Слайд 1Корнесловно-смысловой
метод обучения
Презентация опыта
учителя русского языка и литературы МОУ Ломовской
СОШ
Рыбинского МР, Ярославской области
Рыбаковой Елены Васильевны
2011 г.
Слайд 2 Министр просвещения, президент Российской Академии Наук, адмирал. Основатель корнесловно-смыслового исследования
слова
Александр Семёнович Шишков
Слайд 3Язык наш - древо жизни на земле и отец наречий иных.
Язык
подобен древу: в нем также от корня идет слово, и от ветви родится ветвь Все языки суть, без сомнения, потоки, текущие из одного первобытного источника.
А.С.Шишков
Слайд 4После А. С. Шишкова никто не проявлял такой интерес к корнеслову.
Одних ветвей словесных он восстановил около шести тысяч. Сегодня для такого объема исследований нужны были бы институты. Шишков сделал все главные открытия интуитивно. Ныне они доказываются наукой опытно.
Слайд 5Понятие о корнеслове.
Корнеслов – это первоначальная корневая система, от которой
происходит словарный состав нашего родного языка
( В.В.Семенцов)
Корнеслов - словарь, в котором указывается происхождение слов от первоначальных корней»
(Словарь русского языка АН СССР, 1958, т.2, с.137)
Слайд 6Цель метода:
Уберечь растущего человека от трагических заблуждений и тупиков на жизненном
пути, от разрушения сознания - исцелить языковую личность
Дать четкое представление о местонахождении ученика относительно начала и конца как мироздания, так и своей жизни на этом свете
Противостоять нейролингвистическому программированию личности ребенка
Перейти от формально-грамматического преподавания русского языка к корнесловному смысловому методу обучения
Слайд 7По наблюдениям кандидата педагогических наук В.В.Семенцова, директора православной светской школы «Гуманитарий»,
разработавшего основные положения корнесловного смыслового метода обучения:
«Слова родного языка, усваиваемые ребёнком с первых дней жизни, непосредственно участвуют в обустройстве его внутреннего мира. Своеобразная картина мира и симфония чувств каждого из нас могут быть рассмотрены как плоды поэтического творчества – сочинения внутреннего словесного текста».
Будучи произнесёнными, наши представления связываются в тексты внешние, т.е. потоки речи.
Слайд 8
К примеру, указание на единый этимологический корень терминов предложение, подлежащее, предлог,
залог, слог позволяет учащимся живо и образно представить себе процесс порождения речи; дает пищу для самостоятельных догадок о правилах построения предложений.
Предложить ученикам образцы истины, т.е. не то, что сложно, а то, что просто (стоять, восстановить), то, что ему предстоит.
Тогда представления ученика будет ближе истине («пред Богом предстоят»)
Дальнейшее указание на тот же корень в слове ложь способствует уже не просто тренировке ума, но воспитанию мудрости и способности глубокого философского восприятия стихотворения Тютчева Silentium («мысль изреченная есть ложь»).
Слайд 9Формы и методы работы со словами
– Построение и описание корнеслова предметной
области
- нахождение родовых и видовых признаков слов;
– сравнение научного и житейского толкования;
– выделение ключевых слов темы в тексте, в рассказе учителя.
- приемы нахождения ключевых слов в тексте с целью их корнесловного разъяснения и осмысления.
– составление логической цепочки, рассказа
Слайд 10Этапы корнесловного урока
1. Подготовка почвы к восприятию корнесловного образца
2.Откровение истинного
представления в названном понятии.(Пахота)
3. Привитие вкуса к корнесловному осмыслению текста урока
4.Покров и уход за укореняющимися и прививающимися живыми представлениями.
Слайд 11Толкование слов к уроку по теме
«Нравственное становление Петра Гринёва»
ЧЕСТЬ –
В.Даль: внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть). (Дай Бог тому честь, кто умеет ее снесть. Была и честь, да не умел ее снесть, Чести дворянин не покинет, хоть головушка погинет.)
Честный, в ком или в чем есть честь, достоинство, благородство, доблесть и правда. - человек, прямой, правдивый, неуклонный по совести своей и долгу; надежный в слове, кому во всем можно доверять.
ЧЕСТЬ – чета, считаю, читать почтенье - с кем сочетаешься (Чти отца и мать. Беречь того, с кем сочетаешься)
- Дайте ваше толкование слова СТАНОВЛЕНИЕ.
Подберите однокоренные слова:
становиться, стал, стоит, устоит, настояние, состояние, настоящее, достоинство
(от *est –есть) Достоинство - Н. Шанский: «образование от достой «сообразность», производного от достояти «быть достойным». Буквально – «такой, какой следует, каким должен быть».
Уточнение: «такой, каким должен стать».
Слайд 12 ( Нрав - одна половина или одно из двух
основных свойств духа человека: Ум и нрав слитно образуют Дух (душу, в высшем знач.); ко нраву относятся, как понятию подчинения: воля, любовь, милосердие, страсти и пр., а к уму: разум, рассудок, память и пр. Согласный союз нрава и ума, сердца и думки, образует стройность, совершенство духа; раздор этих начал ведет к упадку. Человек должен достигать такого же единства, но высшим путем: убежденьем, обузданьем страстей и умничанья, сознанием долга. |
Нравственный, противопол. телесному, плотскому: духовный, душевный. | Добронравный, добродетельный, благонравный; согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека, с долгом честного и чистого сердцем гражданинаНравъ – образ мыслей и чувствований, тоже, что сердечное расположение (Дьяченко)
НОРОВ – воля, желание, хотение
Нрав – характер, психические свойства, привычки, особенности поведения, связанные с чертами характера. Др.-рус. книж. Нравъ – стремление, желание, доблесть, добродетель, нравственность, обычай, привычки, образ действия (Срезневский) (П.Черных)
Слайд 13СУДЬБА - в мифологии, в иррационалистических философских системах, в обыденном сознании
неразумная и непостижимая предопределенность событий и поступков. В античности выступала как слепая, безличная справедливость (древнегреческая Мойра), как удача и случайность (древнегреческая Тюхе), как всеохватывающая непреложная предопределенность (фатум). Вера в судьбу часто связывалась с астрологией. Христианство противопоставило идее судьбы веру в божественное провидение. В кон. 19 в. понятие судьбы получило распространение в философии жизни. В обыденной речи часто означает: участь, доля, жизненный путь, стечение обстоятельств.
СУДЬБА -определение Всевышнего (Псал. 35,7) Участь, предназначенная человеку от Бога (Дьяченко)
СУД – состав слова: су + дъ(су – «вместе»; дъ (дело, деть) – ставить, устраивать. – «совместное постановление».
Однокоренные слова: суждение, рассудок, судьба.
Итак, наш внутренний самостоятельный суд – это мысленный выбор между суждением Бога, данным нам в заповедях и в совести, и собственным суждением.
Слайд 14-Как вы понимаете смысл слова трудный? (Высказывание собственного мнения учащихся: тяжёлый,
сложный)
ТРУД НЫЙ – ТРУД, ТРУДИТЬСЯ
- Что значит ТРУДИТЬСЯ (копать, пилить, шить, варить и т.д. - т.е. работать)? ТРУД
-Сравните ваши предположения с толкованием слова в словарях.
(Учащиеся зачитывают)
Индоевропейское – tr-eu-d (мять, жать, давить, щемить).
Общеславянское – trudъ, trudit (тяжелая ноша, досада, печаль).
Древнерусское – трудъ (работа, трудность, беспокойство, забота, страдание, скорбь, болезнь, горе).
Слайд 15
Почему рассказ называется «Хамелеон»?
Хамелеон - гумус – «земля, почва, прах»;
леон – «лев». Ср.: лат. homo; англ. Lion (лев). Меняется в зависимости от обстоятельств. Гроза насекомых и более мелких пресмыкающихся. Пожирает их подобно льву. Сам пресмыкается перед теми, кто больше него, подобно земному червю.
К какому отряду живых существ относят хамелеона биологи? –
Пресмыкающиеся. Хамелеон - порода ящериц, быстро меняющих цвет кожи в зависимости от окружающей среды
Почему рассказ называется «Хамелеон»?
Слайд 16Пресмыкающиеся - пре- «очень, в высшей степени». Ср.: «прекрасный, прелестный, преподобный».
С- «соединяясь с землей, сливаясь с окружающим фоном». Ср.: «смычка, сходство, связь». Мыкает(ся) – тот же корень, что и в словах мука, мучать, мытарь, мыто «побор, налог, дань».
Ср.: «с узелком в руке»; «с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником».
Слайд 17Тварь – от глагола творить – индо-европейский корень. *tuor- «охватывать, обрамлять».
Однокоренное с твердый. Дословно: «придавать форму, образовывать, создавать». Тварь – это живое создание, материальное воплощение воли Творца.
Благородие – Сочетание корней благ(о) и род (ие):
Благо - В. Даль: «добро, все доброе, полезное, служащее нашему счастью». Благо — хорошо». «...благо буквально – богатство»
Род – Производное от той же основы, что и рост, расти. То, что выросло, выращено. Того же корня лат. Arbor «дерево»
Слайд 18БЛАГОРОДИЕ
Таким образом, благородие – это богоподобное существо, возрастающее от земли
к Небу. Человек, в отличие от других земнородных Божиих тварей, сотворен из земного праха не «по роду своему», а по образу и подобию Бога.
Слайд 19ВЫВОД
- Чем платят «пресмыкающиеся львы - хамелеоны» за свои должности,
материальное благополучие и временную безнаказанность?
- Своим человеческим достоинством и благородством.
Слайд 20Ассоциации слова «домострой» и работа со словарём в ходе изучения «Песни
о купце Калашникове» М.Ю. Лермонтова
Слово это сложное, оно состоит из двух частей: дом и строй. Заглянем в словарь В.И.Даля:
ДОМ – строение для житья; хоромы (в городе); изба со всеми ухожами и хозяйством (в деревне) || Семейство, семья, хозяева с домочадцами || Род, поколение.
СТРОЙ – ряд, порядок, расположение, постановка подряд || Лад, устройство, распорядок, согласие || Строитель, попечитель, блюститель (устар).
Слайд 21Ключевое слово каждой части:
ПРАВОСЛАВИЕ
ОТЕЧЕСТВО
СЕМЬЯ
БЫТ
Получается, что для православного человека жизнь организуется
в виде “лесенки”, и если мы будем подниматься по ней снизу, то окажется, что низшим можно жертвовать в случае необходимого выбора ради высшего: бытом — ради мира в семье, домашним счастьем, покоем — ради сохранения отечества или ради истинной веры.
Слайд 23Откройся, мысль! Стань музыкою, слово,
Ударь в сердца, чтоб мир торжествовал!
Н.Заболоцкий
Слайд 24Корнесловный образ слова «музыка» в ходе изучения басни И.А.Крылова «Квартет»
Греческие корни
слова мудрость – София. Словом софийотис – мудрец древние греки называли не столько ученых-старцев, сколько «музыкантов, поэтов, художников, изобретателей, искусников» (Прот. Г. Дьяченко, с. 319).
Как известно, многие великие композиторы, художники, поэты, деятели искусства и мыслители создали свои лучшие произведения в юном возрасте, руководствуясь вдохновением. В словаре П. Черных высказывается предположение об этимологическом родстве слов мудрость и муза (т. 1, с. 547). Следовательно, музыка и мудрец слова однокоренные, так как музыка- это союз муз. Музыка – мудрость жизни.
Слайд 25Понимание корнесловного смысла слов ум и мысль
Сопоставление их со словами
уменье, слух (уши), мудрость.
Выход на древние корни –У- и –М-
- Как связаны слова музыкант и уменье и почему «уши понежней»?
(Корнем У)
УМ – понимание стремления, то МУ – стремление к пониманию
- Музыка это что?
(Язык чувств, переживаний, мыслей т.е. мудрость души)
МУЗЫКА - МУДРОСТЬ ДУШИ
Слайд 26«Жена да убоится мужа своего»?
- И правильно ли мы его понимаем?
-
Может секрет сокрыт в слове «убоится»?
Разберём его по составу:
у- бо –ит – ся. В корне остаётся «БО».
корень БО = БОГ. Тогда жена боится не мужа, а боится нарушить клятву, слово, данное мужу перед Богом при венчании
Слайд 28 Слово язык в своей этимологии восходит к тому же корню,
что и слова связь, вязать, узы, яз, я. Собрание людей одного рода, звания и достоинства традиционно именуется ликом.
«Лик ангельский – собрание ангелов одного достоинства и звания». (прот. Григорий Дьяченко, Полный церковнославянский словарь, с.283).
Слайд 29Эти слова восходят к одному и тому же древнему корню *яз/уз
и содержат внутренний образ оторванности от отечественного языка, одичания, отсутствие узды – сдерживающего начала в психике
развязность
бессвязность
необузданность
разнузданность
Слайд 30 Слово личность происходит от более древнего однокоренного слова лик. Следовательно,
человека, связанного корнесловными узами родства с ликом предков, можно называть языковой личностью.
Общий корень родственных слов личность, лик, лицо по мнению некоторых этимологов, в частности, Н.М. Шанского, восходит к образу литья, отливки.
Глагол лить, в свою очередь, согласно словарю П.Я.Черных связан с индоевропейским корнем *lei\loi- «течь», «капать». Образные устойчивые выражения типа он – вылитый отец; они похожи как две капли воды также отражают живую корнесловную связь личности с образом капли.
Слайд 31Спектакль
«Лицей, который не кончается»
Слайд 32 А.Пушкин – Федосеев Денис, И.Пущин – Учаев Никита, Антон Дельвиг
– Борошнев Павел (9 кл.)
Слайд 33
«Лицей, который не кончается» (о Пушкине А.С. и его
лицейских друзьях), 2009
«С любовью в сердце и войной в судьбе» (по произведениям писателей-фронтовиков) Литературно-музыкальная композиция
3 место. в региональном конкурсе «Тебе, Россия!», г. Углич, 2010
«Гуси-лебеди». («С любовью в сердце и войной в судьбе»)Спектакль по рассказу К.Воробьёва , 2010
«Под сенью дружных муз». Спектакль был приурочен к 200-летию Царскосельского Лицея - 19 октября 2011
«Соловей» спектакль по сказке Г.Х. Андерсена.
Диплом «Лучшая сценография» в рамках XIV областного фестиваля детского и юношеского творчества «Радуга», 2012
«Уж постоим мы головою за Родину свою!» Литературная композиция о войне 1812года , 2012
«Маленький Принц» Спектакль-размышление о пороках и добродетелях. Муниципальное мероприятие «Парад интеллектуальных побед», 2014
Спектакли театральной мастерской «Глобус»:
Слайд 34Вывод
С корнесловом становится возможным направлять ассоциативное мышление учащихся на живое творческое
восприятие учебного материала и содействовать формированию устойчивых и богатых словесных ассоциаций, свойственных нашему отечественному языку.