Слайд 2Цели урока:
1) повторить понятие о лексике как о разделе науки о
языке; закрепить знания учащихся о группах слов в лексике;
2) продолжить формирование умения определять лексическое значение слов; совершенствовать навыки работы со словарями;
3) воспитывать культуру речи, уважительное отношение к богатству и разнообразию словарного запаса русского языка;
4) подготовиться к контрольной работе.
Слайд 3Эпиграф:
На доброе слово не надо скупиться,
Сказать это слово, что дать напиться.
Со
словом обидным нельзя торопиться,
Чтоб завтра себя самого не стыдиться
Н. Рыленков.
Слайд 4Составьте пословицы, присоединив нужные части. Как вы понимаете их смысл?
Сердечное слово
: вылетит- не поймаешь
Слово не воробей : молчание-золото
Доброе слово , что орех без ядра
Слово - серебро до сердца доходит
Пустые слова в беде поможет и в горе утешит
Слайд 5
Спишите текст, вставьте пропущенные буквы.
В..терок спросил, прол…тая : «Отчего ты,
рож.. ,з..л..тая ?»
А в ответ к..л..ски шелестят: « З…л…тые руки растят».
Слайд 6 Прямое и переносное значение
Слайд 7Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые
обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения.
Антонимы - это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.
Слайд 9Задание от Незнайки «Исключите лишнее слово».
Все ли слова синонимы в строчке?
Огонь, дым, пламя.
Алфавит, азбука, чистописание.
Лошадь, конница, кавалерия.
Бросать, кидать, ловить.
Ураган, дождь, буря.
Шалун, тихоня, озорник.
Слайд 11 Омонимы - это
слова одной
и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению.
Слайд 12 Профессионализмы –
слова, связанные с особенностями работы людей
той или иной специ-альности, профессии.
Слайд 13 Диалектизмы - это
слова, употребляемые жителями
той или иной местности.
Слайд 14
- Напишите мини - сочинение по картине «Красавица-осень» по опорным предложениям.
Наступила
осень. Деревья стоят в лесу. Опала листва. Небо низкое. Кругом тишина.
Слайд 15 Жаргонизмы - это
слова, ограниченные в своем
употреблении определенной социальной или возрастной средой.
Слайд 16 Эмоционально окрашенные слова
- это слова, выражающие отношение к предметам, признакам,
действиям и т.д.
положительная отрицательная
Слайд 17ФИЗМИНУТКА
Вот это - длань,
А это — перст.
Наморщено чело,
А ниже — очи.
Горят
огнём мои ланиты.
Молчат уста - ТСС...
Слайд 18
Устаревшие слова – это слова,
вышедшие из активного употреб-
ребления.
Неологизмы – это новые слова,
появляющиеся в языке.
Слайд 19 Фразеология
- это раздел науки
о языке, в котором изучаются устойчивые словосочетания, цельные по своему значению.
Фразеологизмы - это устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению.
Слайд 21Задание:
Ответьте на
вопросы теста.
1.Какой раздел науки изучает слова?
а) лексика
б) фонетика
в) морфология
2.Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению:
а) синонимы
б) омонимы
в) антонимы
Слайд 223.Слова, противоположные по значению:
а) омонимы
б) антонимы
в) синонимы
4.Слова, различные по звучанию и
написанию, но очень близкие по лексическому значению:
а) омонимы
б) синонимы
в) антонимы
Слайд 23Рефлексия:
- Сегодня на уроке мне понравилось то, что...
- Сегодня на уроке
мне не понравилось то, что...
- Я узнал, что...
- Я вспомнил, что ....
- Я бы хотел (а) узнать ещё что-то новое о словах.
Слайд 24Домашнее задание по выбору учащихся:
1) Написать развернутый ответ на вопрос стихотворения
«След».
Скажи: Какой ты след оставишь?
След,Чтобы вытерли паркет
И посмотрели косо вслед.
Или незримый прочный след
В чужой душе на много лет?
2) Написать развернутый ответ на вопрос: какую роль сыграла омонимия в данном стихотворении?
3) Выписать из художественной литературы примеры использования синонимов, омонимов, антонимов для усиления выразительности речи.