Презентация, доклад Организация исследовательской работы на уроках и внеурочной деятельности

Содержание

Если дать человеку одну рыбу -он будет сыт один день, двух рыб- он утолит голод два дня. Но если его научить ловить рыбу, он будет жить долго.

Слайд 1Организация исследовательской работы по русскому языку
на уроках и во внеурочной деятельности

Организация исследовательской работы по русскому языкуна уроках и во внеурочной деятельности

Слайд 2
Если дать человеку одну рыбу -он будет сыт один день,

двух рыб- он утолит голод два дня. Но если его научить ловить рыбу, он будет жить долго.
Если дать человеку одну рыбу -он будет сыт один день, двух рыб- он утолит голод два

Слайд 3Изменение общественных требований к образованию
самостоятельное, активное добывание знаний учащимися (Концепция

модернизации российского образования на период до 2100 года).
формирование навыков ведения исследовательской работы во всей её полноте (Федеральный компонент государственного стандарта по русскому языку)

Изменение общественных требований к образованию самостоятельное, активное добывание знаний учащимися (Концепция модернизации российского образования на период до

Слайд 4Главная цель школьного образования



развить личность учащегося



Главная цель школьного образованияразвить личность учащегося

Слайд 5Источники концепции исследовательской деятельности учащихся
Л.С.Выготский: понятие зоны ближайшего развития и культурно-историческая

теория
С.Т.Шацкий: представления о развивающей образовательной среде
В.В.Давыдов: понятие о теоретическом мышлении
И.Я.Лернер: концепция проблемного обучения
Н.Г.Алексеев: теория рефлексивного мышления
М.Г.Ярошевский: теория научных школ
В.И.Вернадский: мысль как планетарное явление
В.И.Слободчиков: субъектность и общность как категории бытия человека


Источники концепции исследовательской деятельности учащихсяЛ.С.Выготский: понятие зоны ближайшего развития и культурно-историческая теорияС.Т.Шацкий: представления о развивающей образовательной среде

Слайд 6Исследование
Исследовательская деятельность учащихся – образовательная технология, предполагающая решение учащимися исследовательской, творческой

задачи под руководством специалиста

целенаправленный, планомерный, обоснованный поиск неизвестного ответа на заданный вопрос, представляющий научную или практическую проблему.
ИсследованиеИсследовательская деятельность учащихся – образовательная технология, предполагающая решение учащимися исследовательской, творческой задачи под руководством специалиста целенаправленный, планомерный,

Слайд 7Проблема
Трудная задача, решение которой на данный момент неизвестно, это знание о

незнании.
Проблема обычно формулируется в виде вопроса, на который требуется найти ответ.
ПроблемаТрудная задача, решение которой на данный момент неизвестно, это знание о незнании.Проблема  обычно формулируется в виде

Слайд 8Главные особенности исследовательской деятельности учащихся
Ценностно-смысловая направленность на выяснение истины, использование проектного

метода как средства организации деятельности
Широкое привлечение традиций и образцов, выработанных в сфере науки
Главные особенности исследовательской деятельности учащихся Ценностно-смысловая направленность на выяснение истины, использование проектного метода как средства организации деятельностиШирокое

Слайд 9Как включить исследовательскую деятельность учащихся в программу работы школы?

Как включить исследовательскую деятельность учащихся в программу работы школы?

Слайд 10Формы организации исследовательской деятельности учащихся
Элементы исследования в рамках учебных предметов
Предметы в

рамках базисного компонента
Элективные курсы (школьный компонент)
Группы дополнительного образования(журналистика)
Экскурсия
Интегрированная программа общего и дополнительного образования
Поход или экспедиция
Конференция или конкурс
Клуб или молодежное объединение
Формы организации исследовательской деятельности учащихсяЭлементы исследования в рамках учебных предметовПредметы в рамках базисного компонентаЭлективные курсы (школьный компонент)Группы

Слайд 11Элементы исследования в рамках учебных предметов базисного компонента

-познавательная задача
-урок- исследование
-

самодостаточная лингвистическая задача
-задания творческого характера (загадки, ребусы)
Элементы исследования в рамках учебных предметов базисного компонента-познавательная задача -урок- исследование- самодостаточная лингвистическая задача -задания творческого характера

Слайд 12Темы учебно - исследовательских работ

Русские семейные имена и прозвища: история и

современность.
-SMS как новый речевой жанр.
-Попытка речевого портрета школьника. Лексический уровень.
-Особенности фонетических высказываний в непосредственном молодёжном общении
-Политические термины разных времён и народов, их этимология
-Особенности языка политических документов у разных народов.
-Языковой портрет политических деятелей (в том числе литературных персонажей и прототипов).
Путь от диалекта к литературному языку.
-Процесс формирования литературного языка.
-Исторические изменения в фонетике, грамматике, лексике русского языка.
-История заимствований, этимология слов из определённых областей культуры, истории знаков препинания, эволюция имён собственных.
Темы учебно - исследовательских работРусские семейные имена и прозвища: история и современность.-SMS как новый речевой жанр.-Попытка речевого

Слайд 13Выбор темы учебно - исследовательской работы
принцип личной заинтересованности
принцип научности
принцип доступности,

связанный с учётом возрастных особенностей учащихся
принцип посильности- учёта возможностей школьников
принцип проблемности
этическая проблема
от УИР школьников не надо требовать обязательной практической значимости
Выбор темы учебно - исследовательской работы принцип личной заинтересованностипринцип научностипринцип доступности, связанный с учётом возрастных особенностей учащихсяпринцип

Слайд 14Принцип личной заинтересованности
«Изменение в тематической группе лексики со значением «еда» (кулинар.)
«Сходства

и различия наименований танцев в толковых словарях В.И.Даля и С.И.Ожегова»
«Рок-революция в России: взаимовлияние рок - поэзии и русской истории конца ХХ века»
«Русский рок: идея протеста и её языковое воплощение»
«Фразеологизмы как отражение истории и национального своеобразия (на примере группы русских и французских фразеологизмов)»
«Диалектизмы Архангельской области»
«Почему мы любим цитаты из романов В.Ильфа и И.Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок»
Принцип личной заинтересованности«Изменение в тематической группе лексики со значением «еда» (кулинар.)«Сходства и различия наименований танцев в толковых

Слайд 15 Принцип научности
Роль личных местоимений в лирике М.Ю.Лермонтова.
Употребление старославянизмов современными

носителями русского языка.
История заимствованных слов из французского языка русским.
Тире и двоеточие в произведениях А.Чехова в сравнении с современными правилами их употребления.
К вопросу об истории знаков препинания.
Грамматические термины в учебниках русского языка начала и конца ХХ века
Принцип научностиРоль личных местоимений в лирике М.Ю.Лермонтова. Употребление старославянизмов современными носителями русского языка.История заимствованных слов из

Слайд 16Принцип доступности, связанный с учётом возрастных особенностей учащихся

«Сленг в молодёжных журналах»


«Язык и юмор в романе Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев»
«Значащие имена и фамилии литературных персонажей в ранних юмористических рассказах Чехова»
«Средства выражения комического в сказке Л.Филатова «Про Федота- стрельца…»
«Язык развлекательных телепередач (на примере передачи «Кто хочет стать миллионером»
«Этимология названий месяцев в календарях разных народов»
«Что в имени тебе моём» (о собственных именах)
«Примеры языкового манипулирования в предвыборных материалах 2008 года»
«Специфика языка и её роль в формировании читательской аудитории периодических изданий (журнал «КоммерсантЪ-власть»
«Формирование имиджа политических партий средствами печатных СМИ»
«Речевые характеристики участников проекта (реалити - шоу» (от особенностей интонации и правильности ударений до специфической лексики и разговорных конструкций)
Принцип доступности, связанный с учётом возрастных особенностей учащихся«Сленг в молодёжных журналах»  «Язык и юмор в романе

Слайд 17Принцип посильности- учёта возможностей школьников
«Язык, который мы потеряли. (На примерах частных

объявлений в газете «Русское слово за 1907 год)»
«Изменения в русской графике и грамматике (по статье, посвящённой 100-летию со дня рождения А.Пушкина, опубликованной в журнале «Юный читатель» за 1899 год)»
«Речевые ошибки спортивных комментаторов канала НТВ»
«Фразеологизмы как средство выразительности на страницах газет»
«Путешествие слова шпаргалка из одного языка в другой»
Принцип посильности- 				учёта возможностей школьников«Язык, который мы потеряли. (На примерах частных объявлений в газете «Русское слово за

Слайд 18Принцип проблемности

«Как нас заставляют покупать» (язык телерекламы)
«Свобода слова на телевидении. Языковой

аспект»
«Влияние Интернета на СМИ и на нашу речь»
«Нарушение норм литературного языка в телевизионной рекламе»
«Сопоставительный анализ языковых средств в текстах экономических документов начала и конца ХХ века»
Принцип проблемности«Как нас заставляют покупать» (язык телерекламы)«Свобода слова на телевидении. Языковой аспект»«Влияние Интернета на СМИ и на

Слайд 19 Этапы УИР
Изучение теоретического материала
Выделение проблемы, постановка целей и задач

исследования
Формулировка рабочей гипотезы
Освоение методики исследования
Сбор собственного экспериментального материала
Обработка материала
Обобщение, анализ, выводы
Представление исследовательской работы

Этапы  УИР Изучение теоретического материалаВыделение проблемы, постановка целей и задач исследованияФормулировка рабочей гипотезыОсвоение методики исследованияСбор

Слайд 20Логика исследовательской работы

1. Подготовительный этап: определение темы, цели, гипотезы исследования, ориентировка

в проблеме.
2. Планирование работы: определение источников информации, составление списка литературы, определение методики проведения исследования (как собирать, фиксировать и оценивать результаты), определение этапов работы.
3. Собственно исследование: сбор и уточнение информации, поэтапное выполнение программы исследования.
4. Подведение итогов работы: анализ полученных результатов, формулирование выводов, оформление текста работы.
5. Представление (защита) результатов исследования: подготовка доклада (отчета), анализ итогов исследования.
Логика исследовательской работы1. Подготовительный этап: определение темы, цели, гипотезы исследования, ориентировка в проблеме.2. Планирование работы: определение источников

Слайд 21Содержание научной работы учащегося


Титульный лист- наименование учебного заведения;- Ф.И.О. автора;-

тема;-
Ф.И.О. научного руководителя;- место и год написания
Оглавление (содержание) - наименование разделов, глав, параграфов с указанием начальных страниц
Введение (вступление) - 2-3 стр.- оценка современного состояния проблемы;- обоснование темы; - описание идеи исследования
Основная часть - до 15 стр.- исходные теоретические исследования (обзор литературы);- методика проведения исследования; - результаты исследования
Выводы (заключение) - 2-3 стр.- подведение итогов работы: обобщение полученных результатов;- определение перспективности изучения темы
Список литературы - 2-3стр. (библиографический указатель) - составляется из источников, использованных в ходе исследования
Приложения - объем не ограничен - описание материалов, используемых в ходе работы, протоколы проведенных опытов, экспериментов и др.
Содержание научной работы учащегося Титульный лист- наименование учебного заведения;- Ф.И.О. автора;- тема;-    Ф.И.О. научного

Слайд 22Критерии оценки
1.Постановка проблемы исследования, сформулированность цели и задач работы
2.Наличие обзора научной

и научно-популярной лингвистической литературы по проблеме исследования
3.Использование лингвистических методов, адекватных цели исследования
4. Самостоятельность в сборе и анализе языкового материала
5. Соответствие выводов полученным в ходе исследования результатам
6. Культура оформления работы (композиционное строение; научный стиль; наличие библиографических ссылок, списка использованной литературы; приложений; оформление результатов исследования)
Критерии оценки1.Постановка проблемы исследования, сформулированность цели и задач работы2.Наличие обзора научной и научно-популярной лингвистической литературы по проблеме

Слайд 23 Критерии оценки исследовательских работ учащихся:
точное изложение взглядов авторов; содержательность анализа литературы;
соответствие

содержания работы заявленной теме;
соблюдение единого стиля;
логичность изложения материала;
обоснованность выбора методов и источников информации;
владение методами исследования;
наличие собственных оригинальных идей, разработок;
соблюдение требований к оформлению работы (цитирование, ссылки, грамотность изложения, объем работы и т.п.);
уровень самостоятельности учащегося;
аргументированность (доказательность выводов).

Критерии оценки исследовательских работ учащихся: точное изложение взглядов авторов; содержательность анализа литературы;соответствие содержания работы

Слайд 24Характерные ошибки и недочеты:
отклонение от темы, подмена ее другой;
отсутствие четких целей

и задач, неконкретность выводов;
неоправданная избыточность материала;
речевые и стилистические ошибки;
неоднозначность формулировок внутри текста одной работы;
злоупотребление терминами, понятиями;
слишком громкая речь, монотонность изложения (доклад).

Характерные ошибки и недочеты: отклонение от темы, подмена ее другой;отсутствие четких целей и задач, неконкретность выводов;неоправданная избыточность

Слайд 25Результаты учебно-исследовательской работы

  усиление положительной мотивации в изучении

русского языка;
развитие языковой личности
развитие лингвистической компетенции ;
развитие коммуникативной компетенции
формирование универсальных исследовательских умений у старшеклассников, самопознание и развитие личности
Результаты учебно-исследовательской работы    усиление положительной мотивации  в изучении русского языка; развитие языковой личности

Слайд 26Список литературы
Абрамова С.В.Организация учебной исследовательской работы по русскому языку //Русский язык.«Первое

сентября».2006.№17-22.
Вахрушева Л.М.Применение проективного метода на уроках русского языка //Русский язык.«Первое сентября».2007.№14 .
Корженкова А.А.Развитие исследовательской позиции учащихся для сохранения целостности и индивидуальности личности //Исследовательская работа школьников.2006.№4
Лушина Е.А.Уроки-исследования //Начальна школа.2001.№8
ПазынинВ.В.Проектирование исследовательской деятельности учащихся в области русского языка: направление,проблема, тема исследования // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сб.ст./Под ред. А.С.Обухова.М.,2006.

Список литературыАбрамова С.В.Организация учебной исследовательской работы по русскому языку //Русский язык.«Первое сентября».2006.№17-22.Вахрушева Л.М.Применение проективного метода на уроках

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть