Презентация, доклад по литературе 8класс Урок внеклассного чтенияПисатели улыбаются,или Мелочи жизни

Содержание

Урок внеклассного чтения «Писатели улыбаются, или Мелочи жизни». По произведениям М.А.Осоргина «Пенсне», И.С.Шмелёва «Как я стал писателем», Тэффи «Жизнь или воротник», М.М.Зощенко «История болезни», отрывки из «Всеобщей истории», обработанной журналом «Сатирикон».

Слайд 1Здравствуйте, дорогие ребята!
Мы приветствуем вас на нашем уроке.

Здравствуйте, дорогие ребята!Мы приветствуем вас на нашем уроке.

Слайд 2
Урок внеклассного чтения «Писатели улыбаются, или Мелочи жизни». По произведениям

М.А.Осоргина «Пенсне», И.С.Шмелёва «Как я стал писателем», Тэффи «Жизнь или воротник», М.М.Зощенко «История болезни», отрывки из «Всеобщей истории», обработанной журналом «Сатирикон».
Урок внеклассного чтения «Писатели улыбаются, или Мелочи жизни».   По произведениям  М.А.Осоргина «Пенсне», И.С.Шмелёва «Как

Слайд 3
Цели урока:
познакомиться с некоторыми этапами биографии писателей, чьи произведения будут рассматриваться

на уроке;
выявить общую проблематику рассказов;
развивать коммуникативную и речевую компетенции;
закрепить понятия «метафора» и «олицетворение».


Цели урока:познакомиться с некоторыми этапами биографии писателей, чьи произведения будут рассматриваться на уроке; выявить общую проблематику рассказов;

Слайд 4
Эпиграфы к уроку:


…И смешная же она, Русь-то, не глядя
на весь трагизм её жизни.
М. Горький
…Ах, эти мелочи! Как чесоточный зудень,
впиваются они в организм человека, и
точат, и жгут его. Нет места для работы
здоровой мысли, нет свободной минуты
для плодотворного труда! Мелочи, мелочи,
мелочи- заполонили всю жизнь.
М.Е.Салтыков- Щедрин

Эпиграфы к уроку:

Слайд 5
Михаил Андреевич Ильин (Осоргин) 1878-1942

Михаил Андреевич Ильин (Осоргин) 1878-1942

Слайд 6
Михаил Андреевич Осоргин облегчил работу его будущих биографов. Он сам подробно

рассказал о своей жизни- в написанной в конце жизни книге воспоминаний «Времена», в десятках очерков. « Наше поколение, -говорил Осоргин ,- находится в исключительно выгодных мемуарных условиях: не успев состариться, мы прожили века». Неудивительно, что и в художественных его произведениях некоторые сюжеты имеют документальную основу, а многие герои- прототипов. Ведёт же повествование почти всегда рассказчик, которому автор передоверил собственные мысли и размышления.
Михаил Андреевич Осоргин облегчил работу его будущих биографов. Он сам подробно рассказал о своей жизни- в написанной

Слайд 7
Осоргин – это псевдоним. Настоящая фамилия писателя- Ильин. Один из самых

древних русских дворянских родов.
Он родился и вырос в Перми, « в глубокой провинции, в деревянном доме, окружённом несчитанными десятинами, никогда не знавшими крепостного права», где «голубая кровь отцов окислилась…независимыми просторами, очистилась речной и родниковой водой, окрасилась заново в дыхании хвойных лесов». Уральские просторы, берега Камы, пермские леса… Даже объездив всю Европу, он будет считать их самыми прекрасными местами в мире, а годы, проведённые здесь,- лучшими университетами. « Всё, что мне позже открыли книги, что я принял из них и не отверг,- всё это было раньше вышито зелёной гладью на клубничном косогоре, родилось и жило подо мхами, под древесной корой, в бесчисленных норках, прыгало по веткам, стояло звонкой песней над крестьянским полем». Здесь, в родном городе, на пороге юности, было сделано удивительное открытие: «Цель жизни в самом ходе жизни, в движении, а не в какой-то последней точке».
Осоргин – это псевдоним. Настоящая фамилия писателя- Ильин. Один из самых древних русских дворянских родов. Он родился

Слайд 8
Устный журнал.
«Осоргин- служитель правды и справедливости».

Устный журнал.«Осоргин- служитель правды и справедливости».

Слайд 9
Анализ рассказа М.А.Осоргина «Пенсне».




Анализ рассказа М.А.Осоргина «Пенсне».

Слайд 10
Какова тема и идея рассказа Осоргина «Пенсне»?
Какие замечания писателя

о жизни вещей, нас окружающих, вам показались правдивыми?
В рассказе Осоргина пенсне имеет «физиономию», «кристальную душу». Как называется используемый автором данный приём художественной выразительности? Дайте определение.

Какова тема и идея рассказа Осоргина «Пенсне»? Какие замечания писателя о жизни вещей, нас окружающих, вам

Слайд 11
Олицетворение- это перенесение человеческих черт на неодушевлённые предметы и явления;
метафора(гр.metaphora-

перенос )- переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому.
Олицетворение- это перенесение человеческих черт на неодушевлённые предметы и явления; метафора(гр.metaphora- перенос )- переносное значение слова, основанное

Слайд 12
Как показаны в рассказе Осоргина «Пенсне» ироничность описания пропавшего предмета?
Обратимся к

отрывку из рассказа Осоргина : от слов «Часы шагают, хворают, кашляют…» до «…суетливая сплетница- почтовая марка».
Какими качествами автор «награждает» представленные в отрывке вещи?
Как показаны в рассказе Осоргина «Пенсне» ироничность описания пропавшего предмета?Обратимся к отрывку из рассказа Осоргина : от

Слайд 13
Иван Сергеевич Шмелев
1873-1950
Даром воображения Иван Сергеевич Шмелёв был наделён в

полной мере. В детстве, когда читал басню про лису и виноград, видел : яркий солнечный день, лисьи глаза горят, язык вывалился, по нему бежит слюна…И самые обыденные предметы тоже оживали в его глазах.
« Живая была метла- бегала по двору за пылью, мёрзла в снегу и даже плакала. И половая щётка была живая, похожая на кота на палке. Стояла в углу- «наказана». Я утешал её, гладил её волосики..» Он говорил и с людьми, и с игрушками, и с тою же метлой или половой щёткой.
Иван Сергеевич Шмелев 1873-1950Даром воображения Иван Сергеевич Шмелёв был наделён в полной мере. В детстве, когда читал

Слайд 14
Анализ рассказа «Как я стал писателем».
Как вы думаете, почему герой не

испытывал радости ?
Какое определение даёт искусству редактор «Русского обозрения»? Согласны ли вы с такой точкой зрения?
Как изменилось мировосприятие героя после публикации его произведения? Почему он говорит о необходимости «многое узнать, читать, вглядываться и думать…- готовиться»? Чем отличается, на ваш взгляд, писатель от обычного человека?
Анализ рассказа «Как я стал писателем».Как вы думаете, почему герой не испытывал радости ?Какое определение даёт искусству

Слайд 15
Схема системы персонажей рассказа «Как я стал писателем».
Мир детства
Мир взрослых

Схема системы персонажей рассказа «Как я стал писателем».Мир детстваМир взрослых

Слайд 16
«Всеобщая история, обработанная «Сатириконом». 1910-1911
Аркадий Аверченко

«Всеобщая история, обработанная «Сатириконом». 1910-1911 Аркадий Аверченко

Слайд 17
Что вы знаете о журнале «Сатирикон»? Откуда взялось такое название? Кто

публиковал на страницах журнала свои произведения?
Назовите настоящее имя Тэффи.
Прочитайте приведённые отрывки из «Всеобщей истории…» и объясните, как создаётся сатирический эффект?
« В одежде спартанцы были также очень скромны и просты. Только перед битвой наряжались они в более сложный туалет, состоявший из венка на голове и флейты в правой руке. В обычное же время отказывали себе в этом».
« Воспитание детей было очень суровое. Чаще всего их сразу убивали. Это делало их мужественными и стойкими».
« Женщина в Спарте пользовалась уважением, и ей разрешалось изредка тоже поговорить лаконически, чем она пользовалась, воспитывая детей и заказывая обед кухарке- илотке. Так, одна спартанка, отдавая щит сыну, сказала лаконически: « С ним или на нём». А другая, отдавая кухарке петуха для жарения, сказала лаконически: «Пережаришь- вздую».
Что вы знаете о журнале «Сатирикон»? Откуда взялось такое название? Кто публиковал на страницах журнала свои произведения?Назовите

Слайд 18
Какую функцию выполняют в тексте «Всеобщей истории…» следующие выражения:
цари грызлись
терпение

лопнуло

вместе тошно, а врозь скучно

с него взятки гладки

Уместно ли использование подобной лексики при создании исторического труда?
Какой стиль намеренно искажают авторы данного произведения?

Какую функцию выполняют в тексте «Всеобщей истории…» следующие выражения: цари грызлисьтерпение лопнуло вместе тошно, а врозь скучно

Слайд 19
Надежда Александровна Бучинская (Тэффи) 1872-1952

Надежда Александровна Бучинская (Тэффи) 1872-1952

Слайд 20
Мир вещей
Мир людей
Система персонажей рассказа «Жизнь и воротник».

Мир вещейМир людейСистема персонажей рассказа «Жизнь и воротник».

Слайд 21
Михаил Михайлович Зощенко 1894-1958

Михаил Михайлович Зощенко 1894-1958

Слайд 22
Кто ведёт повествование в рассказе «История болезни»? Что вы можете сказать

об этом человеке? Откуда вы почерпнули эту информацию?
Какую функцию в рассказе Зощенко выполняют следующие слова и выражения :

чуть у него пар изо рту не идёт от жара

набуровим вам воды

распатроню

поднимаете тарарам

В начале 20 века преобразования в жизни общества влекли за собой изменения в языке, например, появилось много сложносокращённых слов. Рассказ Зощенко написан в это знаковое время. Найдите в тексте произведения слово, которое отражает тенденции новой эпохи. Что оно означает?

Кто ведёт повествование в рассказе «История болезни»? Что вы можете сказать об этом человеке? Откуда вы почерпнули

Слайд 23Викторина «Мир вещей»

Викторина «Мир вещей»

Слайд 24
Вашему вниманию предлагаются названия вещей, которые становились «героями» прочитанных вами произведений.
решето

с крыжовником

заячий тулупчик

белые замшевые перчатки

очки с тёмными стёклами, зонтик и калоши

Вашему вниманию предлагаются названия вещей, которые становились «героями» прочитанных вами произведений.решето с крыжовником заячий тулупчик белые замшевые

Слайд 25Домашнее задание.
Написать мини-сочинение на тему: « Мир вещей в моей жизни».



Домашнее задание.Написать мини-сочинение на тему: « Мир вещей в моей жизни».

Слайд 26Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть