Слайд 1Здравствуйте, дорогие ребята!
Мы приветствуем вас на нашем уроке.
Слайд 2
Урок внеклассного чтения «Писатели улыбаются, или Мелочи жизни».
По произведениям
М.А.Осоргина «Пенсне», И.С.Шмелёва «Как я стал писателем», Тэффи «Жизнь или воротник», М.М.Зощенко «История болезни», отрывки из «Всеобщей истории», обработанной журналом «Сатирикон».
Слайд 3
Цели урока:
познакомиться с некоторыми этапами биографии писателей, чьи произведения будут рассматриваться
на уроке;
выявить общую проблематику рассказов;
развивать коммуникативную и речевую компетенции;
закрепить понятия «метафора» и «олицетворение».
Слайд 4
Эпиграфы к уроку:
…И смешная же она, Русь-то, не глядя
на весь трагизм её жизни.
М. Горький
…Ах, эти мелочи! Как чесоточный зудень,
впиваются они в организм человека, и
точат, и жгут его. Нет места для работы
здоровой мысли, нет свободной минуты
для плодотворного труда! Мелочи, мелочи,
мелочи- заполонили всю жизнь.
М.Е.Салтыков- Щедрин
Слайд 5
Михаил Андреевич Ильин
(Осоргин)
1878-1942
Слайд 6
Михаил Андреевич Осоргин облегчил работу его будущих биографов. Он сам подробно
рассказал о своей жизни- в написанной в конце жизни книге воспоминаний «Времена», в десятках очерков. « Наше поколение, -говорил Осоргин ,- находится в исключительно выгодных мемуарных условиях: не успев состариться, мы прожили века». Неудивительно, что и в художественных его произведениях некоторые сюжеты имеют документальную основу, а многие герои- прототипов. Ведёт же повествование почти всегда рассказчик, которому автор передоверил собственные мысли и размышления.
Слайд 7
Осоргин – это псевдоним. Настоящая фамилия писателя- Ильин. Один из самых
древних русских дворянских родов.
Он родился и вырос в Перми, « в глубокой провинции, в деревянном доме, окружённом несчитанными десятинами, никогда не знавшими крепостного права», где «голубая кровь отцов окислилась…независимыми просторами, очистилась речной и родниковой водой, окрасилась заново в дыхании хвойных лесов». Уральские просторы, берега Камы, пермские леса… Даже объездив всю Европу, он будет считать их самыми прекрасными местами в мире, а годы, проведённые здесь,- лучшими университетами. « Всё, что мне позже открыли книги, что я принял из них и не отверг,- всё это было раньше вышито зелёной гладью на клубничном косогоре, родилось и жило подо мхами, под древесной корой, в бесчисленных норках, прыгало по веткам, стояло звонкой песней над крестьянским полем». Здесь, в родном городе, на пороге юности, было сделано удивительное открытие: «Цель жизни в самом ходе жизни, в движении, а не в какой-то последней точке».
Слайд 8
Устный журнал.
«Осоргин- служитель правды и справедливости».
Слайд 9
Анализ рассказа М.А.Осоргина «Пенсне».
Слайд 10
Какова тема и идея рассказа Осоргина «Пенсне»?
Какие замечания писателя
о жизни вещей, нас окружающих, вам показались правдивыми?
В рассказе Осоргина пенсне имеет «физиономию», «кристальную душу». Как называется используемый автором данный приём художественной выразительности? Дайте определение.
Слайд 11
Олицетворение- это перенесение человеческих черт на неодушевлённые предметы и явления;
метафора(гр.metaphora-
перенос )- переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому.
Слайд 12
Как показаны в рассказе Осоргина «Пенсне» ироничность описания пропавшего предмета?
Обратимся к
отрывку из рассказа Осоргина : от слов «Часы шагают, хворают, кашляют…» до «…суетливая сплетница- почтовая марка».
Какими качествами автор «награждает» представленные в отрывке вещи?
Слайд 13
Иван Сергеевич Шмелев
1873-1950
Даром воображения Иван Сергеевич Шмелёв был наделён в
полной мере. В детстве, когда читал басню про лису и виноград, видел : яркий солнечный день, лисьи глаза горят, язык вывалился, по нему бежит слюна…И самые обыденные предметы тоже оживали в его глазах.
« Живая была метла- бегала по двору за пылью, мёрзла в снегу и даже плакала. И половая щётка была живая, похожая на кота на палке. Стояла в углу- «наказана». Я утешал её, гладил её волосики..» Он говорил и с людьми, и с игрушками, и с тою же метлой или половой щёткой.
Слайд 14
Анализ рассказа «Как я стал писателем».
Как вы думаете, почему герой не
испытывал радости ?
Какое определение даёт искусству редактор «Русского обозрения»? Согласны ли вы с такой точкой зрения?
Как изменилось мировосприятие героя после публикации его произведения? Почему он говорит о необходимости «многое узнать, читать, вглядываться и думать…- готовиться»? Чем отличается, на ваш взгляд, писатель от обычного человека?
Слайд 15
Схема системы персонажей рассказа «Как я стал писателем».
Мир детства
Мир взрослых
Слайд 16
«Всеобщая история, обработанная «Сатириконом».
1910-1911
Аркадий Аверченко
Слайд 17
Что вы знаете о журнале «Сатирикон»? Откуда взялось такое название? Кто
публиковал на страницах журнала свои произведения?
Назовите настоящее имя Тэффи.
Прочитайте приведённые отрывки из «Всеобщей истории…» и объясните, как создаётся сатирический эффект?
« В одежде спартанцы были также очень скромны и просты. Только перед битвой наряжались они в более сложный туалет, состоявший из венка на голове и флейты в правой руке. В обычное же время отказывали себе в этом».
« Воспитание детей было очень суровое. Чаще всего их сразу убивали. Это делало их мужественными и стойкими».
« Женщина в Спарте пользовалась уважением, и ей разрешалось изредка тоже поговорить лаконически, чем она пользовалась, воспитывая детей и заказывая обед кухарке- илотке. Так, одна спартанка, отдавая щит сыну, сказала лаконически: « С ним или на нём». А другая, отдавая кухарке петуха для жарения, сказала лаконически: «Пережаришь- вздую».
Слайд 18
Какую функцию выполняют в тексте «Всеобщей истории…» следующие выражения:
цари грызлись
терпение
лопнуло
вместе тошно, а врозь скучно
с него взятки гладки
Уместно ли использование подобной лексики при создании исторического труда?
Какой стиль намеренно искажают авторы данного произведения?
Слайд 19
Надежда Александровна Бучинская
(Тэффи)
1872-1952
Слайд 20
Мир вещей
Мир людей
Система персонажей рассказа «Жизнь и воротник».
Слайд 21
Михаил Михайлович Зощенко
1894-1958
Слайд 22
Кто ведёт повествование в рассказе «История болезни»? Что вы можете сказать
об этом человеке? Откуда вы почерпнули эту информацию?
Какую функцию в рассказе Зощенко выполняют следующие слова и выражения :
чуть у него пар изо рту не идёт от жара
набуровим вам воды
распатроню
поднимаете тарарам
В начале 20 века преобразования в жизни общества влекли за собой изменения в языке, например, появилось много сложносокращённых слов. Рассказ Зощенко написан в это знаковое время. Найдите в тексте произведения слово, которое отражает тенденции новой эпохи. Что оно означает?
Слайд 24
Вашему вниманию предлагаются названия вещей, которые становились «героями» прочитанных вами произведений.
решето
с крыжовником
заячий тулупчик
белые замшевые перчатки
очки с тёмными стёклами, зонтик и калоши
Слайд 25Домашнее задание.
Написать мини-сочинение на тему: « Мир вещей в моей жизни».