Презентация, доклад по литературе 11 класс. Ссылка на каторгу. Влияние каторги на характер и мировоззрение Достоевского

Содержание

Весной 1846 г. Достоевский познакомился с М.В. Буташевичем-Петрашевским, дворянином по происхождению, чиновником по роду службы, социалистом по убеждениям, в доме которого в Коломне собиралась молодежь разных званий, чинов и занятий. Среди них бывал поэт А.Н. Плещеев,

Слайд 1

Презентация по теме:

Ссылка на каторгу.
Влияние каторги на характер и мировоззрение Достоевского


Слайд 2Весной 1846 г. Достоевский познакомился с М.В. Буташевичем-Петрашевским, дворянином по происхождению,

чиновником по роду службы, социалистом по убеждениям, в доме которого в Коломне собиралась молодежь разных званий, чинов и занятий. Среди них бывал поэт А.Н. Плещеев, критик В.Н. Майков, писатель
М.Е. Салтыков. Споры о текущей политике царизма, крепостничестве сочетались с обсуждением революционных событий в Европе, с теоретическими дискуссиями о путях переустройства общества на разумных, справедливых гуманистических основаниях.
Весной 1846 г. Достоевский познакомился с М.В. Буташевичем-Петрашевским, дворянином по происхождению, чиновником по роду службы, социалистом по

Слайд 3На заседаниях кружка Достоевский открыто высказывался против крепостного права, читал запрещенное

письмо Белинского Гоголю, а в начале 1849 г. вошел в состав радикальной группы H.A. Спешнева и принимал участие в планах создания типографии, где бы печатались книги, журналы «с целью произвести переворот в России».
На заседаниях кружка Достоевский открыто высказывался против крепостного права, читал запрещенное письмо Белинского Гоголю, а в начале

Слайд 4Петропавловская крепость( здесь в камере № 7 во время следствия находился

Ф.М.Достоевский)

В апреле 1849 г. произошли массовые аресты петрашевцев. Среди заточенных в Алексеевском равелине Петропавловской крепости был и «один из важнейших», по словам самого императора, писатель Ф.М.Достоевский,

восемь месяцев проведший с товарищами в сыром, холодном каземате. Уполномоченные от имени государя жандармы обещали прощение, если будет рассказано все дело. «Я молчал», — вспоминал Достоевский. «Я знаю, что был осужден за мечты, за теории». 24 декабря вместе с двадцатью одним товарищем он был готов к смертной казни. 

Петропавловская крепость( здесь в камере № 7 во время следствия находился Ф.М.Достоевский)В апреле 1849 г. произошли массовые

Слайд 5 «…Если, например, пытка; при этом страдания и раны, мука

телесная, и, стало быть, все это от душевного страдания отвлекает, так что одними только ранами и мучаешься, вплоть пока умрешь. А ведь главная, самая сильная боль, может, не в ранах, а вот, что вот знаешь наверно, что вот через час , потом через десять минут, потом через полминуты, потом теперь, вот сейчас — душа из тела вылетит, и что человеком уж больше не будешь.
Убийство по приговору несоразмерно ужаснее, чем убийство разбойничье…»

Ф.М.Достоевский

Отрывок из монолога о казни князя Мышкина (из романа «Идиот»)

«…Если, например, пытка; при этом  страдания и раны, мука телесная, и, стало быть, все это

Слайд 6«Мы, петрашевцы, стояли на эшафоте и выслушивали наш приговор без малейшего

раскаяния... в ту минуту ... чрезвычайное большинство из нас почли бы за бесчестье отречься от своих убеждений ... Почти все приговоренные были уверены, что приговор будет исполнен, и вынесли ... десять ужасных, безмерно страшных минут ожидания смерти ... но то дело, за

которое нас осудили, те мысли, те понятия, которые владели нашим духом, представлялись нам не только не требующими раскаяния, но даже чем-то нас очищающим, мученичеством, за которое многое нам простится!  «Я был во второй очереди, и жить мне оставалось не больше минуты». И вдруг — рескрипт о помиловании!... «Зачем такое ругательство, безобразное, ненужное и напрасное?»

Ф.М.Достоевский

«Мы, петрашевцы, стояли на эшафоте и выслушивали наш приговор без малейшего раскаяния... в ту минуту ... чрезвычайное

Слайд 7 П.Е. Анненкова А.Г.

Муравьева Н.Д. Фонвизина

Во время короткого пребывания в Тобольске на пути к месту каторги писатель встретился с жёнами, сосланных еще в 1826 г. декабристов. Женщины подарили ему Евангелие, которое он хранил всю жизнь. С этим подарком Достоевский получил глубокий духовный импульс, толкнувший, может быть, впервые писателя к смене мировоззренческих позиций. Именно в Сибири изменились его убеждения. «Постепенно и после очень-очень долгого времени», — подчеркивал писатель.

П.Е. Анненкова        А.Г. Муравьева

Слайд 8«Перерождение убеждений» началось с беспощадного суда над самим собой и над

всей прошлой жизнью. «Помню, что в то время, — писал впоследствии Достоевский о своей каторге, — несмотря на сотни товарищей, я был в страшном уединении, и я полюбил, наконец, это уединение. Одинокий душевно, я пересматривал всю прошлую жизнь, перебирал всё до последних мелочей, вдумывался в моё прошлое, судил себя неумолимо и строго и даже в иной час благословлял судьбу за то, что она послала мне это уединение, без которого не состоялся ни этот суд над собой, ни этот суд над самим собой, ни этот строгий пересмотр прежней жизни. И какими надеждами забилось тогда моё сердце! Я думал, я решил, я клялся себе, что уже не будет в моей будущей жизни тех ошибок, ни тех падений, которые были прежде… Я ждал, я звал поскорее свободу, я хотел испробовать себя вновь на новой борьбе… Свобода, новая жизнь, воскресенье из мёртвых. Экая славная минута!»
«Перерождение убеждений» началось с беспощадного суда над самим собой и над всей прошлой жизнью. «Помню, что в

Слайд 9«...те 4 года считаю я за время, в которое я был

похоронен живой и зарыт в гробу... Это было страдание невыразимое, бесконечное, потому что всякий час, всякая минута тяготела как камень у меня на душе». «И в каторге между разбойниками я отличил наконец людей. Есть характеры глубокие, сильные, прекрасные, и как весело было под грубой корой отыскать золото ... Сколько я вынес из каторги народных типов, характеров! ... На целые тома достанет».

Фёдор Достоевский в письме брату Михаилу

«...те 4 года считаю я за время, в которое я был похоронен живой и зарыт в гробу...

Слайд 10Четыре года Достоевский читает на каторге одну книгу — Евангелие— единственную

книгу разрешенную в остроге. Постепенно рождается «новый человек», начинается «перерождение убеждений». Четыре года страданий невыразимого, бесконечного явились поворотным моментом в духовной биографии.
Четыре года Достоевский читает на каторге одну книгу — Евангелие— единственную книгу разрешенную в остроге. Постепенно рождается

Слайд 11Для Достоевского настало время отрезвления. Общественно-политические убеждения, в которых прежде виделся

залог «обновления и воскрешения» человечества, оцениваются им теперь как заблуждение, «мечтательный бред». Его он с течением времени отверг «радикально». В начале же пятидесятых он ощущал себя в состоянии глубочайшего душевного кризиса, в ситуации мучительного поиска новых идеалов, жизненного смысла, общезначимых ценностей. Иногда казалось, что решение найдено: «Если искать братства и благообразия, то их надо искать на божеских религиозных основаниях».
Для Достоевского настало время отрезвления. Общественно-политические убеждения, в которых прежде виделся залог «обновления и воскрешения» человечества, оцениваются

Слайд 12  Достоевский пришел на каторгу как революционер, активный борец за счастье

народа, которого не знал; судьба свела его с народом черным, «с разбойниками, с людьми без человеческих чувств, с извращенными правилами» . Рожденные на каторге серьезные разочарования в человеке, ужас перед безднами людского зла породят в дальнейшем творчестве устойчивые мотивы страшных человеческих пороков, художественный анализ труднообъяснимых разрушительных поступков. И все же писатель, переживая, по его словам, «непосредственное соприкосновение с народом», ищет и ощущает «братское соединение с ним в общем несчастье»
  Достоевский пришел на каторгу как революционер, активный борец за счастье народа, которого не знал; судьба свела

Слайд 13Так в сознании Достоевского зреют новые убеждения: благородные сословия, разделенные с

простонародьем глубокой бездной, должны принять народную правду, «смириться» перед народом, даже «у него поучиться», принять безраздельно его веру. Именно религиозное чувство может, считает теперь Достоевский, стать средством соединения с народом.
Так в сознании Достоевского зреют новые убеждения: благородные сословия, разделенные с простонародьем глубокой бездной, должны принять народную

Слайд 14В марте 1854 г. последовало облегчение участи осужденного: каторга сменилась ссылкой.

Служба рядовым, затем унтер-офицером и прапорщиком в Семипалатинске, дружба с местным прокурором, юристом, дипломатом и археологом
А.Е. Врангелем, женитьба на вдове М.Д. Исаевой в Кузнецке, периодическое обострение тяжелой болезни, работа над новыми произведениями — таковы события этого времени.
В марте 1854 г. последовало облегчение участи осужденного: каторга сменилась ссылкой. Служба рядовым, затем унтер-офицером и прапорщиком

Слайд 15Список использованной литературы:

http://studlib.com/content/view/2163/31/

http://dmurashev.livejournal.com/2490.html

http://www.dostoevskiy.net.ru/lib/ar/author/818

http://www.epwr.ru/quotauthor/403/

http://fedordostoevskiy.ru/dostpochemu-dostoevskij-popal-na-katorgu.html

Список использованной литературы:http://studlib.com/content/view/2163/31/http://dmurashev.livejournal.com/2490.htmlhttp://www.dostoevskiy.net.ru/lib/ar/author/818http://www.epwr.ru/quotauthor/403/http://fedordostoevskiy.ru/dostpochemu-dostoevskij-popal-na-katorgu.html

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть