Презентация, доклад по литературе 9 класс

Содержание

Постараемся определить, что необходимо человеку для жизни, что самое главное и ценное в жизни, как суметь выстоять и найти себяЦель

Слайд 1Рано или поздно каждого человека настигает вопрос: зачем я существую в

этом мире? Вопрос мучительный, трагический, подчас страшный, но неизбывный. Потому и изобрели мы неисчислимые способы заглушить его в себе уйти от ответа. Помимо откровенного одурманивания себя, тут и развлечения разного рода, и зрелища, и «масскульт» в разных ее ипостасях, и политика, и погоня за наживою... И даже сам труд - вот парадокс - может стать для нас поводом отвлечься от непрошеных и назойливых дум, способом подменять работою рук работу ума. А уж всякая мозговая игра - самое соблазнительное подспорье в глушении сущностного
(М.Дунаев, публицист, доктор филологических наук).

Зачем я существую в этом мире?

Рано или поздно каждого человека настигает вопрос: зачем я существую в этом мире? Вопрос мучительный, трагический, подчас

Слайд 2Постараемся определить, что необходимо человеку для жизни, что самое главное и

ценное в жизни, как суметь выстоять и найти себя

Цель

Постараемся определить, что необходимо человеку для жизни, что самое главное и ценное в жизни, как суметь выстоять

Слайд 3 «…Жизнь, зачем ты мне дана?...».
Анализ стихотворений А. С. Пушкина, свт.

Филарета
«Дар напрасный, дар случайный»
«…Жизнь, зачем ты мне дана?...». Анализ стихотворений А. С. Пушкина, свт. Филарета «Дар напрасный, дар случайный»

Слайд 4Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана? Иль зачем судьбою тайной

Ты на казнь осуждена?

Кто меня враждебной властью Из ничтожества воззвал, Душу мне наполнил страстью, Ум сомненьем взволновал?..

Цели нет передо мною: Сердце пусто, празден ум, И томит меня тоскою Однозвучный жизни шум.

В день своего рождения 26 мая 1828 г. 29-летний Пушкин написал философские размышления о смысле жизни – "скептические куплеты" (как он их назвал в письме к Е.М. Хитрово):

Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана? Иль зачем судьбою тайной  Ты на казнь

Слайд 5Выберите эпитеты для характеристики состояния лирического героя в стихотворении А.Пушкина «Дар

напрасный, дар случайный…»
1. Радостное
2. Тоскливое
3. Оптимистичное
4. Безнадёжное
5. Жизнеутверждающее
6. Унылое
7. Мрачное
8. Счастливое
9. Бунтарское
10. Богохульное
11. Пессимистическое

Проблемный вопрос: В чем же причина такого состояния души?

Выберите эпитеты для характеристики состояния лирического героя в стихотворении А.Пушкина «Дар напрасный, дар случайный…»1.	Радостное2.	Тоскливое3.	Оптимистичное4.	Безнадёжное5.	Жизнеутверждающее6.	Унылое7.	Мрачное8.	Счастливое9.	Бунтарское10.	Богохульное11.	ПессимистическоеПроблемный вопрос: В чем

Слайд 6Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана? Иль зачем судьбою тайной

Ты на казнь осуждена?


Какое настроение вызвало стихотворение, какие чувства вы испытали при слушании текста?
Как вы думаете, каково основное настроение лирического героя этого стихотворения? Радостное?
Оптимистичное? Тоскливое? Унылое? Мрачное?

Подберите синонимы к эпитету «напрасный».

Вывод:

Анализ 1 строфы

Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана? Иль зачем судьбою тайной  Ты на казнь

Слайд 7Анализ второй строфы
Кто меня враждебной властью Из ничтожества воззвал, Душу мне наполнил

страстью, Ум сомненьем взволновал?..

Кого обвиняет лирический герой в «воззвании из ничтожества»? Это уже о Личности, о Боге. Но его власть «враждебна», то есть направлена против человека. Кроме того, «власть» - это что-то угнетающее, насильно господствующее.
Можно ли назвать это богоборчеством и даже богохульством?
Что происходит с душой лирического героя?
Что происходит с его умом? (В уме - сомненье)
Кого обвиняет лирический герой в таком собственном состоянии? (Бога. Это Он наполнил душу страстью, а ум взволновал сомненьем.)

Анализ второй строфы Кто меня враждебной властью Из ничтожества воззвал,  Душу мне наполнил страстью, Ум сомненьем

Слайд 8Анализ третьей строфы
Цели нет передо мною: Сердце пусто, празден ум, И томит

меня тоскою Однозвучный жизни шум.

Каков итог?
Объясните, как вы понимаете слово «празден»?
Вопрос: Как называется грех, который Пушкин называет «тоской»?
Каким видит лирический герой окружающий мир?
Что значит это отсутствие цели в жизни? Незнание, чем заняться?
Анализ третьей строфы Цели нет передо мною: Сердце пусто, празден ум,  И томит меня тоскою Однозвучный

Слайд 9Но что значит это отсутствие цели в жизни? Незнание, чем заняться?
Ответ:

Нет, тут как будто все в порядке, тут обилие планов и замыслов. Могучая натура Пушкина томится именно отсутствием какого-то высшего знания. Душе нужно нечто большее.

Но что значит это отсутствие цели в жизни? Незнание, чем заняться? Ответ: Нет, тут как будто все

Слайд 10Cостояние души лирического героя.

Cостояние души лирического героя.

Слайд 11 Потребна именно эта тайна, над которою он бьется; тайная судьба, заставляющая

страдать, должна быть разъяснена, раскрыта. Нужен смысл жизни, раскрываемый на высшем уровне бытия, - а этого нет.

Пушкин на берегу моря. И.Айвазовский, 1887

Потребна именно эта тайна, над которою он бьется; тайная судьба, заставляющая страдать, должна быть разъяснена, раскрыта.

Слайд 12И вдруг впервые так обостренно зазвучало размышление о смерти
Брожу ли я

вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь моим мечтам.

Я говорю: промчатся годы,
И сколько здесь ни видно нас,
Мы все сойдем под вечны своды —
И чей-нибудь уж близок час.
И вдруг впервые так обостренно зазвучало размышление о смертиБрожу ли я вдоль улиц шумных,Вхожу ль во многолюдный

Слайд 13Святитель Филарет Московский (1783–1867)
Будущий святитель Филарет, в миру Василий Дроздов, родился в

Коломне 26 декабря 1782 года (8 января 1783 по новому стилю).
За проповеднический дар был возведен в сан архимандрита в 1811г
3 июля 1821 года занял Московскую кафедру.
22 августа 1826 года, после коронования императора Николая I, возведен в сан митрополита.
У святителя были сложные отношения с императором, вероятно по той причине, что митрополит фигурировал в доносах императору, как политически неблагонадежный элемент. Перевод Священного Писания был остановлен по приказу царя. 

Гау В. Портрет митрополита Филарета

Святитель Филарет Московский (1783–1867)Будущий святитель Филарет, в миру Василий Дроздов, родился в Коломне 26 декабря 1782 года (8

Слайд 14Картина И. Е. Репина «Пушкин на публичном экзамене в Лицее 8

января 1815 года», 1911 г.

Святитель
Филарет

Картина И. Е. Репина «Пушкин на публичном экзамене в Лицее 8 января 1815 года», 1911 г.Святитель Филарет

Слайд 15 Пушкину ответил святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский. Мятущемуся поэту-пророку

ответил святой подвижник.

Не напрасно, не случайно Жизнь от Бога нам дана, Не без воли Бога тайной И на казнь осуждена.

Сам я своенравной властью Зло из темных бездн воззвал, Сам наполнил душу страстью, Ум сомненьем взволновал.

Вспомнись мне, Забвенный мною! Просияй сквозь сумрак дум, – И созиждется Тобою Сердце чисто, светел ум

Каждому пушкинскому тезису противопоставлял свой антитезис.

Пушкину ответил святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский. Мятущемуся поэту-пророку ответил святой подвижник. Не напрасно,

Слайд 16Выберите эпитеты для характеристики состояния лирического героя
Радостное

Тоскливое

Оптимистичное


Безнадёжное

Жизнеутверждающее

Унылое

Мрачное

Счастливое

Бунтарское

Богохульное

Пессимистическое

Выберите эпитеты для характеристики состояния лирического героя РадостноеТоскливоеОптимистичноеБезнадёжноеЖизнеутверждающееУнылоеМрачноеСчастливоеБунтарскоеБогохульноеПессимистическое

Слайд 17Анализ стихотворений Святителя Филарета
Кто является подателем жизни?
-Чьей

волей осуждена жизнь человеческая на казнь? О какой казни говорит автор? (О смерти)
- Как вы понимаете выражение «своенравная власть»?
- Каким образом зло проникло в душу лирического героя?
- Как вы понимаете смысл слова «забвенный»? (забытый)
- «Забвенный мною» - Кто это?
- Докажите текстом, что Бог - это свет. («Просияй»)
- Как преобразится душа лирического героя, если он обретет веру и восстановит прерванную связь с Богом?
Анализ стихотворений Святителя ФиларетаКто является подателем жизни?   -Чьей волей осуждена жизнь человеческая на казнь? О

Слайд 18Пушкин был атеистом? (человеком, который считает, что Бога вообще нет).
Все

исследователи говорят о религиозности его поэзии. Кроме того, и на бытовом, «обывательском» уровне поэт был человеком православным и умер как христианин - это просто факт его биографии. Поэтому лирический герой гениального пушкинского стихотворения именно «забыл» о Боге.
Пушкин был атеистом? (человеком, который считает, что Бога вообще нет). Все исследователи говорят о религиозности его поэзии.

Слайд 19Продолжите фразы словами из стихотворений

Продолжите фразы словами из стихотворений

Слайд 20Кто виноват? Что делать?

Кто виноват? Что делать?

Слайд 21А..Пушкин был потрясен ответом святителя Филарета
В воскресенье 19 января 1830 года

он садится писать ответное стихотворение.
Публикует стансы 12 февраля в «Литературной газете»,
Стансы - (от итал. stanza- остановка) - стихотворение, состоящее из строф по 4 стиха, в котором конец строфы обязательно является концом предложения
А..Пушкин был потрясен ответом святителя ФиларетаВ воскресенье 19 января 1830 года он садится писать ответное стихотворение.Публикует стансы

Слайд 22Икона, на которой изображены Пушкин и Филаре
Миниатюра
работы известного
современного изографа

Зенона
Икона, на которой изображены Пушкин и ФилареМиниатюра работы известного современного изографа Зенона

Слайд 23Святитель Филарет и Пушкин
Главное то, что снова Филарет спас Пушкина. В

первый раз это было в 1830 году, когда он озарил душу поэта своим посланием. Второй раз - после смерти, когда он настоял на христианском погребении гения русской словесности.
Святитель Филарет и Пушкин Главное то, что снова Филарет спас Пушкина. В первый раз это было в

Слайд 24   О нет, мне жизнь не надоела,
Я жить люблю, я жить хочу,
Душа

не вовсе охладела,
Утратя молодость свою.
Жизнь-это удивительный дар! Что для нас значит сей дар? Человеку жизнь дарована не случайно, а с какой-то целью.
Цель же имеют те люди, которые хотят в жизни чего-то добиться для себя и для окружающих. 
Блажен, кто выбрал цель и путь
И видит в этом жизнь и суть…


«Жизнь, зачем ты мне дана»

   О нет, мне жизнь не надоела,Я жить люблю, я жить хочу,Душа не вовсе охладела,Утратя молодость свою.Жизнь-это удивительный

Слайд 25Домашнее задание
Написать сочинение-размышление
«Зачем я существую в этом мире?»

Домашнее заданиеНаписать сочинение-размышление «Зачем я существую в этом мире?»

Слайд 26Рефлексия
Составьте синквейн
Слово «Жизнь»

РефлексияСоставьте синквейн Слово «Жизнь»

Слайд 27Спасибо за урок

Спасибо за урок

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть