яркие штрихи, а потом растушевывая (растирая) их пальцами или кистью, что позволяет добиться интересных цветовых эффектов. Пастель известна уже очень давно — с XVI века, но долгое время художники пользовались ей для зарисовок, эскизов. Дега стал одним из первых мастеров, создававших с помощью пастели большие, законченные картины, превосходящие по размеру произведения других художников. Иногда, чтобы получить поверхность нужного ему размера, он даже сшивал вместе несколько листов. Время от времени Дега добавлял мазки масляными или акварельными красками. Одним из открытий художника стала обработка картины паром, после чего пастель размягчалась и ее легче было растушевывать кистью или пальцами.
Художнику каким-то чудом удается передать магию театра…Несмотря на то что она называется именно «Танцовщицы», у зрителя может

Слайд 19ПОЭТ большой эмоциональной силы
Фет особенно мастерски передавал НЮАНСЫ ЧУВСТВ, смутные, беглые

или едва зарождающиеся НАСТРОЕНИЯ.
«Уменье уловить неуловимое» - так характеризовала критика эту черту его дарования.
ПОЭТ большой эмоциональной силыФет особенно мастерски передавал НЮАНСЫ ЧУВСТВ, смутные, беглые или едва зарождающиеся НАСТРОЕНИЯ.«Уменье уловить неуловимое»

Слайд 20Литература
Русские поэты. Антология русской поэзии в 6-ти т. Москва: Детская

литература, 1996.
Афанасий Фет. Воздушный город. Стихотворения 1840-1892 гг. Из поэтического наследия. Москва, "Центр-100", 1996.
Три века русской поэзии. Составитель Николай Банников. Москва: Просвещение, 1968.
100 Стихотворений. 100 Русских Поэтов. Владимир Марков. Упражнение в отборе. Centifolia Russica. Antologia. Санкт-Петербург: Алетейя, 1997.
Чудное Мгновенье. Любовная лирика русских поэтов. Москва: Художественная литература, 1988.
Мысль, вооруженная рифмами. изд.2е. Поэтическая антология по истории русского стиха. Составитель В.Е.Холшевников. Ленинград: Изд-во Ленинградского университета, 1967.
Литература Русские поэты. Антология русской поэзии в 6-ти т. Москва: Детская литература, 1996.Афанасий Фет. Воздушный город. Стихотворения

Слайд 21Целый мир от красоты,
От велика и до мала, И напрасно ищешь ты Отыскать

её начало. Что такое день иль век Перед тем, что бесконечно? Хоть не вечен человек, То, что вечно,— человечно.
Целый мир от красоты, От велика и до мала, И напрасно ищешь ты Отыскать её начало. Что

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть