Презентация, доклад по литературе (1 курс)

Содержание

БИОГРАФИЯЧернышевский Николай Гавриловичрусский революционер и мыслитель, писатель, экономист, философ. Родился в Саратове в семье священника.

Слайд 1Николай Гаврилович Чернышевский
Жизнь
творчество
роман «Что делать?»



Николай Гаврилович ЧернышевскийЖизнь творчество роман «Что делать?»

Слайд 3БИОГРАФИЯ

Чернышевский Николай Гаврилович
русский революционер и мыслитель, писатель, экономист, философ. Родился в

Саратове в семье священника.


БИОГРАФИЯЧернышевский Николай Гавриловичрусский революционер и мыслитель, писатель, экономист, философ. Родился в Саратове в семье священника.

Слайд 4Биография

Биография

Слайд 5«ПОЖИРАТЕЛЬ КНИГ»

«ПОЖИРАТЕЛЬ КНИГ»

Слайд 6ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ

ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ

Слайд 71846-1850 – обучается в Петербургском университете на историко-филологическом факультете.


1846-1850 – обучается в Петербургском университете на историко-филологическом факультете.

Слайд 8ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Слайд 9САРАТОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ

САРАТОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ

Слайд 10Чернышевский не штудировал учебник литературы – «Риторику» Команского, а читал сочинения

Жуковского, Лермонтова, Пушкина, и «критически» разбирал их.


Чернышевский не штудировал учебник литературы – «Риторику» Команского, а читал сочинения Жуковского, Лермонтова, Пушкина, и «критически» разбирал

Слайд 11Личная жизнь
Знакомится с дочерью врача Ольгой Сократовной Васильевой (Чернышевской). Домашняя обстановка

девушки очень тяжёлая: домострой, подчинение материнской воле. Чернышевский хотел равенства в семье, вызволить девушку из «семейного плена».
Николай Гаврилович боялся за девушку, предупреждал, что собирается посвятить себя делу, что жизнь будет связана с политикой и придется сидеть в тюрьмах, а может быть, погибнуть. Девушка была согласна помогать будущему мужу.


Личная жизньЗнакомится с дочерью врача Ольгой Сократовной Васильевой (Чернышевской). Домашняя обстановка девушки очень тяжёлая: домострой, подчинение материнской

Слайд 121853 свадьба, отъезд в Петербург, преподавание в Кадетском корпусе.

1853 свадьба, отъезд в Петербург, преподавание в Кадетском корпусе.

Слайд 13Кадетский корпус

Кадетский корпус

Слайд 14Работа над диссертацией «Эстетические отношения искусства к действительности»

Работа над диссертацией «Эстетические отношения искусства к действительности»

Слайд 15В 1855 Ч. защитил магистерскую диссертацию, которая положила начало разработке материалистической

эстетики в России.

Самое дорогое и прекрасное для нас жизнь.
Но не всякая жизнь, а «жизнь, какая она должна быть»
Жизнь выше искусства – главная мысль.


В 1855 Ч. защитил магистерскую диссертацию, которая положила начало разработке материалистической эстетики в России. Самое дорогое и

Слайд 16Журнал «Современник»

Журнал «Современник»

Слайд 17Журнал «Современник»
Журнал «Современник»

Журнал «Современник»Журнал «Современник»

Слайд 18Крестьянская реформа 1961 года

Крестьянская реформа 1961 года

Слайд 19ПРОКЛАМАЦИИ

ПРОКЛАМАЦИИ

Слайд 20РУССКИЕ ГЕНИИ

РУССКИЕ ГЕНИИ

Слайд 21«... Он умел, — писал В. И. Ленин, — влиять на

все политические события его эпохи в революционном духе, проводя — через препоны и рогатки цензуры — идею крестьянской революции, идею борьбы масс за свержение всех старых властей»

1861г. Статьи по поводу освобождения крестьян. Возможное участие в организации «Земля и воля».
1862. статьи о студенческих волнениях (новые правила запрещали студенческие корпорации, вводили обязательную плату за обучение. Демонстрации.
Слежка за Чернышевским, арест. Закрытие возглавляемого «Современника» на 8 месяцев.


«... Он умел, — писал В. И. Ленин, — влиять на все политические события его эпохи в

Слайд 22Тюремное заключение в Петропавловской крепости

Тюремное заключение в Петропавловской крепости

Слайд 23Петропавловская крепость
Здесь, в одиночной камере, Чернышевский пробыл 688 дней(22 месяца).

Петропавловская крепостьЗдесь, в одиночной камере, Чернышевский пробыл 688 дней(22 месяца).

Слайд 24ДЕЛО ЧЕРНЫШЕВСКОГО

ДЕЛО ЧЕРНЫШЕВСКОГО

Слайд 25Камера – одиночка в Алексеевском равелине. Здесь написан роман «Что делать?»

Здесь писатель проведет около двух лет.


Камера – одиночка в Алексеевском равелине. Здесь написан роман «Что делать?» Здесь писатель проведет около двух лет.

Слайд 26 Мрачный каземат
Петропавловской крепости.

Ни

один звук не проникает извне сквозь толстые, холодные, сырые стены. Лишь гулкие шаги часового, мерно шагающего по коридору, слышны за железной дверью.
В одной из камер у откидного столика при свете тусклой лампы склоненная над рукописью фигура. Быстро покрываются страницы убористыми строчками, листы сменяют друг друга. Заключенный — государственный преступник, известный публицист и литератор, один из идейных вождей русского революционно-демократического движения — Николай Гаврилович Чернышевский.
Мрачный каземат Петропавловской крепости.     Ни один звук не проникает извне сквозь

Слайд 271864 суд и «гражданская казнь»
Приговор каторжные работы – 14 лет (впоследствии

Александр || заменил на 7 лет), далее поселение в Сибири навсегда.
В знак лишения гражданских прав и состояния над головой была сломана шпага, затем он был поставлен на полчаса к позорному столбу – полетел букет цветов.


1864 суд и «гражданская казнь»Приговор каторжные работы – 14 лет (впоследствии Александр || заменил на 7 лет),

Слайд 29,
«Чернышевский поставлен нами к позорному столбу на четверть часа… а сколько

лет будем стоять мы?»

ГЕРЦЕН ПИСАЛ:

,«Чернышевский поставлен нами к позорному столбу на четверть часа… а сколько лет будем стоять мы?»ГЕРЦЕН ПИСАЛ:

Слайд 31СВИДАНИЕ С ЖЕНОЙ
1866 – состоится свидание с женой и сыном Михаилом

(6 лет)
Следующее свидание будет через 17 лет


СВИДАНИЕ С ЖЕНОЙ1866 – состоится свидание с женой и сыном Михаилом (6 лет) Следующее свидание будет через

Слайд 32ДЕТИ Н.ЧЕРНЫШЕВСКОГО

ДЕТИ Н.ЧЕРНЫШЕВСКОГО

Слайд 35РУССКИЕ ГЕНИИ

РУССКИЕ ГЕНИИ

Слайд 36Чернышевскому близка нехристианская точка зрения. По религии душа живет сама по

себе, а по писателю - бедная обстановка заставляет душу быть бедной.
Именно Чернышевскому принадлежит открытие Л.Н. Толстого.


РУССКИЕ ГЕНИИ

Чернышевскому близка нехристианская точка зрения. По религии душа живет сама по себе, а по писателю - бедная

Слайд 40Все тот же Чернышевский

Все тот же Чернышевский

Слайд 42Даже после смерти Чернышевского власти его боялись: запрещены были некрологи и

надгробные речи.
Даже после смерти Чернышевского власти его боялись: запрещены были некрологи и надгробные речи.

Слайд 43РОМАН «ЧТО ДЕЛАТЬ»

РОМАН «ЧТО ДЕЛАТЬ»

Слайд 44Выходят «Детство», «Отрочество», «Севастопольские рассказы». Чернышевский усматривает в них надежды на

то, что рождается художник, который сумеет показать те тенденции к позитивному в жизни, которые обеспечат полноту жизни.

диалектика души


Выходят «Детство», «Отрочество», «Севастопольские рассказы». Чернышевский усматривает в них надежды на то, что рождается художник, который сумеет

Слайд 45"посвящается другу моему
О. С. Ч.",
то есть Ольге Сократовне Чернышевской



Слайд 46РОМАН H. Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО «ЧТО ДЕЛАТЬ?». ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА И КОМПОЗИЦИИ.
Написан в

Петропавловской крепости за четыре месяца. Публицистическое обращение зашифровано в художественную форму. Роман представлен как «учебник жизни». Рукопись романа была подобрана на тротуаре Литейного проспекта в Санкт-Петербурге и за вознаграждение передана в редакцию «Современника». Некрасов публикует рукопись.

РОМАН H. Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО  «ЧТО ДЕЛАТЬ?».  ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА И КОМПОЗИЦИИ. Написан в Петропавловской крепости за

Слайд 47КОМПОЗИЦИЯ
А.В.Луначарский считал , что роман

«Что делать?» великолепно построен…его внутреннее построение идёт по четы-рём поясам:
«пошлые люди»,
«новые люди»,
«высшие люди»
и сны.
КОМПОЗИЦИЯ      А.В.Луначарский считал , что роман «Что делать?» великолепно построен…его внутреннее построение

Слайд 48«Что делать?»

«Что делать?»

Слайд 492. Сюжет
явный
тайный



2. Сюжетявный тайный

Слайд 54Что делать?

Что делать?

Слайд 55Ответ романа

Ответ романа

Слайд 56Отношение автора к «особенным людям»
«Мало их, но ими расцветает

жизнь всех; без них она заглохла бы, прокисла бы; мало их, но они дают всем людям дышать, без них люди задохнулись бы. Велика масса честных и добрых людей, а таких людей мало; но они в ней — теин в чаю, букет в благородном вине; от них ее сила и аромат; это цвет лучших людей, это двигатели двигателей, это соль соли земли»
Отношение автора  к «особенным людям»  «Мало их, но ими расцветает жизнь всех; без них она

Слайд 57Структура романа включает в себя временные категории:
прошлое(из которого проистекают невежество,

эгоизм, стремление к личной выгоде и жестокость) — это мир, хотя и еще существующий, но уже обреченный;
настоящее — мир развивающийся, в котором складываются новые, основанные на разуме отношения между людьми;
будущее — прекрасная пора человечества, ростки которой уже очевидны.
Структура романа включает в себя временные категории:  прошлое(из которого проистекают невежество, эгоизм, стремление к личной выгоде

Слайд 58Мария Александровна Бокова-Сеченова

Мария Александровна Бокова-Сеченова

Слайд 59П.И. Боков

П.И. Боков

Слайд 60И.М. Сеченов

И.М. Сеченов

Слайд 61Главный герой романа Рахметов

Главный герой романа Рахметов

Слайд 62Новый человек (по сл. Даля;1863) – христианин, возрожденный обновленной благодатью.
По Чернышевскому

новые люди – носители новой религии - -религии деяния, новое христианство, включающее Христа на правах исторической личности, но не Бога.
«Если бы Христос в наше время был бы жив, он был бы с нами», - Белинский.

Роман «Что делать?» (Из рассказов о новых людях.)

Новый человек (по сл. Даля;1863) – христианин, возрожденный обновленной благодатью.По Чернышевскому новые люди – носители новой религии

Слайд 63 Разночинцы – плебеи
В древнем Риме новыми

людьми назывались лица, происходящие не из сенаторского сословия, которые пер-вые в своем роду достигли консульской должности (пле-беи). Разночинцы – плебеи.
Весь мир для них столь же новый, как они сами, в этом мире они должны освоиться. Этот мир нужно изу-чить (опыт, полигон). И в первую очередь испытывается сам человек (Базаров, Рахметов, Раскольников). Все, что непрочно, поддается давлению новых людей, - всё это ложное и обречено; и, соответственно, наоборот.
Разночинцы – плебеи      В древнем Риме новыми людьми назывались лица,

Слайд 64Причинно-следственная связь
В мире нет ничего

случайного, в нем каждое событие связано причинно-следственной связью.=>зло тоже полезно.
Грань между добром и злом в «Что делать?» стирается. «Отлично дурно, следовательно, от-лично», - из последней главы романа.
В религии деяния дух святой – прогресс.
Достоевский эти понятия пересматривает.
Причинно-следственная связь      В мире нет ничего случайного, в нем каждое событие связано

Слайд 65Вера Павловна: Вера + Павел (малый)= дочь малого, дочь малых.
Надежда (пропавшая

сестра).=>не хватает любви.
Дмитрий Лопухов (Диаметра – богиня плодородия)=воскресший.
Розальская – Лопухова - Кирсанова


растительная тематика

Символика имен


Вера Павловна: Вера + Павел (малый)= дочь малого, дочь малых.Надежда (пропавшая сестра).=>не хватает любви.Дмитрий Лопухов (Диаметра –

Слайд 66Розальская – потомок поповского рода, вместе с тем роза.
Цветок связан с

идеей воскресения, символ рая, атрибут святой Девы Марии, символ тайны.
Аль – алая, красная роза.
Последние главы романа «Что делать? Пропитаны розовой символикой. Символ розы опоясывает роман.
Розальская – потомок поповского рода, вместе с тем роза.Цветок связан с идеей воскресения, символ рая, атрибут святой

Слайд 67Розальская становится Лопуховой.
Право носить фамилию Розы отсутствует в таком мире. Лопух

же стойкое растение – выживет везде.
Розальская становится Лопуховой.Право носить фамилию Розы отсутствует в таком мире. Лопух же стойкое растение – выживет везде.

Слайд 68«Непохожесть» романа
на другие произведения русской литературы XIX века
Произведение глубоко философично

и рассчитано на рациональное восприятие.
Часть романа о «новых людях» представляет собой утопию (от названия сочинения Т. Мора «Утопия» (1516), содержащего нереальные планы, не осуществимые на практике планы социальных преобразований).
Объективными предпосылками возникновения данного жанра явились:
распространение новых социалистических воззрений
необходимость в новой идеологии,
первоначальная эйфория, быстро сменившаяся
разочарованием в реформах 60-х гг.
«Непохожесть» романа на другие произведения русской литературы XIX векаПроизведение глубоко философично и рассчитано на рациональное восприятие. Часть

Слайд 69УТОПИЧНОСТЬ И РЕАЛИСТИЧНОСТЬ
СОЦИАЛЬНОГО ИДЕАЛА
Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО
В «снах» Веры Павловны

Основная тематика

первых трех снов
Это притчи:
первый «сон» «говорит» о любви к людям
второй «сон» определяет основное содержание
жизни человека — труд
третий«сон» раскрывает представление о любви
как еще одной главной составляющей жизни.

УТОПИЧНОСТЬ И РЕАЛИСТИЧНОСТЬСОЦИАЛЬНОГО ИДЕАЛА Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГОВ «снах» Веры ПавловныОсновная тематика первых трех сновЭто притчи: первый «сон»

Слайд 70
другие сны рассматриваются так же

другие сны рассматриваются так же

Слайд 71 «Четвёртый сон Веры Павловны»


это картина «светлого будущего»,

в пред-ставлении Чернышевского.
Общество равных, где интересы одного соче-таются с интересами всех, где люди научились управлять силами природы и преобразили облик земли, где достигнута полная гармония развития и реализации личности.
«Четвёртый сон Веры Павловны» это картина «светлого будущего», в пред-ставлении Чернышевского. Общество равных, где

Слайд 73 «Новые люди» — это передовая, прогрессивно

настроенная интеллигенция из разночинцев.

К «новым людям» он и был обращен в первую очередь.

«Добрые и сильные, честные и умеющие, недавно вы начали возникать между нами, — говорил Чернышевский, — но вас уже не мало и быстро становится все больше».
Показать этих людей, с их настоящими мыслями и чувствами, и тем опровергнуть распространяемую о них клевету — такова была часть задачи, поставленной себе Чернышевским.
Вместе с этим он стремился самим «новым людям» лучше разъяснить стоящие перед ними революционные задачи, показать, к чему они должны стремиться и какие качества воспитывать в себе, чтобы оказаться достой-ными этих задач и с ними успешно справиться. Призыв к революции, про-паганда новой морали, всестороннего освобождения женщины, прославле-ние труда, изображение тех или иных черт будущего социалистического строя — всем этим роман «Что делать?» оказал громадное влияние на луч-шую часть молодежи 60-х годов, продолжая воздействовать и на последующие поколения.
«Новые люди» — это передовая, прогрессивно настроенная интеллигенция из разночинцев.

Слайд 75 Действиям «новых

людей» подражали многие.
Чернышевский хотел видеть передовых людей такими, как Рахметов, Вера Павловна, Лопухов и Кирсанов, которые «грудью, без связи, без знакомых пролагали себе дорогу».

С восторгом писал в своей книге Чернышевский о будущем социалисти-ческом обществе: «Оно светло, оно прекрасно. Любите его, стремитесь к нему, работайте для него, приближайте его, переносите из него в настоящее, сколько можете перенести».
Герои романа борются за идеал этого светлого будущего.
Среди них выделяется фигура «особенного человека» — Рахметова. Выходец из дворян, человек вполне обеспеченный, он отдает свои средства на дело революции. Всей душой преданный народу, Рахметов неуклонно и последо-вательно готовит себя к революционной борьбе.
Несколько поколений революционеров вдохновлял образ Рахметова, а роман Чернышевского был для них учебником жизни. «С тех пор, как заве-лись типографские станки в России, и вплоть до нашего времени ни одно печатное произведение не имело в России такого успеха, как «Что делать?», — писал в 1890 г. Г. В. Плеханов.

Действиям «новых людей» подражали многие.

Слайд 76Кирсанов – Хирсанов (хризантема, на русском – златоцвет)
у Достоевского хрустальный дворец

превращается в кабак
Кирсанов – Хирсанов (хризантема, на русском – златоцвет)у Достоевского хрустальный дворец превращается в кабак

Слайд 77На этом изучение романа закончим.

На этом изучение романа закончим.

Слайд 78Деятельность человека бесплодна и ничтожна, пока не одушевлена высокою идеею… Идея

получает ценность в действительности только тогда, когда в человеке, посвящающем себя служению высокой идее, есть достаточные силы для ее удовлетворительного осуществления.
Чернышевский.
Деятельность человека бесплодна и ничтожна, пока не одушевлена высокою идеею… Идея получает ценность в действительности только тогда,

Слайд 79Повторение.
1. Какого взгляда придерживался Чернышевский на значение искусства в жизни человечества?
2.

Почему Чернышевский в своем творчестве обратился к поискам нового человека в России в начале 60-х годов?
3. Что нового несли с собой герои романа «Что делать?» Какую надежду они вселяли в изверившихся современников? (Ч. – стр.9 – 14)

Повторение.1. Какого взгляда придерживался Чернышевский на значение искусства в жизни человечества?2. Почему Чернышевский в своем творчестве обратился

Слайд 80Чернышевский – утопист. Он не предполагал в людях зла.
Смотрите, какая светлая

мечта:
«Сменится много поколений, прежде чем осуществится то, что ты предощущаешь… Ты знаешь будущее, оно светло, оно прекрасно. Любите его, стремитесь к нему работайте для него, приближайте его, переносите из него в настоящее, сколько можете перенести».
Разве можно с этим спорить?
- да.
- Почему?


Чернышевский – утопист. Он не предполагал в людях зла.Смотрите, какая светлая мечта:«Сменится много поколений, прежде чем осуществится

Слайд 814. Чего не предвидел Чернышевский? В чём его ошибки?

5. Что призвано

объединить людей по Чернышевскому?
6. Кто виноват, по мнению Чернышевского, в нынешнем положении?

4. Чего не предвидел Чернышевский? В чём его ошибки?5. Что призвано объединить людей по Чернышевскому?6. Кто виноват,

Слайд 827. Когда ты не согласен с мнением кого-то, что ты делаешь?

8.

Где происходит тайное свидание Веры Павловны Розальской с Лопуховым, когда она готова сбежать из дома?

9. Какова фабула первой части романа Чернышевского?

7. Когда ты не согласен с мнением кого-то, что ты делаешь?8. Где происходит тайное свидание Веры Павловны

Слайд 84Домашнее задание
Читать Легенду о Великом Инквизиторе из Братьев Карамазовых Достоевского

Домашнее заданиеЧитать Легенду о Великом Инквизиторе из Братьев Карамазовых Достоевского

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть