Презентация, доклад Пишем сочинение на основе публицистического текста (11 класс)

Содержание

Публицистические тексты – это тексты-рассуждения, в которых информационно-логическая структура всегда присутствует, но реализуется она с помощью коммуникативно-значимых структур по-разному. В рассуждениях-объяснениях и рассуждениях-доказательствах она реализуется четко, а в рассуждениях-размышлениях и рассуждениях, написанных в жанре эссе, очень

Слайд 1Пишем сочинение
на основе публицистического текста.
Консультация в 11 классе.

Пишем сочинение на основе публицистического текста.Консультация в 11 классе.

Слайд 2 Публицистические тексты – это тексты-рассуждения, в которых информационно-логическая структура всегда присутствует,

но реализуется она с помощью коммуникативно-значимых структур по-разному.
В рассуждениях-объяснениях и рассуждениях-доказательствах она реализуется четко, а в рассуждениях-размышлениях и рассуждениях, написанных в жанре эссе, очень прихотливо и сложно.
Это объясняется тем, что рассуждения первых двух видов (объяснение и доказательство) типичны в публицистическом стиле, требующем прямого воздействия на адресата прежде всего за счет четкого предъявления мысли автора.
Рассуждения-размышления и эссе, как правило, являются художественно-публицистическими текстами.

Публицистические тексты

Публицистические тексты – это тексты-рассуждения, в которых информационно-логическая структура всегда присутствует, но реализуется она с помощью коммуникативно-значимых

Слайд 3О терминах
Термины «основная проблема» и «тезис» синонимичны, называют одну и ту

же единицу текста. В контрольно-измерительных материалах (КИМах) принят термин «проблема».

Авторская позиция – этот термин речеведческий.

О терминахТермины «основная проблема» и «тезис» синонимичны, называют одну и ту же единицу текста. В контрольно-измерительных материалах

Слайд 4Авторская позиция
Эмоциональная – это волнение, восхищение, потрясение автора текста при работе

с нравственно-этической проблемой, которую он считает злободневной, это эмоциональные реакции автора.

Рациональная составляющая – это мысли автора по поводу разрабатываемой им проблемы, это логическое осмысление проблемы.

Авторская позиция имеет
эмоциональную и рациональную составляющие.

Авторская позиция	Эмоциональная – это волнение, восхищение, потрясение автора текста при работе с нравственно-этической проблемой, которую он считает

Слайд 5 Мысли автора по поводу проблемы оформляются в тексте с помощью доводов,

в совокупности составляющих систему.
Тезис + система доводов = логическая схема текста, оформляющая авторскую позицию.

Таким образом, основная проблема оформляется в тексте в виде тезиса, а тезис неотъемлем от авторской позиции.


Авторская позиция

Мысли автора по поводу проблемы оформляются в тексте с помощью доводов, в совокупности составляющих систему. Тезис +

Слайд 6Тезис содержит тему текста (о чем текст?), которая в формулировке тезиса

занимает позиции подлежащего и дополнения.

В ПТ (публицистических текстах) тема сложная.

Постоянная тема (тематическое слово) «человек», так как ПТ всегда обращен к человеку и говорит с адресатом о его нравственно-духовных проблемах.

Второе тематическое слово номинирует «индивидуальную» тему текста. Она предъявляется не позднее 2-го предложения.

Тезис с лингвистических позиций: это простое предложение с подлежащим, дополнением и обязательным сказуемым.

Тезис

Тезис содержит тему текста (о чем текст?), которая в формулировке тезиса занимает позиции подлежащего и дополнения. В

Слайд 7«Горизонтальные» структуры текста.
1) «Индивидуальная» тема текста предъявляется не позднее 2-го

предложения, иначе текст становится непонятным.

2) Сложная тема ПТ проходит через весь текст (сохраняется тематическое единство текста) в виде тематических цепочек. Их составляют слова и словосочетания, по смыслу близкие к основным тематическим словам.

«Горизонтальные» структуры текста. 1) «Индивидуальная» тема текста предъявляется не позднее 2-го предложения, иначе текст становится непонятным. 2)

Слайд 83) Кроме тематических цепочек, тема текста может быть представлена в виде

большого тематического фрагмента. Как правило, это чья-то биография, эпизод из жизни конкретного человека или отечественной/мировой истории, воспоминания, а также различные толкования (определения) рассматриваемого в тексте нравственного понятия. Такие фрагменты легко визуализировать: нарисовать, представить, как это можно снять в кино, на видео. ТФ (тематический фрагмент) всегда содержит много конкретной лексики.

Запомни! В составе ТФ доводов не может быть, так как доводы – это авторское.

3) Кроме тематических цепочек, тема текста может быть представлена в виде большого тематического фрагмента. Как правило, это

Слайд 94) Формулировка основной проблемы может появиться в любом месте текста –

это особенность авторского замысла. Более того, в ПТ, который построен без ярких иллюстраций (примеров), практикуется частый повтор формулировки тезиса в синонимических вариантах.

5) Доводы в ПТ предъявляются тоже в разных вариантах. Довод должен быть отдельным предложением, но это не всегда соблюдается. Часто одно сложное предложение текста содержит два довода. Доводы не идут друг за другом или через равные промежутки в тексте. Они могут повторяться или несколько предложений, отстоящих друг от друга в тексте, при здравом размышлении можно объединить в один довод. Иногда довод «прячется» в словосочетании. Очень часто довод предъявляется сначала в понятийном, необразном варианте, потом – в образном речевом оформлении. Доводов может быть от 2-х до 5-ти, но, как правило, бывает три.

4) Формулировка основной проблемы может появиться в любом месте текста – это особенность авторского замысла. Более того,

Слайд 106) Надо сказать о такой особенности композиции ПТ, как наличие связочных

фраз между предложениями, чаще между абзацами. Они обеспечивают связность текста, другой информации они не несут.

7) Композиция текста часто строится на основе восходящей градации: каждый последующий довод и пример ярче, глубже по содержанию, чем предыдущий. Это надо иметь в виду, когда сталкиваемся с повтором доводов. Доводы надо сравнивать и находить смысловые приращения.
Повтор - это риторическая фигура текста. Он используется в самых разнообразных вариантах. Повтор доводов – один из них.
Градация – это тоже риторическая текстовая фигура.
Кроме нее и повтора, часто используется антитеза - противопоставление двух основных доводов, когда вся аргументация построена на контрасте положительного и отрицательного.
В ПТ может быть и антитеза двух доводов, в целом выстроенных по градационному признаку.

6) Надо сказать о такой особенности композиции ПТ, как наличие связочных фраз между предложениями, чаще между абзацами.

Слайд 11Работа с информацией публицистического и художественно-публицистического текста, содержащего большие иллюстративные фрагменты


На берегу реки Мокши сидел старый человек в морском мундире. (2) Последние предосенние стрекозы трепетали над ним, некоторые садились на потертые эполеты, передыхали и вспархивали, когда человек изредка шевелился. (3) Ему было душно, он расслаблял рукой уже давно расстегнутый воротник и замирал, вглядывался слезящимися глазами в ладошки небольших волн, похлопывающих речку. (4) Что виделось ему сейчас в этом мелководье? (5) О чем думал он?
(6) До недавнего времени он еще знал, что одержал великие победы, что сумел вырваться из плена старых теорий, открыл новые законы морского боя, что создал не одну непобедимую эскадру, воспитал немало славных командиров и экипажей боевых кораблей.
(7) Но прошло едва ли десять лет после его отставки, и о нем постарались забыть и в императорском дворе, и в Адмиралтействе, и в штабах флотов и морских училищ. (8) Вот и заканчивал свой век забытый властью и флотскими командирами здесь, в центре России, на Тамбовщине, Федор Федорович Ушаков, опальный русский флотоводец. (9) Сорок кампаний провел он, ни в одном сражении не потерпел поражения. (10) Блестящие победы русского флота под его началом сделали имя Федора Ушакова легендарным. (11) Но мало кто помнил об этом тогда в России…
(12) Современники часто не замечают таланта, гения, пророка в своем окружении. (13) Они не могут, а если вспомнить историю, то и не хотят выделять выдающиеся, их превосходящие способности ближнего. (14) С раздражением говорят они о таком человеке, возводя его в лучшем случае в разряд чудаков и людей везучих…
(15) Звуки того дня перемешивались в нем, наплывали один на другой, заставляя его вздрагивать, озираться. (16) Он вспоминал о дальних походах и сражениях. (17) Глаза его были открыты, но взор его бродил где-то там, по далеким рейдам, бухтам и гаваням, натыкался на крепостные стены и прибрежные рифы.
(18) Набежал ветер, пытаясь закутать, запеленать одинокого адмирала, а тот отстранял его рукой, пробуя задержать видения прошлого.
(По В. Ганичеву)

Работа с информацией публицистического и художественно-публицистического текста, содержащего большие иллюстративные фрагменты На берегу реки Мокши сидел старый

Слайд 12 Я прочитал(а) текст В. Ганичева об адмирале Ушакове. Автора волнует вопрос:

почему люди часто неблагодарны и неблагородны по отношению к истинно талантливым людям? Ганичев считает, что «современники не могут, а порой и не хотят» по достоинству оценить выдающиеся способности ближнего.
Эту проблему автор ставит, используя материалы биографии выдающегося русского флотоводца Ф.Ф.Ушакова. Жизнь Ф.Ф. Ушакова была сложной и тяжелой. Он внес много «нового в теорию и практику морского боя», испытал счастье великих побед, «не проиграв ни одной из 40 кампаний», которыми он руководил как адмирал русского флота. Он «воспитал немало славных командиров и экипажей боевых кораблей». Несмотря на все эти великие заслуги перед Отечеством, он пережил забвение после своей несправедливой отставки. Кто же не смог быть благородным по отношению к Ушакову, кто не смог или не захотел по достоинству оценить его заслуги? В. Ганичев говорит, что это оказалось не под силу таким современникам адмирала, которые облечены властью, а значит, повторяют официальную точку зрения императорского дворца, отправившего Ушакова в ссылку.

Примерное сочинение

Я прочитал(а) текст В. Ганичева об адмирале Ушакове. Автора волнует вопрос: почему люди часто неблагодарны и неблагородны

Слайд 13 Итак, В. Ганичев на примере биографии Ф.Ф. Ушакова убеждает нас в

том, что многие люди, живущие в одно время с талантливыми и достойными людьми, не могут и не хотят по достоинству оценить своих даже выдающихся современников, особенно попавших в немилость.
С авторской позицией нельзя не согласиться. Приведу логические аргументы. Во-первых, многие из этих современников, облеченных властью, завистливы, неблагородны, безнравственны. Во-вторых, они ориентированы только на социальные блага (почет, богатство), поэтому считают необходимым следовать официальной точке зрения, тем предвзятым оценкам талантливого человека, которые «спущены сверху» - иначе пострадает их карьера. В-третьих, все это происходит несмотря на то, что этот человек этот может быть легендарной личностью, оставившей свой след в истории.
Теперь приведу два примера, два иллюстративных довода. Вспомним капитана Тушина из романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир». Капитана, виртуозно владеющего искусством ведения боя, безоговорочно верного присяге, нередко вызывают на ковер перед начальством.
Итак, В. Ганичев на примере биографии Ф.Ф. Ушакова убеждает нас в том, что многие люди, живущие в

Слайд 14 Укоры, выговоры за несуществующие стратегические просчеты — вот «почести», которыми награжден

герой за свою преданность присяге, талант к военному делу, изобретательность и бесстрашие. Вышестоящие смотрят на героизм незаурядного, но скромного человека свысока, не придавая им должного значения.
Нельзя не упомянуть имя великого полководца А. В. Суворова, поражающего уникальностью и многогранностью своей натуры. Переход через Альпы, взятие крепости Измаил — военные победы генералиссимуса не перечесть. Казалось бы, разве можно усомниться в величии заслуг такого полководца? Однако завистливое отношение вышестоящих чинов вкупе с личной неприязнью самого императора Павла I обусловили отстранение Суворова от любимого дела.
Любой человек, оказавшись в плену у своей зависти, предвзятости, а также в силу приверженности официальной точке зрения, может неадекватно оценить яркие достижения ближнего, а текст В. Ганичева учит избегать подобной необъективной оценки.
Укоры, выговоры за несуществующие стратегические просчеты — вот «почести», которыми награжден герой за свою преданность присяге, талант

Слайд 15http://s3.uploads.ru/BdO9t.png
рамка

http://cs10561.vkontakte.ru/u111299510/-5/x_70c5f3cb.jpg
перо, чернильница

http://img-fotki.yandex.ru/get/6434/136487634.a39/0_d5931_5c31a0b1_XL.png
книги

http://s1.pic4you.ru/allimage/y2012/10-26/12216/2601840.png
открытая книга с пером

http://lenagold.narod.ru/fon/clipart/s/svit/svitolk21.png
Свитки
Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/




Интернет – ресурсы:


Литература.
Архарова Д.И. Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Пишем сочинение на основе публицистического текста: самоучитель для учителей-словесников и старшеклассников/ Д.И. Архарова. – Екатеринбург, 2016. С.37.

http://s3.uploads.ru/BdO9t.png рамкаhttp://cs10561.vkontakte.ru/u111299510/-5/x_70c5f3cb.jpg перо, чернильницаhttp://img-fotki.yandex.ru/get/6434/136487634.a39/0_d5931_5c31a0b1_XL.png книгиhttp://s1.pic4you.ru/allimage/y2012/10-26/12216/2601840.png открытая книга с перомhttp://lenagold.narod.ru/fon/clipart/s/svit/svitolk21.pngСвиткиСайт: http://elenaranko.ucoz.ru/  Интернет – ресурсы: Литература.Архарова Д.И. Готовимся

Слайд 16МБОУ СОШ с. Найхин
Учитель русского языка и литературы: Мироненко Е.П.

МБОУ СОШ с. НайхинУчитель русского языка и литературы: Мироненко Е.П.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть