Презентация, доклад по литературе 5 класс

Содержание

Волшебная героическая сказка Тема мирного труда и защиты родной земли. Нравственное превосходство главного героя.

Слайд 1Русская народная сказка «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»

Русская народная сказка «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»

Слайд 2Волшебная героическая сказка
Тема мирного труда и защиты родной земли.

Нравственное превосходство главного героя.
Волшебная героическая сказка  Тема мирного труда и защиты родной земли.  Нравственное превосходство главного героя.

Слайд 3Цели урока:
Работа над составлением плана сказки.
Рассмотреть особенности волшебной сказки.
Прививать учащимся любовь

к Родине на примере образа Ивана-крестьянского сына.

Цели урока:Работа над составлением плана сказки.Рассмотреть особенности волшебной сказки.Прививать учащимся любовь к Родине на примере образа Ивана-крестьянского

Слайд 4План сказки.
1. Отправились братья с чудом-юдом сражаться, землю русскую защищать.
2. Сражение

Ивана – крестьянского сына с чудом-юдом:
а) первая битва;
б) вторая битва;
в) третья битва.
4. Столкновение с чудо-юдовым племенем.
5. Братья вернулись домой.





План сказки.1. Отправились братья с чудом-юдом сражаться, землю русскую защищать.2. Сражение Ивана – крестьянского сына с чудом-юдом:

Слайд 5
- Найдите зачин и концовку сказки. Какая деталь повторилась?

В зачине мы знакомимся с братьями, выросшими в крестьянской семье. Это люди, занимающиеся земледельческим трудом.
Концовка говорит о возвращении их к этому труду.
Можно ли по этой детали определить вид сказки как бытовая? Какая же это сказка?
Сказку нельзя считать бытовой, так как в основе её содержания – рассказ о подвигах младшего сына во имя родной земли. Мирному пахарю пришлось стать воином-богатырём и сразиться с необыкновенным чудищем. Эта сказка волшебная, но и героическая одновременно.
- Найдите зачин и концовку сказки. Какая деталь повторилась?   В зачине мы знакомимся с братьями,

Слайд 6
- Как вы объясните название сказки? Почему речь идёт только об

одном герое и чуде-юде?
Братья отправляются втроём на борьбу с чудом-юдом, но настоящим героем оказывается только младший брат. Поэтому сказка называется «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо».

- Как вы понимаете слово «герой»? Сколько значений имеет это слово?
Герой – это действующее лицо, персонаж художественного произведения.
Герой – человек, совершивший героический поступок. Мы можем назвать героями , то есть персонажами всех братьев, но героический поступок совершает только младший брат Иван.


- Как вы объясните название сказки? Почему речь идёт только об одном герое и чуде-юде?

Слайд 7
- Чем занимались старик и старуха – родители трёх братьев?

Старик и старуха, родители трёх сыновей, были крестьянами. В сказке об этом говорится так: «Жили они – не ленились, целый день трудились: пашню пахали да хлеб засевали».
- Чем занимались старик и старуха – родители трёх братьев?    Старик и старуха, родители

Слайд 8
- Почему братьям пришлось уехать из родной деревни?

Братьям пришлось уехать из родной деревни, потому что они решили вступить в битву с чудом-юдом поганым, которое собиралось «на их землю напасть, всех людей истребить, города-сёла огнём спалить».
- Почему братьям пришлось уехать из родной деревни?    Братьям пришлось уехать из родной деревни,

Слайд 9- Кого встретили братья в сожжённой деревне? Что убедило братьев, что

не напрасно они покинули родную землю и поехали с «чудом-юдом сразиться»?
В сожжённой деревне братья встретили старую старуху. Старуха рассказала, что злодей уже все ближние царства «разорил, разграбил, лютой смерти предал». Поняли братья, что не напрасно они покинули родную землю и поехали с чудом-юдом сражаться. Нужно было победить чудо-юдо и спасти людей от беды.
- Кого встретили братья в сожжённой деревне? Что убедило братьев, что не напрасно они покинули родную землю

Слайд 10
- Почему старшие братья не хотели брать Ивана с собой на

битву?
Молод ещё, то есть неопытен, не осторожен, не испытан в бою.
Докажите, что их опасения были напрасны.
Именно Иван учит братьев осторожности: «Ну, братцы, заехали мы в чужедальнюю сторону, надо нам ко всему прислушиваться да приглядываться».
Иван выиграл три битвы с врагами, пока братья крепко спали; Иван раскрыл коварный замысел чудо-юдовых жён.


- Почему старшие братья не хотели брать Ивана с собой на битву?    Молод ещё,

Слайд 11
- Как проявили себя братья в дозоре?
Старший

брат первым пошёл в дозор и уснул.

Младшему брату не спалось. Он вышел к реке Смородине, обнаружил предательство брата и стал сам сторожить переезд.

Когда появилось чудо-юдо шестиголовое, он вступил с ним в бой и победил его.
- Как проявили себя братья в дозоре?    Старший брат первым пошёл в дозор и

Слайд 12
Средний брат в дозоре тоже заснул в

кустах.

- Докажите, что во время 2-й битвы Иван проявил не только мужество, но и находчивость.
Он догадался бросить в глаза чудищу песок, чтобы получить необходимую в бою передышку.
Средний брат в дозоре тоже заснул в кустах.- Докажите, что во время 2-й

Слайд 13
- Перескажите эпизоды первого, второго и третьего боёв. При помощи каких

деталей нагнетается чувство опасности?
Враг сначала был с шестью, потом с девятью и, наконец, с двенадцатью головами.

Усиливается ощущение тревоги и в природе, которая в сказках всегда одушевлена: перед первой битвой «на реке воды взволновались, на дубах орлы закричали»; перед второй битвой «на реке воды взволновались, на дубах орлы раскричались»; перед третьей битвой «сыра земля закачалась, воды в реке взволновались, буйные ветры завыли, на дубах орлы закричали».

- Перескажите эпизоды первого, второго и третьего боёв. При помощи каких деталей нагнетается чувство опасности?

Слайд 14- Почему каждый новый бой с чудом-юдом для Ивана – крестьянского

сына становится всё тяжелее?

Ивану было тяжело, потому что он знал о том,
что братья предали не только его, но и всю землю, и ему надеяться не на кого. В третьем бою Иван чуть не погиб от предательства братьев, которые обещали не спать и всё же заснули. Спас от гибели верный конь, который отвлёк внимание чуда-юда о двенадцати головах.

- Почему каждый новый бой с чудом-юдом для Ивана – крестьянского сына становится всё тяжелее?

Слайд 15
- Кичится ли, хвастается ли Иван своими подвигами? Чем он отличается

от старших братьев?
Братья много обещают: «пойдём мы на чудо-юдо», «будем с ним биться насмерть», но ничего не делают.
Иван же напротив, не мастер слова говорить, мастер дело делать.
- Кичится ли, хвастается ли Иван своими подвигами? Чем он отличается от старших братьев?

Слайд 16
- О какой черте характера героя говорит произведённая им разведка у

теремов чудо-юдовых жён?
Иван узнал о замыслах змеевых жён. Это говорит о его острожности, предусмотрительности, бдительности.
«Кто предупреждён, тот вооружён», - говорит пословица.
- О какой черте характера героя говорит произведённая им разведка у теремов чудо-юдовых жён?

Слайд 17- Как жёны чуда-юда решили отомстить братьям? Удалось ли им это?

- Как жёны чуда-юда решили отомстить братьям? Удалось ли им это?

Слайд 18
- Кто выступает в сказке в качестве волшебных помощников?

Добрый конь, выручивший Ивана в третьем бою, кузнецы, спасшие братьев от змеихи-матери.

- Кто олицетворяет вражеские силы, зло в сказке?
Три чуда-юда, их жёны, змеиха-мать олицетворяют зло, коварство, насилие, смерть.
Их сопровождают чёрный пёс и чёрный ворон – символы людского горя и бедствия.
- Кто выступает в сказке в качестве волшебных помощников?    Добрый конь, выручивший Ивана в

Слайд 19Проследите по тексту, как называют Ивана – крестьянского сына в начале,

середине и конце сказки?

В начале сказки братья называют младшего
Иванушкой: «молод он ещё, чтобы на бой идти».
Иванушка – это ласковое имя. Так называют обычно маленьких, младших.

В середине сказки сказитель называет героя Иваном.
Обращение «Иван» - уважительное.

Чудо-юдо, змеиха и сказитель в середине сказки называют его «Иван - крестьянский сын». Это похоже на обращение по имени и отчеству (в старину говори-ли – Иван Петров сын). Обращение по имени и отчеству надо было заслужить.

Проследите по тексту, как называют Ивана – крестьянского сына в начале, середине и конце сказки?

Слайд 20Какие черты Ивана -крестьянского сына раскрываются:

Какие черты Ивана -крестьянского сына раскрываются:

Слайд 21
- Сравните финалы сказок «Царевна-лягушка» и «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо». В

обоих случаях добро победило зло, но в чём разница?
В обоих сказках герой победил и вознаграждён за свою смелость, ответственность.
Но подвиг Ивана – это и освобождение для родной земли: «Без страху люди жить стали», продолжили заниматься мирным трудом. Победило добро для всех.


- Сравните финалы сказок «Царевна-лягушка» и «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо». В обоих случаях добро победило зло, но

Слайд 22 Поэтика сказки Как в этой сказке проявляется цифра 3?
- У старика

и старухи было 3 сына,
- 3 ночи братья в дозор ходили,
- 3 раза Иван – крестьянский сын сражался с чудом-юдом,
- в каждом бою у чуда-юда прибавлялось по 3 головы,
- в последнем бою 3 раза звал Иван своих братьев на помощь,
- у чуда- юда было 3 жены,
- по возвращении домой братьям на пути 3 раза встречались жёны чуда-юда, которые хотели навредить им.
Поэтика сказки Как в этой сказке проявляется цифра 3?    - У старика

Слайд 23Задание на дом:
стр. 38, вопросы и задания

Задание на дом: стр. 38, вопросы и задания

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть