Слайд 1Презентация по литературе,
посвященная 150 летию
Антона
Павловича
Чехова
Слайд 2Филосовско – нравственная проблематика чеховской трилогии.
Изображение
«маленького человека».
Слайд 3 В поздних произведениях А. П. Чехова автор становится более активным: он
изображает мир скучных людей, допуская гротескные преувеличения, нарушая бытовое правдоподобие.
«Он дорог нам своей человечностью, пронизывающей все его художественное творчество и его личность. И он дорог нам своим глубоким сознанием того, что прекрасное может и должно быть создано только трудом»
К. Федин.
Слайд 4
Нарастает масштаб художественного обобщения: за бытом проступает бытие, за
фактами повседневности — жизнь в ее коренных основах. Эти перемены ощутимы в знаменитых рассказах Чехова 1898 года — «Человек в футляре», «Крыжовник» и «О любви»,— связанных между собою и получивших название
«маленькой трилогии».
Слайд 5 Цикл объединяет три рассказа в которых поставлена общая проблема: человек и
обстоятельства, его мечты и возможность их реализации в реальной жизни.
Эти рассказы посвящены исследованию трех основных институтов общественной жизни, трех столпов, на которых она держится:
☼ категория власти —
«Человек в футляре»,
☼ категория собственности —
«Крыжовник»,
☼ категория семьи —
«О любви».
Слайд 6Чехов сумел заглянуть в глубину подсознания человека, в подтекст отношений людей,
показать трагическое противоречие мечты и жизни - необходимость активного сопротивления, противостояния «мелочам жизни», преодоления ее «пороков». Его герои оторваны от народной среды. Они задыхаются в футляре своего бесцельного, бессмысленного существования, не питаемого корнями оправданного, целесообразного народного бытия, изолированного от деятельной, преобразующей энергии своего народа.
Слайд 7 В центре каждого рассказа один случай, но раскрытие его дает возможность
проследить целую историю жизни человека. Эти жизненные истории создают обобщающее представление о характере современной жизни.
Слайд 9 В рассказе «Человек в футляре» Чехов рисует идеальную, с точки зрения
Беликова, модель общественных отношений, в которой нет места свободному проявлению человеческих чувств.
Слайд 10В центре рассказа – история учителя Беликова. Он прячет в футляр
не только часы и перочинный нож, но и свои мысли, чувства, отношение к людям и жизни.
Не изучая, не зная и не понимая жизни, он боится ее, инстинктивно хоронится от нее, подозревая, что его повсюду стерегут опасности.
Слайд 11В основу сюжета рассказа положен анекдотическая ситуация:
герой задумал жениться…
Но жизнь
все же «достает» Беликова, помимо его воли «добирается» и до него через все задвижки и футляры. Она заставляет Беликова влюбиться. Но, к сожалению, вся его немудрая философия укладывается в формулу: «Как бы чего не вышло».
Слайд 12 Полученная анонимная карикатура, катанье Вареньки и ее брата на велосипеде –
все это вырастает в его сознании в приближающуюся катастрофу…
Но жизнь требовала активного шага, а он, привыкнув к распоряжениям, данным извне, боялся нового движения даже в своей личной жизни.
Слайд 13К сожалению, большинство людей не только не противодействует футлярной жизни, но
и впитывает в себя это пагубное явление.
Слайд 14Потрясенный Беликов не пытается бороться, а покорно уходит из пугавшей его
жизни, осуществив, наконец, долгожданную мечту.
Слайд 15«Крыжовник»
В рассказе «Крыжовник» представлен мир человека, который достиг идеала, равнозначного «футлярному
счастью». В нем демонстрируется проникновение футлярности в сферу желаний, мечты, цели.
Слайд 16 Чехов показывает, как люди, не занятые полезной общественной деятельностью, не умеющие
по-настоящему трудиться, ограничивают себя малой задачей, создают иллюзии цели, расходуют энергию, молодость на ее выполнение. Такие люди не видят, не понимают свое истинное предназначение в жизни.
Слайд 17
Николай Иванович – главный герой рассказа «Крыжовник» - является духовным братом
Беликова. В сущности, Николай Иванович в своей неудовлетворенности чиновничьей деятельностью, тоске по воле обнаруживает высокое человеческое чувство - любовь к свободе, но это чувство укладывается в футляр, вырождается в убогое желание купить маленький участок с крыжовником, и понятие о счастье человека суживается до крохотного счастья собственника: «Сидишь на балконе, пьешь чай, а на пруде твои уточки плавают, пахнет так хорошо, и… крыжовник растет».
Слайд 18 На достижение этого идеала затрачивается столько энергии и сил, сколько с
избытком хватило бы для широкой разумной деятельности. В «жертву идолу» бросает герой лучшие годы молодости.
«Жил скупо, недоедал, одевался бог знает как, все
копил... женился на старой, потому что у нее водились
деньжонки... Жена через 3 года отдала богу душу».
И вот цель достигнута: в собственном имении созревает свой крыжовник. Тогда особенно обнажается узость цели.
Слайд 19 Таким образом, Чехов показывает, как достижения узенькой цели вытравило из него
все человеческое и привело к скотоподобной жизни.
В финале рассказа Николай Иванович вполне удовлетворен осуществлением своей мечты, а брат Иван Иванович критически осмысливает весь его неразумный путь к достижению нищенской цели.
Слайд 20 Закончив свое повествование, Иван Иванович подводит итог:
« как в
сущности много довольных, счастливых людей!...»,
но он не принимает тишину и спокойствие общественной жизни, стремится разбудить у слушателей дух протеста: «Вы взгляните на эту жизнь: наглость праздность сильных, невежество и скотоподобие слабых, кругом бедность…лицемерие, вранье…» И он предлагает как один из способов борьбы и переустройства расплывчатую формулу: «делайте добро».
Слайд 21«О любви»
Заключительный рассказ цикла повествует о проникновении «футлярности» в интимную сферу
человеческих отношений – замкнутыми в футляре оказываются сердце человека и его чувства, Алехин – слушатель в «Крыжовнике» – является рассказчиком и героем в рассказе «О любви»
Слайд 22 Алехин - нерешительный, робкий, слабый, всегда и во всем поступающий согласно
общепринятой морали. Чехов показывает, как следование этим общепринятым представлениям и добропорядочности губит глубокое, нежное чувство, ведет человека к падению, опустошает его жизнь.
Слайд 23 Алехин, оправдывая свою нерешительность взять на себя ответственность за дальнейшую судьбу
женщины, в конечном итоге понимает, как мелко и обманчиво было все то, что мешало им любить друг друга.
Слайд 24 В размышлениях героя ощущается и их обоснованность - убедившись, что и
Анна Алексеевна его любила, он спрашивает себя:
« Куда бы я мог увезти ее?... Ведь из одной обычной, будничной обстановки пришлось бы увлечь ее в другую такую же или еще более будничную. И как бы долго продолжалось наше счастье? Что было бы с ней в случае моей болезни, смерти или просто, если бы мы разлюбили друг друга?»
Слайд 25 Сомнения Алехина – не пустые, не трусливые, они открывают нам честные
и добрые мысли… Но нет в его жизни главного – ясной и высокой цели. И это губит его.
Огромное значение в раскрытии внутреннего мира героя играют картины природы: «залитое лунным светом тянущееся на пять верст село; бесконечное поле, луга, холмы и река в дальней перспективе».
Это описание приобретает субъективную окраску, так как проведено через сознание героя, на душевное состояние, настроение.
Слайд 26 Трилогия завершается, но не кончаются раздумья читателя о жизни и счастье,
красоте и любви, робости и смелости. И словно бы желая еще раз на прощанье сказать, что выход есть, надо его искать, не отчаиваясь и не уставая. Поэтому автор завершает трилогию картиной счастливой радостной природы.
Слайд 27 Во всех трех рассказах писателя интересует человеческая индивидуальность в повседневности, рассмотренная
в плоскости проблемы коммуникации и испытании персонажа бытом. Он пишет о том, как человек превращается в обывателя.
По глубокому убеждению писателя,
«…мир погибает не от разбойников и не от воров, а от скрытой ненависти, от вражды между хорошими людьми…»
Слайд 29Спасибо за внимание
Работу выполняла ученица 9 «А» класса Московского Дипломатического кадетского
корпуса №11
Буксова Александра.
Преподаватель русского языка и литературы
Бородина Мария Анатольевна.