Слайд 2 Если рассмотреть проблему достаточно внимательно, то вы увидите себя
как часть этой проблемы.
(Закон Мерфи)
Слайд 4 Механизм обучения, то есть учебный процесс, приводящий к результатам,
Я.А. Коменский назвал «дидактической машиной».
Для неё важно отыскать:
- цели;
- средства достижения этих целей;
- правила пользования этими средствами.
Слайд 5Ядро любой технологии в образовании
Таким образом вырисовывается своеобразный модуль:
цель – средства – правила их использования – результат.
Слайд 7 Технология – категория процессуальная; она может быть представлена как
совокупность методов изменения состояния объекта. Технология направлена на проектирование и использование эффективных и экономических процессов .
Слайд 8 Что такое «педагогическая технология»?
Слайд 9Задание 1
Познакомьтесь с определениями понятия «педагогическая технология». Выделите ключевые слова в
определениях. Дайте свое определение понятию «педагогическая технология».
Слайд 11 Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и
определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействие, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
Слайд 12Понятие «педагогическая технология» в образовательной практике употребляется на трех иерархически соподчиненных
уровнях:
1) Общедидактический уровень (общедидактическая технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения, в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса обучения).
Слайд 13Продолжение
2) Частнометодический (предметный) уровень (частнопредметная педагогическая технология понимается как
совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения в рамках одного предмета, курса, преподавателя).
Слайд 14Продолжение
3) Локальный (модульный) уровень (локальная технология представляет собой технологию отдельных
частей образовательного процесса, решение частных дидактических задач).
Слайд 15 Что такое «образовательная технология»?
Слайд 16 Образовательная технология – это процессная система совместной деятельности обучающихся
и учителя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам процесса.
Слайд 17 Сегодня понятие образовательной технологии может рассматриваться широко как область
педагогической науки и как конкретная образовательная технология.
Слайд 18Образовательной технологией можно называть комплекс, состоящий из:
некоторого представления планируемых результатов
обучения,
средств диагностики текущего состояния обучаемых,
набора моделей обучения,
критериев выбора оптимальной модели для данных конкретных условий.
Слайд 19В структуру образовательной технологии входят:
а) концептуальная основа - руководящие
идеи, гипотезы, способствующие пониманию технологии, трактовке ее построения и функционирования, включающие:
целевые установки и ориентации;
основные идеи и принципы;
позицию обучающегося в образовательном процессе;
Слайд 20Продолжение
б) содержательная часть обучения:
цели обучения - общие и конкретные;
объем
и характер содержания образования;
ориентация на личностные структуры;
дидактическая структура учебного плана, материала, программ, формы изложения;
Слайд 21Продолжение
в) процессуальная часть - технологический процесс:
организация учебного процесса;
методы и
формы учебной деятельности студентов;
методы и формы работы преподавателя;
деятельность преподавателя по управлению процессом усвоения материала;
мотивационная характеристика;
управление образовательным процессом (диагностика, планирование, регламент, коррекция);
Слайд 22Продолжение
г) программно-методическое обеспечение:
учебные планы и программы;
учебные и методические пособия;
дидактические
материалы;
наглядные и технические средства обучения;
диагностический инструментарий.
Слайд 23Методологические требования образовательной технологии:
Концептуальностъ (опора на определенную научную концепцию, включающую философское,
психологическое, дидактическое и социально-экономическое обоснование достижения образовательных целей).
Системность (наличие всех признаков системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью).
Слайд 24Продолжение
Управляемость (возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования
средствами и методами с целью коррекции результатов).
Эффективность (оптимальность затрат при гарантии достижения определенного стандарта обучения).
Воспроизводимость (возможность применения технологии в других образовательных учреждениях, другими субъектами)
Слайд 25 Никакая технология не может заменить живого, эмоционального человеческого общения.
Любая педагогическая технология, её разработка и применение требуют высочайшей творческой активности педагога и обучающихся. Активность детей проявляется в возрастающей самостоятельности, в осуществлении на основе технологического инструментария взаимообучения, в технологическом творчестве.
Слайд 26Задание 2
Рассмотрите таблицу. Дайте определения предложенным понятиям.
Слайд 27 В чём разница между понятиями «педагогическая технология», «средства обучения»,
«методы обучения»?
Слайд 28 Вывод: Разница, прежде всего, состоит в том, что методическая
система отвечает на вопросы: как учить? зачем учить? чему учить?, а педагогическая технология отвечает на вопрос: как учить результативно?
Слайд 29СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ,
РЕАЛИЗУЕМЫЕ В ПРАКТИКЕ ПЕДАГОГОВ ПРОФИЛЬНЫХ ШКОЛ
Слайд 30Построение учебного процесса на концептуальной основе
Технология предполагает выявление
идей учебного курса, создание комплекса межпредметных связей с другими курсами, разработку межпредметных логических заданий.
Слайд 31Обучение укрупненными дидактическими единицами.
Обеспечивает общее видение темы. Технология предполагает
использование обобщенных характеристик, правил, информационно емких опорных сигналов, конспектов, концептов. Организационной единицей при крупноблочном построении обучения становится урок, учебный день, неделя (глубокое погружение).
Слайд 32Организационно-деятельностные, имитационные игры
Имитируют реальную деятельность, в т. ч.
производственную и социальную, помогают вписать учебный процесс в контекст реальной жизнедеятельности обучающихся.
Слайд 33Технология КСО (коллективный способ обучения)
Дидактическая основа КСО -
сотрудничество. Работа организуется в парах сменного состава, позволяет обеспечить взаимообучение и взаимоконтроль обучаемых.
Слайд 34Технология полного усвоения
Ученику предлагаются блоки-модули, подлежащие усвоению.
Эти блоки распечатываются на бумажном носителе или в компьютерном варианте. Каждый блок имеет разноуровневое наполнение, сопровождается дидактическим контрольными текстами. Переход к новому блоку разрешается только после полного усвоения предыдущего. Управление обучением организуется различными методами по усмотрению педагога.
Слайд 35Компьютерные технологии обучения
Связаны с созданием и использованием педагогических
программных средств (обучающие, контролирующие программы) использованием возможностей "Интернет".
Слайд 36Дифференцированное обучение
Дифференцированное обучение - традиционная образовательная технология и
часть общедидактической системы. Реализуется в форме гомогенной и гетерогенной дифференциации. «Гомогенная» связана с созданием групп определенного профиля, интереса, уровня подготовки. «Гетерогенная» внутригрупповая, требует разработки разноуровневых программ, овладения приема ми разноуровневого обучения внутри одной группы.
Слайд 37ТРИЗ (технология решения изобретательных задач)
Используются приемы игротехники
как средства мышления.
Слайд 38Технология проектного обучения
Исходный лозунг - «Все из жизни,
все для жизни». Проектная деятельность по созданию материального или интеллектуального продукта (от замысла до результата), совершаемая в специально организованных условиях. Проектная деятельность организуется в рамках одного предмета или носит межпредметный характер. К руководству проектной деятельностью могут привлекаться несколько преподавателей.
Слайд 39ЗАКОН БРУКЕРА:
Даже маленькая практика стоит большой теории.