Презентация, доклад опыта работы по корнесловно-смысловому методу обучения

Содержание

Министр просвещения, президент Российской Академии Наук, адмирал. Основатель корнесловно-смыслового исследования слова Александр Семёнович Шишков

Слайд 1Корнесловно-смысловой метод обучения
Презентация опыта
учителя русского языка и литературы МОУ Ломовской

СОШ
Рыбинского МР, Ярославской области
Рыбаковой Елены Васильевны

2011 г.

Корнесловно-смысловой  метод обученияПрезентация опыта учителя русского языка и литературы МОУ Ломовской СОШРыбинского МР, Ярославской области Рыбаковой

Слайд 2 Министр просвещения, президент Российской Академии Наук, адмирал. Основатель корнесловно-смыслового исследования

слова Александр Семёнович Шишков


Министр просвещения, президент Российской Академии Наук, адмирал. Основатель корнесловно-смыслового исследования слова  Александр Семёнович Шишков

Слайд 3Язык наш - древо жизни на земле и отец наречий иных. Язык

подобен древу: в нем также от корня идет слово, и от ветви родится ветвь Все языки суть, без сомнения, потоки, текущие из одного первобытного источника. А.С.Шишков
Язык наш - древо жизни на земле и отец наречий иных.  Язык подобен древу: в нем

Слайд 4После А. С. Шишкова никто не проявлял такой интерес к корнеслову.



Одних ветвей словесных он восстановил около шести тысяч. Сегодня для такого объема исследований нужны были бы институты. Шишков сделал все главные открытия интуитивно. Ныне они доказываются наукой опытно.

После А. С. Шишкова никто не проявлял такой интерес к корнеслову.   Одних ветвей словесных он

Слайд 5Понятие о корнеслове.
Корнеслов – это первоначальная корневая система, от которой

происходит словарный состав нашего родного языка ( В.В.Семенцов)

Корнеслов - словарь, в котором указывается происхождение слов от первоначальных корней»
(Словарь русского языка АН СССР, 1958, т.2, с.137)

Понятие о корнеслове. Корнеслов – это первоначальная корневая система, от которой происходит словарный состав нашего родного языка

Слайд 6Цель метода:
Уберечь растущего человека от трагических заблуждений и тупиков на жизненном

пути, от разрушения сознания - исцелить языковую личность

Дать четкое представление о местонахождении ученика относительно начала и конца как мироздания, так и своей жизни на этом свете

Противостоять нейролингвистическому программированию личности ребенка

Перейти от формально-грамматического преподавания русского языка к корнесловному смысловому методу обучения

Цель метода:Уберечь растущего человека от трагических заблуждений и тупиков на жизненном пути, от разрушения сознания - исцелить

Слайд 7По наблюдениям кандидата педагогических наук В.В.Семенцова, директора православной светской школы «Гуманитарий»,

разработавшего основные положения корнесловного смыслового метода обучения:

«Слова родного языка, усваиваемые ребёнком с первых дней жизни, непосредственно участвуют в обустройстве его внутреннего мира. Своеобразная картина мира и симфония чувств каждого из нас могут быть рассмотрены как плоды поэтического творчества – сочинения внутреннего словесного текста».

Будучи произнесёнными, наши представления связываются в тексты внешние, т.е. потоки речи.

По наблюдениям кандидата педагогических наук В.В.Семенцова, директора православной светской школы «Гуманитарий», разработавшего основные положения корнесловного смыслового метода

Слайд 8

К примеру, указание на единый этимологический корень терминов предложение, подлежащее, предлог,

залог, слог позволяет учащимся живо и образно представить себе процесс порождения речи; дает пищу для самостоятельных догадок о правилах построения предложений.

Предложить ученикам образцы истины, т.е. не то, что сложно, а то, что просто (стоять, восстановить), то, что ему предстоит.
Тогда представления ученика будет ближе истине («пред Богом предстоят»)



Дальнейшее указание на тот же корень в слове ложь способствует уже не просто тренировке ума, но воспитанию мудрости и способности глубокого философского восприятия стихотворения Тютчева Silentium («мысль изреченная есть ложь»).

К примеру, указание на единый этимологический корень терминов предложение, подлежащее, предлог, залог, слог позволяет учащимся живо и

Слайд 9Формы и методы работы со словами
– Построение и описание корнеслова предметной

области
- нахождение родовых и видовых признаков слов;
– сравнение научного и житейского толкования;
– выделение ключевых слов темы в тексте, в рассказе учителя.
- приемы нахождения ключевых слов в тексте с целью их корнесловного разъяснения и осмысления.
– составление логической цепочки, рассказа
Формы и методы работы со словами – Построение и описание корнеслова предметной области - нахождение родовых и

Слайд 10Этапы корнесловного урока
1. Подготовка почвы к восприятию корнесловного образца
2.Откровение истинного

представления в названном понятии.(Пахота)
3. Привитие вкуса к корнесловному осмыслению текста урока
4.Покров и уход за укореняющимися и прививающимися живыми представлениями.
Этапы корнесловного урока1. Подготовка почвы к восприятию корнесловного образца 2.Откровение истинного представления в названном понятии.(Пахота)3. Привитие вкуса

Слайд 11Толкование слов к уроку по теме «Нравственное становление Петра Гринёва»
ЧЕСТЬ –

В.Даль: внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть). (Дай Бог тому честь, кто умеет ее снесть. Была и честь, да не умел ее снесть, Чести дворянин не покинет, хоть головушка погинет.)
Честный, в ком или в чем есть честь, достоинство, благородство, доблесть и правда. - человек, прямой, правдивый, неуклонный по совести своей и долгу; надежный в слове, кому во всем можно доверять.
ЧЕСТЬ – чета, считаю, читать почтенье - с кем сочетаешься (Чти отца и мать. Беречь того, с кем сочетаешься)
 

- Дайте ваше толкование слова СТАНОВЛЕНИЕ.
Подберите однокоренные слова:
становиться, стал, стоит, устоит, настояние, состояние, настоящее, достоинство
(от *est –есть) Достоинство - Н. Шанский: «образование от достой «сообразность», производного от достояти «быть достойным». Буквально – «такой, какой следует, каким должен быть».
Уточнение: «такой, каким должен стать».

Толкование слов к уроку по теме  «Нравственное становление Петра Гринёва»ЧЕСТЬ – В.Даль: внутреннее нравственное достоинство человека,

Слайд 12  ( Нрав - одна половина или одно из двух

основных свойств духа человека: Ум и нрав слитно образуют Дух (душу, в высшем знач.); ко нраву относятся, как понятию подчинения: воля, любовь, милосердие, страсти и пр., а к уму: разум, рассудок, память и пр. Согласный союз нрава и ума, сердца и думки, образует стройность, совершенство духа; раздор этих начал ведет к упадку. Человек должен достигать такого же единства, но высшим путем: убежденьем, обузданьем страстей и умничанья, сознанием долга. |
Нравственный, противопол. телесному, плотскому: духовный, душевный. | Добронравный, добродетельный, благонравный; согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека, с долгом честного и чистого сердцем гражданинаНравъ – образ мыслей и чувствований, тоже, что сердечное расположение (Дьяченко)
НОРОВ – воля, желание, хотение 
Нрав – характер, психические свойства, привычки, особенности поведения, связанные с чертами характера. Др.-рус. книж. Нравъ – стремление, желание, доблесть, добродетель, нравственность, обычай, привычки, образ действия (Срезневский) (П.Черных)

   ( Нрав - одна половина или одно из двух основных свойств духа человека: Ум и

Слайд 13СУДЬБА - в мифологии, в иррационалистических философских системах, в обыденном сознании

неразумная и непостижимая предопределенность событий и поступков. В античности выступала как слепая, безличная справедливость (древнегреческая Мойра), как удача и случайность (древнегреческая Тюхе), как всеохватывающая непреложная предопределенность (фатум). Вера в судьбу часто связывалась с астрологией. Христианство противопоставило идее судьбы веру в божественное провидение. В кон. 19 в. понятие судьбы получило распространение в философии жизни. В обыденной речи часто означает: участь, доля, жизненный путь, стечение обстоятельств.
СУДЬБА -определение Всевышнего (Псал. 35,7) Участь, предназначенная человеку от Бога (Дьяченко)
СУД – состав слова: су + дъ(су – «вместе»; дъ (дело, деть) – ставить, устраивать. – «совместное постановление».
Однокоренные слова: суждение, рассудок, судьба.
Итак, наш внутренний самостоятельный суд – это мысленный выбор между суждением Бога, данным нам в заповедях и в совести, и собственным суждением.
СУДЬБА - в мифологии, в иррационалистических философских системах, в обыденном сознании неразумная и непостижимая предопределенность событий и

Слайд 14-Как вы понимаете смысл слова трудный? (Высказывание собственного мнения учащихся: тяжёлый,

сложный)
ТРУД НЫЙ – ТРУД, ТРУДИТЬСЯ
- Что значит ТРУДИТЬСЯ (копать, пилить, шить, варить и т.д. - т.е. работать)? ТРУД
-Сравните ваши предположения с толкованием слова в словарях.
(Учащиеся зачитывают)
Индоевропейское – tr-eu-d (мять, жать, давить, щемить).
Общеславянское – trudъ, trudit (тяжелая ноша, досада, печаль).
Древнерусское – трудъ (работа, трудность, беспокойство, забота, страдание, скорбь, болезнь, горе).

-Как вы понимаете смысл слова трудный? (Высказывание собственного мнения учащихся: тяжёлый, сложный)ТРУД НЫЙ – ТРУД, ТРУДИТЬСЯ- Что

Слайд 15 Почему рассказ называется «Хамелеон»?
Хамелеон - гумус – «земля, почва, прах»;

леон – «лев». Ср.: лат. homo; англ. Lion (лев). Меняется в зависимости от обстоятельств. Гроза насекомых и более мелких пресмыкающихся. Пожирает их подобно льву. Сам пресмыкается перед теми, кто больше него, подобно земному червю.
К какому отряду живых существ относят хамелеона биологи? –

Пресмыкающиеся. Хамелеон - порода ящериц, быстро меняющих цвет кожи в зависимости от окружающей среды

Почему рассказ называется «Хамелеон»?

Почему рассказ называется «Хамелеон»?Хамелеон - гумус

Слайд 16Пресмыкающиеся - пре- «очень, в высшей степени». Ср.: «прекрасный, прелестный, преподобный».

С- «соединяясь с землей, сливаясь с окружающим фоном». Ср.: «смычка, сходство, связь». Мыкает(ся) – тот же корень, что и в словах мука, мучать, мытарь, мыто «побор, налог, дань».
Ср.: «с узелком в руке»; «с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником».

Пресмыкающиеся - пре- «очень, в высшей степени». Ср.: «прекрасный, прелестный, преподобный». С- «соединяясь с землей, сливаясь с

Слайд 17Тварь – от глагола творить – индо-европейский корень. *tuor- «охватывать, обрамлять».

Однокоренное с твердый. Дословно: «придавать форму, образовывать, создавать». Тварь – это живое создание, материальное воплощение воли Творца.
 

Благородие – Сочетание корней благ(о) и род (ие):
Благо - В. Даль: «добро, все доброе, полезное, служащее нашему счастью». Благо — хорошо». «...благо буквально – богатство»
Род – Производное от той же основы, что и рост, расти. То, что выросло, выращено. Того же корня лат. Arbor «дерево»



Тварь – от глагола творить – индо-европейский корень. *tuor- «охватывать, обрамлять». Однокоренное с твердый. Дословно: «придавать форму,

Слайд 18БЛАГОРОДИЕ
Таким образом, благородие – это богоподобное существо, возрастающее от земли

к Небу. Человек, в отличие от других земнородных Божиих тварей, сотворен из земного праха не «по роду своему», а по образу и подобию Бога.
БЛАГОРОДИЕ Таким образом, благородие – это богоподобное существо, возрастающее от земли к Небу. Человек, в отличие от

Слайд 19ВЫВОД
- Чем платят «пресмыкающиеся львы - хамелеоны» за свои должности,

материальное благополучие и временную безнаказанность?
- Своим человеческим достоинством и благородством.

ВЫВОД  - Чем платят «пресмыкающиеся львы - хамелеоны» за свои должности, материальное благополучие и временную безнаказанность?-

Слайд 20Ассоциации слова «домострой» и работа со словарём в ходе изучения «Песни

о купце Калашникове» М.Ю. Лермонтова

Слово это сложное, оно состоит из двух частей: дом и строй. Заглянем в словарь В.И.Даля:
ДОМ – строение для житья; хоромы (в городе); изба со всеми ухожами и хозяйством (в деревне) || Семейство, семья, хозяева с домочадцами || Род, поколение.
СТРОЙ – ряд, порядок, расположение, постановка подряд || Лад, устройство, распорядок, согласие || Строитель, попечитель, блюститель (устар).

Ассоциации слова «домострой» и работа со словарём в ходе изучения «Песни о купце Калашникове» М.Ю. Лермонтова

Слайд 21Ключевое слово каждой части:
ПРАВОСЛАВИЕ

ОТЕЧЕСТВО

СЕМЬЯ БЫТ
 

Получается, что для православного человека жизнь организуется

в виде “лесенки”, и если мы будем подниматься по ней снизу, то окажется, что низшим можно жертвовать в случае необходимого выбора ради высшего: бытом — ради мира в семье, домашним счастьем, покоем — ради сохранения отечества или ради истинной веры.
Ключевое слово каждой части: ПРАВОСЛАВИЕОТЕЧЕСТВОСЕМЬЯ БЫТ  Получается, что для православного человека жизнь организуется в виде “лесенки”, и

Слайд 22Словарь пр. Г. Дьяченко

Словарь пр. Г. Дьяченко

Слайд 23Откройся, мысль! Стань музыкою, слово,
Ударь в сердца, чтоб мир торжествовал!



Н.Заболоцкий

Откройся, мысль! Стань музыкою, слово, Ударь в сердца, чтоб мир торжествовал!

Слайд 24Корнесловный образ слова «музыка» в ходе изучения басни И.А.Крылова «Квартет»
Греческие корни

слова мудрость – София. Словом софийотис – мудрец древние греки называли не столько ученых-старцев, сколько «музыкантов, поэтов, художников, изобретателей, искусников» (Прот. Г. Дьяченко, с. 319).
Как известно, многие великие композиторы, художники, поэты, деятели искусства и мыслители создали свои лучшие произведения в юном возрасте, руководствуясь вдохновением. В словаре П. Черных высказывается предположение об этимологическом родстве слов мудрость и муза (т. 1, с. 547). Следовательно, музыка и мудрец слова однокоренные, так как музыка- это союз муз. Музыка – мудрость жизни.
Корнесловный образ слова «музыка» в ходе изучения басни И.А.Крылова «Квартет» Греческие корни слова мудрость – София. Словом

Слайд 25Понимание корнесловного смысла слов ум и мысль
Сопоставление их со словами

уменье, слух (уши), мудрость.
Выход на древние корни –У- и –М-
- Как связаны слова музыкант и уменье и почему «уши понежней»?
(Корнем У)

УМ – понимание стремления, то МУ – стремление к пониманию

- Музыка это что?
(Язык чувств, переживаний, мыслей т.е. мудрость души)
МУЗЫКА - МУДРОСТЬ ДУШИ

Понимание корнесловного смысла слов ум и мысль Сопоставление их со словами уменье, слух (уши), мудрость. Выход на

Слайд 26«Жена да убоится мужа своего»?
- И правильно ли мы его понимаем?
-

Может секрет сокрыт в слове «убоится»?
Разберём его по составу:
у- бо –ит – ся. В корне остаётся «БО».
корень БО = БОГ. Тогда жена боится не мужа, а боится нарушить клятву, слово, данное мужу перед Богом при венчании

«Жена да убоится мужа своего»?- И правильно ли мы его понимаем?- Может секрет сокрыт в слове «убоится»?

Слайд 28 Слово язык в своей этимологии восходит к тому же корню,

что и слова связь, вязать, узы, яз, я. Собрание людей одного рода, звания и достоинства традиционно именуется ликом.
«Лик ангельский – собрание ангелов одного достоинства и звания». (прот. Григорий Дьяченко, Полный церковнославянский словарь, с.283).
Слово язык в своей этимологии восходит к тому же корню, что и слова связь, вязать, узы,

Слайд 29Эти слова восходят к одному и тому же древнему корню *яз/уз

и содержат внутренний образ оторванности от отечественного языка, одичания, отсутствие узды – сдерживающего начала в психике

развязность
бессвязность
необузданность
разнузданность

Эти слова восходят к одному и тому же древнему корню *яз/уз и содержат внутренний образ оторванности от

Слайд 30 Слово личность происходит от более древнего однокоренного слова лик. Следовательно,

человека, связанного корнесловными узами родства с ликом предков, можно называть языковой личностью.

Общий корень родственных слов личность, лик, лицо по мнению некоторых этимологов, в частности, Н.М. Шанского, восходит к образу литья, отливки.
Глагол лить, в свою очередь, согласно словарю П.Я.Черных связан с индоевропейским корнем *lei\loi- «течь», «капать». Образные устойчивые выражения типа он – вылитый отец; они похожи как две капли воды также отражают живую корнесловную связь личности с образом капли.
Слово личность происходит от более древнего однокоренного слова лик. Следовательно, человека, связанного корнесловными узами родства с

Слайд 31Спектакль «Лицей, который не кончается»

Спектакль  «Лицей, который не кончается»

Слайд 32 А.Пушкин – Федосеев Денис, И.Пущин – Учаев Никита, Антон Дельвиг

– Борошнев Павел (9 кл.)
А.Пушкин – Федосеев Денис, И.Пущин – Учаев Никита, Антон Дельвиг – Борошнев Павел (9 кл.)

Слайд 33


«Лицей, который не кончается» (о Пушкине А.С. и его

лицейских друзьях), 2009
«С любовью в сердце и войной в судьбе» (по произведениям писателей-фронтовиков) Литературно-музыкальная композиция
3 место. в региональном конкурсе «Тебе, Россия!», г. Углич, 2010
«Гуси-лебеди». («С любовью в сердце и войной в судьбе»)Спектакль по рассказу К.Воробьёва , 2010

«Под сенью дружных муз». Спектакль был приурочен к 200-летию Царскосельского Лицея - 19 октября 2011

«Соловей» спектакль по сказке Г.Х. Андерсена.
Диплом «Лучшая сценография» в рамках XIV областного фестиваля детского и юношеского творчества «Радуга», 2012

«Уж постоим мы головою за Родину свою!» Литературная композиция о войне 1812года , 2012

«Маленький Принц» Спектакль-размышление о пороках и добродетелях. Муниципальное мероприятие «Парад интеллектуальных побед», 2014

Спектакли театральной мастерской «Глобус»:

«Лицей, который не кончается» (о Пушкине А.С. и его лицейских друзьях), 2009«С любовью в сердце и

Слайд 34Вывод
С корнесловом становится возможным направлять ассоциативное мышление учащихся на живое творческое

восприятие учебного материала и содействовать формированию устойчивых и богатых словесных ассоциаций, свойственных нашему отечественному языку.

ВыводС корнесловом становится возможным направлять ассоциативное мышление учащихся на живое творческое восприятие учебного материала и содействовать формированию

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть