Публицистические тексты
Авторская позиция – этот термин речеведческий.
Рациональная составляющая – это мысли автора по поводу разрабатываемой им проблемы, это логическое осмысление проблемы.
Авторская позиция имеет
эмоциональную и рациональную составляющие.
Авторская позиция
В ПТ (публицистических текстах) тема сложная.
Постоянная тема (тематическое слово) «человек», так как ПТ всегда обращен к человеку и говорит с адресатом о его нравственно-духовных проблемах.
Второе тематическое слово номинирует «индивидуальную» тему текста. Она предъявляется не позднее 2-го предложения.
Тезис с лингвистических позиций: это простое предложение с подлежащим, дополнением и обязательным сказуемым.
Тезис
2) Сложная тема ПТ проходит через весь текст (сохраняется тематическое единство текста) в виде тематических цепочек. Их составляют слова и словосочетания, по смыслу близкие к основным тематическим словам.
Запомни! В составе ТФ доводов не может быть, так как доводы – это авторское.
5) Доводы в ПТ предъявляются тоже в разных вариантах. Довод должен быть отдельным предложением, но это не всегда соблюдается. Часто одно сложное предложение текста содержит два довода. Доводы не идут друг за другом или через равные промежутки в тексте. Они могут повторяться или несколько предложений, отстоящих друг от друга в тексте, при здравом размышлении можно объединить в один довод. Иногда довод «прячется» в словосочетании. Очень часто довод предъявляется сначала в понятийном, необразном варианте, потом – в образном речевом оформлении. Доводов может быть от 2-х до 5-ти, но, как правило, бывает три.
7) Композиция текста часто строится на основе восходящей градации: каждый последующий довод и пример ярче, глубже по содержанию, чем предыдущий. Это надо иметь в виду, когда сталкиваемся с повтором доводов. Доводы надо сравнивать и находить смысловые приращения.
Повтор - это риторическая фигура текста. Он используется в самых разнообразных вариантах. Повтор доводов – один из них.
Градация – это тоже риторическая текстовая фигура.
Кроме нее и повтора, часто используется антитеза - противопоставление двух основных доводов, когда вся аргументация построена на контрасте положительного и отрицательного.
В ПТ может быть и антитеза двух доводов, в целом выстроенных по градационному признаку.
На берегу реки Мокши сидел старый человек в морском мундире. (2) Последние предосенние стрекозы трепетали над ним, некоторые садились на потертые эполеты, передыхали и вспархивали, когда человек изредка шевелился. (3) Ему было душно, он расслаблял рукой уже давно расстегнутый воротник и замирал, вглядывался слезящимися глазами в ладошки небольших волн, похлопывающих речку. (4) Что виделось ему сейчас в этом мелководье? (5) О чем думал он?
(6) До недавнего времени он еще знал, что одержал великие победы, что сумел вырваться из плена старых теорий, открыл новые законы морского боя, что создал не одну непобедимую эскадру, воспитал немало славных командиров и экипажей боевых кораблей.
(7) Но прошло едва ли десять лет после его отставки, и о нем постарались забыть и в императорском дворе, и в Адмиралтействе, и в штабах флотов и морских училищ. (8) Вот и заканчивал свой век забытый властью и флотскими командирами здесь, в центре России, на Тамбовщине, Федор Федорович Ушаков, опальный русский флотоводец. (9) Сорок кампаний провел он, ни в одном сражении не потерпел поражения. (10) Блестящие победы русского флота под его началом сделали имя Федора Ушакова легендарным. (11) Но мало кто помнил об этом тогда в России…
(12) Современники часто не замечают таланта, гения, пророка в своем окружении. (13) Они не могут, а если вспомнить историю, то и не хотят выделять выдающиеся, их превосходящие способности ближнего. (14) С раздражением говорят они о таком человеке, возводя его в лучшем случае в разряд чудаков и людей везучих…
(15) Звуки того дня перемешивались в нем, наплывали один на другой, заставляя его вздрагивать, озираться. (16) Он вспоминал о дальних походах и сражениях. (17) Глаза его были открыты, но взор его бродил где-то там, по далеким рейдам, бухтам и гаваням, натыкался на крепостные стены и прибрежные рифы.
(18) Набежал ветер, пытаясь закутать, запеленать одинокого адмирала, а тот отстранял его рукой, пробуя задержать видения прошлого.
(По В. Ганичеву)
Примерное сочинение
Интернет – ресурсы:
Литература.
Архарова Д.И. Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Пишем сочинение на основе публицистического текста: самоучитель для учителей-словесников и старшеклассников/ Д.И. Архарова. – Екатеринбург, 2016. С.37.
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть