Слайд 2Работаем со словарями.
Выполняем задания.
С.П.Хасанова,
учитель русского языка и литературы
Слайд 3Задание по словарю синонимов и антонимов М.Р. Львова
Задание:
А)
замените прилагательные синонимами.
Добросовестный, застенчивый, разговорчивый, удивительный, худой, тайный.
Б) В данных предложениях замените, пропущенное слово на антоним.
Богачи едят калачи, а ….. и так проживет;
Не поев горького, не поймешь и …..;
Перед сильными мы зайцы, перед ….. слоны;
Над другим посмеялся,- над собой и …..;
Добро – это все хорошее, ….. – все плохое.
Слайд 4Задание по фразеологическому словарю А.И. Молоткова.
Задание: определите значение фразеологизмов, заменив их одним
словом.
Яблоку негде упасть;
Хоть глаз выколи;
Хоть пруд пруди;
Кот наплакал;
Не успел оглянуться;
Черепашьим шагом;
Ни свет, ни заря;
Рукой подать;
Из рук вон.
Слайд 5Яблоку негде упасть (тесно);
Хоть глаз выколи (темно);
Хоть пруд пруди (много);
Кот наплакал
(мало);
Не успел оглянуться (быстро);
Черепашьим шагом (медленно);
Ни свет, ни заря (рано);
Рукой подать (близко);
Из рук вон (плохо).
Слайд 6Задание по словарю иностранных слов Л.Н. Комаровой.
Задание: вам нужно определить, о
каких заимствованных словах идет речь, узнать происхождение слов.
1.Большая сумка с застежкой для ношения деловых бумаг, книг, тетрадей.
2. Способ строго размеренной ходьбы в строю.
3. Вид мягкой мебели для сидения и лежания.
Слайд 71.Большая сумка с застежкой для ношения деловых бумаг, книг, тетрадей. (портфель,
фр.)
2. Способ строго размеренной ходьбы в строю. (Марш, фр.)
3. Вид мягкой мебели для сидения и лежания. (Диван, перс.)
Слайд 8Задание по толковому словарю С.И.Ожегова.
Задание: определите лексическое значение слова и составьте
предложения с этими словами, воспользовавшись словарем.
1) Маршрут.
2) Воображать.
3) Дискомфорт.
4) Оранжевый.
5) Буквы.
6) Лиловый.
Слайд 9Задание по этимологическому словарю Н.М. Шанского.
Задание: чтобы узнать происхождение того или
иного слова или выражения, мы должны обратиться к этимологическому словарю.
Что общего между дачей и подарком?
Являются ли родственниками слова лебедь и лебеда?
Что общего между городом и огородом?
Слайд 10
Что общего между дачей и подарком? (Дарят.)
Являются ли родственниками слова лебедь и лебеда?
( Да.
Оба названия произошли от латинского слова «белый»: у лебедя белое оперение, а у лебеды белые цветы.)
Что общего между городом и огородом?
( Город - ограда, забор, огород - огражденное место).
Слайд 11Задание по орфоэпическому словарю Р.И. Аванесова.
Задание: характерной чертой русского ударения является
его подвижность. От ударения может зависеть значение слова.
1.Отгадайте загадки и поставьте ударение в словах.
А) Я травянистое растение
C цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету.
Б) Я сборник карт: от ударения
Зависят два моих значения,
Захочешь – превращусь в название
Блестящей шелковистой ткани я.
2. Расставьте ударение в словах:
Алфавит, фарфор, каталог, библиотека, красивее, звонит, приговор, средства, километр, документ, свекла, досуг, процент, магазин, щавель.
Слайд 121. Отгадайте загадки и поставьте ударение в словах.
А) Я
травянистое растение
C цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету.
(Ирис – ирИс)
Б) Я сборник карт: от ударения
Зависят два моих значения,
Захочешь – превращусь в название
Блестящей шелковистой ткани я.
(Атлас – атлАс)
Слайд 13Проверьте:
Алфавит, фарфор, каталог, библиотека, красивее, звонит, приговор, средства, километр,
документ, свекла, досуг, процент, магазин, щавель.
Слайд 14СИНКВЕЙН– произведение, состоящее из 5 строк, написанное по определенным правилам.
1). Тема,
предмет (одно существительное)
2). Описание темы (два прилагательных)
3). Описание действия (три глагола)
4). Отношение к теме (фраза)
5). Синоним, определяющий суть темы (существительное)
Слайд 15Словарь
Умный, большой.
Учит, помогает, подсказывает.
Словари – наши друзья.
Помощник.