первый слог - как правило,
во всех формах, кроме Ж.Р.
прибылА, занялА, понялА
началА, взялА, далА, спалА,
но: послАла, клАла
окончание - в Ж.Р.
окончание –
как правило, в Ж.Р.
.
гОрек (гОрько, гОрьки)
блИзок (блИзко, блИзки)
вЕсел (-о,-ы), мОлод (-о,-ы)
гОлоден (гОлодно, гОлодны)
горькА, близкА, веселА
голоднА, молодА
прИбыл, прИбыло, прИбыли
зАнял (-о,-и), пОнял (-о,-и),
нАчал (-о,-и), но: включИт
ОШИБКИ:
1. Неправильное употребление слова
Запевалой (вместо «зачинщиком») всех
безобразий был Иванов.
Благодаря пожару сгорел лес (вместо
«из-за пожара»).
В силу слабой игры... (вместо «из-за»)
2. Смешение паронимов.
(факт ≠ фактор, эффективный ≠ эффектный,
одевать ≠ надевать, сытый ≠ сытный...)
3. Нарушение лексической
сочетаемости.
Отец Гринева - строгий домашний
крепостной (вместо «крепостник»).
Скоропостижный отъезд (вместо «внезапный»); играет значение (вместо «играет роль» или «имеет значение»);
оказать пользу; причинил радость...
8. Стилевой разнобой.
Специалиста можно подобрать
(?) в нашем районе.
Возвратился обратно; проливной
ливень.
Может повлечь последствия...
(пропущено «за собой»)
Все дети в школе охвачены горячим
питанием.
Надо торопиться, ибо мы опоздаем на поезд.
Гринев и Швабрин устроили дуэль.
В очах футболистов светилась радость.
Ы
И
инженеры, шоферы,
бухгалтеры, лекторы,
тракторы, договоры...
А
Я
директора, инспектора,
доктора, профессора,
сторожа, повара, катера...
ФОРМЫ Р.п. Мн.ч.
валенок, ботинок, сапог,
чулок, погон, солдат, партизан, яблок, яблонь, нянь, плеч, полотенец, простынь...
ОВ
ЕЙ
носков, килограммов,
апельсинов, мандаринов,
помидоров, узбеков,
киргизов, заморозков,
рельсов, свечей, граблей
время - Сколько времени? (нельзя: «сколько время»)
2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В РЕЧИ
Нельзя соединять в одной конструкции
простую и сложную степень сравнения
более лучше, самый красивейший
Следует: «более хороший» или «лучше»;
«самый красивый» или «красивейший»)
- Дата: название месяца в Р.п.:
- В сочетании типа «два и более» + сущ.
управляет числительное, а не слово БОЛЕЕ
три и более недочета
В сочетании смешанного числа + сущ.
управляет дробь, а не целое:
28,4 процента, 15,7 секунды.
4. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕСТОИМЕНИЙ В РЕЧИ
- Ошибки - в немотивированном дублировании подлежащего (сущ.)
личным местоимением 3 л.:
- Ошибки - в образовании форм:
ихний, ихий (вместо «их»)
должен за ее бороться (вместо «за нее»)
- Ошибки в выборе вида, времени глаголов:
- Ошибки в образовании причастий, деепричастий
хочут (хотят), ляжь(ляг), текет (течет),
играться (играть), езжай (поезжай)
Пугачев выходит из избы и сел в карету.
Следует: «вышел...и сел» или «выходит...
и садится»)
ученики, сумеющие решить, ...
(Следует: «которые сумеют» - буд.вр.
или «сумевшие» - прош.вр.^;
игрушки, выпускающие фабрикой, ...
(Вместо «выпускаемые»);
ждя известий (вместо «ожидая»...)
Нельзя допускать оставлять воду
замерзать в трубах.
6. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЛУЖЕБНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ
- Нельзя употреблять рядом два союза с одинаковым значением
- Нельзя смешивать двойные союзы
но однако; словно будто...
лишь тогда ... если Следует: лишь тогда ... когда) как... а также Следует: как... так и) не только... а также, не только ...аи (Следует: не только ... но и)
+
Ед.ч.
АКТИВНОСТЬ ДЕЙСТВИЯ
Три человека вышли из подъезда.
Большинство учащихся работали летом.
(Но: большинство работало хорошо.)
ПРИЧ. ОБОР.
(или др. члены пр.)
___,
Ряд специалистов, окончивших вузы,
направляется в село
Большинство детей и подростков
воспитываются в семье.
Большинство……….. МН.Ч.
Большинство девушек были приезжие.
Мн.ч.
мн.ч.
Ряд домов был построен...
Часть станков была отправлена...
На столе стоит три подсвечника.
Прошло пять лет. Требуется несколько часов.
Прилетело два голубя.
Народ
(Сущ. молодежь
собир) студенчество Ед.ч.
крестьянство
Молодежь трудится
много, мало, лишь,
немного, только... ЕД.Ч.
Пришло лишь пять человек.
Много машин проехало.
КТО (НИКТО. КТО-ТО) ЕД.Ч.
Никто, даже специалисты, не мог поставить диагноз.
Те. (кто молод и здоров), избегают докторов].
ОДИН + СУШ. ЕД.Ч.
В выступлениях участвовал 21 человек.
Сказуемое - после однор чл .
Сказуемое -перед однор. чл.
Свет и тепло исходили от костра.
От костра исходил свет и тепло.
(Или: От костра исходили свет и тепло.)
ИЛИ
разделит ЕД.
против союзы
Не то туман, не то дым окутывал рощу
Определение +СУЩ общ. рода
девушка - круглая сирота
мальчик - круглый сирота
согласуется по смыслу
Определение +СУЩ врач
педагог
представитель
профессор …
Выступила замечательный врач Федорова.
Уланова - один из талантливейших представителей
русского балета, (или: одна из...представительниц)
Приложение -
СУЩ. + название Им.п.
в журнале «Смена»
в повести «Тарас Бульба»
о романе «Война и мир»
и
Чаще мн.ч.
Допустимо ед.ч.
и
БЛАГОДАРЯ
ВОПРЕКИ + Д.П. (кому? чему?)
СОГЛАСНО приказу
уделять внимание чему-то (не «на что-то»)
описывать что-то (не «о чем-то»)
преимущества перед кем-то (не «над чем-то»)
заведующая библиотекой (не «библиотеки») и т.д.
по (= после) + П.п.
по окончании (спектакля)
по прибытии поезда
открыли огонь
Скучать, тосковать по отцу, по детям (Д.п.)
по нему (Д.п ед.ч.)
по нас (П.п мн.ч.)
• Следует избегать двусмысленности
Преподавателю приходилось многое объяснять.
Принесли письмо дочери.
Синтаксические нормы
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть