Слайд 1 М.Ю. Лермонтов.
Поэма « Беглец»
Слайд 2Эмоциональный настрой
Здравствуйте!
Слово какое чудесное,
Красивое, доброе, чуточку нежное.
-Здравствуйте!
Скажем мы новому дню!
-Здравствуйте!- скажем
мы нашим гостям!
Здоровья желаем всем и всему!
Слайд 3Цели урока:
1.Углубить знания учащихся по творчеству М.Ю. Лермонтова;
2.Научить учащихся работать с
текстом, работать с приемами ИНСЕРТ, стратегией «Ромашка Блума», беседой –дебатами;
3. Воспитать интерес к творчеству поэта, патриотическое воспитание,
любовь к русской литературе.
Слайд 4Эпиграф урока
Своим изменивший,
Изменой кровавой,
Врага не сразивши,
Погибнет без
славы.
М.Ю. Лермонтов.
Слайд 5Мозговой штурм
В каком году, где и в какой семье родился М.Ю.
Лермонтов?
Откуда происходил род М.Ю. Лермонтовых?
Кем являлся отец поэта?
Кто была мать поэта?
Кем была для поэта его бабушка?
Где протекало детство поэта?
Слайд 6В каком году семья переезжает в Москву?
В каком году поэт был
зачислен в 4-й класс
Московского университетского благородного пансиона?
Куда поступает в ноябре 1832 года М.Ю.Лермонтов?
В каком году был арестован
поэт и за что?
Мозговой штурм
Слайд 7Мозговой штурм
В каком году и куда поэт был отправлен в
изгнание?
Какие годы можно назвать годами
литературной славы поэта?
Какие произведения поэта вы знаете?
Когда и при каких обстоятельствах погибает поэт?
Слайд 8Жизнь и творчество
М.Ю Лермонтова
1814-1841
Слайд 9Мать Лермонтова, Мария Михайловна, натура романтическая и болезненная, училась в институте
благородных девиц; отец- 27-летний отставной капитан из «захудалого» дворянского рода. Мать Марии была против брака. Они преодолели сопротивление матери. Эта борьба подорвала здоровье Марии Михайловне и, когда сыну исполнилось 3 года, она умерла.
Слайд 10Воспитанием занялась бабушка, Е.А.Арсеньева, человек очень властный и строгий. Отец хотел
увезти сына. Но она убедила его не делать этого, составив завещание, по которому все ее состояние должно было перейти к внуку, но с обязательным условием, что до совершеннолетия внук будет жить с ней.
Слайд 11Тарханы…Половина жизни поэта прошло в этом имении. После смерти дочери Елизавета
Арсентьева велела сжечь дом, а на его месте построила новый, где ,по ее мнению, должно быть счастье.
Слайд 12В Тарханах Михаил жил как богатый барчук, у него было несколько
комнат, бабушка делала все, чтобы он мог учиться, развиваться физически.
Слайд 14Бабушка постоянно возила внука на лечение в Пятигорск. Кавказская природа поразила
мальчика. Он увидел снежные вершины гор, бьющие на Машуке серные источники, степь на десятки верст, бурные и быстрые реки.
Слайд 151 сентября 1827 года тринадцатилетний Лермонтов был зачислен в четвертый класс
Московского благородного пансиона. Этой же осенью он увлеченно сочиняет стихи. Он создает более 50 стихотворений, занимается переводами
Лермонтов учился блестяще, отличался не только в гуманитарных науках, словесности и искусствах ,(он рисовал, играл на скрипке)но и в математике.
1830 год…Лермонтов-студент Московского университета. Но учеба в ВУЗе не задалась. Его не устраивали преподаватели, и в 1833 году он был уволен по собственному прошению.
Из воспоминаний
Слайд 16
После смерти А.Пушкина Лермонтов написал стихотворение «На смерть поэта».Пробыв под
арестом несколько дней, он был направлен в драгунский полк, который находился на Кавказе, где шла война с горцами.
Тебе,Кавказ,
суровый край земли,
я посвящаю снова стих небрежный.
Как сына ты его благослови
И осени вершиной белоснежной;
От юных лет к тебе мечты мои
Прикованы судьбою неизбежной,
На севере, в стране тебе чужой,
Я сердцем твой-всегда и всюду твой!
Слайд 17УТЕС
Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она
умчалась рано,
По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.
Слайд 18ПАРУС
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он
в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..
Играют волны - ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит...
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой
Слайд 19За свои вольнолюбивые, бунтарские стихи, за резкий характер М.Ю.Лермонтова недолюбливали в
обществе. Вокруг него, особенно в последний год жизни, все туже затягивалась петля интриг-гнусных, страшных.
Подножие горы Машук хранит страшную тайну: в сильный дождь состоялась дуэль между Мартыновым и Лермонтовым.
Великий поэт был убит.А он даже не выстрелил, подняв вверх дуло пистолета, тем самым показав, что стрелять
не намерен.
«Туда ему и дорога»-сказал император, узнав о гибели поэта
Слайд 20 Тело великого русского поэта принял скалистый Машук, по склонам которого
он взбирался некогда мальчиком…Но эта могила оказалась временной: бабушка выхлопотала разрешение перевезти прах внука в Тарханы. Гроб установлен в фамильном склепе.
Слайд 21Лермонтов прожил такую короткую жизнь,
что нельзя не поразиться тем фактам,
что он успел создать огромный литературный мир и сделаться величайшим русским поэтом, равным Пушкину. Слава Лермонтова имеет свои особенности.
И стихи, и проза его прежде всего ставят читателя как бы перед самим собой ,
заставляют задуматься о себе,
о своем месте в обществе, в мире.
Он зажигает душу
стремлением к добру, красоте,
к жизни, к умению противостоять
бурям жизни.
Слайд 22Работа с приемом ИНСЕРТ
по биографии М.Ю. Лермонтова
Слайд 23Физминутка
Хорошо, что солнце светит? (изображают солнце)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо, что дует
ветер? (изображают ветер)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо идти с друзьями? (шагают)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо прижаться к маме? (обнимают себя)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо в краю родном? (разводят руки в стороны)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо там, где наш дом? (изображают дом)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо кружиться в танце? (кружатся)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо быть казахстанцем? (выставляют большие пальцы) Хорошо!
Слайд 25Словарная карта (8 шагов)
Презентация слова;
Нахождение в учебнике предложения с этим словом;
Дефиниция(определение
по толковому словарю);
Подбор синонимов;
Подбор антонимов;
Подбор родственных слов;
Ответ на вопрос (Какие ассоциации
вызывает?);
8. Составление собственного
предложения с данным словом.
Слайд 26Простые вопросы (Знания: Что? Где? Когда? Зачем?)
Ромашка
вопросов
Уточняющие вопросы (Правильно ли я
понял…)
Интерпретационные вопросы (Почему?)
Оценочные вопросы (Что хорошо? Что плохо?)
Творческие вопросы (Предположение: что было бы..?)
Практические вопросы (Как бы вы поступили?)
Слайд 28Чтение с остановками поэмы «Беглец»
- С чем сравнивается бегство Гаруна?
- Кто
остался на поле брани?
- Какие чувства вызывает у вас поступок Гаруна?
- Природа в произведении словно оживает. Что это за литературный прием?
- Для чего он используется?
- Как Гарун оказался в родном ауле?
- Дайте словесную характеристику,
каким мы видим юношу?
Слайд 30Чтение с остановками поэмы «Беглец»
К кому сразу спешит Гарун?
- А зачем
он торопится к другу?
- Почему друг Селим не принял Гаруна? Какой ответ дал умирающий?
- Почему после таких слов «Гарун безмолвный»?
Как он отреагировал на слова друга, бойца? Что почувствовал?
Слайд 32Чтение с остановками поэмы «Беглец»
- Что вспоминает Гарун, о чем подумал
после ухода от Селима?
- Вдруг юноша слышит песню старины.
- Как Гарун реагирует на песню?
- Встретился ли он с любимой?
- Почему он даже не вошел в дом? Как он себя чувствует?
Слайд 35Чтение с остановками поэмы «Беглец»
У беглеца снова появляется надежда, когда «пред
ним родной белеет дом».
- Почему Гарун уверен, что дома его ждут?
- О чем они говорили?
- Почему даже мать не отворила своему младшему сыну?
- Почему называет его гяуром лукавым?
Слайд 36Чтение с остановками поэмы «Беглец»
Как бы вы поступили на месте матери?
В
каких строках заключается основная мысль поэмы?
Слайд 37Беседа - дебаты
Поднимите руку, кто признает Гаруна трусом и подлецом ,и
считает,
что он сам погубил себя?
Поднимите руку, кто признает виновными в смерти героя его близких?
А можно ли простить Гаруна?
Слайд 38Домашнее задание
Прочитать стихотворение армянского поэта 19 века Рафаэля Патканяна «Великий человек».
Сделать сравнение , чем близки
поэма М.Ю.Лермонтова и это
стихотворение?
Какая тема в них раскрывается?
«Золотые россыпи»
Сочинить метафору по принципу : А подобно В .
Выберите слова из правого столбика и из левого столбика .
Найдите в них сходство.
Например: Друзья как числа, их много;
Несчастья как облака: они приходят и уходят.
Родина Дерево
Предательство солнце
Страх дождь
Позор ночь
Дружба осень
Мать горы
Честь снег
Жизнь звезды
Смерть дорога
Одиночество пустыня