Слайд 1Николай Гаврилович Чернышевский
Жизнь
творчество
роман «Что делать?»
Слайд 3БИОГРАФИЯ
Чернышевский Николай Гаврилович
русский революционер и мыслитель, писатель, экономист, философ. Родился в
Саратове в семье священника.
Слайд 71846-1850 – обучается в Петербургском университете на историко-филологическом факультете.
Слайд 10Чернышевский не штудировал учебник литературы – «Риторику» Команского, а читал сочинения
Жуковского, Лермонтова, Пушкина, и «критически» разбирал их.
Слайд 11Личная жизнь
Знакомится с дочерью врача Ольгой Сократовной Васильевой (Чернышевской). Домашняя обстановка
девушки очень тяжёлая: домострой, подчинение материнской воле. Чернышевский хотел равенства в семье, вызволить девушку из «семейного плена».
Николай Гаврилович боялся за девушку, предупреждал, что собирается посвятить себя делу, что жизнь будет связана с политикой и придется сидеть в тюрьмах, а может быть, погибнуть. Девушка была согласна помогать будущему мужу.
Слайд 121853 свадьба, отъезд в Петербург, преподавание в Кадетском корпусе.
Слайд 14Работа над диссертацией «Эстетические отношения искусства к действительности»
Слайд 15В 1855 Ч. защитил магистерскую диссертацию, которая положила начало разработке материалистической
эстетики в России.
Самое дорогое и прекрасное для нас жизнь.
Но не всякая жизнь, а «жизнь, какая она должна быть»
Жизнь выше искусства – главная мысль.
Слайд 17Журнал «Современник»
Журнал «Современник»
Слайд 21«... Он умел, — писал В. И. Ленин, — влиять на
все политические события его эпохи в революционном духе, проводя — через препоны и рогатки цензуры — идею крестьянской революции, идею борьбы масс за свержение всех старых властей»
1861г. Статьи по поводу освобождения крестьян. Возможное участие в организации «Земля и воля».
1862. статьи о студенческих волнениях (новые правила запрещали студенческие корпорации, вводили обязательную плату за обучение. Демонстрации.
Слежка за Чернышевским, арест. Закрытие возглавляемого «Современника» на 8 месяцев.
Слайд 22Тюремное заключение в Петропавловской крепости
Слайд 23Петропавловская крепость
Здесь, в одиночной камере, Чернышевский пробыл 688 дней(22 месяца).
Слайд 25Камера – одиночка в Алексеевском равелине. Здесь написан роман «Что делать?»
Здесь писатель проведет около двух лет.
Слайд 26 Мрачный каземат
Петропавловской крепости.
Ни
один звук не проникает извне сквозь толстые, холодные, сырые стены. Лишь гулкие шаги часового, мерно шагающего по коридору, слышны за железной дверью.
В одной из камер у откидного столика при свете тусклой лампы склоненная над рукописью фигура. Быстро покрываются страницы убористыми строчками, листы сменяют друг друга. Заключенный — государственный преступник, известный публицист и литератор, один из идейных вождей русского революционно-демократического движения — Николай Гаврилович Чернышевский.
Слайд 271864 суд и «гражданская казнь»
Приговор каторжные работы – 14 лет (впоследствии
Александр || заменил на 7 лет), далее поселение в Сибири навсегда.
В знак лишения гражданских прав и состояния над головой была сломана шпага, затем он был поставлен на полчаса к позорному столбу – полетел букет цветов.
Слайд 29,
«Чернышевский поставлен нами к позорному столбу на четверть часа… а сколько
лет будем стоять мы?»
ГЕРЦЕН ПИСАЛ:
Слайд 31СВИДАНИЕ С ЖЕНОЙ
1866 – состоится свидание с женой и сыном Михаилом
(6 лет)
Следующее свидание будет через 17 лет
Слайд 36Чернышевскому близка нехристианская точка зрения. По религии душа живет сама по
себе, а по писателю - бедная обстановка заставляет душу быть бедной.
Именно Чернышевскому принадлежит открытие Л.Н. Толстого.
РУССКИЕ ГЕНИИ
Слайд 42Даже после смерти Чернышевского власти его боялись: запрещены были некрологи и
надгробные речи.
Слайд 44Выходят «Детство», «Отрочество», «Севастопольские рассказы». Чернышевский усматривает в них надежды на
то, что рождается художник, который сумеет показать те тенденции к позитивному в жизни, которые обеспечат полноту жизни.
диалектика души
Слайд 45"посвящается другу моему
О. С. Ч.",
то есть Ольге Сократовне Чернышевской
Слайд 46РОМАН H. Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО
«ЧТО ДЕЛАТЬ?».
ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА И КОМПОЗИЦИИ.
Написан в
Петропавловской крепости за четыре месяца. Публицистическое обращение зашифровано в художественную форму. Роман представлен как «учебник жизни». Рукопись романа была подобрана на тротуаре Литейного проспекта в Санкт-Петербурге и за вознаграждение передана в редакцию «Современника». Некрасов публикует рукопись.
Слайд 47КОМПОЗИЦИЯ
А.В.Луначарский считал , что роман
«Что делать?» великолепно построен…его внутреннее построение идёт по четы-рём поясам:
«пошлые люди»,
«новые люди»,
«высшие люди»
и сны.
Слайд 56Отношение автора
к «особенным людям»
«Мало их, но ими расцветает
жизнь всех; без них она заглохла бы, прокисла бы; мало их, но они дают всем людям дышать, без них люди задохнулись бы. Велика масса честных и добрых людей, а таких людей мало; но они в ней — теин в чаю, букет в благородном вине; от них ее сила и аромат; это цвет лучших людей, это двигатели двигателей, это соль соли земли»
Слайд 57Структура романа включает в себя временные категории:
прошлое(из которого проистекают невежество,
эгоизм, стремление к личной выгоде и жестокость) — это мир, хотя и еще существующий, но уже обреченный;
настоящее — мир развивающийся, в котором складываются новые, основанные на разуме отношения между людьми;
будущее — прекрасная пора человечества, ростки которой уже очевидны.
Слайд 58Мария Александровна Бокова-Сеченова
Слайд 62Новый человек (по сл. Даля;1863) – христианин, возрожденный обновленной благодатью.
По Чернышевскому
новые люди – носители новой религии - -религии деяния, новое христианство, включающее Христа на правах исторической личности, но не Бога.
«Если бы Христос в наше время был бы жив, он был бы с нами», - Белинский.
Роман «Что делать?» (Из рассказов о новых людях.)
Слайд 63
Разночинцы – плебеи
В древнем Риме новыми
людьми назывались лица, происходящие не из сенаторского сословия, которые пер-вые в своем роду достигли консульской должности (пле-беи). Разночинцы – плебеи.
Весь мир для них столь же новый, как они сами, в этом мире они должны освоиться. Этот мир нужно изу-чить (опыт, полигон). И в первую очередь испытывается сам человек (Базаров, Рахметов, Раскольников). Все, что непрочно, поддается давлению новых людей, - всё это ложное и обречено; и, соответственно, наоборот.
Слайд 64Причинно-следственная связь
В мире нет ничего
случайного, в нем каждое событие связано причинно-следственной связью.=>зло тоже полезно.
Грань между добром и злом в «Что делать?» стирается. «Отлично дурно, следовательно, от-лично», - из последней главы романа.
В религии деяния дух святой – прогресс.
Достоевский эти понятия пересматривает.
Слайд 65Вера Павловна: Вера + Павел (малый)= дочь малого, дочь малых.
Надежда (пропавшая
сестра).=>не хватает любви.
Дмитрий Лопухов (Диаметра – богиня плодородия)=воскресший.
Розальская – Лопухова - Кирсанова
растительная тематика
Символика имен
Слайд 66Розальская – потомок поповского рода, вместе с тем роза.
Цветок связан с
идеей воскресения, символ рая, атрибут святой Девы Марии, символ тайны.
Аль – алая, красная роза.
Последние главы романа «Что делать? Пропитаны розовой символикой. Символ розы опоясывает роман.
Слайд 67Розальская становится Лопуховой.
Право носить фамилию Розы отсутствует в таком мире. Лопух
же стойкое растение – выживет везде.
Слайд 68«Непохожесть» романа
на другие произведения русской литературы XIX века
Произведение глубоко философично
и рассчитано на рациональное восприятие.
Часть романа о «новых людях» представляет собой утопию (от названия сочинения Т. Мора «Утопия» (1516), содержащего нереальные планы, не осуществимые на практике планы социальных преобразований).
Объективными предпосылками возникновения данного жанра явились:
распространение новых социалистических воззрений
необходимость в новой идеологии,
первоначальная эйфория, быстро сменившаяся
разочарованием в реформах 60-х гг.
Слайд 69УТОПИЧНОСТЬ И РЕАЛИСТИЧНОСТЬ
СОЦИАЛЬНОГО ИДЕАЛА
Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО
В «снах» Веры Павловны
Основная тематика
первых трех снов
Это притчи:
первый «сон» «говорит» о любви к людям
второй «сон» определяет основное содержание
жизни человека — труд
третий«сон» раскрывает представление о любви
как еще одной главной составляющей жизни.
Слайд 70
другие сны рассматриваются так же
Слайд 71 «Четвёртый сон Веры Павловны»
это картина «светлого будущего»,
в пред-ставлении Чернышевского.
Общество равных, где интересы одного соче-таются с интересами всех, где люди научились управлять силами природы и преобразили облик земли, где достигнута полная гармония развития и реализации личности.
Слайд 73 «Новые люди» — это передовая, прогрессивно
настроенная интеллигенция из разночинцев.
К «новым людям» он и был обращен в первую очередь.
«Добрые и сильные, честные и умеющие, недавно вы начали возникать между нами, — говорил Чернышевский, — но вас уже не мало и быстро становится все больше».
Показать этих людей, с их настоящими мыслями и чувствами, и тем опровергнуть распространяемую о них клевету — такова была часть задачи, поставленной себе Чернышевским.
Вместе с этим он стремился самим «новым людям» лучше разъяснить стоящие перед ними революционные задачи, показать, к чему они должны стремиться и какие качества воспитывать в себе, чтобы оказаться достой-ными этих задач и с ними успешно справиться. Призыв к революции, про-паганда новой морали, всестороннего освобождения женщины, прославле-ние труда, изображение тех или иных черт будущего социалистического строя — всем этим роман «Что делать?» оказал громадное влияние на луч-шую часть молодежи 60-х годов, продолжая воздействовать и на последующие поколения.
Слайд 75 Действиям «новых
людей» подражали многие.
Чернышевский хотел видеть передовых людей такими, как Рахметов, Вера Павловна, Лопухов и Кирсанов, которые «грудью, без связи, без знакомых пролагали себе дорогу».
С восторгом писал в своей книге Чернышевский о будущем социалисти-ческом обществе: «Оно светло, оно прекрасно. Любите его, стремитесь к нему, работайте для него, приближайте его, переносите из него в настоящее, сколько можете перенести».
Герои романа борются за идеал этого светлого будущего.
Среди них выделяется фигура «особенного человека» — Рахметова. Выходец из дворян, человек вполне обеспеченный, он отдает свои средства на дело революции. Всей душой преданный народу, Рахметов неуклонно и последо-вательно готовит себя к революционной борьбе.
Несколько поколений революционеров вдохновлял образ Рахметова, а роман Чернышевского был для них учебником жизни. «С тех пор, как заве-лись типографские станки в России, и вплоть до нашего времени ни одно печатное произведение не имело в России такого успеха, как «Что делать?», — писал в 1890 г. Г. В. Плеханов.
Слайд 76Кирсанов – Хирсанов (хризантема, на русском – златоцвет)
у Достоевского хрустальный дворец
превращается в кабак
Слайд 77На этом изучение романа закончим.
Слайд 78Деятельность человека бесплодна и ничтожна, пока не одушевлена высокою идеею… Идея
получает ценность в действительности только тогда, когда в человеке, посвящающем себя служению высокой идее, есть достаточные силы для ее удовлетворительного осуществления.
Чернышевский.
Слайд 79Повторение.
1. Какого взгляда придерживался Чернышевский на значение искусства в жизни человечества?
2.
Почему Чернышевский в своем творчестве обратился к поискам нового человека в России в начале 60-х годов?
3. Что нового несли с собой герои романа «Что делать?» Какую надежду они вселяли в изверившихся современников? (Ч. – стр.9 – 14)
Слайд 80Чернышевский – утопист. Он не предполагал в людях зла.
Смотрите, какая светлая
мечта:
«Сменится много поколений, прежде чем осуществится то, что ты предощущаешь… Ты знаешь будущее, оно светло, оно прекрасно. Любите его, стремитесь к нему работайте для него, приближайте его, переносите из него в настоящее, сколько можете перенести».
Разве можно с этим спорить?
- да.
- Почему?
Слайд 814. Чего не предвидел Чернышевский? В чём его ошибки?
5. Что призвано
объединить людей по Чернышевскому?
6. Кто виноват, по мнению Чернышевского, в нынешнем положении?
Слайд 827. Когда ты не согласен с мнением кого-то, что ты делаешь?
8.
Где происходит тайное свидание Веры Павловны Розальской с Лопуховым, когда она готова сбежать из дома?
9. Какова фабула первой части романа Чернышевского?
Слайд 84Домашнее задание
Читать Легенду о Великом Инквизиторе из Братьев Карамазовых Достоевского