Презентация, доклад открытого урока по русскому языку

Содержание

Цели урока:1) повторить понятие о лексике как о разделе науки о языке; закрепить знания учащихся о группах слов в лексике;2) продолжить формирование умения определять лексическое значение слов; совершенствовать навыки работы со словарями;3) воспитывать культуру речи, уважительное

Слайд 1 Обобщающий урок в 6 классе

по теме

«Лексика»

Обобщающий урок в 6 классе

Слайд 2Цели урока:
1) повторить понятие о лексике как о разделе науки о

языке; закрепить знания учащихся о группах слов в лексике;

2) продолжить формирование умения определять лексическое значение слов; совершенствовать навыки работы со словарями;

3) воспитывать культуру речи, уважительное отношение к богатству и разнообразию словарного запаса русского языка;

4) подготовиться к контрольной работе.

Цели урока:1) повторить понятие о лексике как о разделе науки о языке; закрепить знания учащихся о группах

Слайд 3Эпиграф:
На доброе слово не надо скупиться,
Сказать это слово, что дать напиться.
Со

словом обидным нельзя торопиться,
Чтоб завтра себя самого не стыдиться

Н. Рыленков.

Эпиграф:На доброе слово не надо скупиться,Сказать это слово, что дать напиться.Со словом обидным нельзя торопиться,Чтоб завтра себя

Слайд 4Составьте пословицы, присоединив нужные части. Как вы понимаете их смысл?
Сердечное слово

: вылетит- не поймаешь
Слово не воробей : молчание-золото
Доброе слово , что орех без ядра
Слово - серебро до сердца доходит
Пустые слова в беде поможет и в горе утешит

Составьте пословицы, присоединив нужные части. Как вы понимаете их смысл?Сердечное слово

Слайд 5
Спишите текст, вставьте пропущенные буквы.
В..терок спросил, прол…тая : «Отчего ты,

рож.. ,з..л..тая ?»
А в ответ к..л..ски шелестят: « З…л…тые руки растят».

Спишите текст, вставьте пропущенные буквы.В..терок спросил, прол…тая : «Отчего ты, рож.. ,з..л..тая ?»А в ответ к..л..ски

Слайд 6 Прямое и переносное значение

Прямое и переносное значение

Слайд 7Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые

обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения.


Антонимы - это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.


Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но

Слайд 8 Синонимы

Синонимы

Слайд 9Задание от Незнайки «Исключите лишнее слово».
Все ли слова синонимы в строчке?


Огонь, дым, пламя.
Алфавит, азбука, чистописание.
Лошадь, конница, кавалерия.
Бросать, кидать, ловить.
Ураган, дождь, буря.
Шалун, тихоня, озорник.

Задание от Незнайки «Исключите лишнее слово».Все ли слова синонимы в строчке? Огонь, дым, пламя.Алфавит, азбука, чистописание.Лошадь, конница,

Слайд 10 Антонимы

Антонимы

Слайд 11 Омонимы - это
слова одной

и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению.

Омонимы - это  слова одной и той же части речи, одинаковые

Слайд 12 Профессионализмы –
слова, связанные с особенностями работы людей

той или иной специ-альности, профессии.

Профессионализмы –  слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специ-альности, профессии.

Слайд 13 Диалектизмы - это
слова, употребляемые жителями

той или иной местности.

Диалектизмы - это  слова, употребляемые жителями той или иной местности.

Слайд 14
- Напишите мини - сочинение по картине «Красавица-осень» по опорным предложениям.
Наступила

осень. Деревья стоят в лесу. Опала листва. Небо низкое. Кругом тишина.

- Напишите мини - сочинение по картине «Красавица-осень» по опорным предложениям.Наступила осень. Деревья стоят в лесу. Опала

Слайд 15 Жаргонизмы - это
слова, ограниченные в своем

употреблении определенной социальной или возрастной средой.
Жаргонизмы - это  слова, ограниченные в своем употреблении определенной социальной или возрастной средой.

Слайд 16 Эмоционально окрашенные слова
- это слова, выражающие отношение к предметам, признакам,

действиям и т.д.

положительная отрицательная

Эмоционально окрашенные слова- это слова, выражающие отношение к предметам, признакам, действиям и т.д.   положительная

Слайд 17ФИЗМИНУТКА Вот это - длань, А это — перст. Наморщено чело, А ниже — очи. Горят

огнём мои ланиты. Молчат уста - ТСС...
ФИЗМИНУТКА Вот это - длань, А это — перст. Наморщено чело, А ниже — очи. Горят огнём

Слайд 18

Устаревшие слова – это слова,
вышедшие из активного употреб-
ребления.

Неологизмы – это новые слова,
появляющиеся в языке.

Устаревшие слова – это слова,вышедшие из активного употреб-ребления.

Слайд 19 Фразеология
- это раздел науки

о языке, в котором изучаются устойчивые словосочетания, цельные по своему значению.

Фразеологизмы - это устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению.

Фразеология - это раздел науки о языке, в котором изучаются устойчивые

Слайд 20 Фразеология

Фразеология

Слайд 21Задание:
Ответьте на

вопросы теста.
1.Какой раздел науки изучает слова?
а) лексика
б) фонетика
в) морфология

2.Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению:
а) синонимы
б) омонимы
в) антонимы

Задание:         Ответьте на вопросы теста.1.Какой раздел науки изучает слова?а)

Слайд 223.Слова, противоположные по значению:
а) омонимы
б) антонимы
в) синонимы

4.Слова, различные по звучанию и

написанию, но очень близкие по лексическому значению:
а) омонимы
б) синонимы
в) антонимы

3.Слова, противоположные по значению:а) омонимыб) антонимыв) синонимы4.Слова, различные по звучанию и написанию, но очень близкие по лексическому

Слайд 23Рефлексия: - Сегодня на уроке мне понравилось то, что... - Сегодня на уроке

мне не понравилось то, что... - Я узнал, что... - Я вспомнил, что .... - Я бы хотел (а) узнать ещё что-то новое о словах.
Рефлексия:  - Сегодня на уроке мне понравилось то, что... - Сегодня на уроке мне не понравилось

Слайд 24Домашнее задание по выбору учащихся:
1) Написать развернутый ответ на вопрос стихотворения

«След».
Скажи: Какой ты след оставишь?
След,Чтобы вытерли паркет
И посмотрели косо вслед.
Или незримый прочный след
В чужой душе на много лет?
2) Написать развернутый ответ на вопрос: какую роль сыграла омонимия в данном стихотворении?
3) Выписать из художественной литературы примеры использования синонимов, омонимов, антонимов для усиления выразительности речи.



Домашнее задание по выбору учащихся:1) Написать развернутый ответ на вопрос стихотворения «След».

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть