Презентация, доклад по литературе (10 класс) Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина

Тема поэта и поэзииДля Пушкина тема поэта и поэзии и его призвания была одной из центральных в творчестве. Вся лирика данной тематики носит характер исповедальности и выстраданности.

Слайд 1«Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина»

«Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина»

Слайд 2Тема поэта и поэзии
Для Пушкина тема поэта и поэзии и его

призвания была одной из центральных в творчестве. Вся лирика данной тематики носит характер исповедальности и выстраданности.
Тема поэта и поэзииДля Пушкина тема поэта и поэзии и его призвания была одной из центральных в

Слайд 3Само творчество воспринимается поэтом как дар, данный свыше, который требует от

поэта жертвенности. Многие стихотворения на тему поэта и поэзии создаются А. С. Пушкиным по мотивам известных сюжетов, однако поэт их перерабатывает и иначе расставляет акценты, придавая произведению современное звучание, а известной теме - своё толкование.
Само творчество воспринимается поэтом как дар, данный свыше, который требует от поэта жертвенности. Многие стихотворения на тему

Слайд 4Тема поэта и поэзии в раннем творчестве Пушкина.
Тема предназначения волновала поэта

на протяжении всей жизни, и стихотворения данной тематики появляются ещё в ранний период творчества Пушкина. Это такие стихи как : «К Жуковскому»(1816), «К портрету Жуковского»(1818), «Деревня»(1819) и другие.
Тема поэта и поэзии в раннем творчестве Пушкина.Тема предназначения волновала поэта на протяжении всей жизни, и стихотворения

Слайд 5Автор начинает задумываться о своей роли в жизни общества и мечтает

о даре воздействия на людей поэтическим слово:
« О, если б голос мой умел сердца тревожить!
Почто в груди моей горит бесплодный жар
И не дан мне судьбой Витийства грозный дар?»
(«Деревня» 1819)
Автор начинает задумываться о своей роли в жизни общества и мечтает о даре воздействия на людей поэтическим

Слайд 6Эволюция темы
В последующих годах тема получила новое осмысление. Стихотворение «Пророк»(1826) в

основе имеет библейский сюжет о пророке Исаии и продолжает традиции М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина.
Эволюция темыВ последующих годах тема получила новое осмысление. Стихотворение «Пророк»(1826) в основе имеет библейский сюжет о пророке

Слайд 7Служении поэзии, по мнению Пушкина, сродни высокой деятельности пророка. Лирический герой,

«духовной жаждою томим», проходя через мучительное преображение, получает от шестикрылого Серафима не только «вещие зеницы», но и цель собственного пути:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли
Глаголом жги сердца людей»

Служении поэзии, по мнению Пушкина, сродни высокой деятельности пророка. Лирический герой, «духовной жаждою томим», проходя через мучительное

Слайд 8Через боль и смертные страдания к герою приходит очищение от человеческой

слабости. Особую экспрессию здесь создаёт приём антитезы, используемый Пушкиным, чтобы подчеркнуть разительность перемен: язык «грешный», «и празднословный и лукавый» — «жало мудрыя змеи»; «сердце трепетное» — «угль, пылающий огнем» и др.
Через боль и смертные страдания к герою приходит очищение от человеческой слабости. Особую экспрессию здесь создаёт приём

Слайд 9Поэт, перерождаясь морально и физически, платит дорогую цену за право нести

Слово людям. Гуманистическая идея пророческой деятельности Поэта продолжает желание, высказанное А. С. Пушкиным еще в «Деревне»:

«О, если б голос мой умел сердца тревожить!»

Поэт, перерождаясь морально и физически, платит дорогую цену за право нести Слово людям. Гуманистическая идея пророческой деятельности

Слайд 10Верность Поэта призванию, несмотря на все житейские бури и грозы, звучит

в стихотворении «Арион» (1827), в ос­нове которого лежит легенда, переданная Геродотом и пре­ображенная Пушкиным в сюжет о крушении пловцов-декабристов. Даже гибель «кормщика» и «пловца» не может заставить замолчать голос спасшегося:

«Лишь я, таинственный певец,
На берег выброшен грозою,
Я гимны прежние пою
И ризу влажную мою
Сушу на солнце под скалою.»

Верность Поэта призванию, несмотря на все житейские бури и грозы, звучит в стихотворении «Арион» (1827), в ос­нове

Слайд 11Стихотворения «Поэт» (1827), «Поэт и толпа» (1828), Поэту» (1830) продолжают развитие

темы поэта и поэзии в творчестве А. С. Пушкина и декларируют идею свободы и независимости поэта от светской толпы, глухой и равнодуш­ной к истинному творчеству:

Тоскует он в забавах мира,
Людской чуждается молвы,
К ногам народного кумира
Не клонит гордой головы…

(«Поэт» 1827)

Стихотворения «Поэт» (1827), «Поэт и толпа» (1828), Поэту» (1830) продолжают развитие темы поэта и поэзии в творчестве

Слайд 12Миссия Поэта — служить вечным ценностям и идеалам, не обращая внимания

на «суд глупца и смех толпы»:

Ты царь: живи один.
Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.
Они в самом тебе.
Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
(«Поэту» 1830)

Миссия Поэта — служить вечным ценностям и идеалам, не обращая внимания на «суд глупца и смех толпы»:Ты

Слайд 13Поэт должен иметь чуткую душу, чтобы слышать «боже­ственный глагол». Лишь Всевышний,

дающий поэтический дар человеку, вправе беспристрастно оценить, как этим со­кровищем распоряжается его избранник.
Поэт должен иметь чуткую душу, чтобы слышать «боже­ственный глагол». Лишь Всевышний, дающий поэтический дар человеку, вправе беспристрастно

Слайд 14В 1831 г. А. С. Пушкин создает стихотворение «Эхо», в котором

сравнивает Поэта с «откликом в воздухе» …«всяко­го звука», проводя мысль о нерасторжимости художника с жизнью, его окружающей. Отрешиться от действительности истинный творец не может.
В 1831 г. А. С. Пушкин создает стихотворение «Эхо», в котором сравнивает Поэта с «откликом в воздухе»

Слайд 15Тема поэта и его назначения достигает апофеоза в стихо­творении «Я памятник

себе воздвиг…» (1836). Здесь А. С. Пуш­кин продолжает тему Ломоносова, который первый перевел оду Горация «К Мельпомене» на русский язык, а также Дер­жавина, подражавшего ей в своем стихотворении «Памят­ник». Пушкин дает свое понимание «нерукотворного памят­ника».
Тема поэта и его назначения достигает апофеоза в стихо­творении «Я памятник себе воздвиг…» (1836). Здесь А. С.

Слайд 16Как итог размышлений о назначении Поэта звучит предпоследняя строфа стихотворения:
И долго

буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал.
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.

(«Я памятник себе воздвиг…» 1836)
Как итог размышлений о назначении Поэта звучит предпоследняя строфа стихотворения: И долго буду тем любезен я народу,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть