Презентация, доклад по литературе 9 класс

«Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина»Задачи урока:

Слайд 1Александр Сергеевич Пушкин




1799 г. – 1837 г. Подготовила учитель русского языка и литературы:
Ванюта Людмила Андреевна

Александр Сергеевич  Пушкин

Слайд 2
«Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина»



Задачи

урока: -познакомить учащихся с историей создания стихотворения «Пророк», ставшего квинтэссенцией пушкинских размышлений о сущности поэта;
-продолжить обучение анализу лирического произведения;
- средствами литературы продолжить воспитание духовной, нравственной личности .
«Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина»Задачи урока:

Слайд 3Стихотворение «Пророк» было написано Александром Сергеевичем Пушкиным 8 сентября 1826 года.

Всего Пушкиным было написано четыре стихотворения, имеющих одинаковое заглавие – «Пророк». Три из них были поэтом уничтожены из-за резкого политического содержания, а одно сохранилось. По свидетельству М. П. Погодина, «Пророк» был написан в Михайловском, после того как Пушкин узнал о жесточайшей расправе царя над декабристами. Стихотворение было частично изменено: Пушкин должен был угодить цензуре.
Стихотворение «Пророк» было написано Александром Сергеевичем Пушкиным 8 сентября 1826 года. Всего Пушкиным было написано четыре стихотворения,

Слайд 4Серафим - ангел, особо приближённый к престолу Бога и Его прославляющий.

У него 6 крыльев. В христианской системе ангельской иерархии это первый ангельский чин. Серафим — это жрец Бога. Он полностью чист и праведен. Лукавый язык поэта от черта, демона. Серафим выдирает этот язык, очищает поэта от нечисти. Влачился; родственно слову тащить. То есть пророк «тащился», изнемогая, по пустыне. Силы его иссякали. Перст — «палец». Зеница - «зрачок, глазное яблоко» Отверзать «открыть» Вещий - «мудрый, опытный» Вещие зеницы - «мудрые, знающие». Отсюда следует, что «вещие зеницы» до сих пор были закрыты для мира. Они раскрылись, и поэт прозрел.

Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился,-
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Перстами лёгкими как сон
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.


Серафим - ангел, особо приближённый к престолу Бога и Его прославляющий. У него 6 крыльев. В христианской

Слайд 5Моих ушей коснулся он, -
И их наполнил шум и звон:
И

внял я неба содроганье,
И горний ангелов полёт,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,

Внял— «брать», «берет, хватает, ловит». Горний - «верхний»;
Гад морских — праславянское «отвратительное животное». Ход - «путь», «странник» «странствую». Дольней лозы – дольний, дол
Этими словами поэт выражает момент, когда он внял, понял, осознал, увидел
ангелов, их полет, путь странствия рыб, вьющееся растение, пробивающее почву своими ростками.

Уста — праславянское «рот, губы».
Приник - никнуть, «опускаться».
Празднословный - родственно «пустой».
Лукавый — «извилистый; хитрый, коварный»; от лука — «хитрость».

Моих ушей коснулся он, - И их наполнил шум и звон:И внял я неба содроганье,И горний ангелов

Слайд 6И жало мудрыя змеи
В уста замёрзшие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне

грудь рассёк мечом,
И сердце трепетное вынул,
И уголь, пылающий огнём,
Во грудь отверстную водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И Бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».

Жало — «колоть», «жалить», родственно «бью, поражаю».
Мудрыя змеи - «учусь, замечая, понимаю».
Замершие - праславянское «умирать»
Десница — «правая рука», правый.
Трепетное - «дрожащее», «боящееся».
Угль — «уголь»; возможно, родствен с огонь.
Глас — «голос», «речь, язык», «заговорить»

И жало мудрыя змеиВ уста замёрзшие моиВложил десницею кровавой.И он мне грудь рассёк мечом,И сердце трепетное вынул,И

Слайд 7Если перечитать Библию. Можно заметить, что сюжет «Пророка» был заимствован Пушкиным

из Ветхого завета, Книги пророка Исайи.

Вокруг престола Господа стояли серафимы с шестью
крылами. Каждый «двумя закрывал лицо своё, двумя закрывал
ноги, двумя летал». И взывали они друг к другу.
И сказал я: «Горе мне, погиб я, ибо человек с нечистыми
устами и живу среди народа также с нечистыми, и глаза мои
нечистые…»
Тогда прилетел ко мне один из серафимов, и в руке у него
горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и
коснулся уст моих, и сказал: «Вот это коснулось уст твоих – и
беззаконие твоё удалено от тебя, и грех твой очищен».
И услышал я голос Господа, говорящего: «Кого мне
послать? И кто пойдёт для нас?»
И сказал он: «Пойди и скажи этому народу: «Слухом
слышите и не разумеете и очами смотреть будете и не увидите,
ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышит, и
очи свои сомкнули, да не узрят очами и не услышат ушами, и не
разумеют сердцем, и не обратятся, чтобы я исцелил их».
И сказал я: «Надолго ли, Господи?»

Если перечитать Библию. Можно заметить, что сюжет «Пророка» был заимствован Пушкиным из Ветхого завета, Книги пророка Исайи.	Вокруг

Слайд 8 Он сказал: «Доколе не опустеют города и останутся без жителей

и домы – без
людей, и доколе земля эта совсем не опустеет. И удалит Господь людей и
великое запустение будет на этой земле. И если останется десятая часть на
ней и возвратится – и она опять будет разорена. Но как от теризинфа и как от
дуба, когда они срублены, остаётся корень их, так святое семя будет корнем
её».
(Библия. Ветхий Завет.
Книга пророка Исайи.)


Херувим – упоминаемое в Библии крылатое небесное существо. В библейском представлении ο небесных существах являются самыми близкими к Божеству. В христианстве следующий после серафимов, ангельский чин.

Он сказал: «Доколе не опустеют города и останутся без жителей и домы – безлюдей, и доколе

Слайд 9Для того чтобы понять, осмыслить это стихотворение,
необходимо обратиться к биографии поэта.

Вернувшись
из южной ссылки, Пушкин перебрался в Михайловское.
Он исподволь менял «прописку» своего лирического
героя. Уже не пейзажи юга, полные стихийной силы,
«роскоши», «неги», вдохновляют поэта и оживают в его
стихах, но спокойные, мирные просторы Средней
России. А сам он расстается с «безумствами» юности и
учится иначе чувствовать, иначе мыслить: более мудро,
трезво. С предельной силой идея пророческого
призвания поэта будет выражена в торжественном
стихотворении «Пророк», где Пушкин, используя
библейскую образность и «высокий»
церковнославянский стиль, опишет самый миг
преображения «обычного» человека в поэта;
И Бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
Эхо этих строк будет звучать в пушкинской поэзии
постоянно. Рифмы в стихотворении резкие, чеканные.
Большая часть предложений начинается с союза и. Это придаёт торжественность произведению.
Для того чтобы понять, осмыслить это стихотворение,необходимо обратиться к биографии поэта. Вернувшисьиз южной ссылки, Пушкин перебрался в

Слайд 10Использованы разные художественные средства:
эпитеты: в пустыне мрачной; вещие зеницы; грешный мой

язык, и
празднословный, и лукавый; жало мудрыя змеи; сердце трепетное;
сравнения: отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы; как труп впустыне я лежал; перстами легкими как сон.
Стихотворение написано на церковнославянском языке. «Не отказываясь
совсем от культурного наследия церковнославянского языка, от скрытых в
нем возможностей поэтического выражения и экспрессивного воздействия,
Пушкин постепенно освобождает литературный язык от груза излишних и
потерявших выразительность церковнославянизмов». (Виноградов В. В.
Очерки по истории русского языка XVII—XIX вв. — М.,1982.)
Использованы разные художественные средства:эпитеты: в пустыне мрачной; вещие зеницы; грешный мой язык, ипразднословный, и лукавый; жало мудрыя

Слайд 11Серафим очистил пророка от демонского, дьявольского, фактически
убил его. Бог приказал пророку

восстать, ожить. Серафим – жрец огня,
он как бы передаёт своё право пророку жечь сердца огнём правды,
истины. Почти в каждом предложении порядок слов нарушен. В
стихотворении широко используется инверсия. Идея, призыв
произведения обращен не к читателю. Этот призыв Пушкин вкладывает
в уста Бога и обращает к себе:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
Серафим очистил пророка от демонского, дьявольского, фактическиубил его. Бог приказал пророку восстать, ожить. Серафим – жрец огня,он

Слайд 12Вывод: Все произведение сводится в единую точку, в идею этого стихотворения.

При помощи стихотворения «Пророк» А. С. Пушкин передал читателю резкий переход, переломный момент в своей жизни, когда «шестикрылый серафим» открыл глаза поэту на смысл жизни, «зажег» его сердце, вложил в уста пророческий язык.
Тема поэта поэзии – это самое главное, важное, наиболее существенное в лирике Александра Сергеевича Пушкина.
Оно является квинтэссенцией всей его жизни!


Вывод: Все произведение сводится в единую точку, в идею этого стихотворения. При помощи стихотворения «Пророк» А. С.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть