Слайд 2Воздействие
«Действие, направленное на кого-то или что-то с целью добиться чего-нибудь и
внушить что-нибудь» (по С.И. Ожегову).
Слайд 3Виды речевого воздействие
1. Вербальное( с помощью слов)
2. Невербальное (воздействие при помощи
несловесных средств, которые сопровождают нашу речь (жесты, мимика, наше поведение во время речи, внешность говорящего, дистанция общения и др.).
Слайд 4Функции невербального воздействия
- дополнения речи;
- замещения речи;
- репрезентации эмоциональных состояний партнеров по
коммуникативному процессу;
- определение настроения человека, его желаний, устремлений и помыслов и т.п.
Слайд 5Что же невербальные средства вносят в общение? Они:
акцентируют ту или иную часть вербального сообщения;
предвосхищают то,
что будет передано вербально;
выражают значение, противоречащее содержанию высказывания;
сохраняют контакт между собеседниками и регулируют поток речи;
заменяют отдельное слово или фразу;
с опозданием дублируют содержание вербального сообщения.
заполняют или объясняют паузы, указывая на намерение продолжить свое высказывание, на поиск слова и т.д.
Слайд 6Виды невербального воздействия.
Кинесика –это система средств общения, включающая в себя жесты, мимику,
пантомимику.
Паралингвистическая (или акустическая) и экстралингвистическая системы знаков представляют собой также «добавки» к вербальному воздействию.
Паралингвистическая система – это система вокализации, то есть качество голоса, его диапазон, тональность.
Слайд 7
Экстралингвистическая система – включение в речь пауз, других вкраплений, связанных со звуком,
например, покашливаний, плача, смеха, сам темп речи.
Проксемика- это особая область психологии, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения.
Слайд 8Межличностные расстояния
1. Интимное расстояние (0 - 45 см). На таком расстоянии общаются в
основном близкие или хорошо знакомые люди. На этом расстоянии партнеры могут касаться друг друга, типичными при этом являются негромкий голос, доверительный разговор. В профессиональной деятельности такое расстояние между партнерами по общению чаще всего является неприемлемым, так как интервьюируемый, либо собеседник будет чувствовать себя неуютно и скованно.
Слайд 9
2. Персональная дистанция(45 - 120 см). Нормальное расстояние, на котором осуществляется общение
знакомых людей. На этом расстоянии происходит основная часть разговора. Громкость голоса при этом средняя. Такая дистанция в профессиональной деятельности используется при интервьюировании человека, в процессе беседы за «круглым» столом
Слайд 10
. Социальная дистанция(120 - 400 см). На этом расстоянии улаживаются безличные дела,
происходят формальные встречи в кабинетах и других общественных местах. Именно такая дистанция приемлема во встречах с несколькими участниками. Такая дистанция во многом способствует и раскованности участников коммуникативного процесса и их свободе в высказываниях.
Слайд 11
Публичная дистанция(400 - 750 см). На таком расстоянии детали лица, мелкие
движения не улавливаются. Голос становится громче, слова тщательно подбираются и старательно выговариваются. Именно такая дистанция приемлема при встречах с достаточно большим количеством участников ,так как она удобна для больших аудиторий, где каждый обращается и непосредственно к каждому участнику встречи и ко всем в целом и никому не мешает.
Слайд 12Факторы речевого воздействия— совокупность типовых вербальных и невербальных сигналов, влияющих на
эффективность общения.
1. внешность говорящего;
2. соблюдение коммуникативной нормы;
3. установление контакта с собеседником;
4. взгляд;
5. физическое поведение во время речи (движение, жесты, позы),
6. голос;
7. стиль общения (дружелюбие, искренность, эмоциональность, немонотонность, воодушевление);
Слайд 13
8. организация пространства общения?
9. содержание речи;
10. языковое оформление;
11. объем сообщения;
12. расположение
фактов и аргументов, идей;
13. продолжительность;
14. адресат (включая количество участников);
15. коммуникативный жанр (учет правил эффективности определенного жанра речи - митинговое выступление, развлекательное выступление, критика, замечание, приказ, просьба и т.д.).