Слайд 2Комментарии – рассуждения, пояснительные замечания по поводу чего-либо.
Большой толковый словарь русского
языка под ред. Д.Н. Ушакова.
Комментарий – 1. пояснения; 2. примечания; 3. толкование.
Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка: практический справочник.
Слайд 3Комментарий к сформулированной проблеме – это необходимая часть аналитико-синтетической работы, которая
демонстрирует умения экзаменуемого находить и пояснять смысловые компоненты текста.
Комментируя сформулированную проблему, экзаменуемый как бы проходит обратный авторскому мыслительный путь.
Именно комментарий выделенной экзаменуемым проблемы показывает, насколько глубоко и полно он понял эту проблему, сумел увидеть ее аспекты, намеченные автором, сумел проследить за ходом авторской мысли.
Слайд 4Иными словами, комментирование проблемы должно обнаружить степень адекватности восприятия текста экзаменуемым,
умения ≪дешифровать≫ его содержание,
проблематику.
При этом важно помнить, что только в идеале мысль адресанта (автора) и мысль, полученная адресатом (читателем), могут совпасть. В реальности это невозможно. Читатель не может воспринять текст абсолютно идентично авторскому замыслу. Невозможно, чтобы совпадали лингвистические представления и умения автора и читателя, их жизненный, культурный опыт, объем их памяти и знаний и т.д.
Слайд 5Недаром Харуки Мураками в романе ≪Слушай песню ветра≫ сетует: ≪...пишешь три
дня и три ночи – а написанное потом все истолкуют как-нибудь не так≫.
Однако в этих обстоятельствах возможна ≪условная эквивалентность≫ восприятия, то есть эквивалентность в большей или меньшей степени. И степень эквивалентности восприятия тем больше, чем выше уровень компетенции экзаменуемого.
Слайд 6Система оценивания третьей части экзаменационного теста предполагает проверку эквивалентности восприятия текста
с помощью комментария одной из проблем, заявленных автором текста.
Целевую установку на комментирование экзаменуемый получает в формулировке задания к части С1 (≪Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования)≫.
Слайд 7К2-1.
Высшая оценка (2 балла) ставится, если «сформулированная экзаменуемым
проблема прокомментирована с опорой
на исходный текст. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментариях нет».
Рассмотрим пример
Слайд 8Прочитайте текст, определите авторскую позицию, проблему и разделите текст на микротемы.
(1)Старая
поговорка гласит: ≪При громе оружия музы молчат≫. (2)Плохая поговорка.
(3)И плохи музы, которые в дни великих народных бедствий могут молчать, не помышляя о помощи борющемуся народу.
(4)По счастью, не все музы таковы. (5)Мне ведомы и иные. (6)Они сами являлись на мобилизационные пункты, получали назначения и потом в солдатских шинелях и кирзовых сапогах спешили на передовую. (7)Их часто видели в окопах и землянках; они делили хлеб и судьбу, труды и опасности с теми, кто грудью стоял за свою землю.
Слайд 9(8)И так было всегда. (9)Нет никаких сомнений, что ≪Слово о полку
Игореве≫ – не только вдохновенная поэма, но и военный очерк очевидца, созданный свидетелем описываемых событий. (10)Нет никаких сомнений в том, что автор ≪Слова≫ проделал вместе с дружиной Игоря весь поход от начала до конца. (11)В противном случае ≪Слово≫ не было бы столь достоверным и столь зримым в деталях, увидеть и запомнить которые мог только участник похода. (12)Сама тональность ≪Слова≫ не могла бы быть столь пронизанной живейшим участием к бедам и испытаниям, какие выпали на долю Игоревых полков, не могла бы быть такой, если бы сам певец не делил ратных трудов и судеб с дружинниками.
Слайд 10(13)То же было и позже, в годины народных бед и военных
гроз. (14)≪Певец во стане русских воинов≫ появился в дни Отечественной войны тысяча восемьсот двенадцатого года в военном лагере под Тарутином, где находился вступивший с началом войны в ополчение В. Жуковский. (15)В разгар войны поэт Денис Давыдов стал во главе партизанского движения и бил врага и днём и ночью, в лесах и в открытом поле, в зимнюю стужу и в осеннюю распутицу.
Слайд 11(16)Этим славным традициям певцов-воинов следовали поэты и прозаики в Отечественной войне
тысяча девятьсот сорок первого –сорок пятого годов. (17)Они отдавали кровному делу родной земли своё перо, а часто и саму жизнь. (18)Смертью храбрых пали Аркадий Гайдар, Иосиф Уткин, Семён Гудзенко… многие-многие другие – вечная им память и вечная слава. (По И. Бражину*)
Слайд 12Проверьте себя
СТАРАЯ ПОГОВОРКА
(1)Старая поговорка гласит: ≪При громе оружия музы молчат≫. (2)Плохая
поговорка.
Слайд 13МУЗЫ НЕ ДОЛЖНЫ МОЛЧАТЬ В ДНИ БЕДСТВИЙ
(3)И плохи музы, которые в
дни великих народных бедствий могут молчать, не помышляя о помощи борющемуся народу.
(4)По счастью, не все музы таковы. (5)Мне ведомы и иные. (6)Они сами являлись на мобилизационные пункты, получали назначения и потом в солдатских шинелях и кирзовых сапогах спешили на передовую. (7)Их часто видели в окопах и землянках; они делили хлеб и судьбу, труды и опасности с теми, кто грудью стоял за свою землю.
Слайд 14«СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» НАПИСАНО ОЧЕВИДЦЕМ
(8)И так было всегда. (9)Нет никаких
сомнений, что ≪Слово о полку Игореве≫ – не только вдохновенная поэма, но и военный очерк очевидца, созданный свидетелем описываемых событий. (10)Нет никаких сомнений в том, что автор ≪Слова≫ проделал вместе с дружиной Игоря весь поход от начала до конца. (11)В противном случае ≪Слово≫ не было бы столь достоверным и столь зримым в деталях, увидеть и запомнить которые мог только участник похода. (12)Сама тональность ≪Слова≫ не могла бы быть столь пронизанной живейшим участием к бедам и испытаниям, какие выпали на долю Игоревых полков, не могла бы быть такой, если бы сам певец не делил ратных трудов и судеб с дружинниками.
Слайд 15ЖУКОВСКИЙ И ДАВЫДОВ УЧАСТВОВАЛИ В ВОЙНЕ 1812 ГОДА
(13)То же было и
позже, в годины народных бед и военных гроз. (14)≪Певец во стане русских воинов≫ появился в дни Отечественной войны тысяча восемьсот двенадцатого года в военном лагере под Тарутином, где находился вступивший с началом войны в ополчение В. Жуковский. (15)В разгар войны поэт Денис Давыдов стал во главе партизанского движения и бил врага и днём и ночью, в лесах и в открытом поле, в зимнюю стужу и в осеннюю распутицу.
Слайд 16ПОЭТЫ ПРИНИМАЛИ УЧАСТИЕ В ВОЙНЕ 1941-1945 ГГ.
(16)Этим славным традициям певцов-воинов следовали
поэты и прозаики в Отечественной войне тысяча девятьсот сорок первого –сорок пятого годов. (17)Они отдавали кровному делу родной земли своё перо, а часто и саму жизнь. (18)Смертью храбрых пали Аркадий Гайдар, Иосиф Уткин, Семён Гудзенко… многие-многие другие – вечная им память и вечная слава. (По И. Бражину*)
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ
Слайд 17К3 Автор считает, что творческие люди должны служить родине не только
талантом, но и всей жизнью.
К1 И.Бражин ставит проблему служения творческих людей своей стране. (Должны ли творческие люди служить стране? Или их удел – только творчество?)
Слайд 18Какие приемы применяет автор, чтобы раскрыть проблему?
1.Автор приводит в пример пословицу
«При громе оружия музы молчат» и опровергает ее истинность.
2. Автор утверждает, что молчащие в дни бедствий музы «плохи».
3. Автор свидетельствует, что знает других творческих людей, которые непосредственно участвовали в военных действиях во время войны (предложения 4-7).
Слайд 194. В качестве примера поэта-воина автор приводит историю создателя «Слова о
полку Игореве».
5. Продолжая систему аргументов, автор говорит о традициях певцов-воинов от времен Отечественной войны 1812 года до Отечественной войны 1941-1945 годов.
6. Автор приходит к выводу, что творческие люди отдавали стране свою жизнь.
Слайд 20Прочитайте комментарий и оцените по критерию К2
«Раскрывая проблему, автор опровергает истинность
пословицы «При громе оружия музы молчат». И. Бражин говорит, что «плохи музы, которые в дни великих народных бедствий могут молчать…». По мнению автора, всегда были творческие люди, которые непосредственно участвовали в боевых действиях (предложения 4-7). В качестве примера, подтверждающего его точку зрения, В. Бражин приводит историю создателя «Слова о полку Игореве», «который проделал вместе с дружиной Игоря весь поход от начала до конца». Продолжая систему аргументов, автор говорит о традициях «певцов-воинов» от Дениса Давыдова до поэтов и прозаиков Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. В заключение автор приходит к выводу, что многие творческие люди во все времена отдавали «кровному делу не только свое перо, но и … саму жизнь».
Слайд 21Комментарий был оценен 2 баллами
Прочитайте комментарий эксперта к отрывку из сочинения
ученика
Комментарий в данном сочинении соответствует высшему баллу, так как экзаменуемый, опираясь на исходный текст (в виде цитат, цифровых ссылок, элементов изложения), прослеживает путь автора от формулировки проблемы к основным выводам, его логику, систему аргументов. Тем самым в работе выделены ключевые моменты проблемы (поэзия в период войн, поэты-бойцы, неумолкающее слово поэтов, традиции отечественной литературы).
Слайд 22Выделите аспекты проблемы влияния книги на личность ребенка в тексте С.Михалкова
Однажды
я услышал разговор двоих. Одному было семь лет, а другому лет на сорок больше.
— Ты читал ≪Тома Сойера≫?
— Нет.
— А ≪Вия≫?
— Нет.
— Счастливый, — вздохнул с завистью старший.
И, правда, можно было позавидовать. Мальчишке только еще предстояло
наслаждение смеяться вместе с озорным Марком Твеном. Он только еще будет глазами, расширенными от ужаса и восторга, впиваться в строчки гоголевских ≪Вечеров на хуторе близ Диканьки≫. Все это впереди.
Слайд 23Важно лишь не упустить минуты и вовремя прочесть все эти прекрасные
книги .
По-моему, какой бы интересной ни была домашняя и школьная жизнь ребенка, не прочти он этих драгоценных книг — он обворован. Такие утраты невосполнимы. Это взрослые могут прочесть книжку сегодня или через год — разница невелика. В детстве же счет времени ведется иначе, тут каждый день — открытия. И острота восприятия в дни детства такова, что ранние впечатления могут влиять потом на всю жизнь. Вот почему и страшно потерять напрасно хоть час в пору этих золотых лет. Представьте себе, что
годков через десять с бывшим первоклассником, с тем самым, которому мы позавидовали, состоялся бы такой разговор:
Слайд 24— ≪Войну и мир≫ читал?
— Смотрел в кино.
— А ≪Белые ночи≫?
—
Тоже. Не понравилось. ≪Дама с собачкой≫ лучше.
Тут уж никто бы не позавидовал девственной нетронутости ума и несомненной примитивности чувств своего собеседника. Мы бы, скорей всего, ужаснулись: ≪Неужели книги не научили его чувствовать, думать? Неужели он прошел мимо них?!≫ Хорошая, вовремя прочитанная книга может иногда решить судьбу человека, стать его путеводной звездой, на всю жизнь определить его идеалы.
Слайд 25Как-то я побывал в тех местах, где дед Мазай спасал несчастных
зайцев. Ребята, с которыми я разговорился в одной из деревень, рассуждали о космических кораблях, о полете на Луну, о событиях в мире. Но когда я заговорил с ними о Некрасове, напомнил строки, где поэт описывает их родные места, ребята замялись и никто, увы, не смог прочитать наизусть из ≪Деда Мазая≫ ни одного четверостишия. Я с горечью подумал: а не
была бы богаче их душа, если бы наряду с тем, что они знают о науке, технике и политических событиях, они знали бы еще и стихи — много стихов! — Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Фета, Тютчева, Блока и других замечательных русских поэтов. Без некоторых книг, не пережитых в детстве, в отрочестве, сущность человека со всей его психологией останется грубой и неотесанной.
(По С. Михалкову)
Слайд 26Основные аспекты проблемы:
- спад интереса к чтению художественной литературы в наше
время;
- важная роль чтения классики в формировании и развитии личности;
- первостепенная роль такого чтения именно в детские годы.
Слайд 27Прочитайте комментарий.
Автор сочинения свободно излагает основные стороны выделенной им проблемы, правильно
понимая и композиционно выделяя в ней главное – тревогу автора в связи с тем, что ≪дети перестают читать хорошие книги≫.
Слайд 28«Писатель Сергей Михалков говорит о том, что дети перестают читать хорошие
книги, а ведь эти книги развивают духовный мир ребёнка. Хорошие книги – это художественная литература, прежде всего, мировая классика, отражающая мировой духовный опыт. Эти книги известны образованным
людям, и автор текста тоже их называет: «Том Сой
ер», «Вечера на хуторе близ Диканьки», русская поэзия… Именно с помощью такой литературы человек может научиться размышлять, оценивать поступки других людей, сформировать собственные нравственные ориентиры. Автор текста обращает внимания на особую роль художественной книги. Эта роль заключается в воспитании души, развитии особого умения – чувствовать, сопереживать. И неслучайно писатель особо подчёркивает роль этих книг именно в детстве, когда человек ещё в начале своего жизненного пути».
Слайд 29В работе с опорой на текст прокомментированы все основные затронутые писателем
аспек
ты проблемы:
- спад интереса к чтению художественной литературы в наше время;
- важная роль чтения классики в формировании и развитии личности;
- первостепенная роль такого чтения именно в детские годы.
Искажений смысла авторского текста (то есть фактических ошибок в понимании проблемы) нет.
Слайд 30К2-1.
1 балл по критерию К2 ставится, если «сформулированная экзаменуемым
проблема прокомментирована, но
в комментариях допущена 1 фактическая ошибка, связанная с пониманием исходного текста».
Рассмотрим примеры.
Слайд 31Сочинение по тексту С. Михалкова.
«Автор настаивает на своевременности познания окружающего мира.
Он
упоминает такие произведения, как «Том Сойер», «Вий». Михалков говорит о формировании психологии и мировосприятия в золотую пору детских лет, что немаловажно для дальнейшей взрослой жизни».
Слайд 32Неглубокое понимание проблематики проявляется в следующих случаях:
– воспринята и прокомментирована только
часть проблемы (или проблем), поднятой автором;
– проблемы, поднятые в исходном тексте, отражены настолько неточно и/или
противоречиво, что нельзя судить об их адекватном восприятии.
Слайд 33Однако говорить о том, что проблема исходного текста полностью лишена в
сочинении
комментария было бы неправильно. Более того, экзаменуемый стремится сделать опору на исходный текст, о чем свидетельствуют слова-маркеры: ≪настаивает≫, ≪упоминает≫, ≪говорит≫.
Слайд 34«Да, многие действительно считают, что «при громе оружия музы молчат». Вот
и автор предложенного текста И. Бражин хотел бы в это поверить, но факты претят ему в этом. Он постепенно приходит к выводу о том, что все по-настоящему творческие люди воевали. Автора поражает то, насколько мощной была традиция «певцов-воинов» в России».
Сочинение по тексту И. Бражина.
Слайд 35Нет сомнений в том, что экзаменуемый, комментируя обозначенную проблему, отпирается на
исходный текст. Он следует логике авторской мысли, пытается вслед за автором углубиться в саму суть проблемы. Однако в комментарии допущена 1 фактическая ошибка типа Ф2: автор текста вовсе не утверждает, что все творческие люди воевали. Речь в тексте идет о том, что всегда были творческие люди, которые непосредственно участвовали в боевых действиях. Есть принципиальная разница в данных утверждениях – автора текста и автора сочинения.
Слайд 36К2-0.
0 баллов по критерию К2 выставляется, когда «сформулированная
экзаменуемым проблема не прокомментирована
или
прокомментирована без опоры на исходный текст,
или
допущено более 1 фактической ошибки в комментариях, связанной с
пониманием исходного текста,
или
прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема,
или
в качестве комментариев дан простой пересказ текста или его фрагмента,
или
в качестве комментариев цитируется большой фрагмент исходного текста».
Слайд 37Здесь допущены фактические ошибки, связанные с пониманием проблематики исходного текста.
Сочинение
по тексту С. Михалкова.
«Сергей Михалков утверждает, что молодёжь читает фантастику, детективы: Ребята, с которыми разговаривал автор в одной из деревень, рассуждали о космических кораблях, о полёте на Луну, о событиях в мире. Классические произведения из разных эпох их не интересуют».
Слайд 38Сочинение по тексту С. Михалкова.
«Главная проблема этого текста – роль книги
в жизни человека. Сергей Михалков пишет о том, что бешеный темп жизни приводит к тому, что времени на прочтение важнейших и бессмертных литературных произведений практически не остаётся. Этот убыстряющийся ритм жизни не может не сказываться на развитии личности. Примером, подтверждающим это, может служить разговор Михалкова с ребятами, живущими в легендарных местах, описанных Некрасовым в поэме «Дед Мазай». Дети знали много о науке и технике, и тем не менее у них не хватало времени на главное – чтение художественной литературы».
В следующем примере прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема.
Слайд 39В этом сочинении в качестве комментариев к исходному тексту дан простой
пересказ фрагмента.
Сочинение по тексту С. Михалкова.
«В этом рассказе С.Михалков рассказывал о том, как он бывал в тех местах, где дед Мазай спасал несчастных зайцев. Здесь Михалкову обидно было слышать от местных ребят, что они не смогли наизусть прочитать из «Деда Мазая» ни одного четверостишия. Автор с горечью подумал об этих ребятах, а не была бы богаче их душа, если бы наряду с тем, что они знают о науке, политике и технике, они знали бы ещё и стихи – много стихов! Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Фета, Тютчева, Блока и других замечательных поэтов».
Слайд 40В этом сочинении в качестве комментария цитируется большой фрагмент исходного текста.
«Сергей
Михалков пишет в своём рассказе об этом так: «Как-то я побывал в тех местах, где дед Мазай спасал несчастных зайцев. Ребята, с которыми я разговорился в одной из деревень, рассуждали о космических кораблях, о полете на Луну, о событиях в мире. Но когда я заговорил с ними о Некрасове, напомнил строки, где поэт описывает их родные места, ребята замялись и никто, увы, не смог прочитать наизусть из «Деда Мазая» ни одного четверостишия. Я с горечью подумал: а не была бы богаче их душа, если бы наряду с тем, что они знают о науке, технике и политических событиях, они знали бы еще и стихи — много стихов! — Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Фета, Тютчева, Блока и других замечательных русских поэтов. Без некоторых книг, не пережитых в детстве, в отрочестве, сущность человека со всей его психологией останется грубой и неотесанной».
Слайд 41Использованная литература
Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий ЕГЭ с развернутым ответом.
Русский язык. / Цыбулько И.П., Александров В.Н., Васильевых, И.П., Гостева Ю.Н., Капинос В.И., Дощинский Р.А., Пучкова Л.И., Соколова Н.В. Часть 1. Москва 2014
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ МАТЕРИАЛЫ