Команда
«Звёздочки»
Команда
«Звёздочки»
Русский язык и литература –
неповторимое «окно» в будущее.
Все 11-ть классов они с нами.
Наши учебники отличные.
Спасибо их создателям.
Мне нравятся наши учебники
русского языка и литературы.
Они нас учат мыслить, быть
грамотными. В этих учебниках
много интересного.
Русский язык и литература – достояние России. Мы их должны хорошо знать.
Учебники русского языка и литературы
развивают нас. С каждым днём мы узнаём
из них новое и нужное. Это замечательные
учебники. Русский язык и литература –
самые любимые мои предметы.
Знакомьтесь,
Наш город.
В. Г. Короленко, Н. В. Гоголь, Т. Г. Шевченко, Ф. И. Шаляпин
в разное время посещали наш город и жили в нём.
Помним и гордимся
Тема нашего исследования:
«Первые грамматики русского языка.»
Грамматика М. Смотрицкого
Российская грамматика
М. Ломоносова
Задачи исследования:
Определить время появления первых учебников русского языка.
Познакомиться с авторами первых учебников.
Выяснить принцип построения первых учебников.
Узнать о том, что известно об этих учебниках и их авторах сегодня.
История школьных учебников русского языка как родного насчитывает более двухсот лет.
Первое, что мы узнали:
Родной русский язык играет особую роль в процессе формирования духовно богатой, высоконравственной, образованной, творческой личности, способной сохранить и продолжить национальные традиции.
Актуальность исследования:
Учебники XVIII века только упоминаются. В течение последней трети XVIII века создано пять учебников русского языка для учащихся средних учебных заведений:
Курганов Н.Г. Российская универсальная грамматика. СПб: 1769;
2) Краткие правила российской грамматики, собранные из разных российских грамматик в пользу обучающегося юношества в гимназиях Императорского Московского Университета. - М.: 1771;
3) Сырейщиков Е.Б. Краткая российская грамматика, изданная для народных училищ по высочайшему повелению Императрицы Екатерины Второй. - СПб: 1787;
4) Соколов П И. Начальные основания российской грамматики в пользу учащегося в гимназии при Императорской Академии Наук юношества. - СПб: 1788;
5) Светов В.П. Краткие правила по изучению языка российского с присовокуплением кратких правил российской поэзии или науки писать стихи, собранные из новейших писаний в пользу обучающегося юношества. - М.: 1790.
3. Учебники русского языка XVIII века явились оригинальными трудами, результатом дидактической переработки: использованы родовидовые определения лингвистических понятий, даны образцы применения знаний (в виде «примеров грамматического разо-брания»).
4. Теоретические сведения изложены более доступным учащимся языком.
Две книги взял с собой великий Ломоносов в Москву: грамматику М. Смотрицкого и арифметику Л. Магницкого. Эти книги он выучил наизусть.
Мелетий Смотрицкий (Максим Герасимович Смотрицкий) — видный общественный, церковный деятель, педагог и ученый, один из образованнейших людей своего времени.
В 1619 году в городе Евье (ныне Vievis под Вильнюсом) был издан главный филологический труд Мелетия Смотрицкого «Ґрамма́тіки Славе́нския пра́вилное Cv́нтаґма» — выдающийся памятник славянской грамматической мысли, ставший основой церковнославянской грамматической науки на следующие два века.
Учебник состоял из четырех частей: орфографии, этимологии, синтаксиса и просодии (ударение и произношение).
Текст Грамматики был существенно отредактирован справщиками Московского печатного двора Михаилом Роговым и Иваном Наседкой с учетом особенностей живой славянской речи, текст также был дополнен статьями из сочинений Максима Грека о пользе изучения грамматики, примерами грамматического разбора предложения. На протяжении XVII—XVIII веков «Грамматика» неоднократно переиздавалась. Она сохраняла свое научное и практическое значение вплоть до выхода в свет «Грамматики» М. В. Ломоносова в 1755 году.
1755 г.
«Российская грамматика» состоит из шести «наставлений». Наставления разделены на главы, главы — на параграфы. Наставление первое («О человеческом слове вообще») посвящено общим вопросам грамматики «вообще» и русской грамматики в частности. Согласно Ломоносову, язык человеку дарован Творцом. Язык — «первейшее» проявление человека как существа разумного.
Выход «Российской грамматики» был встречен русским обществом с чрезвычайным энтузиазмом. «Российская грамматика» принесла Ломоносову вполне заслуженную славу «первейшего» российского грамматиста.
Третье наставление («О имени») содержит подробные сведения о морфологических, семантических и словообразовательных свойствах существительных, прилагательных и числительных, в совокупности, по традиции греческих грамматик, трактуемых как одна «знаменательная часть слова».
Наставление четвертое («О глаголе») полностью посвящено глаголу: специфике его формо- и словообразования, семантике и функционированию форм. Наклонений у глагола три: изъявительное (пишу), повелительное (пиши) и «неокончательное» (писать).
В наставлении пятом («О вспомогательных или служебных частях слова») рассматриваются местоимения, наречия, предлоги (предлоги в «Российской грамматике» еще не разделяются с приставками), союзы; предлагаются их классификации.
Наставление шестое («О сочинении» частей слова») посвящено вопросам синтаксической сочетаемости частей речи. Терминов типа «управление», «примыкание» и под. как таковых еще нет.
П. Катенин
(друг Пушкина)
Благодаря Ломоносову своими стали в нашем языке
такие слова, как воспитание, класс, лекция, познание,
урок, школа… Не он их придумал, но он сделал их
общеупотребительными, что очень важно.
Кто сегодня не знает что такое аббревиатура?
Вряд ли такие найдутся.
Именно Ломоносов впервые предложил ввести аббревиатуры в русский язык.
Он предлагал использовать их для оценки знаний и прилежания учеников.
ВИ – всё исполнил
НУ – не знал урока
ББ – был болен
ВИС – всё исполнил с избытком
Ш - шабаш
Это интересно:
Высоко оценил заслуги М. В. Ломоносова в области просвещения А. С. Пушкин.
Ему принадлежат такие слова:
«Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериною II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет.
Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом.»
И, конечно же, нам было очень интересно узнать
по какому учебнику русского языка учился А. С. Пушкин.
Все учебники русского языка, по которым учился великий поэт, были созданы на основе "Российской грамматики« М. В. Ломоносова, вобрав в себя лучшие традиции преподавания русского языка последней трети 18в.
Сырейщиков Е.Б. Краткая российская грамматика, изданная для народных училищ по высочайшему повелению Императрицы Екатерины Второй. - СПб: 1787;
Из учебников Сырейщиковым составлены «Краткая российская грамматика в пользу юношества» (Москва, 1793), «Краткая российская грамматика, изданная для народных училищ», выдержавшая 7 изданий (СПб., 1787—1805).
Кроме замечательных учебников русского языка
У Пушкина были великие преподаватели.
Один из них – Н. Ф. Кошанский.
Результаты:
Название «письмовники» неизвестно никому.
Название «грамматики» известно 12 учащимся.
Ломоносова, как автора «Российской грамматики», назвали 32 учащихся.
Авторов учебника русского языка, по которому занимаются сейчас,
назвали лишь 56 учащихся.
Вывод:
Предложенная тема не только интересна, но и очень полезна.
Мы сами узнали много нового, удивительного.
Собранный нами материал мы обязательно покажем всем учащимся школы.
IV. Созданную презентацию мы подарим каждому учителю русского языка,
работающему в нашей школе.
V. А ещё мы готовы предоставить нашу презентацию всем, кого она заинтересовала.
Да!!!
Сегодня каждый из нас может лично познакомиться с любым из учебников русского языка, начиная от «Российской Грамматики» М. В. Ломоносова.
Такую возможность даёт нам сегодня ИНТЕРНЕТ.
Например:
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть