Слайд 1ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ, ХАНТЫ – МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ – ЮГРА,
ХАНТЫ -
МАНСИЙСКИЙ РАЙОН МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО РАЙОНА
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА П. КЕДРОВЫЙ»
Мультимедийная разработка
урока литературы
в 8 классе
«Человек на войне»
(по поэме А.Т.Твардовского «Василий Тёркин»)
Хайбулина Залия Габдулловна,
учитель русского языка и литературы
п. Кедровый 2012 г.
Слайд 2Место проведения урока: школьный музей
Оборудование:
портрет Твардовского, портрет Василия Тёркина.
Реквизиты:
гармонь, шинель, котелок, пилотка, вещмешок
Слайд 3ТЕМА УРОКА:
«Человек на войне»
(по поэме А.Т.Твардовского «Василий Тёркин»)
Эпиграф:
«Василий Теркин» - это лучшее
из всего написанного о войне на войне»
(К.Симонов)
Слайд 4ЦЕЛЬ УРОКА:
Подвести итог изучения поэмы: от истории создания произведения до характеров
героев.
Слайд 5ЗАДАЧИ УРОКА:
1.Образовательные:
а) обобщение материала по поэме А.Т. Твардовского
«Василий Теркин» (показать знания текста, понимание идейно-художественного богатства поэмы, проникнуть в замысел автора);
б) систематизация литературоведческих понятий.
Слайд 62. Развивающие:
а) развитие ассоциативного и логического мышления;
б) развитие творческих способностей;
Слайд 7 3. Воспитательные:
а) научиться понимать чувства, переживания человека;
б) проникнуться гордостью за русский народ-победитель.
Слайд 8ХОД УРОКА:
Вступительное слово учителя (Вступительное слово учителя (C:\Users\User\Documents\SDV_0629.MP4Вступительное слово учителя (C:\Users\User\Documents\SDV_0629.MP4)
Отрывок
из главы «Перед боем» (учитель)
Глава «Переправа» (обзор содержания)
Отрывок из главы "Кто стрелял?» (Отрывок из главы "Кто стрелял?» (C:\Users\User\Documents\SDV_0629.MP4Отрывок из главы "Кто стрелял?» (C:\Users\User\Documents\SDV_0629.MP4)
Глава «Гармонь» (обзор содержания)
Частушки (поют учащиеся)Слайд 7Частушки (поют учащиеся)Слайд 7, Слайд 8Частушки (поют учащиеся)Слайд 7, Слайд 8, частушки
Глава «Два бойца» (инсценировка главы Два бойца.Глава «Два бойца» (инсценировка главы Два бойца.wmv)
Устное описание памятника В. Тёркину (о памятнике 1.Устное описание памятника В. Тёркину (о памятнике 1.wmvУстное описание памятника В. Тёркину (о памятнике 1.wmv),(памятник 2.Устное описание памятника В. Тёркину (о памятнике 1.wmv),(памятник 2.wmv)
Отрывок из главы «О награде» "(мария томилина.Отрывок из главы «О награде» "(мария томилина.wmv)
Выводы ( выводы.Выводы ( выводы.wmv)
Домашнее задание (домашнее задание.Домашнее задание (домашнее задание.wmv)
Слайд 9Эх, друг,
Кабы стук…
Кабы вдруг-
Мощёный круг!
Слайд 10
Кабы валенки отбросить,
Подковаться на каблук…
Это значит, Тёркин дома…
Слайд 11ЧАСТУШКИ
Распроклятая Германия
Затеяла войну.
Взяли милого, хорошего –
Оставили одну!
Меня любит автоматчик,
пулеметчик и
пилот.
За того пойду я замуж,
Кто фашиста крепче бьет.
Скоро с ёлочки иголочки
На землю упадут.
Скоро нам с тобой, подружка,
По винтовочке дадут.
И на фронте и в труде
Наш народ – герой везде!
Кто на нивах, кто в бою –
Все за Родину свою!
Слайд 12ИНСЦЕНИРОВКА ГЛАВЫ
«ДВА БОЙЦА»
И сидят они по-братски…
Вот не режет ,Точишь, точишь
Слайд 13На-ка, дед, бери, смотри…
Посмотрел бы, что с часами…
Слайд 14Что ты думаешь? Пошли…
Дед кипит…
Слайд 15И скажи, побьём мы немца?
С кем жила, не уважала…
Слайд 16Сало, сало, где там сало…
Помолчи уж, помолчи…
Слайд 17Ел он много, но не жадно…
Пей, отец,…
Слайд 18На печи в избе старуха…
Всю зачистил сковородку…
Слайд 19ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
- написать небольшой рассказ “Встреча Тёркина с поэтом через 60
лет”;
или
-сочинение-рассуждение по теме: “Василий Тёркин – обыкновенный парень”.
Слайд 21
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО РАЙОНА«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ
А. С.
МАКШАНЦЕВА П. КЕДРОВЫЙ
Самоанализ урока литературы
" Человек на войне "
(по поэме А.Т.Твардовского "Василий Тёркин")
Учитель: Хайбулина Залия Габдулловна
Предмет: литература
Класс: 8
Слайд 22Тип урока: урок обобщения и систематизации изученного. И соответственно,
цель урока:
Подвести итог изучения поэмы: от истории создания произведения до характеров героев. Для осуществления этой цели были поставлены следующие задачи:
1.Образовательные: а) обобщение материала по поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин» (показать знания текста, понимание идейно-художественного богатства поэмы, проникнуть в замысел автора); б) систематизация литературоведческих понятий.
2. Развивающие: а) развитие ассоциативного и логического мышления; б) развитие творческих способностей;
3. Воспитательные: а) научиться понимать чувства, переживания человека; б) проникнуться гордостью за русский народ-победитель.
Слайд 23 На уроке использовались как общеклассные, так и групповые, индивидуальные формы
работы.
Место проведения, школьный музей, выбрано не случайно: атмосфера быта крестьянской избы, стенды, макеты, военная форма…- всё это должно было настроить детей на соответствующее восприятие произведения. Методы: Проблемно-поисковый, методы и средства, обеспечивающие активизацию учебно-познавательной деятельности учащихся, управление учебной деятельностью, технология игрового обучения.
Беседа, опрос, чтение наизусть, инсценировка эпизода, защита проекта памятника Василию Тёркину, пение частушек - приемы, которые были использованы на разных этапах урока.
Слайд 24Класс по уровню обученности средний. Пятеро учащихся на уроках проявляют особый
интерес к предмету, работают активно, читают все программные произведения. Имеют навыки осознанного выразительного чтения, анализа произведения. Два ученика работают в меру способностей, стараются, читают в рамках программы. Четверо учащихся осваивают только обязательный минимум, не всё успевают прочитывать, не обладают навыками монологической речи . Но в этом классе интересно проводить открытые уроки, т.к. высказывают своё мнение, поддерживают разговор, даже слабые учащиеся.
Слайд 25При подготовке к уроку всегда учитываю, что дети достаточно артистичны (не
отказываются поучаствовать в инсценировках и слабоуспевающие учащиеся), поэтому в этом классе почти все уроки по обобщению творчества какого-либо писателя или поэта проходят с инсценировкой, т.е. как урок-концерт, урок-спектакль. Стараюсь сделать всё, чтобы уроки литературы учащимся запомнились надолго. На такие уроки приглашаем родителей, учителей, часто выступаем и перед всей школой. (В этом учебном году показывали сцены из комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»)
Слайд 26
На уроке время было распределено рационально: всё запланированное удалось осуществить.
Этапы
урока выдержаны. Было проверено и домашнее задание ( учащиеся готовили проект памятника Василию Тёркину). Также учащиеся должны были вспомнить все главы, изученные нами. И, конечно же, как и на любом уроке, учащиеся услышали кое-что новое (чтобы заинтересовать произведением, я читала отрывки из глав, с которыми на уроках не знакомились).
С урока учащиеся ушли неравнодушными - это самое главное условие проведения всех уроков литературы.
Слайд 27
Урок цели достиг: итоги по произведению подвели, особое внимание уделили
образу главного героя, но и не забыли про эпизодических героев, которые также помогают полнее раскрыть образ Василия Тёркина. Задачи урока выполнены, особо хочется сказать о воспитательных задачах: научиться понимать чувства, переживания человека; проникнуться гордостью за русский народ-победитель, т.к. уроки литературы имеют в большей степени воспитательное значение, нежели обучающее, для выполнения этих задач урок и был проведён в музее (кстати не в первый раз), экспозиции, альбомы, макеты – уже дали положительный эффект в восприятии произведения.
Слайд 28PS
Домашнее сочинение было выполнено всеми учащимися, особенно удачны работы Жевлакова
С, Томилиной М, Пахтышевой М., они показали не только знание произведения, умение анализировать, но и умение красиво и логично мыслить.