Слайд 1
Открытый урок по русскому языку
на тему:
«Слово в лексической системе языка»
Слайд 2Цель урока:
систематизировать знания обучающихся по разделу «Лексикология»;
повторить и обобщить
знания о слове как о центральной единице языка.
Слайд 3Задачи урока:
Обучающая: повторить теоретический материал по разделу «Лексикология», вспомнить основные
лексические понятия: лексическое значение слова, однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение слова, на основе чего оно возникает;
Развивающая: развивать мышление, речь обучающихся, обогащать их словарный запас, точность словоупотребления;
Воспитательная: воспитывать интерес к слову и к родному языку.
Слайд 4Лексикология - это раздел языкознания, изучающий словарный запас языка
Лексика - это
совокупность всех слов, входящих в словарный состав языка
Слайд 5Эпиграф к теме урока:
«Слова имеют огромную власть
над нашей жизнью,
власть
магическую,
мы заколдованы словами
и в значительной степени
живем в их царстве»
Николай Бердяев
Слайд 6Слово - особая, важнейшая единица языка
«Слова»
Много слов на земле: есть дневные слова –
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть ночные слова, о которых мы днём
Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.
Есть слова - словно раны, слова – словно суд.
С ними в плен не сдаются, и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти.
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Словом можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке нашем есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.
Владимир Шефнер
Слайд 8Слово – это сочетание звуков, выражающее определенное понятие и выполняющее назывную
(номинативную) функцию.
Соотнесенность слова с определенным понятием называется лексическим значением слова
Слайд 9Стихотворение И. Токмаковой «Плим»
Ложка – это ложка,
Ложкой суп едят.
Кошка – это
кошка.
У кошки шесть котят.
Тряпка – это тряпка.
Тряпкой вытру стол.
Шапка – это шапка.
Оделся и пошел.
А я придумал слово,
Смешное слово «плим».
Я повторяю снова:
Плим, плим, плим.
Вот прыгает и скачет.
Плим, плим, плим.
И ничего не значит.
Плим, плим, плим.
Слайд 10
Слова, имеющие одно значение – называют однозначными.
Слова, имеющие несколько значений –
называют многозначными
Явление многозначности называется полисемией.
Первое значение слова основное (прямое), остальные – переносные.
Слайд 11
Переносные значения могут возникать:
1.На основе внешнего сходства предметов по цвету, форме,
качеству.
2.Иногда переносное значение основывается на основе сходства функций предметов.
3.Перенос названия с одного предмета на другой может быть связан со смежностью явлений.
Слайд 13Задание 1. Лингвистическая разминка.
Перепишите и расставьте ударения в словах.
Торты, граждане, гражданин,
гражданство, характерный - разнохарактерный, фосфористый, развитой, малоразвитый, бальзамировать, грушевый, сливовый, позвонит, банты, мускулистый, возрастной - великовозрастный, закупорить, звонишь, черпать.
Слайд 14тОрты, грАждане, гражданИн, граждАнство, характЕрный - разнохарАктерный, фОсфористый, развитОй, мАлоразвитый, бальзамИровать,
грУшевый, слИвовый, позвонИт, бАнты, мУскулистый, возрастнОй - великовОзрастный, закУпорить, звонИшь, чЕрпать
Слайд 15
Задание 2. Объясните значение следующих слов.
Призреть – презирать
(призреть – приютить;
презирать – пренебрегать, относиться с презрением);
притворить – претворить
(притворить – прикрыть; претворить – осуществить);
приступить – преступить
(приступить – начать; преступить (закон) – нарушить);
приемник – преемник
(приемник – аппарат для приема сигналов; преемник – продолжатель);
изморозь – изморось
(изморозь – иней; изморось – моросящий дождь);
Слайд 16
лесть – лезть
(лесть - и похвала с корыстной целью;
лезть - проникнуть куда-либо);
обессилеть – обессилить
(обессилеть – остаться без сил; обессилить – оставить без сил кого-то);
прибывать – пребывать
(прибывать – приезжать; пребывать – находиться где – нибудь или в каком – нибудь состоянии);
развиваться – развеваться
(развиваться – совершенствоваться, двигаться вперед; развеваться – веется, полощется на ветру);
вперемежку – вперемешку
(вперемежку – чередовать, по порядку; вперемешку – мешать, смешивать).
Слайд 17
Задание 3. Укажите, какие переносные значения закрепились за данными словами. Что
послужило основанием этому? Придумайте предложения, употребляя эти слова в переносном значении.
Стрекоза, осел, заяц, лиса, скользкий, сморчок, тюлень, мартышка, липа.
Слайд 18Задание 4. Объясните значение выделенных слов. Укажите прямое и переносное значения.
Постарайтесь объяснить, как возникло переносное значение слова.
Зал рукоплещет – зал полон, тонкие пальцы – тонкий слух, золотые часы – золотые волосы – золотые руки – золотой характер, крутой берег – крутой лоб – крутой кипяток, драгоценная вещь – драгоценная мысль, горячий чай – горячий характер, тяжелая ноша – тяжелая дума, густая каша – густая толпа, шелковые волосы – шелковое платье.
Слайд 19
Работа с раздаточным материалом
Слайд 20Задание 5. Работа с текстом. Задания для речеведческого анализа.
Слайд 22Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай, не спеши:
Оно бывает то
свинцово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком в выси,
То медью траурной поет,
Покуда слово сам не взвесил,
Не выпускай его в полет.
Им можно радости прибавить
И ядом радость отравить.
Им можно лед зимой расплавить,
И камень в крошку превратить.
Оно ограбит иль одарит,
Пусть ненароком, пусть любя,
Подумай, как бы не ударить.
Того, кто слушает тебя.
Ф. Васильев